МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ КРУПНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН Российский патент 2017 года по МПК H02K5/12 

Описание патента на изобретение RU2637501C2

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к маслоуловителю крупных электрических машин, например турбогенераторов.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является маслоуловитель [чертеж БИЛТ.306596.046 для т/г ТГВ-250-2ПТ3] (прототип), состоящий из сваренного металлического корпуса, который имеет разъем по горизонтальной оси, фланцы которого сопрягаются болтовым соединением, выполненный таким образом, что создает кольцевую камеру (полость), доступ к которой расположен на внутреннем диаметре маслоуловителя, при этом в нижней точке камеры выполнено цилиндрическое отверстие, которое расположено горизонтально, в стенке, которая примыкает к подшипнику турбогенератора. Кроме того, на внутреннем диаметре корпуса установлены уплотнительные «гребешки», закрепленные чеканкой и потайными винтами, при этом в нижней части корпуса маслоуловителя между «гребешками» выполнены цилиндрические отверстия, которые соединяют наружное пространство корпуса маслоуловителя с его камерой.

Наиболее существенными недостатками прототипа являются следующие:

1. При больших значениях внутреннего диаметра маслоуловителя, что вызвано увеличением диаметра вала ротора (у мощных турбогенераторов), и за счет центробежных сил, создаваемых вращением ротора, происходит протечка масла из подшипника, через уплотнительные «гребешки» маслоуловителя, количество которых ограничено рабочей поверхностью камеры маслоуловителя;

2. У крупных турбогенераторов, подшипники которых содержат упомянутый маслоуловитель довольно высокий объем расхода масла, которое циркулирует в подшипнике, вследствие чего камера маслоуловителя быстро наполняется отводимыми протечками через отверстия, расположенные между уплотнительными «гребешками», и не успевает отводить масло обратно в сторону подшипника, в результате чего камера заполняется и происходит проникновение масла во внешнюю среду турбогенератора.

Вышеперечисленные недостатки снижают технико-экономическую эффективность маслоуловителя и конкурентоспособность турбогенератора, как продукта электромашиностроительной отрасли.

Целью предлагаемого изобретения является снижение величины протечек масла, проходящего через «гребешки» уплотнений маслоуловителя, достижение эффективного отвода масла из «межгребешкового» пространства и камер маслоуловителя, в сочетании со снижением уровня трудоемкости производственных, транспортных, монтажных работ и повышением надежности эксплуатации, за счет использования эффективной конструкции маслоуловителя.

Указанная цель достигается тем, что в турбогенераторе, подшипник которого содержит маслоуловитель, состоящий из сваренного металлического корпуса, который имеет разъем по горизонтальной оси, фланцы которого сопрягаются болтовым соединением, выполненный таким образом, что создает кольцевую камеру (полость), доступ к которой расположен на внутреннем диаметре маслоуловителя, при этом в нижней точке камеры выполнено цилиндрическое отверстие, которое расположено горизонтально, в стенке, которая примыкает к подшипнику турбогенератора, и установленными на внутреннем диаметре корпуса уплотнительными «гребешками», закрепленными в нем чеканкой и потайными винтами, при этом в нижней части корпуса между «гребешками» выполнены цилиндрические отверстия, которые соединяют наружное пространство корпуса маслоуловителя с его камерой, согласно изобретению, корпус выполнен с дополнительной камерой, аналогичной основной, которая расположена на стороне маслоуловителя, противоположной от подшипника турбогенератора; при этом в нижней части основной камеры в противоположной стенке выполнено отверстие несколько большим диаметром, чем первое, в соотношении примерно 1:1,375; кроме того, упомянутые отверстия, соединяющие между собой обе камеры и полость подшипника выполнены в количестве трех штук и размещены концентрически в нижней части основной и дополнительной камер.

Такое выполнение конструкции маслоуловителя, в отличие от прототипа, снизит величину протечек масла, проходящую через «гребешки» уплотнений маслоуловителя, осуществит эффективный отвод масла из «межгребешкового» пространства и камер маслоуловителя, кроме того снизит уровень трудоемкости производственных, транспортных, монтажных работ и улучшит надежность эксплуатации турбогенератора в целом.

Заявляемая конструкция поясняется следующими чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид турбогенератора; на фиг. 2 показан выносной элемент I, с фиг. 1, на котором изображен общий вид маслоуловителя с продольным разрезом; на фиг. 3 показан вид по стрелке А на маслоуловитель с противоположной стороны от подшипника турбогенератора, на котором изображено сопряжение с двух половин маслоуловителя и его присоединение к подшипнику; на фиг. 4 показан выносной элемент II с фиг. 2, на котором изображена геометрия нижней части камер маслоуловителя, сливных отверстий и «гребешков» уплотнения; на фиг. 5 показан вид по стрелке Б с фиг. 2, на котором изображено количество и пространственное размещение сливных отверстий, соединяющих основную и дополнительную камеры маслоуловителя.

На фиг. 1 изображен общий вид крупного турбогенератора, подшипник которого содержит предлагаемый маслоуловитель 1, который состоит из: сварного корпуса 2 (фиг. 2), имеющего разъем по горизонтальной оси 3, фланцы которого сопрягаются болтовым соединением 4 (фиг. 3), выполненный таким образом, что создает кольцевые камеры (полость) - основную 5 и дополнительную - 6 (фиг. 2 и фиг. 4), доступ к которым расположен на внутреннем диаметре маслоуловителя, при этом в нижней точке основной камеры выполнено цилиндрическое отверстие 7, которое расположено горизонтально, в стенке, которая примыкает к подшипнику турбогенератора, и в нижней точке дополнительной камеры выполнено цилиндрическое отверстие 8, несколько меньшего диаметра, чем отверстие 7 (фиг. 4 и фиг. 5). На внутреннем диаметре корпуса маслоуловителя установлены уплотнительные «гребешки» 9 (фиг. 4), закрепленные в нем чеканкой и потайными винтами 10 (фиг. 3, 5), при этом в нижней части корпуса между «гребешками» 9 выполнены цилиндрические отверстия 11, которые соединяют наружное пространство корпуса маслоуловителя с его камерами (фиг 4). На фиг. 5 показано пространственное расположение группы отверстий 7 и 8 со стороны подшипника турбогенератора. Стрелочками 12 показано направление движения протечек масла по маслоуловителю (отвод масла - пунктирная линия) (фиг. 4).

Предлагаемая конструкция маслоуловителя осуществляет работу следующим образом. В процессе номинальной работы турбогенератора, в его подшипнике циркулирует некоторый объем масла, которое под давлением перемещается по поверхности вала ротора и стремится проникнуть за пределы картера подшипника. В кольцевую щель - зазор между наружным диаметром ротора и вершиной уплотнительного «гребешка» 9 маслоуловителя, попадает масло, направление движения которого показано на фиг. 4 стрелочками 12. Отвод протечек масла из «межгребешкового» пространства осуществляется за счет радиальных отверстий 11, которые расположены в нижней части маслоуловителя. Причем, через каждый последующий «гребешок», протекает меньший объем масла, чем через предыдущий. Кроме того, наибольший объем масла отводится через камеры маслоуловителя 5 и 6, из которых масло, по мере наполнения камеры 6, перемещается в камеру 5 через группу отверстий 8 (фиг. 4 и фиг. 5), а по мере наполнения камеры 5, масло возвращается обратно в картер подшипника через группу сливных отверстий 7, которые несколько больше диаметром чем отверстия 8.

Таким образом, предложенная конструкция маслоуловителя снизит величину протечек масла, проходящую через «гребешки» уплотнений маслоуловителя, осуществит эффективный отвод масла из «межгребешкового» пространства и камер маслоуловителя, кроме того, снизится уровень трудоемкости производственных, транспортных, монтажных работ и улучшится надежность эксплуатации, за счет использования предложенной конструкции маслоуловителя.

Похожие патенты RU2637501C2

название год авторы номер документа
Узел соединения маслоуловителя с валом электрической машины 1978
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Спивак Борис Волькович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Бобрицкий Николай Яковлевич
  • Глазев Юрий Владимирович
  • Ключанский Олег Александрович
  • Кудинов Александр Иванович
SU764046A1
МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ ТУРБОАГРЕГАТА 1996
  • Синцов Владимир Афанасьевич
RU2101834C1
Электрическая машина с водородным охлаждением 1982
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Голубцов Борис Леонидович
  • Кудинов Александр Иванович
  • Манаев Лев Игоревич
SU1048548A1
Торцовое уплотнение турбогенератора с водородным охлаждением 1964
  • Мительман Михаил Исаакович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Азбукин Юрий Иванович
  • Куфман Яков Ицкович
SU469188A1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Тункин Анатолий Иванович
RU2353815C1
Кольцевое уплотнение вала ротора электрической машины с водородным охлаждением 1985
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Трофимов Александр Михайлович
  • Земцовская Елена Степановна
SU1249654A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВОДОРОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1993
  • Червяковский В.М.
  • Стулов Н.Н.
RU2102827C1
Электрическая машина с водород-НыМ ОХлАждЕНиЕМ 1979
  • Серебрянский Феликс Зиновьевич
  • Гольдштейн Абрам Борисович
  • Аврух Владимир Юрьевич
SU803082A1
Электрическая машина с водородным охлаждением 1981
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Булаткин Владимир Александрович
  • Кудинов Александр Иванович
  • Манаев Лев Игоревич
  • Серебрянский Феликс Зиновьевич
SU1003253A1
Способ герметизации крепежного соединения 1991
  • Воробьев Игорь Андреевич
  • Панфилов Анатолий Николаевич
  • Шалбаян Виталий Армаисович
  • Гринберг Вячеслав Абрамович
SU1834996A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 637 501 C2

Реферат патента 2017 года МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ КРУПНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в повышении надежности. Маслоуловитель состоит из сварного металлического корпуса, разъемным по горизонтальной оси, фланцы которого сопрягаются болтовым соединением. Маслоуловитель выполнен таким образом, что создает кольцевую камеру, доступ к которой расположен на внутреннем диаметре маслоуловителя. В нижней точке камеры выполнено цилиндрическое отверстие, которое расположено горизонтально, в стенке, которая примыкает к подшипнику турбогенератора. На внутреннем диаметре корпуса установлены уплотнительные «гребешки», закрепленные в нем чеканкой и потайными винтами. В нижней части корпуса между «гребешками» выполнены цилиндрические отверстия, которые соединяют внешнее пространство корпуса маслоуловителя с его камерой. Корпус выполнен с дополнительной камерой, аналогичной основной, расположенной на стороне маслоуловителя, противоположной от подшипника турбогенератора. В боковой стенке нижней части дополнительной камеры выполнено цилиндрическое отверстие, соединяющее ее с основной камерой. В нижней части основной камеры в противоположной стенке выполнено отверстие несколько большего диаметра, чем первое, в соотношении примерно 1:1,375. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 637 501 C2

1. Маслоуловитель крупных электрических машин, например турбогенераторов, состоящий из сваренного металлического корпуса, который имеет разъем по горизонтальной оси, фланцы которого сопрягаются болтовым соединением, выполненный таким образом, что создает кольцевую камеру (полость), доступ к которой расположен на внутреннем диаметре маслоуловителя, при этом в нижней точке камеры выполнено цилиндрическое отверстие, которое расположено горизонтально, в стенке, которая примыкает к подшипнику турбогенератора; и установленными на внутреннем диаметре корпуса уплотнительными «гребешками», закрепленными в нем чеканкой и потайными винтами, при этом в нижней части корпуса между «гребешками» выполнены цилиндрические отверстия, которые соединяют наружное пространство корпуса маслоуловителя с его камерой, отличающийся тем, что корпус выполнен с дополнительной камерой, аналогичной основной, которая расположена на стороне маслоуловителя, противоположной от подшипника турбогенератора.

2. Маслоуловитель по п. 1, отличающийся тем, что в боковой стенке нижней части дополнительной камеры выполнено цилиндрическое отверстие, соединяющее ее с основной камерой, при этом в нижней части основной камеры в противоположной стенке выполнено отверстие несколько бульшим диаметром, чем первое, в соотношении примерно 1:1,375.

3. Маслоуловитель по п. 2, отличающийся тем, что упомянутые отверстия, соединяющие между собой обе камеры и полость подшипника, выполнены в количестве трех штук и размещены концентрически в нижней части основной и дополнительной камер.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2637501C2

МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ ТУРБОАГРЕГАТА 1996
  • Синцов Владимир Афанасьевич
RU2101834C1
Узел соединения маслоуловителя с валом электрической машины 1978
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Спивак Борис Волькович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Бобрицкий Николай Яковлевич
  • Глазев Юрий Владимирович
  • Ключанский Олег Александрович
  • Кудинов Александр Иванович
SU764046A1
Аппарат для непрерывной аммонизации суперфосфата 1936
  • Ждан П.Ф.
SU48375A1
Способ закрепления грунтов 1952
  • Аскалонов В.В.
SU97017A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 0
SU266031A1
БИОТЕРМОФОТОЭЛЕКТРОКАТАЛИТИЧЕСКАЯ КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ УТИЛИЗАЦИИ СВАЛОЧНОГО БИОГАЗА 2007
  • Адамович Андрей Борисович
  • Адамович Борис Андреевич
  • Васильев Юрий Борисович
  • Вестяк Анатолий Васильевич
  • Вестяк Владимир Анатольевич
  • Лысенко Георгий Павлович
RU2362636C2

RU 2 637 501 C2

Авторы

Минко Александр Николаевич

Гордиенко Владимир Юрьевич

Грубой Александр Петрович

Шевченко Валентина Владимировна

Даты

2017-12-05Публикация

2015-08-25Подача