ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ Российский патент 2017 года по МПК C09D109/00 C09D119/00 C08K3/36 C08K3/04 

Описание патента на изобретение RU2638976C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильных дорог, расположенных в географических широтах Земли с резко континентальным климатом.

Известна асфальтовая композиция, включающая нафтеновый асфальт и блок-сополимер, содержащий диеновые группы, которые образуют блок, характеризующийся содержанием 1,2 винильного компонента по меньшей мере 15 масс. ч. и менее чем 35 масс. ч. (патент РФ №2397188 от 20.08.2010).

Известен материал для защитных покрытий строительных сооружений и конструкций, содержащий основную композицию, состоящую из резиновых отходов и смеси отходов полиэтилена высокого давления и отходов термопластов, вспомогательные добавки и пигменты. В качестве отходов полиэтилена высокого давления содержит дробленые указанные отходы, в качестве отходов термопластов дробленые отходы хлорсульфированного полиэтилена или дробленые полимерные отходы кабельной промышленности, а в качестве резиновых отходов тонкоизмельченный резиновый порошок (ТИРП), при следующем содержании компонентов основной композиции, масс. ч.: указанная смесь - 40-45, ТИРП - 55-60. В указанной смеси содержание отходов хлорсульфированного полиэтилена или полимерных отходов кабельной промышленности не превышает 30 масс. ч.. Максимальный размер частиц ТИРП не превышает 0,63 мм, а содержание частиц размером до 0,3 мм - не менее 50 масс. ч. (патент РФ №2237789 от 10.10.2004).

Известно комбинированное гидроизоляционное рулонное покрытие, включающее полимерно-битумную композицию на основе хлорсульфированного полиэтилена "Антикор МПБ-1", резиновый подслой "Уникром" на основе каучуков и полиамидную ткань с дополнительным содержанием в полимерно-битумной композиции в качестве модифицирующей добавки хлорированного полиэтилена с содержанием хлора 40 масс. ч. Покрытие для увеличения срока службы дополнительно содержит защитные слои из пластифицированного поливинилхлорида и антикоррозионной эмали на основе хлорсульфированного полиэтилена (патент РФ №2232216 от 10.07.2004).

Известна полимерная композиция для покрытий, включающая полисульфидный олигомер - жидкий «тиокол» со среднечисленной молекулярной массой 1700-5500 и вязкостью при 25°C 7,5-50 Па⋅с, наполнитель - мел гидрофобизированный, пластификатор, диоксид марганца, 2,4,6-трис-(диметиламинометил)-фенол и дополнительно адгезионную добавку - силилированный амин, выбранный из группы N,N'-бис-(триметилсилил)-N,N'-диметилэтилендиамин, N,N''-бис-(триметилсилил)-N,N',N''-триэтилдиэтилентриамин и 1,3-дибутил-2-метил-2-винил-1,3-диаза-2-силациклопентан, при следующем соотношении компонентов, масс. ч.

Полисульфидный олигомер 100 Диоксид марганца 9-15 Мел гидрофобизированный 40-50 Пластификатор 30-60 2,4,6-трис-(диметиламинометил)-фенол 0,2-0,6 Силилированный амин 0,2-0,6

(патент РФ №2327721 от 27.06.08).

Общими недостатками известных покрытий является их низкая эластичность в области отрицательных температур и высокая ползучесть в диапазоне положительных температур, не позволяющие надежно защитить асфальт от трещинообразования в результате фазовых переходов «вода-лед-вода».

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому техническому решению является гидроизоляционное морозостойкое покрытие асфальта автомобильной дороги, включающее полимерную основу - низкомолекулярный каучук и наполнитель. В качестве полимерной основы оно содержит два жидких низкомолекулярных каучука с концевыми функциональными группами эпоксидными и карбоксильными, сополимеризующиеся и трехмерно сшивающиеся агентом, в качестве таких каучуков используют полидиенизопренуретановый каучук с концевыми эпоксидными группами и полибутадиеновый каучук с концевыми карбоксильными группами, в качестве наполнителя содержит полифракционный диоксид кремния и дополнительно содержит технологические добавки, включающие трехмерно сшивающий агент с антиподными эпоксидными, по отношению к карбоксильным, функциональными группами, тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод, катализатор трехмерного сшивания каучуков при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:

два жидких низкомолекулярных каучука с концевыми функциональными группами (эпоксидными и карбоксильными) 9,0-18,0 полифракционный диоксид кремния 77,0-86,5 технологические добавки 4,5-5,0

(патент РФ №2473581 от 31.05.2011 г.). Данное покрытие принято в качестве прототипа.

Признаки прототипа, совпадающие с признаками заявляемого изобретения: полимерная основа - два каучука, сополимеризующиеся и трехмерно сшивающиеся агентом; наполнитель - полифракционный диоксид кремния; технологические добавки, включающие трехмерно сшивающий агент, тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод, катализатор трехмерного сшивания каучуков; количественное соотношение используемых ингредиентов мас. %: полимерная основа - 9,0-18,0; полифракционный диоксид кремния - 77,0-86,5; технологические добавки - 4,5-5,0.

Недостатком известного покрытия является его низкая разрывная прочность в области температурного диапазона эксплуатации.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - повышение эксплуатационного ресурса асфальта автомобильной дороги за счет ее поверхностной гидроизоляции морозостойким в широком температурном диапазоне [от 223 K (-50°С) до 323 K (+50°С)] рулонным покрытием с улучшенными механическими характеристиками, предотвращающим попадание воды внутрь трещин асфальта и образование зимой льда, разрушающего его из-за объемного расширения последнего.

Поставленная задача была решена за счет того, что в известном гидроизоляционном морозостойком покрытии асфальта автомобильной дороги, включающем полимерную основу - два каучука, сополимеризующиеся и трехмерно сшивающиеся агентом, наполнитель - полифракционный диоксид кремния и технологические добавки, включающие трехмерно сшивающий агент, тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод, катализатор трехмерного сшивания каучуков, при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:

полимерная основа 9,0-18,0 полифракционный диоксид кремния 77,0-86,5 технологические добавки 4,5-5,0,

согласно изобретению полимерная основа содержит в качестве каучуков пластифицированные высокомолекулярные непредельные синтетические каучуки: поли-цис-1.4-изопрен и поли-цис-1,4-бутадиен в массовом соотношении поли-цис-1.4-изопрен : поли-цис-1,4-бутадиен : масло пластификаторное, равном (0,30-0,60):(0,60-0,30):0,10, технологические добавки дополнительно включают усилитель вулканизации, а в качестве трехмерно сшивающего агента использована сера.

Полифракционный диоксид кремния может быть взят оптимального фракционного состава, мас. %: 1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8:8,2:22,6:66,4.

В качестве усилителя вулканизации покрытие содержит тетраалкилтиурамдисульфид.

В качестве катализатора трехмерного сшивания каучуков содержит оксид цинка.

Признаки заявляемого технического решения, отличительные от прототипа, - полимерная основа содержит в качестве каучуков пластифицированные высокомолекулярные непредельные синтетические каучуки поли-цис-1.4-изопрен и поли-цис-1,4-бутадиен в массовом соотношении поли-цис-1.4-изопрен : поли-цис-1,4-бутадиен : масло пластификаторное, равном (0,30-0,60):(0,60-0,30):0,10; технологические добавки дополнительно включают усилитель вулканизации; в качестве трехмерно сшивающего агента использована сера; полифракционный диоксид кремния следующего фракционного состава, мас. %: 1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8:8,2:22,6:66,4; в качестве усилителя вулканизации содержит тетраалкилтиурамдисульфид; в качестве катализатора трехмерного сшивания каучуков содержит оксид цинка.

Отличительные признаки, в совокупности с известными, позволяют многократно увеличить прочность гидроизоляционного морозостойкого покрытия асфальта автомобильной дороги при воздействии транспортных средств с сохранением его разрывной деформации во всем температурном диапазоне эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показаны зависимости разрывных напряжений (прочностей) от разрывных деформаций в координатах огибающих разрушения по Т. Смиту для заявляемого покрытия и прототипа при различных температурах.

На чертеже обозначены:

1 - огибающие механического разрушения по Т. Смиту на основе СКИ+СКД;

2 - огибающие механического разрушения по Т. Смиту на основе СКД-КТР+ПДИ-3Б (прототип);

- СКИ:СКД в соотношении 0,60:0,30 (пример 1)

- СКИ:СКД в соотношении 0,30:0,60 (пример 2)

- СКД-КТР+ПДИ-3Б

- СКД-КТР+ПДИ-3Б

В качестве полимерной основы использованы два высокомолекулярных непредельных синтетических каучука - поли-цис-1.4-изопрен марки СКИ (молекулярная масса 373000, температура структурного стеклования 299 K, плотность 900 кг/м3) и поли-цис-1,4-бутадиен марки СКД (молекулярная масса 199000, температура структурного стеклования 178 K, плотность 890 кг/м3), сополимеризующиеся и трехмерно сшивающиеся агентами: серой; усилителем вулканизации - например, тетраалкилтиурамдисульфидом («Тиурам-Д»).

В качестве катализатора трехмерного сшивания каучуков могут быть использованы, например, оксид цинка, оксид магния, оксид кальция, оксид серебра.

В качестве технологического пластификатора использовано масло пластификаторное марки МПА.

Ингредиенты полимерной основы взяты в массовом соотношении полиизопреновый каучук : полибутадиеновый каучук : масло пластификаторное, равном (0,30-0,60):(0,60-0,30):0,10.

В качестве наполнителя использован полифракционный диоксид кремния (SiO2) с оптимальным соотношением 4-х фракций, мас. %:

1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8:8,2:22,6:66,4.

Композиция дополнительно содержит тиксотропный усилитель и пигмент (краситель) материала покрытия эластомерного типа - технический углерод.

Возможность осуществления заявляемого изобретения подтверждается следующими примерами.

Пример 1

Для получения гидроизоляционного морозостойкого покрытия асфальта автомобильной дороги использовали следующие компоненты:

полимерную основу в виде смеси (в соотношении 0,60:0,30:0,10) поли-цис-1.4-изопрен марки СКИ, поли-цис-1,4-бутадиен марки СКД и пластификатор МПА в количестве 18 мас. %;

полифракционный диоксид кремния в количестве 77,0 мас. % с оптимальным соотношением 4-х фракций, мас. %:

1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8:8,2:22,6:66,4.

Технологические добавки - тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод (3,00 мас. %); трехмерно сшивающий агент - сера (1,45 мас. %), катализатор трехмерного сшивания каучуков - оксид цинка (0,05 мас. %); усилитель вулканизации - тетраалкилтиурамдисульфид («Тиурам-Д») (0,50 мас. %).

Пример 2

Для получения покрытия использовали следующие компоненты:

полимерную основу в виде смеси (в соотношении 0,30:0,60:0,10) поли-цис-1.4-изопрен марки СКИ, поли-цис-1,4-бутадиен марки СКД и пластификатор МПА в количестве 9 мас. %;

полифракционный диоксид кремния в количестве 86,5 мас. % с оптимальным соотношением 4-х фракций, мас. %:

1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8:8,2:22,6:66,4.

Технологические добавки: - тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод (2,66 мас. %); трехмерно сшивающий агент - сера (1,45 мас. %), катализатор трехмерного сшивания каучуков - оксид магния (0,05 мас. %); усилитель вулканизации - дипентаметилентиурамтетрасульфид («Тетрон А») (0,34 мас. %).

Смешение компонентов в примерах осуществлялось при температуре 55-60°С в смесителе непрерывного действия типа «СНД-75» с последующим формованием полотна шириной 3,0 метра и толщиной 0,012 метра. Трехмерное сшивание полимерной основы материала полотна проводилось в барабанном вулканизаторе непрерывного действия при температуре в диапазоне 170-180°С со временем пребывания в аппарате 7-5 минут соответственно. Полученное и накатанное с рулонов (длиной 25 метров каждый) на асфальт, предварительно намазанный жидким битумом (мазутом), гидроизоляционное полотно при относительной скорости одноосного растяжения 1,4⋅10-3 с-1 имело следующие механические характеристики (см. таблицу).

Примечание: разрывные деформации обычного асфальта при температурах минус 20-30°С составляют 0,1-0,2%.

Для приведенных выше примеров покрытия и прототипа (чертеж) показаны зависимости разрывных напряжений (прочностей) от разрывных деформаций в координатах огибающих разрушения по Т. Смиту, демонстрирующие увеличение разрывного напряжения на порядок по сравнению с прототипом при практическом сохранении уровня разрывной деформации.

Данные характеристики свидетельствуют о повышенной морозостойкости покрытия асфальта автомобильной дороги и позволяют использовать его в широком температурном диапазоне эксплуатации (от -50°С до +50°С) в течение 25-30 лет.

Похожие патенты RU2638976C1

название год авторы номер документа
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш
  • Аликин Владимир Николаевич
RU2473581C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОВОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2014
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш Масеевич
RU2550710C1
ШИНА И РЕЗИНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРИВИТЫЙ ПОЛИМЕР 2011
  • Араухо Да Сильва Хосе Карлос
  • Фавро Жан-Мишель
  • Матмур Рашид
  • Сали Анн Фредерик
  • Сеебот Николя
RU2570882C2
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВУЛКАНИЗАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БАРЬЕРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ ДЛЯ ТЕКУЧИХ СРЕД 2008
  • Блок Эдвард Джон
  • Харрингтон Брюс Алан
  • Хара Юити
  • Томои Сусаку
RU2495064C2
НАПОЛНЕННЫЙ ЭЛАСТОМЕР, СОДЕРЖАЩИЙ ПОЛИУРЕТАН 2012
  • Лианг Донг
  • Йи Вейхуа
  • Лу Йонг
  • Тун Жен
  • Чен Жаохуи
RU2622384C2
МАСЛОНАПОЛНЕННЫЙ 1,2-ПОЛИБУТАДИЕН, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ, ЕГО КОМПОЗИЦИЯ И ФОРМОВАННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2002
  • Маеда Масаки
  • Коудзина Дзундзи
  • Морино Кацуаки
  • Аояма Теруо
  • Окада Коудзи
  • Фуруити Минору
RU2266917C2
МИКРОСЛОИСТЫЕ КОМПОЗИТЫ И СПОСОБЫ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Дайас Антони Джей
  • Брант Патрик
  • Цзоу Энди Хайшун
  • Чжао Руй
  • Дувдевани Айлан
RU2374076C2
ШИНА ДЛЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2019
  • Далль`Абако, Давиде
  • Россьелло, Луиджа
  • Поццоли, Марко
  • Конти, Давиде Лупо
RU2800092C2
ЭЛАСТОМЕРНЫЕ ПОЛИМЕРЫ, МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПО КОНЦАМ ЦЕПЕЙ СИЛАНСУЛЬФИДОМ 2006
  • Тиле Свен
  • Кизекамп Йоахим
  • Янч Норберт
  • Книспел Томас
RU2418013C2
ВУЛКАНИЗУЕМАЯ ПЕРОКСИДАМИ РЕЗИНОВАЯ СМЕСЬ, СОДЕРЖАЩАЯ ГАЛОБУТИЛОВЫЕ ИОНОМЕРЫ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ МУЛЬТИОЛЕФИНА 2006
  • Ризендес Руи
  • Хикки Дженис Николь
RU2429254C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 638 976 C1

Реферат патента 2017 года ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. Покрытие содержит полимерную основу, наполнитель - полифракционный диоксид кремния и технологические добавки, включающие трехмерно сшивающий агент - серу, тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод, катализатор трехмерного сшивания каучуков и усилитель вулканизации, при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: два каучука - 9,0-18,0, полифракционный диоксид кремния - 77,0-86,5, технологические добавки - 4,5-5,0. При этом полимерная основа содержит пластифицированные каучуки: поли-цис-1,4-изопрен и поли-цис-1,4-бутадиен в массовом соотношении поли-цис-1,4-изопрен : поли-цис-1,4-бутадиен : масло пластификаторное, равном (0,30-0,60):(0,60-0,30):0,10. Техническим результатом является повышение эксплуатационного ресурса гидроизоляционного морозостойкого покрытия асфальта автомобильной дороги. 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 638 976 C1

1. Гидроизоляционное морозостойкое покрытие асфальта автомобильной дороги, включающее полимерную основу - два каучука, сополимеризующиеся и трехмерно сшивающиеся агентом, наполнитель - полифракционный диоксид кремния и технологические добавки, включающие трехмерно сшивающий агент, тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод, катализатор трехмерного сшивания каучуков, при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:

полимерная основа 9,0-18,0 полифракционный диоксид кремния 77,0-86,5 технологические добавки 4,5-5,0,

отличающееся тем, что полимерная основа содержит в качестве каучуков пластифицированные высокомолекулярные непредельные синтетические каучуки: поли-цис-1,4-изопрен и поли-цис-1,4-бутадиен в массовом соотношении поли-цис-1,4-изопрен : поли-цис-1,4-бутадиен : масло пластификаторное, равном (0,30-0,60):(0,60-0,30):0,10, технологические добавки дополнительно включают усилитель вулканизации, а в качестве трехмерно сшивающего агента использована сера.

2. Покрытие по п.1, отличающееся тем, что оно содержит полифракционный диоксид кремния фракционного состава, мас.%: 1 мкм : 15 мкм : 240 мкм : 600 мкм = 2,8 : 8,2 : 22,6 : 66,4.

3. Покрытие по п.1, отличающееся тем, что в качестве усилителя вулканизации содержит тетраалкилтиурамдисульфид.

4. Покрытие по п.1, отличающееся тем, что в качестве катализатора трехмерного сшивания каучуков содержит оксид цинка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2638976C1

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш
  • Аликин Владимир Николаевич
RU2473581C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ 2000
  • Медведев В.П.
  • Огрель А.М.
  • Лукьяничев В.В.
  • Хамидулин М.Г.
RU2186812C2
ВОДНО-ДИСПЕРСИОННЫЙ СОСТАВ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ 1991
  • Костовская Е.Н.
  • Беляева Т.Н.
  • Рыжов В.А.
  • Сахновский А.С.
  • Молодыка А.В.
  • Ударов О.Е.
  • Малыгина Г.М.
RU2010825C1
RU 94015910 A1, 20.12.1995
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2003
  • Кемалов А.Ф.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Дияров И.Н.
  • Ляпин А.Ю.
  • Плаксунов Т.К.
  • Магдеева С.Р.
RU2241723C1
Прибор для пункции сердца морских свинок 1958
  • Кабаков Е.Н.
SU116631A1

RU 2 638 976 C1

Авторы

Ермилов Александр Сергеевич

Нуруллаев Эргаш Масеевич

Любимова Нина Юрьевна

Калагин Сергей Александрович

Даты

2017-12-19Публикация

2017-03-13Подача