Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов и осей механизмов и машин.
Известен подшипник скольжения, представляющий собой антифрикционный вкладыш, установленный в опорном корпусе, и в котором расположена цапфа вала - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 291.
Недостаток данного подшипника состоит в том, что подобная конструкция вкладыша не обеспечивает необходимой долговечности подшипника, а сам подшипник - материалоемок.
В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения по А.С. СССР №270406, кл. F16С 33/24, опубл. 08.05.70 г., Бюл. №16. Сущность его состоит в том, что подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали, нить которой плотно уложена на поверхности цапфы и зафиксирована своими концами на торцах цапфы, а поперечное сечение нити имеет круглую форму.
Недостаток прототипа состоит в том, что витки спирали антифрикционного вкладыша выполнены из нити круглого сечения. Поэтому нагрузка, воспринимаемая спиралью, воспринимается только верхом ее витков и контакт вкладыша с опорным корпусом происходит по узкой винтовой линии, проходящей через вершины этих витков, вдоль них - по спиральной линии. Это способствует созданию большой удельной нагрузки на витки спирали, что приводит к усиленному изнашиванию нити витков (верха нити). А усиленное изнашивание нити (вследствие малой площади контакта спирали с опорой корпуса) приводит к уменьшению высоты нити витков и к увеличению зазора между спиралью и опорным корпусом. Это способствует возникновению люфта подшипника и биению вала, что может привести к выходу подшипника из строя.
Изобретением решается задача надежности работы подшипника.
Для этого подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити, витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы и зафиксированной своими концами на торцах цапфы. Причем поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника, примыкающего к цапфе одной своей стороной, и равнобочной трапеции, основание которой равновелико этой стороне прямоугольника и примыкающей этим основанием к противоположной стороне прямоугольника.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: подшипник скольжения - вид сбоку в разрезе (фиг. 1) и фрагмент этого подшипника, в сечении (фиг. 2).
На чертеже показаны: цапфа 1 вала, вал 2, опорный корпус 3, зазор Δ, витки нити 4 спирали антифрикционного вкладыша, длина L цапфы; стороны прямоугольника ab, bc, cd, da; стороны равнобочной трапеции ef, fg, gh, ha; величина ширины основания нити а1, величина высоты нити b1, величина ширины вершины нити a2; величина ширины свободного пространства а3, величина высоты свободного пространства b2, винтовая канавка 5.
Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе 1 вала 2, установленной в опорном корпусе 3 с зазором Δ относительно этого корпуса, антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити 4. Витки нити спирали плотно прилегают друг к другу по всей длине L цапфы и зафиксированы своими концами на торцах цапфы. Поперечное сечение нити спирали имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника (со сторонами ab, be, cd, da), примыкающего к цапфе одной своей стороной (ab), и равнобочной трапеции (основание которой - ef, вершина - gf, стороны - fg и he), основание трапеции (ef) равновелико сторонам прямоугольника ab и cd. Трапеция своим основанием (ef) примыкает к стороне cd прямоугольника. Прямоугольник и трапеция образуют фигуру со сторонами ab, bc(f), c(f)g, gh, he(d) и da. Величина ширины основания нити 4 - а1, величина высоты нити - b1, высота ширины вершины нити - а2 (меньше величины а1). Между боковыми сторонами соседних нитей (4) образуется свободное пространство (шириной a3 и высотой b2, а между витками нити 4 образуется винтовая канавка 5.
При работе подшипника его антифрикционный вкладыш воспринимает действующие на него нагрузки по верху витков нити 4 спирали. Каждый виток воспринимает нагрузку по ширине а2. Суммарная длина опорной поверхности вкладыша: Σ=а2⋅n, где n - количество витков нити 4 спирали вкладыша. Винтовая канавка 5 по верху спирали вкладыша (шириной a3 и глубиной b2) образует смазочные карманы между витками спирали.
По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция подшипника скольжения позволяет снизить удельные нагрузки на витки нити спирали антифрикционного вкладыша, что способствует снижению интенсивности изнашивания витков. Наличие смазочных карманов позволяет удерживать в зоне трения спирали вкладыша смазочный материал, также способствующий снижению изнашивания витков вкладыша. В совокупности это повышает надежность работы подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2653350C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2645585C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2645571C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2646981C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2609522C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2653345C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2645569C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2609521C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2528246C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2600403C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в опорных узлах валов механизмов и машин. Подшипник скольжения содержит укрепленный на цапфе (1) вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити (4), витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы (1) и зафиксированной своими концами на торцах цапфы (1). Поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника (ab, bc, cd, da), примыкающего к цапфе (1) одной своей стороной (ab), и равнобочной трапеции (основание которой - eƒ, вершина - gƒ, стороны - ƒg и he). Основание (eƒ) равновелико стороне (ab) прямоугольника и примыкает к противоположной стороне (cd) прямоугольника. Технический результат: повышение надежности работы подшипника. 2 ил.
Подшипник скольжения, содержащий укрепленный на цапфе вала антифрикционный вкладыш в виде винтовой спирали из нити, витки которой плотно прилегают друг к другу по всей длине цапфы и зафиксированной своими концами на торцах цапфы, отличающийся тем, что поперечное сечение нити имеет вид фигуры, составленной из прямоугольника, примыкающего к цапфе одной своей стороной, и равнобочной трапеции, основание которой равновелико этой стороне прямоугольника и примыкающей этим основанием к противоположной стороне прямоугольника.
Опора скольжения | 1985 |
|
SU1368520A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 0 |
|
SU270406A1 |
Подвеска для гальванического никелирования или цинкования велосипедных спиц | 1946 |
|
SU79806A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2200257C2 |
JP S55139516 A, 31.10.1980. |
Авторы
Даты
2018-05-08—Публикация
2017-03-06—Подача