ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 2017 года по МПК H02P25/62 

Описание патента на изобретение RU2637114C1

Предлагаемое изобретение относится к быстродействующим электроприводам.

Необходимость применения быстродействующих электроприводов возникает, в частности, в задачах разгона полезной массы до заданной скорости на ограниченной длине. Например, предложен проект использования линейного электропривода в качестве средства создания тягового и тормозного усилий в установке для моделирования аэродинамики и динамики транспортных средств (Патент на полезную модель RU 147841). Ввиду быстротечности процесса разгона требуется обеспечить максимальное усилие двигателя на промежутке времени в несколько секунд.

Известен линейный асинхронный электропривод («Высокоскоростной наземный транспорт с линейным приводом и магнитным подвесом» / под ред. В.И. Бочарова, И.Д. Нагорского - М.: Транспорт, 1985, стр. 159, рис. 4.37.1), содержащий автономный инвертор напряжения (преобразователь частоты) и линейный асинхронный двигатель, состоящий из двух противолежащих индукторов с рабочими обмотками и немагнитного вторичного элемента. Регулирование тягового усилия в таком электроприводе осуществляется за счет изменения силы и частоты тока двигателя. Недостатком данного решения являются повышенные требования к мощности преобразователя частоты, которые ограничивают выбор элементной базы и увеличивают стоимость привода.

Наиболее близким к заявленному является линейный асинхронный электропривод («Высокоскоростной наземный транспорт с линейным приводом и магнитным подвесом» / под ред. В.И. Бочарова, И.Д. Нагорского. - М.: Транспорт, 1985, стр. 159, рис. 4.37.3), содержащий два автономных инвертора напряжения (преобразователя частоты) и линейный асинхронный электродвигатель. Линейный асинхронный двигатель состоит из двух противолежащих индукторов с рабочими обмотками и немагнитного вторичного элемента. В данном электроприводе два инвертора напряжения подключены к трансформатору, а их результирующее напряжение питает обмотки линейного асинхронного двигателя. Недостаток решения применительно к быстродействующим электроприводам - невысокая эффективность, обусловленная тем, что пуск осуществляется не при максимальном токе и максимальном тяговом усилии, а в момент, когда тяговое усилие превысит усилие трогания подвижной части. При ограниченной длине подвижной части это означает, что часть ее длины не будет использоваться сразу с включением на полный ток и на максимальную силу. Также масса электропривода увеличивается из-за необходимости использования трансформатора для гальванически развязанного подключения двух инверторов напряжения на один двигатель.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности пуска путем обеспечения увеличения тягового усилия от нуля до максимальной величины безынерционно. Это уменьшает требуемую массу электропривода для разгона полезной массы до заданной скорости на ограниченной длине.

Технический результат достигается тем, что в линейный асинхронный электропривод, содержащий два автономных преобразователя частоты и линейный асинхронный двигатель, состоящий из двух противолежащих индукторов с независимыми рабочими обмотками и немагнитного вторичного элемента, помещенного в зазоре между индукторами, введены две микропроцессорные системы управления и единый центральный процессор, причем рабочая обмотка одного индуктора подключена к одному преобразователю частоты, а рабочая обмотка противолежащего индуктора - ко второму преобразователю частоты, вход каждой микропроцессорной системы управления подключен к своему преобразователю частоты, а выход каждой из них подключен к единому центральному процессору, при этом преобразователи частоты имеют управляемый фазовый сдвиг токов нагрузки, одноименных противолежащих индукторов. На фигуре 1 представлена схема линейного асинхронного электропривода.

Линейный асинхронный электропривод содержит линейный асинхронный двигатель, состоящий из двух противолежащих индукторов 1, 2 с одинаковым чередованием фаз в обмотках 3 - AZBXCY. В зазоре между индукторами помещен немагнитный вторичный элемент 4. Питание независимых обмоток противолежащих индукторов осуществляется от двух преобразователей частоты (ПЧ) 5, 6, каждый из которых управляется своей микропроцессорной системой управления (МПСУ) 7, 8, задающие сигналы на которые поступают от единого центрального процессора 9 (ЦП). ЦП 9 осуществляет расчет необходимой частоты и фазового сдвига токов индукторов.

В предложенном техническом решении гальваническая развязка двух преобразователей частоты 5 и 6 обеспечивается подключением их к электрически независимым обмоткам противолежащих индукторов 1, 2, а управление тягой осуществляется при максимальном токе в обмотках двигателя за счет сдвига фаз питающих двигатель токов двух преобразователей 5 и 6.

Один из двух индукторов при питании от своего преобразователя частоты системой трехфазных токов , формирует в рабочем зазоре двигателя бегущее магнитное поле, выражение для которого имеет вид

где: B1 - индукция в рабочем зазоре двигателя, созданная первым индуктором, Bm - амплитуда индукции, ωt - круговая частота, - волновое число, τ - полюсное деление.

Второй индуктор, запитанный своим преобразователем частоты системой трехфазных токов , со сдвигом токов одноименных фаз на угол ϕ по отношению к токам первого индуктора, формирует в рабочем зазоре индуктора волну бегущего поля

Наложившись друг на друга, поля противолежащих индукторов сформируют результирующее поле

Результирующее магнитное поле, индуцируя во вторичном элементе токи, создает тяговое усилие от нуля до максимальной величины безынерционно, поскольку амплитуда тока нагрузки при этом не изменяется.

При ϕ=0 имеет место согласованное включение двух индукторов,

При

При ϕ=π

Bp=0.

Таким образом, управляемый фазовый сдвиг позволяет изменять результирующее поле в зазоре двигателя от 0 до 2 Bm, а следовательно, и тяговое усилие без изменения действующего значения токовой нагрузки в обмотках двигателя.

Похожие патенты RU2637114C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ ПРОКЛАДКИ УТОЧНОЙ НИТИ В БЕСЧЕЛНОЧНЫХ ТКАЦКИХ СТАНКАХ 1992
  • Люсин В.Г.
  • Юдас В.И.
RU2035122C1
ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Давыдов Владимир Николаевич
  • Никифоров Борис Владимирович
  • Апиков Вадим Рубенович
  • Тумасянц Рафаил Артюшевич
  • Темирев Алексей Петрович
  • Лозицкий Олег Евгеньевич
  • Цветков Алексей Александрович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Квятковский Игорь Анатольевич
RU2275732C2
Способ определения рабочих характеристик линейного асинхронного электродвигателя 1981
  • Богаенко Николай Владимирович
  • Григоренко Владимир Изотович
  • Попков Владимир Сергеевич
  • Федоров Александр Павлович
SU970582A1
Способ экспериментального определения механической характеристики линейного асинхронного двигателя 1983
  • Титаренко Вячеслав Павлович
  • Федоров Александр Павлович
  • Шинкаренко Василий Федорович
SU1157624A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ-КОМПРЕССОР 1992
  • Муфазалов Ф.Ш.
  • Тычкин И.А.
  • Лиховских В.А.
RU2051461C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА МОЩНОСТИ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Алейников Игорь Аркадьевич
RU2297090C1
Однофазный линейный асинхронный двигатель 1981
  • Бочаров Василий Иванович
  • Куприанов Юрий Владимирович
  • Курочка Александр Леонтьевич
  • Попов Александр Дмитриевич
  • Соломин Владимир Александрович
SU1007164A1
Способ определения рабочих характе-РиСТиК лиНЕйНОгО АСиНХРОННОгО элЕКТРО-дВигАТЕля 1979
  • Ижеля Георгий Игнатьевич
  • Григоренко Владимир Изотович
  • Попков Владимир Сергеевич
  • Титаренко Вячеслав Павлович
  • Федоров Александр Павлович
SU845228A1
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНАЯ МАШИНА 2001
  • Бут Д.А.
  • Ковалев Л.К.
  • Куликов Н.И.
  • Илюшин К.В.
  • Сухов Д.В.
  • Чернова Е.Н.
  • Егошкина Л.А.
  • Зенин В.А.
RU2189685C1
Способ определения параметров линейного асинхронного электродвигателя 1980
  • Соколов Михаил Михайлович
  • Кацен Александр Леонтьевич
  • Нагорнюк Всеволод Михайлович
SU922663A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 637 114 C1

Реферат патента 2017 года ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике, к быстродействующим электроприводам. Технический результат состоит в обеспечении возможности уменьшения массы электропривода для разгона до заданной скорости на ограниченной длине за счет безынерционного увеличения тягового усилия от нуля до максимальной величины. Линейный асинхронный электропривод содержит два автономных преобразователя частоты и линейный асинхронный двигатель, состоящий из двух противолежащих индукторов с электрически независимыми рабочими обмотками и немагнитного вторичного элемента, помещенного в зазоре между индукторами. С целью повышения эффективности пуска рабочая обмотка одного индуктора подключена к одному преобразователю частоты, а рабочая обмотка противолежащего индуктора - к второму преобразователю частоты. Преобразователи частоты имеют управляемый фазовый сдвиг токов нагрузки одноименных фаз противолежащих индукторов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 637 114 C1

Линейный асинхронный электропривод, содержащий два автономных преобразователя частоты и линейный асинхронный двигатель, состоящий из двух противолежащих индукторов с независимыми рабочими обмотками и немагнитного вторичного элемента, помещенного в зазоре между индукторами, отличающийся тем, что в него введены две микропроцессорные системы управления и единый центральный процессор, причем рабочая обмотка одного индуктора подключена к одному преобразователю частоты, рабочая обмотка противолежащего индуктора - к второму преобразователю частоты, вход каждой микропроцессорной системы управления подключен к своему преобразователю частоты, а выход каждой из них подключен к единому центральному процессору, при этом преобразователи частоты имеют управляемый фазовый сдвиг токов нагрузки одноименных фаз противолежащих индукторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2637114C1

CN 103684194 A, 26.03.2014
CN 201467068 U, 12.05.2010
CN 101316093 A, 03.12.2008
Стереоавтограф 1960
  • Чигирев А.А.
SU147841A1
ПРИВОД С ИЗОГНУТЫМ ЛИНЕЙНЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Сапп Джошуа
  • Шеридан Розмари
  • Кэттелл Мл. Чарльз Л.
  • Неменц Терренс
  • Дун Шуфан
  • Бремнар Тед А.
RU2543972C2

RU 2 637 114 C1

Авторы

Филатьев Александр Сергеевич

Голиков Александр Александрович

Горелов Алексей Тихонович

Мирошкин Иван Геннадьевич

Паршуткин Дмитрий Игоревич

Даты

2017-11-30Публикация

2016-11-03Подача