Изобретение относится к авиационно-космической технике, в частности к средствам спасения экипажей летательных аппаратов.
Известны катапультные кресла, обеспечивающие спасение экипажа летательного аппарата в случае его аварии, например катапультное кресло К-36ДМ, содержащее заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом и другие системы жизнеобеспечения члена экипажа (1).
Существенным недостатком такого катапультного кресла является пассивный, практически не управляемый спуск пилота на парашюте после его раскрытия. А в связи с тем, что аэродинамическое качество парашюта не превышает 2-4 единиц, член экипажа, в отсутствие ветра, приземляется практически в точке, над которой произошло раскрытие парашюта. Участок приземления, географически, может несколько измениться только в случае наличия более или менее сильного ветра. Точка приземления может находиться в неблагоприятной для этого местности, такой как:
1. скалистая;
2. болотистая;
3. лесные массивы;
4. водные массивы, например, бурные горные реки, где применяемый плот ПСН-1, входящий в комплектацию катапультного кресла, может оказаться малоэффективным;
5. в случае боевых действий, местность, занятая противником, в нарушение международных конвенций, ведущим огонь на поражение по спускающемуся пилоту.
Приземление на местности указанных видов может привести к гибели члена экипажа. В связи с этим возникает необходимость активного и эффективного ухода на как можно более удаленное расстояние, а в идеале полностью, из зоны с неблагоприятными условиями для приземления.
Известны аэродинамические системы, позволяющие эффективно управлять процессом снижения вплоть до его полной остановки, а при наличии восходящих потоков воздуха перейти в режим подъема. Это такие, как параплан и парамотор. Параплан, в отличие от парашюта, имеет аэродинамическое качество порядка 10 единиц. У парамотора же, за счет наличия аэродвигателя, этот показатель может быть существенно выше, вплоть до перехода в отрицательные величины (режим подъема).
Известны так же такие индивидуальные средства защиты, как бронежилеты, имеющие более или менее высокую степень защиты, в зависимости от их класса.
Целью изобретения является повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата.
Цель достигается реконструкцией катапультного кресла, включающей:
- замену парашюта на параплан, приводящей к повышению аэродинамического качества системы;
- встраиванием в задней части кресла легкого винтового или реактивного двигателя, переводя тем самым катапультное кресло в парамотор;
- прикрытием ног спускающегося члена экипажа и носимого аварийного запаса снизу броней необходимого класса.
Такая реконструкция катапультного кресла позволит многократно повысить живучесть экипажа летательного аппарата, потерпевшего крушение. Так, в режиме парамотора, с небольшим запасом горючего, при высокой аэродинамике крыла параплана, пилот может, в том числе увеличивая потолок, преодолевать значительные расстояния и уходить из зоны с неблагоприятными условиями для приземления. А защита типа «бронежилет» позволит вывести парамотор из-под обстрела в случае, если пилоту пришлось покинуть самолет на малой высоте, в зоне досягаемости огневых средств противника.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Катапультное кресло К-36ДМ, сер. 2. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-0 РЭ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1989 |
|
SU1760731A1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ЭКИПАЖА О БЕЗОПАСНОСТИ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ | 2021 |
|
RU2774269C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1997 |
|
RU2119878C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА | 2008 |
|
RU2382722C2 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1997 |
|
RU2116938C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА | 2019 |
|
RU2713689C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА | 2014 |
|
RU2569445C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2010 |
|
RU2436711C1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОМАНДЫ НА ВВОД ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА | 2004 |
|
RU2280592C1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2500583C2 |
Изобретение относится к средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Катапультное кресло содержит заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней. В заднюю часть катапультного кресла может быть вмонтирован винтовой или реактивный двигатель. Изобретение направлено на повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы.
1. Катапультное кресло, содержащее заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней.
2. Катапультное кресло по п. 1, отличающееся тем, что в его задней части вмонтирован винтовой или реактивный двигатель.
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1997 |
|
RU2116938C1 |
Энциклопедия, Авиация, Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, ЦАГИ, 1994, с | |||
Нефтяная топка для комнатных печей | 1922 |
|
SU401A1 |
US 4930724 A1, 05.06.1990 | |||
Приспособление для остановки при разрыве сцепных приборов оторвавшейся части товарного поезда | 1917 |
|
SU1423A1 |
Авторы
Даты
2017-12-05—Публикация
2016-06-15—Подача