Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2017 года по МПК F02F3/00 F02F1/00 

Описание патента на изобретение RU2637794C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к цилиндропоршневой группе (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано в различных областях промышленности, в том числе в авиационной.

ЦПГ двигателя подвержена высокому давлению горячих газов, термическим нагрузкам, обусловленным градиентом температур в радиальном и осевом направлениях, воздействию сил инерции. Кроме того, неблагоприятные условия смазки части цилиндра приводят к повышенному износу ЦПГ в результате коррозии под действием высокотемпературных продуктов сгорания, причем в большей степени в его верхней части в зоне камеры сгорания. В результате воздействия термических напряжений цилиндр принимает вид усеченного конуса, большее основание которого направлено в сторону камеры сгорания. При этом поршень при работе под влиянием перечисленных неблагоприятных факторов принимает в поперечном сечении форму овала, вытянутого вдоль оси поршневого пальца.

Известна ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра и установленный в ней поршень с термостойкой вставкой, охватывающей головку поршня, отверстием под поршневой палец и компрессионные кольца (Авт. св-во СССР №1209913, кл. F02F 3/00, 1986 г.). Термостойкие вставки обеспечивают определенное повышение износостойкости пары, однако применение в конструкции различных по свойствам материалов приводит к необходимости использования поршневых колец, что является недостатком известного технического решения.

Известна ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра и установленный в ней поршень из алюминиевого сплава с отверстием под поршневой палец, рабочие поверхности которых покрыты многослойным антифрикционным покрытием на основе окиси алюминия (Авт. св-во СССР №1731968, кл. F02F 3/00, 1992 г.). Недостатком известного технического решения является недостаточная прочность антифрикционного покрытия при температурах, превышающих 1000°С.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому изобретению является цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси гильзы (Патент ЕР №321159, кл. F02B 77/11, 1989 г.). В известном техническом решении гильза цилиндра выполнена из керамического материала (нитрида или карбида кремния), а поршень выполнен составным, содержащим конструктивные элементы, расположенные на поверхности, обращенной к камере сгорания, и выполненные из керамических материалов, включающих упрочняющие волокна из оксида алюминия, диоксида циркония или углеродные волокна, и содержит поршневые кольца.

Таким образом, недостатком известного технического решения является сложность конструкции и недостаточная надежность, обусловленная необходимостью применения поршневых колец, уплотняющих зазор между поверхностями поршня и зеркала гильзы цилиндра.

Техническая проблема, на решение которой направлено изобретение, заключается в упрощении конструкции цилиндропоршневой группы при одновременном повышении ее надежности.

Технический результат, достигаемый при осуществлении предлагаемого технического решения, заключается в обеспечении постоянного теплового зазора между зеркалом гильзы цилиндра и боковой поверхностью поршня, что позволяет исключить необходимость использования поршневых колец.

Результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, достигается тем, что цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов, и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси гильзы. Согласно изобретению гильза и поршень выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине гильзы, причем со стороны камеры сгорания от торца гильзы цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты гильзы, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93 нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20 углерод 0,5-5,

на оставшемся участке до торца гильзы цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75 нитрид кремния (Si3N4) 20-43 углерод 5-10,

поршень армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, а содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93 кремний (Si) 18-6,5 углерод 2-0,5

Совокупность существенных признаков достаточна для решения указанной технической проблемы, поскольку:

- выполнение гильзы и поршня из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, причем гильзы, имеющей градиентную структуру, с уменьшением содержания карбида кремния по ее длине со стороны камеры сгорания от торца на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты гильзы, с содержанием компонентов, составляющем, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93 нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20 углерод 0,5-5,

с содержанием компонентов на оставшемся участке до торца, противоположного камере сгорания, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75 нитрид кремния (Si3N4) 20-43 углерод 5-10,

и поршня с содержанием компонентов, составляющим, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93 кремний (Si) 18-6,5 углерод 2-0,5

повышает износостойкость и обеспечивает постоянство теплового зазора между гильзой и цилиндром, что позволяет упростить конструкцию за счет исключения из конструкции поршневых колец;

- армирование поршня не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, обеспечивает надежность пары за счет исключения возможности деформации поршня и гильзы в рабочем процессе.

Предложенное техническое решение поясняется следующим описанием его работы со ссылкой на иллюстрации, представленные на чертежах, где:

- на фиг. 1 изображена схема предложенной цилиндропоршневой группы;

- на фиг. 2 изображена диаграмма распределения компонентов по высоте гильзы;

- на фиг. 3 изображен полученный в результате экспериментальных исследований график зависимости степени износа от высоты гильзы;

- на фиг. 4 показан опытный образец гильзы с системой охлаждения, полученный методом реакционного спекания;

- на фиг. 5 показан опытный образец поршня, полученный методом реакционного спекания.

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания выполнена следующим образом. В гильзе 1 цилиндра установлен поршень 2 с отверстием 3, предназначенным для размещения поршневого пальца (не показан). Гильза 1 и поршень 2 выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния. При этом гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра, а именно со стороны камеры сгорания от торца гильзы на участке, длина которого составляет около 0,4 ее высоты, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93 нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20 углерод 0,5-5,

На оставшемся до торца участке, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75 нитрид кремния (Si3N4) 20-43 углерод 5-10

Градиентная структура гильзы обеспечивается следующей технологией изготовления:

1. Для получения металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния используют следующие исходные вещества, мас.%:

углерод 20 кремний 25 бор 1 алюминий 0,5 остальное карбид кремния (SiC)

2. Методом холодного прессования в закрытом объеме (матрице) изготавливается заготовка гильзы градиентной плотности. В процессе прессования сила трения уменьшает усилие прессования по величине и у верхнего торца исходной заготовки плотность составляет 3,1 г/см3, а у нижнего - 2,4 г/см3.

3. Для проведения химической реакции реакционного спекания материалов используются следующие газы:

азот - 1 часть;

метан - 1 часть;

метилсилоксан - 3 части.

3. Проводится насыщение заготовки гильзы метаном с целью образования углеродного скелета.

4. Проводится получение вторичного карбида кремния (SiC) насыщением кремния свободным углеродом в процессе силицирования в среде диметилсилоксана.

5. В среде азота производится преобразование свободного кремния в пористый нитрид кремния, который образуется в нижней части заготовки, имеющей более низкую плотность.

6. В результате повышается прочность и износостойкость гильзы, поскольку величина плотности карбида кремния у верхнего торца гильзы больше на 70-72% величины плотности карбида кремния у нижнего торца гильзы, а величина микротвердости карбида кремния на 50-60% больше величины микротвердости нитрида кремния.

Для изготовления поршня 2 используют те же исходные вещества, мас.%, что и при изготовлении гильзы. При этом в процессе подготовки материала поршня 2 к спеканию последний предварительно армируют не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами 4 карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, которые располагают равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего и параллельно оси отверстия 3 под поршневой палец. Данное расстояние определяется исходя из условия обеспечения прочности поршня в процессе эксплуатации. Изменением технологических параметров процесса в результате химической реакции содержание компонентов в материале поршня 2 после его изготовления составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93 кремний(Si) 18-6,5 углерод 2-0,5

В таблице приведены характеристики металлокерамоматричного материала в зависимости от процентного содержания карбида кремния (SiC).

Поскольку гильза 1 и поршень 2 имеют равные величины коэффициента линейного расширения, зазор между ними гарантированно сохраняется в процессе работы ЦПГ. Кроме того, реакционно-спеченный карбид кремния характеризуется низкими значениями коэффициента трения, а наличие в его структуре определенной пористости, способствующей удержанию смазки в зазоре между гильзой и поршнем, исключает возможность заклинивания в процессе работы при температурах, превышающих 1000°С. При этом армирование поршня бескерновыми волокнами карбида кремния, расположенными равномерно по окружности и вдоль оси отверстия под поршневой палец, исключает возможность деформации поршня.

Таким образом, выполнение гильзы, имеющей градиентную структуру, с уменьшением содержания карбида кремния по ее длине и поршня, армированного бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), обеспечивает постоянный тепловой зазор между гильзой цилиндра и поршнем и исключает деформации гильзы и поршня в рабочем процессе, что позволяет решить поставленную задачу упрощения конструкции цилиндропоршневой группы за счет исключения поршневых уплотнений при одновременном повышении надежности пары.

Похожие патенты RU2637794C1

название год авторы номер документа
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Зубарев Геннадий Иванович
  • Климов Денис Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Низовцев Владимир Евгеньевич
  • Чуклинов Сергей Владимирович
RU2477395C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бураков Ю.В.
  • Мягков Л.Л.
  • Панин В.И.
  • Романова В.С.
RU2116487C1
Корпус роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Низовцев Владимир Евгеньевич
  • Климов Денис Александрович
  • Ступеньков Михаил Иванович
  • Бортников Андрей Дмитриевич
RU2738156C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2016
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
  • Первухин Дмитрий Анатольевич
RU2644434C1
НАНОСТРУКТУРИРОВАННЫЙ КЕРАМОМАТРИЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2009
  • Румянцев Владимир Игоревич
  • Сапронов Роман Леонидович
  • Мех Владимир Александрович
RU2415109C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НАНОСТРУКТУРНЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ КЕРАМИЧЕСКИМ ПОКРЫТИЕМ 2011
  • Зубарев Геннадий Иванович
  • Климов Денис Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Низовцев Владимир Евгеньевич
  • Чуклинов Сергей Владимирович
RU2476736C1
Способ напыления градиентного покрытия на основе композиционного порошка системы Al:SiN:SiAlON 2021
  • Бобкова Татьяна Игоревна
  • Фармаковский Борис Владимирович
  • Петров Сергей Николаевич
  • Старицын Михаил Владимирович
  • Лукьянова Наталья Алексеевна
  • Каширина Анастасия Анверовна
RU2785506C1
СПЕЧЕННЫЙ ОГНЕУПОРНЫЙ БЛОК НА ОСНОВЕ КАРБИДА КРЕМНИЯ СО СВЯЗКОЙ ИЗ НИТРИДА КРЕМНИЯ 2005
  • Жорж Эрик
  • Маргюэн Оливье
RU2395477C9
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2004
  • Минасян М.А.
RU2263804C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОРУНДОМУЛЛИТОВОЙ КЕРАМИКИ SCNALOX - MC 1993
  • Лисов М.Ф.
RU2054396C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 637 794 C1

Реферат патента 2017 года Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу (1) цилиндра и установленный в ней поршень (2) с отверстием (3) под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси цилиндра. Гильза (1) и поршень (2) выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния. Гильза (1) имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра. Со стороны камеры сгорания от торца цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты цилиндра, содержание компонентов составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 75-93, нитрид кремния (Si3N4) - 6,5-20, углерод - 0,5-5. На оставшемся участке до торца цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 47-75, нитрид кремния (Si3N4) - 20-43, углерод - 5-10. Поршень (2) армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами (4) карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия (3) под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего. Содержание компонентов в поршне (2) составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 80-93, нитрид кремния (Si3N4) - 18-6,5, углерод - 2-0,5. Технический результат заключается в исключении из конструкции поршневых колец за счет обеспечения постоянного теплового зазора между гильзой цилиндра и поршнем и повышении надежности за счет исключения деформации гильзы и поршня в рабочем процессе. 5 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 637 794 C1

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов, и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси цилиндра, отличающаяся тем, что гильза и поршень выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра, причем со стороны камеры сгорания от торца цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты цилиндра, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93 нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20 углерод 0,5-5,

на оставшемся участке до торца цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75 нитрид кремния (Si3N4) 20-43 углерод 5-10,

поршень армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, а содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93 нитрид кремния (Si3N4) 18-6,5 углерод 2-0,5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2637794C1

US 5740788 A, 21.04.1998
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием 1922
  • Рогов И.А.
SU87A1
0
SU156583A1
0
SU155348A1
US 4419971 A, 13.12.1983.

RU 2 637 794 C1

Авторы

Низовцев Владимир Евгеньевич

Климов Денис Александрович

Корнилов Александр Ананьевич

Даты

2017-12-07Публикация

2016-07-29Подача