Изобретение относится к области медицины, а именно детской стоматологии и может использоваться для гигиены полости рта у детей инвалидов с тяжелым нарушением двигательной активности, исключающей возможность самостоятельного полоскания и оплевывания или использования зубной щетки.
В настоящее время среди детского населения большой процент составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. Часть из них имеют тяжелые двигательные нарушения.
По данным исследований, стоматологический статус и особенности гигиенического воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями (с нарушениями опорно-двигательного аппарата), в сравнении со здоровыми детьми, характеризуются высокой частотой нарушений акта глотания и речевой артикуляции, заболеваний пародонта, адентий постоянных зубов, а также большей интенсивностью кариеса и заболеваний пародонта. Установлен низкий уровень гигиенических стоматологических знаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Сложность проведения гигиенических манипуляций в полости рта у детей с тяжелыми двигательными нарушениями обусловлена наличием симптомов поражения центральной нервной системы, такими как гиперкинезы и гипотония артикуляционных и жевательных мышц, судороги, сенсорные нарушения, сиалорея, контрактуры суставов. Все вышеперечисленное диктует необходимость создания способа ухода за полостью рта для таких детей без необходимости полоскания полости рта, исключающего возможность попадания средств гигиены внутрь.
Известно, что причиной основных стоматологических заболеваний (кариеса и пародонтита) у детей является зубной налет и зубная бляшка. Зубная бляшка представляет собой наиболее сложный и многокомпонентный биотип ротовой полости, в состав которого входят практически все представители полости рта. Собственно зубная бляшка представляет собой своего рода биопленку, образованную скоплениями бактерий в конгломерате протеинов и полисахаридов. Бляшкообразование начинается с взаимодействия кислых гликопротеинов слюны с ионами Са2+ зубной эмали, одновременно основные группы гликопротеинов реагируют с фосфатами гидроксиапатитов с образованием пелликулы на поверхности зуба. Биопленка облегчает микробную колонизацию поверхности зуба и первыми появляются стрептококки - S. sanguis, S. salivarius, а затем и прочие представители микрофлоры. Мягкий зубной налет прилегает к клеткам полости рта неплотно, поэтому его относительно легко удалить. Если это не сделать, зубной налет способствует образованию зубной бляшки. Стрептококки способствуют разложению углеводов до образования декстрана, основного склеивающего компонента зубной бляшки, и левана, разлагающегося в дальнейшем до кислот. Зубная бляшка прикреплена к поверхности зуба довольно плотно и удалить ее значительно сложнее, чем зубной налет.
Наиболее эффективной и реально осуществимой стратегией борьбы с кариесом и пародонтитом является гигиена полости рта и пропаганда методов ухода за зубами в домашних условиях. Остатки пищи, являющиеся питательной средой для Streptococcus mutans (микроорганизма, играющего ключевую роль в развитии кариеса зубов), должны регулярно и вовремя удаляться. Родителям и лицам, осуществляющим уход за детьми, необходимо регулярно проводить детям гигиенические процедуры по очищению полости рта.
Как средство профилактики кариеса хорошо зарекомендовал себя ксилит СН2ОН(СНОН)3СН2ОН - безопасный натуральный подсластитель. Его добавляют в состав зубных паст, ополаскивателей для полости рта, жевательные резинки, конфеты [Г.Е. Афиногенов, д.м.н., проф. А.Г. Афиногенова, к.ф.н. Е.Н. Доровская, С.К. Матело, Влияние ксилита в составе зубных паст на специфическую адгезию некоторых клинических штаммов микроорганизмов полости рта, Стоматология детского возраста и профилактика, 2(25) - 2008, С.73-78].
Ксилит - это натуральное сладкое вещество, которое в природе присутствует в овощах и фруктах и есть даже в человеческом организме. Он обладает сладким вкусом. В отличие от обычных Сахаров (присутствующих в молоке, соке, в составе большинства смесей детского питания), химическая структура которых содержит шесть атомов углерода, ксилит имеет только пять углеродных атомов. Streptococcus mutans использует в качестве источника энергии углеводы с шестью атомами углерода. Ксилит, который содержит пять атомов углерода, усваивается бактериями очень медленно, более того, он ингибирует рост и размножение Streptococcus mutans. Показано, что потребление ксилита практически не снижает рН зубного налета. Регулярное использование ксилита фактически прекращает рост бактерий, вызывающих кариес и заболевания десен. Ксилит конкурирует с шестиатомными сахарами в процессе трансмембранного переноса, а также в метаболических процессах внутри клетки. В отличие от метаболизма шестиатомных Сахаров, который приводит к высвобождению энергии и способствует бактериальному росту, при расщеплении бактериями Streptococcus mutans ксилита энергия только расходуется, но не высвобождается. Более того, при метаболизме ксилита промежуточные соединения, являющиеся источниками энергии, поглощаются, но не воспроизводятся. Кроме того, как показали исследования, ксилит снижает выработку бактериальной клеткой и концентрацию в слюне декстрана, обеспечивающего прикрепление бактериальной клетки к поверхности зуба. [Попова Н.С. Обоснование включения гигиенических средств с ксилитом в программу антенатальной профилактики кариеса раннего детского возраста, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.м.н., Москва - 2013].
В настоящее время для удаления зубного налета и зубной бляшки используются различные средства гигиены.
Наиболее широкое распространение среди населения получили зубные щетки различной модификации, лечебно-профилактические зубные пасты и полоскания, применяемые для улучшения гигиенического состояния полости рта.
Однако при всех своих положительных свойствах, в том числе простоте и доступности, все способы, использующие зубные щетки, не обеспечивают очистки всех поверхностей зубов, и, кроме того, способны стирать тонкий слой эмали передней поверхности зубов и могут травмировать мягкие ткани. Кроме этого, у детей инвалидов при использовании зубной пасты всегда есть вероятность ее заглатывания. Полоскания также не могут обеспечить очистку зубов в достаточной степени, а дети инвалиды часто не могут прополоскать рот. В связи с этим получило известность применение различных комбинированных средств и способов, предназначенных для повышения эффективности оказываемого профилактического и лечебного воздействия.
Предложена салфетка для обработки полости рта и зубов, а также зубных протезов и имплантов, так и при осуществлении лечебных процедур как самостоятельно, так и с помощью стоматолога, а также в больничных отделениях: реанимации, хирургии, сердечно-сосудистой терапии, гастроэнтерологии, неврологии и в домах престарелых. Влажная гигиеническая салфетка для ухода за ротовой полостью и зубами содержит тканевую гидрофильную основу и лекарственное средство, выполненное в виде пропитки, содержащей композицию из эфирных масел эвкалипта, мяты, чабреца, аниса, водной суспензии прополиса, растворенных в водном растворе глицерина [Колесникова Валерия Георгиевна.- Влажная гигиеническая салфетка для ухода за ротовой полостью и зубами патент РФ 2533226 С1, 2014 г.]. Однако эфирные масла, содержащиеся в ней, могут вызывать неприятные ощущения и аллергические реакции у детей-инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями.
По наиболее близкой технической сущности в качестве прототипа нами выбран способ гигиены полости рта, заключающийся в механическом удалении зубного налета с использованием салфеток из нетканного материала, пропитанных ксилитом. Очистить такая салфетка может 1-2 зуба. Рекомендуется очищать фронтальную группу зубов, поскольку первыми прорезываются именно эти зубы. После прорезывания боковых зубов авторы метода рекомендуют использовать для гигиены полости рта зубную щетку. Салфетки рекомендуется использовать, начиная с возраста 4-6 месяцев. Использование таких салфеток - это сочетание механического удаления налета и создания в полости рта здоровой среды, препятствующей развитию кариеса. [Н.В. Березина, В.Ю. Хитров, Л.В. Шпренгер Применение салфеток Spiffies для профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста, Практическая медицина, 1(33)-2009. С. 29-31].
Использование способа, выбранного нами в качестве прототипа, возможно и у такой категории пациентов, как дети инвалиды с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот и сплевывать, а также использовать зубные щетки.
Недостатком способа, выбранного нами в качестве прототипа, является недостаточно высокая эффективность качества механического удаления зубного налета, являющаяся риском развития кариеса и заболеваний пародонта у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки.
Задачей изобретения является снижение риска развития кариеса и заболеваний пародонта у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки.
Техническим результатом изобретения является снижение индекса гигиены полости рта, а также индексов, характеризующих уровень воспаления пародиста (РМА) и состояние твердых тканей зубов (ТЭР-тест) у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки, за счет повышения эффективности качества механического удаления зубного налета.
Технический результат изобретения достигается тем, что зубы и десны последовательно посегментно орошают раствором ксилита в концентрации 10%, после орошения каждого сегмента зубного ряда осуществляют механическое удаление зубного налета с помощью марлевых салфеток, начиная с первого сегмента верхней челюсти и заканчивая четвертым сегментом нижней челюсти, от моляров до резцов круговыми движениями от пришеечной части зуба к буграм и режущему краю.
Способ осуществляется следующим образом
Способ реализуется в домашних условиях или в условиях хосписа, интерната. Ребенок с ОВЗ находится в инвалидном кресле или на руках у родителя (спиной к груди) и лицом к тому человеку, который будет проводить уход за полостью рта. Рекомендуется делать это утром после завтрака и вечером перед сном. Если ребенок находится на энтеральном питании, то уход за полостью рта осуществляют 1 раз в день утром.
Голова ребенка должна быть зафиксирована на спинке инвалидного кресла или на груди родителя.
Раствор ксилита готовят заранее. Для приготовления раствора в емкость с распылителем наливают фильтрованную воду 100 мл, добавляют 10 мг сухого ксилита. Закрывают крышку и несколько раз встряхивают для размешивания. Для процедуры используются обычные марлевые салфетки 10×10 см.
Уход за полостью рта начинают с 1 сегмента верхней челюсти. Вначале наносят из распылителя на зубы и десну раствор ксилита, затем марлевой салфеткой круговыми движениями от пришеечной части зуба к буграм и режущему краю очищают зубы от моляров до резцов. Затем орошение проводят во втором сегменте верхней челюсти и снова механически от моляров к резцам круговыми движениями очищают зубы марлевой салфеткой. Далее переходят в третий сегмент нижней челюсти. Наносят раствор на область зубов и десны и салфеткой очищают поверхность зубов от моляров к резцам. Последним проводят процедуру в четвертом сегменте нижней челюсти.
Отличительные существенные признаки изобретения и причинно-следственная связь между ними и достигаемым техническим результатом:
- Дополнительно до механического удаления зубного налета зубы и десны полости рта орошают раствором ксилита в концентрации 10%.
Известно использование ксилита в составе для ПОЛОСКАНИЯ полости рта, а также использование в качестве добавки в состав зубных паст (Г.Е. Афиногенов, д.м.н., проф. А.Г. Афиногенова, к.ф.н. Е.Н. Доровская, С.К. Матело, Влияние ксилита в составе зубных паст на специфическую адгезию некоторых клинических штаммов микроорганизмов полости рта, Стоматология детского возраста и профилактика, 2(25) - 2008, С. 73-78).
Такой прием, как ОРОШЕНИЕ полости рта раствором, содержащим ксилит, с целью гигиены полости рта, неизвестен.
Поскольку микроорганизмы зубного налета являются условно-патогенной микрофлорой полости рта, они могут располагаться на слизистой оболочке десны, языка, неба и т.д. и при критических концентрациях способствовать формированию кариесгенного зубного налета (зубной бляшки). Поэтому ОРОШЕНИЕ раствором ксилита не только зубов, но и десен позволит реализовать его профилактическое действие в большей степени, в отличие от прототипа, характеризующимся воздействием ксилита только в области зубов.
Концентрация раствора ксилита подобрана в процессе исследования.
- Гигиенический уход осуществляют посегментно, поскольку детям инвалидам сложно удерживать голову долго в фиксированном состоянии.
- Орошение полости рта и следующее за ним удаление зубного налета осуществляют последовательно посегментно, начиная с первого сегмента верхней челюсти и заканчивая четвертым сегментом нижней челюсти, при этом очищают зубы от моляров до резцов круговыми движениями от пришеечной части зуба к буграм и режущему краю. Это позволяет более эффективно удалить зубной налет и защитить от его попадания в зубо-десневую борозду.
Совокупность существенных отличительных признаков является новой и снижает индекс гигиены полости рта, а также индексы, характеризующие уровень воспаления пародиста (РМА) и состояние твердых тканей зубов (ТЭР-тест) у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки, за счет повышения эффективности качества механического удаления зубного налета что снижает риск развития кариеса и заболеваний пародонта у данной категории пациентов.
Приводим клинический пример:
Пример 1. Пациент А., 8 лет.
Детский церебральный паралич, тяжелые двигательные нарушения. Уход за полостью рта затруднен из-за гипертонуса жевательных мышц. Ранее пытались чистить зубы щеткой и пастой, но у ребенка процедура вызывала усиление судорожного синдрома. Временные зубы все поражены кариесом, вылечены под наркозом. Гингивит катаральный. Сужение верхней челюсти. Кариес + пломба + удаленный зуб (КПУ) + интенсивность кариеса постоянных зубов - 4,3, тест эмалевой резистентности (ТЭР) - 62%, Индекс гигиены - 78% окрашенных поверхностей, РМА - 74%.
Мать ребенка обучена заявляемому способу гигиены полости рта. Осмотр через 6 месяцев: Гигиена полости рта у ребенка не вызывает негативной реакции, Индекс гигиены - 24% окрашенных поверхностей. Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) - 22%. Гингивит отсутствует. Тест эмалевой резистентности (ТЭР) тест - 22%.
Таким образом, данный клинический пример демонстрирует улучшение индекса гигиены полости рта, а также индексов, характеризующих уровень воспаления пародиста (РМА) и состояние твердых тканей зубов (ТЭР-тест) у пациента А., 8 лет.
Нами было проведено сравнение эффективности заявляемого способа с прототипом, то есть способом гигиены полости рта с использованием салфетки Асепта (Spifis). Обследовано 22 ребенка инвалида с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки. 10 детей обследованы по способу прототипу, а 12 детей - по заявляемому способу.
Эффективность определяли по следующим критериям:
Гигиеническое состояние полости рта оценивали с помощью индекса гигиены по О*Leary (1969). Индекс определялся путем окрашивания всех поверхностей всех зубов красителем на водной основе. Краситель окрашивал зубной налет (зубную бляшку). Рассчитывалось количество окрашенных поверхностей по отношения ко всем поверхностям (Таблица 1).
Как следует из таблицы 1, установлено, что при проведении гигиены полости рта салфетками Spins (Асепта), то есть при использовании способа прототипа, эффективность удаления зубного налета достоверно ниже, чем при использовании заявляемого способа.
Интенсивность заболеваний пародонта оценивали по индексу РМА в модификации Parma (1960).
Гигиеническое состояние полости рта оценивали с помощью индекса гигиены по O*Leary (1969).
Тест эмалевой резистентности (ТЭР-тест) определяли по Окушко В.Р.
Сравнительные результаты представлены в таблице 2.
Как видно из представленных данных в таблице 2, индекс гигиены по O*Leary у детей, которым проводилась гигиена заявляемым способом, составила после первой процедуры 41,27±5,41% окрашенных поверхностей, при регулярном использовании через 6 месяцев - 28,39±5,31% окрашенных поверхностей, тогда как у детей, которым проводилась очистка с помощью салфеток Spins, то есть, используя способ прототип, после первой процедуры индекс гигиены составил 78,29±3,42% окрашенных поверхностей, и через 6 месяцев - 65,29±3,19% окрашенных поверхностей.
Индекс РМА определяли на следующий день после первой процедуры. Установлено, что у детей, которым проводили гигиену полости рта заявляемым способом, индекс РМА после первой процедуры составлял 26,29±5,82%, а через 6 месяцев регулярного использования - 16,24±6,48%. У детей, которым проводили очистку зубов с помощью салфеток Spins, то есть, используя способ прототип, после первой процедуры индекс РМА составил 71,29±6,12%, а через 6 месяцев - 52,19±4,42%. Представленные данные демонстрируют достоверное снижение воспаления тканей пародонта при использовании заявляемого способа, по сравнению со способом прототипом, то есть очисткой зубов салфетками Spifis у детей-инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями.
Тест эмалевой резистентности у детей, которым проводили гигиену заявляемым способом, после первой процедуры составлял 60,21±4,48%, а через 6 месяцев достоверно улучшился до 23,32±4,72%, тогда как у детей, которым проводили очистку зубов с помощью салфеток Spifis, то есть по способу прототипу, после первой процедуры ТЭР-тест составил 61,23±6,41 и практически не изменился через 6 месяцев (60,23±5,45%). Достоверное улучшение теста эмалевой резистентности через 6 месяцев у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями доказывает эффективность заявляемого метода.
Таким образом, заявляемый способ гигиены полости рта у детей снижает индекс гигиены полости рта, а также индексы, характеризующие уровень воспаления пародиста (РМА) и состояние твердых тканей зубов (ТЭР-тест) у детей инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями, которые не могут самостоятельно прополоскать рот, а также использовать зубные щетки, за счет повышения эффективности качества механического удаления зубного налета, что снижает риск развития кариеса и заболеваний пародонта у данной категории пациентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ БРЕКЕТ-СИСТЕМОЙ | 2005 |
|
RU2285922C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И ГИНГИВИТА | 2009 |
|
RU2401663C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА "МИКРОДЕНТ" | 1996 |
|
RU2123324C1 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА | 2022 |
|
RU2801671C1 |
Современный метод чистки зубов у инвалидов по слуху | 2017 |
|
RU2636857C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БРЕКЕТ-СИСТЕМЫ У ОРТОДОНТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ | 2005 |
|
RU2302869C2 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА | 2006 |
|
RU2307593C1 |
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭЛИКСИР И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2355379C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА У ПАЦИЕНТОВ С НЕСЪЕМНОЙ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ | 2012 |
|
RU2493778C1 |
Способ профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста воздействием на управляемые факторы риска его развития | 2017 |
|
RU2685492C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно детской стоматологии и предназначено для использования при осуществлении гигиены полости рта у детей инвалидов с тяжелым нарушением двигательной активности, исключающей возможность самостоятельного полоскания и сплевывания или использования зубной щетки. Зубы и десны ребенка последовательно посегментно орошают раствором ксилита в концентрации 10%, после орошения каждого сегмента зубного ряда осуществляют механическое удаление зубного налета с помощью марлевых салфеток, начиная с первого сегмента верхней челюсти и заканчивая четвертым сегментом нижней челюсти, от моляров до резцов круговыми движениями от пришеечной части зуба к буграм и режущему краю. Способ, за счет повышения эффективности качества механического удаления зубного налета, позволяет снизить индекс гигиены полости рта и риска развития кариеса и заболеваний пародонта у данной категории пациентов. 2 табл., 1 пр.
Способ гигиены полости рта у детей, заключающийся в механическом удалении зубного налета с использованием марлевых салфеток, отличающийся тем, что дополнительно до механического удаления зубного налета зубы и десны орошают раствором ксилита в концентрации 10%, причем орошение полости рта и следующее за ним удаление зубного налета осуществляют последовательно посегментно, начиная с первого сегмента верхней челюсти и заканчивая четвертым сегментом нижней челюсти, при этом очищают зубы от моляров до резцов круговыми движениями от пришеечной части зуба к буграм и режущему краю.
СПОСОБ ГИГИЕНИЧЕСКОГО УХОДА ЗА СОСТОЯНИЕМ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЗУБОВ | 1999 |
|
RU2157180C1 |
ВЛАЖНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ САЛФЕТКА ДЛЯ УХОДА ЗА РОТОВОЙ ПОЛОСТЬЮ И ЗУБАМИ | 2013 |
|
RU2533226C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286805C2 |
US 6378698 B1, 30.04.2002 | |||
US 5771522 A, 30.06.1998. |
Авторы
Даты
2021-07-06—Публикация
2020-12-09—Подача