КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО ПОВЫШЕННОЙ ЖИВУЧЕСТИ Российский патент 2017 года по МПК B64D25/10 B64D17/34 B64C31/36 

Описание патента на изобретение RU2637584C1

Изобретение относится к авиационно-космической технике, в частности к средствам спасения экипажей летательных аппаратов.

Известны катапультные кресла, обеспечивающие спасение экипажа летательного аппарата в случае его аварии, например катапультное кресло К-36ДМ, содержащее заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом и другие системы жизнеобеспечения члена экипажа (1).

Существенным недостатком такого катапультного кресла является пассивный, практически не управляемый спуск пилота на парашюте после его раскрытия. А в связи с тем, что аэродинамическое качество парашюта не превышает 2-4 единиц, член экипажа, в отсутствие ветра, приземляется практически в точке, над которой произошло раскрытие парашюта. Участок приземления, географически, может несколько измениться только в случае наличия более или менее сильного ветра. Точка приземления может находиться в неблагоприятной для этого местности, такой как:

1. скалистая;

2. болотистая;

3. лесные массивы;

4. водные массивы, например, бурные горные реки, где применяемый плот ПСН-1, входящий в комплектацию катапультного кресла, может оказаться малоэффективным;

5. в случае боевых действий, местность, занятая противником, в нарушение международных конвенций, ведущим огонь на поражение по спускающемуся пилоту.

Приземление на местности указанных видов может привести к гибели члена экипажа. В связи с этим возникает необходимость активного и эффективного ухода на как можно более удаленное расстояние, а в идеале полностью, из зоны с неблагоприятными условиями для приземления.

Известны аэродинамические системы, позволяющие эффективно управлять процессом снижения вплоть до его полной остановки, а при наличии восходящих потоков воздуха перейти в режим подъема. Это такие, как параплан и парамотор. Параплан, в отличие от парашюта, имеет аэродинамическое качество порядка 10 единиц. У парамотора же, за счет наличия аэродвигателя, этот показатель может быть существенно выше, вплоть до перехода в отрицательные величины (режим подъема).

Известны так же такие индивидуальные средства защиты, как бронежилеты, имеющие более или менее высокую степень защиты, в зависимости от их класса.

Целью изобретения является повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата.

Цель достигается реконструкцией катапультного кресла, включающей:

- замену парашюта на параплан, приводящей к повышению аэродинамического качества системы;

- встраиванием в задней части кресла легкого винтового или реактивного двигателя, переводя тем самым катапультное кресло в парамотор;

- прикрытием ног спускающегося члена экипажа и носимого аварийного запаса снизу броней необходимого класса.

Такая реконструкция катапультного кресла позволит многократно повысить живучесть экипажа летательного аппарата, потерпевшего крушение. Так, в режиме парамотора, с небольшим запасом горючего, при высокой аэродинамике крыла параплана, пилот может, в том числе увеличивая потолок, преодолевать значительные расстояния и уходить из зоны с неблагоприятными условиями для приземления. А защита типа «бронежилет» позволит вывести парамотор из-под обстрела в случае, если пилоту пришлось покинуть самолет на малой высоте, в зоне досягаемости огневых средств противника.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Катапультное кресло К-36ДМ, сер. 2. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-0 РЭ.

Похожие патенты RU2637584C1

название год авторы номер документа
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО 1989
  • Северин Г.И.
  • Киселев В.И.
  • Моисеев Г.М.
  • Сковородкин А.М.
SU1760731A1
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ЭКИПАЖА О БЕЗОПАСНОСТИ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ 2021
  • Шибанов Виктор Юрьевич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Артамонов Сергей Иванович
RU2774269C1
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО 1997
  • Северин Г.И.
  • Соболев П.П.
  • Киселев В.И.
  • Лившиц А.Н.
RU2119878C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЛЕТЧИКА 2008
  • Гипич Альберт Федорович
  • Головин Владимир Васильевич
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
  • Кленяев Александр Николаевич
  • Костюченко Вадим Алексеевич
  • Михеев Сергей Викторович
  • Наумов Виктор Александрович
  • Пожарский Александр Леонидович
  • Савинов Альберт Павлович
  • Северин Гай Ильич
  • Соболев Петр Петрович
RU2382722C2
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО 1997
  • Северин Г.И.
  • Лившиц А.Н.
  • Киселев В.И.
  • Сарычев В.П.
RU2116938C1
СПОСОБ И СИСТЕМА НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА 2019
  • Шибанов Виктор Юрьевич
  • Лившиц Александр Наумович
RU2713689C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНТЕНСИФИКАЦИИ НАПОЛНЕНИЯ КУПОЛА ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2014
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Лившиц Александр Наумович
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2569445C1
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Поздняков Сергей Сергеевич
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Соболев Пётр Петрович
  • Шмуклер Борис Юрьевич
  • Гипич Альберт Фёдорович
  • Смирнова Светлана Александровна
  • Добрынин Вячеслав Васильевич
RU2436711C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОМАНДЫ НА ВВОД ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА 2004
  • Северин Гай Ильич
  • Лившиц Александр Наумович
  • Кузнецов Владимир Иванович
RU2280592C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Рафеенков Владимир Михайлович
  • Лившиц Александр Наумович
  • Киселев Виктор Иванович
  • Лебедев Герман Сергеевич
  • Шибанов Виктор Юрьевич
RU2500583C2

Реферат патента 2017 года КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО ПОВЫШЕННОЙ ЖИВУЧЕСТИ

Изобретение относится к средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Катапультное кресло содержит заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней. В заднюю часть катапультного кресла может быть вмонтирован винтовой или реактивный двигатель. Изобретение направлено на повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 637 584 C1

1. Катапультное кресло, содержащее заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней.

2. Катапультное кресло по п. 1, отличающееся тем, что в его задней части вмонтирован винтовой или реактивный двигатель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2637584C1

КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО 1997
  • Северин Г.И.
  • Лившиц А.Н.
  • Киселев В.И.
  • Сарычев В.П.
RU2116938C1
Энциклопедия, Авиация, Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, ЦАГИ, 1994, с
Нефтяная топка для комнатных печей 1922
  • Федоров В.С.
SU401A1
US 4930724 A1, 05.06.1990
Приспособление для остановки при разрыве сцепных приборов оторвавшейся части товарного поезда 1917
  • Клобуков В.Н.
SU1423A1

RU 2 637 584 C1

Авторы

Якушев Анатолий Фёдорович

Якушев Иван Анатольевич

Даты

2017-12-05Публикация

2016-06-15Подача