ДРАМСЕТ-КОРРЕКЦИЯ Российский патент 2017 года по МПК A61H1/00 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2635771C1

Драмсет-коррекция - способ развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом с использованием в качестве сенсорной мотивации барабанной установки -драмсет.

Изобретение относится к сфере педагогики и медицины, в частности дефектологии, нейропсихологии. Способ применим в медико-психолого-педагогическом сопровождении детей с детским церебральным параличом в процессе игровых коррекционных и развивающих занятий, а также при реализации адаптированных программ обучения.

Следствием поражения головного мозга при детском церебральном параличе (далее ДЦП) являются определенные нарушения центральной нервной системы, в том числе влияющие на развитие произвольной двигательной активности. Как правило, страдает координация движений, поддержание равновесия и позы в пространстве, что в совокупности с парезами и параличами, изменениями мышечного тонуса и гиперкинезами приводит к снижению собственной двигательной активности и возможности управлять собственными движениями. Развитие собственной двигательной активности ребенка с детским церебральным параличом является важной составляющей его общего развития. У ребенка с ДЦП недостаточно развиты координация движений и поддержание позы и равновесия в пространстве, но он чувствует собственные движения. При неполной возможности управлять движениями и потери контроля над собственным телом возникает страх, следствием чего является увеличение спастичности мышц. Это еще больше затрудняет выполнение физиологичных стереотипов движения и провоцирует развитие искаженных неконтролируемых двигательных навыков. Ребенку трудно изменить положение тела без помощи взрослого в связи с имеющимися нарушениями, возрастает риск развития контрактур. С целью предотвращения появления перечисленных нарушений уже с раннего возраста необходимо развивать координацию движений и поддержания позы в пространстве, формировать физиологичные двигательные стереотипы средствами мотивации собственной двигательной активности. Чтобы ребенок захотел сделать движение, необходимо его заинтересовать. С этой целью реализуют драмсет-коррекцию - комплекс из 24 коррекционно-развивающих сеансов, основанных на сенсорной мотивации собственной двигательной активности через игру на барабанной установке.

Драмсет-коррекцию реализуют в просторном кабинете. На полу находится ковер. Кабинет условно делят на зоны деятельности: зона для занятий на ударной установке; зона для развития познавательной сферы и для выполнения заданий за столом; зона для развития речи; зона для активного отдыха; зона для пассивного отдыха. В каждой зоне находится необходимый развивающий материал, подобранный индивидуально для ребенка и в соответствии с основной образовательной программой учреждения. В кабинете обязательно должны находиться столы и стулья для детей, родителей, для педагогов. Кабинет должен быть оснащен барабанной установкой стандартной комплектации, дидактическим материалом, логопедическим зеркалом, интерактивным стеклом для совместного рисования, музыкальными инструментами, мягкой мебелью для пассивного отдыха.

Драмсет-коррекционный комплекс состоит из 24 коррекционно-развивающих сеансов и разделен на три этапа (табл.1).

1 этап - адаптационно-диагностический, состоит из 5 сеансов.

Данный этап направлен на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно-двигательной координации в процессе манипулирования; мотивацию познавательной активности, эмоционально-делового общения с взрослым, мотивацию речевой активности. Специалист проводит углубленную диагностику уровней потенциального и актуального развития ребенка по основной образовательной программе.

Также на первом этапе проводят ознакомление со стандартными основами игры на барабанной установке: удерживание палочек, игровой замок, посадка, звукоизвлечение. Стандартные основы описаны в различных общедоступных учебных пособиях по обучению игре на барабанной установке.

2 этап - основной, состоит из 18 сеансов.

Данный этап ориентирован на реализацию основных направлений драмсет - коррекционного процесса и решение поставленных задач. На данном этапе осуществляют также развитие слухового восприятия: различение на слух образа звука (высота, длительность, вибрация, пауза); развитие зрительно-двигательной координации: глаз - рука, глаз-нога; развитие зрительно-двигательной координации: глаз-рука, глаз-нога при выполнении звукоизвлечения.

Данный этап предполагает мотивацию выполнения движений руками и ногами через извлечение единичных и парных звуков и развитие координации. В тех случаях, когда ребенок не может выполнять движения самостоятельно, специалист помогает ребенку приемом «рука в руке», сохраняя физиологичный стереотип движения.

На первом сеансе 2 этапа производится звукоизвлечение последовательно из тарелок и том-томов руками ребенка, из бас-барабана и хай-хета ногами ребенка при помощи специалиста.

На втором сеансе 2 этапа производится перекрестное единичное звукоизвлечение правая рука, левая нога, левая рука, правая нога, по 1 разу.

На третьем сеансе производится перекрестное единичное звукоизвлечение последовательно: правая рука, левая нога, левая рука, правая нога по 2 раза.

На четвертом сеансе 2 этапа производится перекрестное единичное звукоизвлечение последовательно: правая рука, левая нога, левая рука, правая нога по 3 раза.

На пятом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 1 разу.

На шестом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 2 раза.

На седьмом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 3 раза.

На восьмом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 1 разу.

На девятом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 2 раза.

На десятом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 3 раза.

На одиннадцатом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 1 разу.

На двенадцатом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 2 раза.

На тринадцатом сеансе 2 этапа производится парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 3 раза.

На четырнадцатом и пятнадцатом сеансах 2 этапа исключают искусственно зрительный анализатор из процесса мотивации собственной двигательной активности: специалист завязывает глаза ребенку. При отсутствии негативных реакций со стороны ребенка выполняют звукоизвлечение: с помощью, самостоятельно, по образцу;

На шестнадцатом, семнадцатом, восемнадцатом сеансах 2 этапа выполняют описанные выше звукоизвлечения с использованием метронома.

На втором этапе в ходе игровых коррекционно-развивающих сеансов реализуют накопление сенсомоторного опыта, создание положительного эмоционального фона:

- изучение ребенком ударной установки, ощупывание, рассматривание, прослушивание;

- игра по желанию: ребенок самостоятельно выбирает ритм, громкость звукоизвлечения, паузы;

- игра на ударной установке с музыкальным сопровождением, в соответствии со стандартными программами развития и коррекции.

- выполнение упражнений, расширяющих диапазон движений верхних и нижних конечностей, направляемых перекрестных действий руками и ногами с целью звукоизвлечения.

Движения ногами в голеностопном суставе при извлечении звуков должны быть аналогичны стереотипу ходьбы. При выполнении движений развивается проприоцептивная деятельность, ребенок испытывает желание услышать звук повторно и старается выполнить соответствующее действие самостоятельно. Необходимо максимально помогать ребенку при звукоизвлечении и словесно подкреплять действия.

3 этап - заключительный, включает один сеанс. На данном этапе проводят повторную диагностику уровней потенциального и актуального развития ребенка по основной образовательной программе, с целью выявления динамики и организации дальнейшей работы с ребенком. С родителями или лицами, их заменяющими, обсуждают все интересующие их вопросы.

Коррекционно-развивающий сеанс драмсет-коррекционного комплекса включает в себя три блока, каждый блок разделен на три компонента.

1 блок - вводная часть сеанса, продолжительность до 15 минут, в эту часть входят упражнения, подготавливающие ребенка к дальнейшей работе и формирующие интерес к занятию в целом.

1 компонент 1 блока, продолжительность до 5 минут, включает приветствие, визуальную оценку специалистом работоспособности ребенка в данный момент, выбор ребенком зоны деятельности в кабинете и соответствующего материала.

2 компонент 1 блока, продолжительность до 5 минут, включает направляемую специалистом деятельность ребенка в соответствующей зоне кабинета с использованием соответствующего потребностям ребенка коррекционного материала.

3 компонент 1 блока, продолжительность до 5 минут, включает переключение внимания ребенка на ударную установку и произвольную игру ребенка за ударной установкой с целью создания положительного эмоционального фона и ситуации успеха.

2 блок - основная часть сеанса, продолжительность до 15 минут, в этой части проводятся коррекционно-развивающие действия, методы, приемы через игру на ударной установке:

1 компонент 2 блока, продолжительность до 5 минут, включает переключение внимание ребенка на материал, находящийся в зоне деятельности, соответствующей необходимому коррекционно-развивающему процессу по основной образовательной программе учреждения.

2 компонент 2 блока, продолжительность до 5 минут, включает 3-4 вида упражнений по коррекции ведущего нарушения в рамках основной образовательной программы учреждения.

3 компонент 2 блока, продолжительность до 5 минут, включает переключение внимания ребенка на ударную установку, выполнение упражнений, расширяющих диапазон движений верхних и нижних конечностей, направляемых перекрестных действий руками и ногами с целью звукоизвлечения.

3 блок - заключительная часть сеанса, продолжительность до 15 минут. В нее входят игры на закрепление полученных навыков.

1 компонент 3 блока, продолжительность до 5 минут, включает активный или пассивный отдых, самостоятельный выбор ребенком зоны деятельности в кабинете.

2 компонент 3 блока, продолжительность до 5 минут, включает игры, соответствующие уровню развития ребенка в выбранной зоне деятельности.

3 компонент 3 блока, продолжительность до 5 минут, включает игру на ударной установке по желанию ребенка, завершение сеанса, прощание.

Известен комплекс упражнений на развитие межполушарного взаимодействия [Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. - 2007. - СПб.: Каро. - 271 с.]. В основе предлагаемых упражнений лежат перекрестные движения с пересечением средней линии тела в положении сидя и стоя.

Известен способ специальной тренировки - «гимнастика для мозга», предназначенный для интеграции и улучшения мозговых функций [Кудрявцева Г.Ю., Кузнецова О.В. Гимнастика для мозга: учебно-методические рекомендации, Новокузнецк, 2002. - 18 с.].

Известен способ стимуляции центральной нервной системы ребенка с задержкой психического развития (RU 2405523). Данный способ включает комплекс упражнений, состоящий из гомолатеральных, гетеролатеральных движений, упражнений на скручивание.

Известен применяемый в сфере начального и специального школьного образования способ улучшения способности к обучению, в котором реализуется комплекс упражнений, направленных на улучшение межполушарных связей [BRAIN GYM, Educational Kinesiology Foundation, №2003128 United States Patent and Trademark Office].

Недостатки способов:

1) Перечисленные способы ориентированы на выполнение механических движений без сенсорной мотивации, движения выполняются без эмоционального подкрепления;

2) При реализации данных способов минимально задействована слуховая анализаторная система, способы не предусматривают развитие слухо-двигательной координации;

3) При реализации данных способов навыки и умения, полученные при выполнении комплексов упражнений, не закрепляются в процессе игровых рутин;

4) Реализация данных способов не направлена на развитие познавательной деятельности в комплексе.

Задачей изобретения является разработка комплекса коррекционно-развивающих сеансов, основанных на сенсорной мотивации через игру на барабанной установке и направленных на развитие познавательной деятельности и мотивацию собственной двигательной активности у детей с детским церебральным параличом.

Техническим результатом изобретения является расширение диапазона физиологичных двигательных стереотипов верхних и нижних конечностей у детей с ДЦП через игру на барабанной установке и закрепление в игровых рутинах, а также развитие познавательной деятельности в соответствии со стандартными программами развития и коррекции. При правильном структурировании игровых сеансов с использованием ударной установки с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровней актуального и потенциального развития у детей накапливается сенсомоторный опыт, развивается слуховое восприятие, речь, зрительно-двигательная координация (глаз-рука, глаз-нога) и слухо-двигательная координация; совершенствуются двигательные навыки рук и ног, билатеральные навыки; развивается поддержание равновесия и позы в пространстве, ориентировочная деятельность; развивается аналитическое восприятие, мышление, память; повышается концентрация и устойчивость внимания; также развивается фонематический слух.

Технический результат достигается в процессе выполнения ряда диагностических, коррекционно-развивающих действий, методов, приемов через игру на ударной установке в комплексе игровых сеансов. Сеансы построены в игровой форме, что позволяет оптимизировать процессы развития и коррекции нарушений.

Технический результат определяет следующие задачи:

1. Провести диагностику развития ребенка; определить актуальный и потенциальный уровни развития ребенка; выявить индивидуальные особенности ребенка.

2. Определить комплекс коррекционно-развивающих действий, методов, приемов через игру на ударной установке.

3. Накопить сенсомоторный опыт.

4. Знакомить с основами игры на барабанной установке: удерживание палочек, игровой замок, посадка, звукоизвлечение; развивать слуховое восприятие, речь, зрительно-двигательную координацию (глаз-рука, глаз-нога); совершенствовать двигательные навыки рук и ног, билатеральные навыки; развивать поддержание равновесия и позы в пространстве, ориентировочную деятельность; развивать аналитическое восприятие, мышление, память; повышать концентрацию и устойчивость внимания; развивать фонематический слух в соответствии со стандартными программами развития и коррекции.

5. Реализовать комплекс коррекционно-развивающих действий, методов, приемов через игру на ударной установке, определенных в ходе первичной диагностики.

6. Провести заключительную диагностику развития ребенка.

В процессе драмсет-коррекции соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.

Пример 1.

Ева Д. возраст - 4 года, диагнозы: ДЦП, спастическая диплегия, задержка психического развития. В процессе адаптационно-диагностического этапа были выявлены следующие особенности развития ребенка: внимание недостаточно устойчивое, на контакт шла не сразу; в познавательной сфере развитие ниже возрастной нормы; навыки моторики были сформированы недостаточно - девочка самостоятельно не могла сидеть, ползать, ходить; захваты ладонный, щепотный, пинцетный, полупинцентный, не были сформированы. Отмечались затруднения в поддержании равновесия и позы в пространстве. Девочка испытывала затруднения при выполнении движений руками и ногами, в связи с чем не испытывала желания выполнять какие-либо действия; присутствовали реакции протеста и негативные реакции.

По результатам первичной диагностики были определены направления драмсет-коррекционного процесса:

1) Развитие поддержания равновесия и позы в пространстве в процессе игры на ударной установке в положении сидя;

2) Расширение диапазона физиологичных движений верхних и нижних конечностей через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

3) Развитие функциональных движений кисти и пальцев через звукоизвлечение из компонентов ударной установки и удерживание барабанных палочек в соответствии с общепринятыми образами;

4) Развитие зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации движений;

5) Развитие слухового восприятия через выявление различий звучания компонентов ударной установки;

6) Повышение концентрации и устойчивости внимания в процессе звукоизвлечения;

7) Развитие познавательной деятельности и речевой активности в соответствии со стандартной программой развития дошкольных образовательных отделений.

Комплекс сеансов реализовывался в соответствии с планом в течение трех месяцев, при организации драмсет-коррекционного процесса учитывались индивидуальные особенности ребенка.

По результатам заключительной диагностики были выявлены следующие положительные изменения в развитии ребенка:

- девочка может самостоятельно раскрывать ладони, удерживать предметы, исследовать их пальцами;

- отмечена возможность поддержания равновесия в положении сидя, Ева может сидеть самостоятельно без поддержки на стульчике и на полу, при этом выполнять руками действия с предметами;

- отмечена возможность произвольного движения в голеностопном суставе, аналогичного движению при ходьбе;

- девочка стоит, держась за опору одной рукой, при этом другой может тянуться за интересующим предметом;

- в развитии познавательной деятельности по стандартной коррекционно-развивающей программе отмечено повышение активности, внимание стало более устойчивым, в речи присутствуют фразы.

Пример 2.

Павел Б., 6 лет. Диагнозы: ДЦП, спастическая диплегия; задержка психического развития. В процессе адаптационно-диагностического этапа были выявлены следующие особенности развития ребенка: внимание недостаточно устойчивое; навыки моторики были сформированы недостаточно в связи с недостаточной зрительно-двигательной и слухо-двигательной координацией; захваты, пинцетный и полупинцетный, были сформированы недостаточно. Отмечались затруднения в поддержании равновесия и позы в пространстве в вертикальном положении стоя и при ходьбе. Мальчик испытывал затруднения при выполнении движений в голеностопных суставах.

По результатам первичной диагностики были определены направления драмсет-коррекционного процесса:

1) Развитие поддержания равновесия и позы в пространстве в процессе игры на ударной установке в положении сидя и стоя;

2) Расширение диапазона физиологичных движений верхних и нижних конечностей через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

3) Развитие полупинцетного и пинцетного захватов через звукоизвлечение из компонентов ударной установки и удерживание барабанных палочек в соответствии с общепринятыми образами;

4) Развитие зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации движений;

5) Развитие слухового восприятия через выявление различий звучания компонентов ударной установки;

6) Повышение концентрации и устойчивости внимания в процессе звукоизвлечения;

7) Развитие познавательной деятельности и речевой активности в соответствии со стандартной программой развития и коррекции.

Комплекс сеансов реализовывался в соответствии с планом в течение трех месяцев, при организации драмсет-коррекционного процесса учитывались индивидуальные особенности ребенка.

По результатам заключительной диагностики были выявлены следующие положительные изменения в развитии ребенка:

- мальчик ходит более уверенно, пытается бегать, приседает;

- отмечена возможность поддержания равновесия в положении стоя самостоятельно;

- отмечена возможность физиологичного произвольного движения в голеностопном суставе, аналогичного движению при ходьбе;

- сформированы полупинцетный и пинцетный захваты;

- в развитии познавательной деятельности по стандартной коррекционно-развивающей программе отмечено повышение активности, внимание стало более устойчивым.

Пример 3.

Михаил Б., 6 лет. Диагнозы: ДЦП, спастическая диплегия; задержка психического развития. В процессе адаптационно-диагностического этапа были выявлены следующие особенности развития ребенка: внимание недостаточно устойчивое; навыки моторики были сформированы недостаточно в связи недостаточной зрительно-двигательной и слухо-двигательной координацией; захваты, пинцетный и полупинцетный, были сформированы недостаточно. Отмечались затруднения в поддержании равновесия и позы в пространстве в вертикальном положении стоя и при ходьбе. Мальчик испытывал затруднения при выполнении движений в голеностопных суставах.

По результатам первичной диагностики были определены направления драмсет-коррекционного процесса:

1) Развитие поддержания равновесия и позы в пространстве в процессе игры на ударной установке в положении стоя и сидя;

2) Расширение диапазона физиологичных движений верхних и нижних конечностей через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

3) Развитие полупинцетного и пинцетного захвата через звукоизвлечение из компонентов ударной установки и удерживание барабанных палочек в соответствии с общепринятыми образами;

4) Развитие зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации движений;

5) Развитие слухового восприятия через выявление различий звучания компонентов ударной установки;

6) Повышение концентрации и устойчивости внимания в процессе звукоизвлечения;

7) Развитие познавательной деятельности и речевой активности в соответствии со стандартной программой и коррекции.

Комплекс сеансов реализовывался в соответствии с планом в течение трех месяцев, при организации драмсет-коррекционного процесса учитывались индивидуальные особенности ребенка.

По результатам заключительной диагностики были выявлены следующие положительные изменения в развитии ребенка:

- мальчик ходит более уверенно;

- отмечена возможность поддержания равновесия в положении стоя самостоятельно;

- отмечена возможность физиологичного произвольного движения в голеностопном суставе, аналогичного движению при ходьбе;

- сформированы полупинцетный и пинцетный захваты;

- в развитии познавательной деятельности по стандартной коррекционно-развивающей программе отмечено повышение активности, внимание стало более устойчивым.

Пример 4.

Аксинья П., возраст - 4 года. Диагнозы: ДЦП, атонически-астатическая форма, задержка психического развития.

В процессе адаптационно-диагностического этапа были выявлены следующие особенности развития ребенка: внимание недостаточно устойчивое; отсутствовала мотивация в достижении результатов; девочка не выполняла действий с предметами согласно их функциям, не удерживала в руках предметы; познавательная активность была на низком уровне, навыки моторики были сформированы недостаточно - девочка самостоятельно не могла стоять, ходить; ладонный захват носил рефлекторный характер. Отмечались затруднения в поддержании равновесия и позы в пространстве. Девочка испытывала затруднения при выполнении движений руками и ногами, действия были хаотичны и нецеленаправленны.

По результатам первичной диагностики были определены направления драмсет-коррекционного процесса:

1) Развитие мотивации двигательной активности, выполнение действий с сенсорным подкреплением через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

2) Развитие поддержания равновесия и позы в пространстве в процессе игры на ударной установке в положении сидя;

3) Расширение диапазона физиологичных движений верхних и нижних конечностей через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

4) Развитие функциональных движений кисти и пальцев через звукоизвлечение из компонентов ударной установки и удерживание барабанных палочек в соответствии с общепринятыми образами;

5) Развитие зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации движений;

6) Развитие слухового восприятия через выявление различий звучания компонентов ударной установки;

7) Повышение концентрации и устойчивости внимания в процессе звукоизвлечения;

8) Развитие познавательной деятельности и речевой активности в соответствии со стандартной программой развития коррекции.

Комплекс сеансов реализовывался в соответствии с планом в течение трех месяцев, при организации драмсет-коррекционного процесса учитывались индивидуальные особенности ребенка.

По результатам заключительной диагностики были выявлены следующие положительные изменения в развитии ребенка:

- девочка может самостоятельно и целенаправленно тянуться к предметам, брать предметы, используя ладонный захват;

- девочке стало доступно понимание функциональных особенностей простых предметов;

- девочка может манипулировать простыми предметами согласно их функциям (машина, мяч, ложка, стакан и другие, регулярно встречающиеся простые предметы);

- отмечена возможность поддержания равновесия в положении стоя, держась за опору;

- отмечена возможность произвольного движения в голеностопном суставе, аналогичного движению при ходьбе;

- девочка стоит, держась за опору одной рукой, при этом другой может тянуться за интересующим предметом;

- в развитии познавательной деятельности по стандартной коррекционно-развивающей программе отмечено повышение активности, внимание стало более устойчивым.

Пример 5.

Хусанбой К. возраст - 5 лет. Диагнозы: ДЦП, спастический парапарез нижних конечностей, задержка психического развития, общее недоразвитие речи.

В ходе адаптационно-диагностического этапа были выявлены следующие особенности развития ребенка: внимание недостаточно устойчивое; в познавательной сфере развитие ниже возрастной нормы, навыки моторики были сформированы недостаточно - мальчик самостоятельно не мог стоять, ходить; захваты пинцетный, полупинцетный не были сформированы. Отмечались затруднения в поддержании равновесия и позы в пространстве. Мальчик испытывал затруднения при выполнении движений руками и ногами; присутствовали ярко выраженные реакции протеста и негативные реакции при выполнении заданий.

По результатам первичной диагностики были определены направления драмсет-коррекционного процесса:

1) Развитие поддержания равновесия и позы в пространстве в процессе игры на ударной установке в положении сидя и стоя;

2) Расширение диапазона физиологичных движений верхних и нижних конечностей через звукоизвлечение из компонентов ударной установки;

3) Развитие функциональных движений кисти и пальцев через звукоизвлечение из компонентов ударной установки и удерживание барабанных палочек в соответствии с общепринятыми образами;

4) Развитие зрительно-двигательной и слухо-двигательной координации движений;

5) Развитие слухового восприятия через выявление различий звучания компонентов ударной установки;

6) Повышение концентрации и устойчивости внимания в процессе звукоизвлечения;

7) Развитие познавательной деятельности и речевой активности в соответствии со стандартной программой развития и коррекции.

Комплекс сеансов реализовывался в соответствии с планом в течение трех месяцев, при организации драмсет-коррекционного процесса учитывались индивидуальные особенности ребенка.

По результатам заключительной диагностики были выявлены следующие положительные изменения в развитии ребенка:

- мальчик может правильно использовать пинцетный и полупинцетный захваты;

- отмечена возможность поддержания равновесия в положении стоя, Хусанбой может стоять, держась за опору, при этом выполнять руками действия с предметами;

- пытается самостоятельно ходить без поддержки;

- отмечена возможность произвольного движения в голеностопном суставе, аналогичного движению при ходьбе;

- в развитии познавательной деятельности по стандартной коррекционно-развивающей программе отмечено повышение активности, внимание стало более устойчивым, в речи использует трехсложные слова.

План реализации драмсет-коррекции. Таблица 1

Похожие патенты RU2635771C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЗРЕВАНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 2005
  • Пуляевская Ольга Владимировна
  • Дзятковская Елена Николаевна
RU2286181C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
ИГРОВОЙ НАБОР ПСИХОЛОГА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2018
  • Дмитриев Дмитрий Владимирович
  • Айкин Владимир Николаевич
RU2699010C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2009
  • Колтунова Анна Алексеевна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Черемных Светлана Анатольевна
RU2405523C1
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНЫХ РЕФЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРОМОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2001
  • Ушаков А.А.
  • Симонова Т.Н.
  • Симонов В.Г.
RU2203610C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИГРЕ В БАДМИНТОН 2016
  • Таштариан Масуд
RU2639575C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2004
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Илюхина В.А.
  • Матвеев Ю.К.
  • Бережная Н.Ф.
  • Соколов А.Н.
  • Шаптилей М.А.
  • Чернышова Е.М.
  • Захирина Л.А.
  • Кривощапова М.Н.
RU2248227C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1998
  • Серганова Т.И.
RU2170054C2
Комплексный способ запуска, стимуляции и формирования диалоговой речи у детей 2022
  • Сорокина Наталья Анатольевна
RU2808348C1

Реферат патента 2017 года ДРАМСЕТ-КОРРЕКЦИЯ

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет. Способ реализуют в три этапа. 1 этап, адаптационно-диагностический, из 5 сеансов, включает диагностику уровней актуального и потенциального развития ребенка; накопление им сенсомоторного опыта путем ознакомления с основами игры на барабанной установке: удерживание палочек, игровой замок, посадка, звукоизвлечение. 2 этап, основной, из 18 коррекционно-развивающих сеансов, на которых производят звукоизвлечение последовательно из тарелок и том-томов руками ребенка, из бас-барабана и хай-хета ногами ребенка при помощи специалиста. Затем последовательно производят перекрестные единичные и парные звукоизвлечения в соответствии с формулой изобретения. Затем искусственно исключают зрительный анализатор ребенка из процесса мотивации собственной двигательной активности: специалист завязывает глаза ребенку при отсутствии негативных реакций, и выполняют звукоизвлечение: с помощью, самостоятельно и по образцу, выполняют звукоизвлечения с использованием метронома. Причем каждый коррекционно-развивающий сеанс включает постепенное усложнение выполняемых приемов - от приемов, соответствующих уровню развития ребенка и подготавливающих его к дальнейшей работе на драмсет, формирующих интерес к занятиям, до выполнения ребенком приемов перечисленных усложняющихся упражнений по звукоизвлечению, направленных на расширение диапазона движений конечностей. 3 этап, заключительный, 1 сеанс, для оценки достижений ребенка. Сеансы проводят в течение 3 мес, 2 раза в неделю, продолжительность от 45 мин. Способ обеспечивает расширение диапазона физиологичных двигательных стереотипов конечностей у детей с ДЦП через игру на ударной установке и закрепление в игровых рутинах, а также развитие познавательной деятельности, накопление сенсомоторного опыта, развитие слухового восприятия, речи, зрительно-двигательной координации (глаз-рука, глаз-нога), слухо-двигательной координации, билатеральных навыков, поддержания равновесия и позы в пространстве, ориентировочной деятельности, аналитического восприятия, мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, фонематического слуха. 1 табл., 5 пр.

Формула изобретения RU 2 635 771 C1

Способ драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом с использованием сенсорной мотивации с помощью барабанной установки -драмсет, который реализуют в три этапа:

1 этап, адаптационно-диагностический, состоит из 5 сеансов и включает диагностику уровней актуального и потенциального развития ребенка; накопление им сенсомоторного опыта путем ознакомления с основами игры на барабанной установке: удерживание палочек, игровой замок, посадка, звукоизвлечение;

2 этап, основной, состоит из 18 коррекционно-развивающих сеансов, в ходе основного этапа производят звукоизвлечение последовательно из тарелок и том-томов руками ребенка, из бас-барабана и хай-хета ногами ребенка, при помощи специалиста;

затем последовательно:

перекрестное единичное звукоизвлечение правая рука, левая нога, левая рука, правая нога, по 1 разу;

перекрестное единичное звукоизвлечение: правая рука, левая нога, левая рука, правая нога по 2 раза;

перекрестное единичное звукоизвлечение: правая рука, левая нога, левая рука, правая нога по 3 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 1 разу;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 2 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая рука, правая нога и левая нога по 3 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 1 разу;

парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 2 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и правая нога, левая рука и левая нога по 3 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 1 разу;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 2 раза;

парное звукоизвлечение: правая рука и левая нога, левая рука и правая нога по 3 раза;

затем искусственно исключают зрительный анализатор ребенка из процесса мотивации собственной двигательной активности: специалист завязывает глаза ребенку при отсутствии негативных реакций, и выполняют звукоизвлечение: с помощью, самостоятельно и по образцу;

выполняют звукоизвлечения с использованием метронома;

при этом каждый коррекционно-развивающий сеанс включает постепенное усложнение выполняемых приемов - от приемов, соответствующих уровню развитию ребенка и подготавливающих его к дальнейшей работе на драмсет, формирующих интерес ребенка к занятиям, до выполнения ребенком приемов перечисленных усложняющихся упражнений по звукоизвлечению, направленных на расширение диапазона движений верхних и нижних конечностей;

3 этап, заключительный, 1 сеанс, в ходе которого оценивают достижения ребенка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2635771C1

Казанские психологи с помощью африканских барабанов лечат ДЦП и аутизм, найдено [22.03.2017] из Интернет prokazan.ru/news/view/84125, дата размещ
Солесос 1922
  • Макаров Ю.А.
SU29A1
по адресу web.archive.org/web/20140329042934/http://prokazan.ru/news/view/84125
ТРЕНАЖЕР ДОЗИРОВАННЫХ МЫШЕЧНЫХ НАГРУЗОК С СИНХРОННЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ЗВУКОВОГО И СВЕТОВОГО СИГНАЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 2005
RU2320310C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1997
  • Богданов О.В.
  • Шелякин А.М.
  • Преображенская И.Г.
RU2122443C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 2012
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Горшунов Николай Викторович
RU2518130C2
WO 2013167126 А1, 14.11.2013
JP 3195495 U, 22.01.2015
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1

RU 2 635 771 C1

Авторы

Смирнова Анастасия Викторовна

Климович Александр Александрович

Лобанов Юрий Федорович

Даты

2017-11-15Публикация

2016-06-24Подача