ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2018 года по МПК F16C17/00 F16C33/04 F16C33/26 

Описание патента на изобретение RU2645569C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.

Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе и в котором расположена цапфа вала (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил., стр. 291.)

Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по АС СССР №270406, кл. F16C 33/24, опубл. 08.05.70 г., бюл. №16. Сущность его состоит в том, что подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить которой плотно уложена на поверхности цапфы и зафиксирована своими концами на торцах цапфы, а поперечное сечение нити имеет круглую форму.

Недостаток прототипа состоит в том, что витки спирали антифрикционного вкладыша уложены плотно, впритык друг к другу, по всей длине цапфы вала. Это требует определенного расхода материала, идущего на изготовление этой спирали, который может быть значительным при достаточно большой длине цапфы; однако при небольших нагрузках, испытываемых при работе подшипником, большое количество витков спирали вкладыша может быть излишним. Кроме того, плотное размещение витков спирали - вплотную друг к другу - не позволяет разместить в зоне трения витков спирали достаточного количества смазочного материала, способного обеспечить достаточно качественное смазывание зоны трения подшипника.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции подшипника скольжения, снижения издержек на его изготовление и повышения его износостойкости.

Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, уложенной на цапфе вдоль всей ее длины и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы. Причем витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. А в поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали, и в которую уложены витки спирали.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: подшипник скольжения - вид сбоку в разрезе (фиг. 1) и сечение элемента этого подшипника (фиг. 2).

На чертеже показаны: цапфа 1 вала, вал 2, опорный корпус 3, нить 4 антифрикционного вкладыша, винтовая канавка 5; длина L цапфы (1); диаметр d нити (4); расстояние l между витками спирали; глубина α1 винтовой канавки; превышение α2 витков спирали над поверхностью цапфы; ширина b канавок по поверхности цапфы.

Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 вала 2, установленной в опорном корпусе 3, антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить 4 диаметром d которой уложена на цапфе вдоль всей ее длины L и зафиксирована своими концами на торцах этой цапфы. Витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии l друг от друга. В поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка 5, глубина α1 которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали. Ширина канавки по поверхности цапфы - b, превышение витков спирали над поверхностью цапфы - α2.

При работе подшипника винтовая канавка 5 обеспечивает надежную фиксацию витков нити 4 спирали антифрикционного вкладыша на цапфе 1 вала 2. А задание расстояния l между витками нити позволяет образовать смазочные карманы для размещения в них смазочного материала, стабилизирующего процесс трения подшипника.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника скольжения позволяет снизить издержки на его изготовление за счет снижения расхода материала, идущего на изготовление винтовой спирали антифрикционного вкладыша. А задание расстояния между витками винтовой спирали вкладыша позволяет образовывать смазочные карманы для размещения в них смазочного материала, достаточного для стабилизации процессе трения подшипника, что способствует повышению его износостойкости.

Похожие патенты RU2645569C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2645585C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2646981C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2645571C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2653419C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2653350C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2609522C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Мендрух Николай Викторович
RU2653345C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2609521C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Мендрух Денис Николаевич
  • Мендрух Николай Викторович
RU2528246C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2015
  • Мендрух Николай Викторович
RU2584776C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 645 569 C1

Реферат патента 2018 года ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала (2), установленной в опорном корпусе (3), антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4) круглого сечения, диаметром уложенной на цапфе (1) вдоль всей ее длины (L) и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы (1). Витки спирали по всей длине цапфы (1) расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. В поверхности цапфы (1) выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали. А между всеми витками спирали на поверхность цапфы (1) нанесено твердое смазочное покрытие, например, на основе графита, толщина слоя которого равна высоте превышения витков спирали над поверхностью цапфы (1). Технический результат: оптимизация конструкции подшипника скольжения, снижение издержек на его изготовление и повышение его износостойкости. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 645 569 C1

Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити круглого сечения, уложенной на поверхность цапфы и зафиксированной своими концами на торцах этой цапфы, отличающийся тем, что витки спирали по всей длине цапфы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга; в поверхности цапфы выполнена ответная виткам спирали винтовая канавка, глубина которой не больше радиуса нити спирали и в которую уложены витки спирали; а между всеми витками спирали на поверхность цапфы нанесено твердое смазочное покрытие, например, на основе графита, толщина слоя которого равна высоте превышения витков спирали над поверхностью цапфы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2645569C1

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 0
SU270406A1
Подвеска для гальванического никелирования или цинкования велосипедных спиц 1946
  • Бирюков Н.Д.
SU79806A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1997
  • Богачев А.П.
RU2123624C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2
JP S55139516 A, 31.10.1980.

RU 2 645 569 C1

Авторы

Мендрух Николай Викторович

Даты

2018-02-21Публикация

2017-01-16Подача