СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОВОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ Российский патент 2015 года по МПК E01C11/02 E01C5/20 

Описание патента на изобретение RU2550710C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильной дорог, расположенных в географических широтах с резко континентальным климатом, где температура может колебаться от +50 до 50°C.

Известны способы повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильных мостов путем использования деформационных швов различных конструкций, выполняющих роль температурных компенсаторов в стыках секций мостов. Швы при этом заполняют термопластичной мастикой на основе нефтяного гудрона, полимерно-битумных вяжущих или термопластичных высокомолекулярных полимеров, армированных сетками из нитей полиэфира, полиамида («нейлона») или стекловолокна (В.И. Шестериков. Деформационные швы в автодорожных мостах. М.: Транспорт, 1978, с.7-9; RU 2069042, опубл. 10.11.1996 г.; RU 2158797, опубл. 10.11.2000 г.).

Общим недостатком известных способов является ненадежная защита асфальтового покрытия от поперечного трещинообразования в зимний период и от ползучего деформирования - в летний. Расчеты показывают, что для климатических зон с морозами до -50°C разрывная деформация материала таких швов должна составлять не менее 21% (В.В. Ушаков. Ремонт цементобетонных покрытий автомобильных дорог. // Автомобильные дороги, 2002, №6, с.1-15). При этом для обычного асфальта при температурах - 20-30°C этот параметр будет составлять 0,1-0,2% соответственно.

Кроме того, известные способы характеризуются конструктивной сложностью при осуществлении и дороговизной. Поэтому для многокилометровых автомобильных дорог, вдоль которых в зимний период регулярно возникают поперечные трещины из-за перехода вяжущего в стеклообразное состояние, использование таких способов является неэффективным и нецелесообразным.

Известны также способы повышения долговечности асфальтовых покрытий автомобильных дорог путем армирования их геосетками (http://asfalt.kiev.ua/stt_armirovanie_asfalta.html) из стекловолокна, полиэстера, базальтового волокна и ряда других материалов. Полиэфирная сетка типа «Халемит», например, обладает высокими техническими характеристиками, однако не выдерживает проходов тяжелого автотранспорта при дорожных работах, а также является неморозостойкой, так же как и остальные перечисленные материалы.

Наиболее близким к заявляемому является способ повышения долговечности асфальтовых покрытий, исключающий появление продольных трещин при эксплуатации путем нанесения гидроизоляционного морозостойкого рулонного покрытия на полимерной основе (RU 2473581, опубл. 27.01.2013 г.).

Материал покрытия представляет собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами. В качестве наполнителя применяется полифракционный диоксид кремния. Этот эластично-упругий материал в качестве гидроизоляционного морозостойкого рулонного покрытия асфальта имеет при стандартной скорости одноосного растяжения следующие значения разрывной деформации: при температурах до +50°C - 48-51%, при температурах -50°C - 21-23%.

Однако использование рулонного сплошного покрытия из такого материала не позволяет избежать поперечных трещин при низких температурах до -50°C, которые возникают от температурных нагрузок дороги и в результате образования льда, разрушающего дорожное покрытие из-за его объемного расширения при замерзании воды. Изготовление деформационных швов из подобного морозостойкого материала из источников информации неизвестно.

Технический результат заключается в создании способа повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с высоким сроком эксплуатации до 30 лет путем предотвращения возникновения поперечных и продольных трещин в асфальтовом покрытии при его эксплуатации в зимнее время при температурах до -50°C.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с использованием эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, согласно изобретению в асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из указанного эластично-упругого материала с образованием деформационных швов, полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала.

Ширина полостей для укладки ленты составляет 10-30 мм. Ширина полости меньше 10 мм будет недостаточной, а полученный деформационный шов будет малоэффективным. Ширина полости и шва больше 30 мм приведет к большому расходу материала без существенного повышения положительного эффекта. Толщина рулонного покрытия также должна быть в интервале 10-15 мм, что объясняется экономической и технической целесообразностями. Кроме того, расстояние между деформационными швами зависит от морозности зим. Чем ниже температура в зоне дороги, тем меньше расстояние между швами.

Последовательная укладка лент из указанного материала на расстоянии 5-10 м друг от друга на жидкий битум и дальнейшее накатывание рулонного покрытия на асфальт позволяет получать дорожное покрытие, которое будет успешно эксплуатироваться в зимнее и летнее время без образования поперечных и продольных трещин, срок службы которого может достигать 30 лет без ремонта.

Способ осуществляется следующим образом.

Ленты нарезают из полотна эластично-упругого материала, который представляет собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами. Ленты, имеющие заданную ширину и длину, равную ширине асфальтового слоя дороги, укладывают в профрезерованные заранее полости в асфальте на залитый в них жидкий битум. Полости расположены на расстоянии 5-10 м друг от друга. При остывании битума образуются деформационные швы. Поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала, что и ленты.

Пример

На участке дороги в 100 м шириной 9 м фрезой в асфальте через каждые 10 м профрезеровали 10 канав - полостей шириной 30 мм и длиной 9 м. Полости промазали жидким битумом класса CГ. В полости уложили 10 лент шириной 30 мм и длиной 9 м. После остывания битума в течение 1 часа на этот участок дороги с помощью дорожной техники параллельно поверх деформационных швов накатали 3 рулонных слоя шириной по 3 м.

Ниже представлены составы двух использованных эластично-упругих материалов, содержащих разные по количественному содержанию компонентов:

Состав 1:

Низкомолекулярные каучуки - полибутадиеновый марки СКД-КТР с концевыми карбоксильными группами (9,0 % масс.), полидиенуретанэпоксидный марки ПДИ-3Б (4,5 % масс.).

Трехмерно сшивающий агент - эпоксидная смола марки ЭЭТ-1 (1,45 % масс.).

В качестве наполнителя использован диоксид кремния двух фракций - природный крупнокристаллический кварц дисперсностью 500-1500 микрометров (57,4 % масс.) и высокодисперсный (30-40 нанометров) диоксид кремния марки «Аэросил-380» (24,6 % масс.).

Технологические добавки: тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод дисперсностью 10-20 нанометров (3,0 % масс.); катализатор трехмерного сшивания каучуков - ацетил-ацетонат железа (0,05 % масс.).

Состав 2:

Низкомолекулярные каучуки - полибутадиеновый марки СКД-КТР с концевыми карбоксильными группами (6,75 % масс.), полидиенуретанэпоксидный марки ПДИ-3Б (4,50 % масс.).

Трехмерно сшивающий агент - эпоксидная смола марки ЭЭТ-1 (1,536 % масс.).

В качестве наполнителя использован диоксид кремния трех фракций - природный крупнокристаллический кварц дисперсностью 500-1500 микрометров (42,0 % масс.), природный мелкокристаллический кварц 3-7 микрометров (25,2 % масс.), высокодисперсный (30-40 нанометров) диоксид кремния марки «Аэросил-380» (16,8 % масс.).

Технологические добавки: тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод дисперсностью 10-20 нанометров (3,16 % масс.); катализатор трехмерного сшивания каучуков - ацетил-ацетонат железа (0,054 % масс.).

Расчетный срок службы этого участка дорожного покрытия составил от 20 до 30 лет в условиях эксплуатации при температурах от +50 до -50°C.

Похожие патенты RU2550710C1

название год авторы номер документа
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш
  • Аликин Владимир Николаевич
RU2473581C1
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2017
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш Масеевич
  • Любимова Нина Юрьевна
  • Калагин Сергей Александрович
RU2638976C1
Способ получения полимерасфальтобетонной смеси 2020
  • Андрухова Татьяна Витальевна
  • Крутских Алексей Андреевич
RU2737926C1
Способ строительства автомобильной дороги 2018
  • Катаров Василий Кузьмич
  • Гаврилов Тиммо Александрович
  • Колесников Геннадий Николаевич
  • Карпов Вячеслав Александрович
RU2696703C1
Асфальтовая композиция, содержащая термореактивные соединения 2018
  • Фляйшель, Оливье
  • Отеро Мартинез, Иран
  • Шатц, Вальдемар
  • Вибельхаус, Даг
  • Элинг, Беренд
  • Шерцер, Дитрих
  • Фербитц, Йенс
  • Про, Майкл
  • Мэлонсон, Берни Льюис
  • Тэйлор, Райан Е.
RU2770600C2
Применение кокса в качестве модификатора битума 2020
  • Баженов Александр Владимирович
  • Кузик Виталий Иванович
RU2753763C1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 2008
  • Колеров Владимир Сергеевич
RU2381194C1
ВЗАИМОПРОНИКАЮЩАЯ ЭЛАСТОМЕРНАЯ СЕТКА, ПОЛУЧЕННАЯ ИЗ ЧАСТИЦ ИЗМЕЛЬЧЕННОЙ ШИННОЙ РЕЗИНЫ 2018
  • Коу, Уильям Б.
RU2813462C2
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ПОРИСТЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2006
  • Шольтен Эрик Ян
RU2412965C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМНОЙ КОМПОЗИЦИИ И БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1993
  • Жи Жонг Лианг
  • Раймонд Т. Вудхэмс
RU2162475C2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОВОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильной дорог, расположенных в географических широтах с резко континентальным климатом, где температура может колебаться от +50 до -50°С. В асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, при этом образуются деформационные швы. Полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала. Способ позволяет получать дорожное покрытие, которое будет успешно эксплуатироваться в зимнее и летнее время без образования поперечных и продольных трещин, срок службы которого может достигать 30 лет без ремонта. 1 пр.

Формула изобретения RU 2 550 710 C1

Способ повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с использованием эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, отличающийся тем, что в асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из указанного эластично-упругого материала с образованием деформационных швов, полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2550710C1

ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МОРОЗОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ АСФАЛЬТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Ермилов Александр Сергеевич
  • Нуруллаев Эргаш
  • Аликин Владимир Николаевич
RU2473581C1
Деформационный шов покрытия 1989
  • Тоцкий Олег Николаевич
  • Виноградов Александр Петрович
  • Шорохов Сергей Александрович
  • Михеев Юрий Анатольевич
SU1744168A1
ТРЕЩИНОПРЕРЫВАЮЩАЯ ПРОСЛОЙКА 2000
  • Тоцкий О.Н.
RU2158798C1
АСФАЛЬТОВОЕ ПОКРЫТИЕ 2003
  • Зернов В.В.
  • Подшивалов С.Ф.
  • Подшивалова К.С.
RU2248426C2
Ремонт и содержание автомобильных дорог
Справочник инженера-дорожника
Под ред
А.П
Васильева
Москва, Транспорт, 1989, стр.156-161

RU 2 550 710 C1

Авторы

Ермилов Александр Сергеевич

Нуруллаев Эргаш Масеевич

Даты

2015-05-10Публикация

2014-01-09Подача