СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F16C33/04 F16C33/18 

Описание патента на изобретение RU2123624C1

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления самосмазывающихся подшипников скольжения.

Известен способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, включающий формирование пористой спеченной втулки, ее пропитку жидкой смазкой, герметизацию нерабочей поверхности втулки и запрессовку в корпусе (В.Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение,1979, с. 120).

Недостатком самосмазывающихся подшипников, полученных данным способом, является незначительный запас жидкой смазки в порах, в связи с чем он не долговечен и используется при кратковременной работе за один пусковой период, а также при малых скоростях и нагрузках.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, включающий намотку проволоки круглого сечения на наружную цилиндрическую поверхность пористой спеченной втулки в несколько слоев, пропитку жидкой смазкой, развальцовку проволоки и запрессовку втулки в корпус (а.с. СССР 1574373, Б.И. N 24, 1990 г.).

Указанный способ имеет следующие недостатки.

1. При развальцовке, под действием пластического давления, проволока располагается относительно поверхности намотки, в результате чего долговечность подшипника уменьшается.

2. При запрессовке втулки в корпусе в результате сдвига намотанный слой может отделиться от втулки, что ведет к разрушению самосвязывающего подшипника.

3. В процессе работы подшипникового узла под действием динамических нагрузок, вибрации, первый слой может расползтись и втулка теряет посадку в корпусе, что приводит к заклиниванию узла и повреждению вала.

4. В связи с тем, что контакт первого слоя проволоки происходит по линии со втулкой, происходит плохой обмен теплом, что снижает антифрикционные свойства подшипников.

Цель изобретения - повышение долговечности подшипника скольжения.

Указанная цель достигается тем, что, согласно изобретению, перед намоткой проволоки на наружней цилиндрической поверхности спеченной втулки изготавливают винтовые канавки, в которые затем укладывают слой наматываемой проволоки.

Отличием от известных (см. аналоги) является выполнение на наружной цилиндрической поверхности спеченной втулки винтовых канавок, в которые укладывают слой наматываемой проволоки. Канавки фиксируют витки проволоки от смещения друг относительно друга и относительно наружней цилиндрической поверхности. Это повышает долговечность подшипников.

На фиг. 1 представлен общий вид пористой спеченной втулки после намотки проволоки; на фиг. 2 - узел 1 на фиг. 1.

Пример конкретного выполнения способа дается для оптимального варианта изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения.

Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения осуществляют следующим образом.

После просева порошков составляют шихту, прессуют и спекают втулки. Затем на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки изготавливают винтовые канавки, в которые затем укладывают слой наматываемой проволоки. Канавки изготавливают, например, с помощью резца на токарном станке (аналогично нарезанию резьбы). При этом ширина и глубина канавок зависит от размера применяемой проволоки и составляет 0,3-1,0 ее диаметра (см. фиг. 2). Проволока фиксируется посредством канавок от осевого смещения относительно спеченной втулки. После нарезания канавок производят намотку проволоки, причем первый слой укладывают в канавки. При намотке проволоки витки прижимают один к другому и к канавкам. В результате образуются компенсационные масляные карманы в виде кольцевых полостей, расположенных между поверхностью соседних витков проволоки. Намотку проволоки осуществляют в несколько слоев, затем пропитывают полученную заготовку жидкой смазкой и развальцовывают наружный слой роликом в направлении намотки.

В таблице представлены сравнительные экспериментальные исследования подшипников, изготовленных известным и предлагаемым способами.

Похожие патенты RU2123624C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2150352C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2162172C1
Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения 1987
  • Богачев Анатолий Петрович
SU1574373A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Тарасенко А.Т.
RU2172678C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА 2000
  • Богачев А.П.
RU2178102C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ТРУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ 1998
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Янковец Ж.Н.
RU2150386C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2147699C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2192962C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 123 624 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для самосмазывающихся подшипников скольжения. Способ изготовления самосмазывающего подшипника скольжения осуществляется следующим образом. После просева порошков составляют шихту, прессуют и спекают втулки. Затем на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки изготавливают винтовые канавки, в которые затем укладывают слой наматываемой проволоки. Канавки изготавливают, например, с помощью резца на токарном станке (аналогично нарезанию резьбы). При этом ширина и глубина канавок зависит от размера применяемой проволоки и составляет 0,3-1,0 ее диаметра. Проволока фиксируется посредством канавок от осевого смещения относительно спеченной втулки. После нарезания канавок производят намотку проволоки, причем первый слой укладывают в канавки. При намотке проволоки витки прижимают один к другому и к канавкам. В результате образуется компенсационные масляные карманы в виде кольцевых полостей, расположенных между поверхностью соседних витков проволоки. Намотку проволоки осуществляют в несколько слоев, затем пропитывают полученную заготовку жидкой смазкой и развальцовывают наружный слой роликом в направлении намотки. Изобретение отравлено на повышение долговечности подшипников скольжения. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 123 624 C1

Способ изготовления самосмазывающегося подшипника скольжения, включающий намотку проволоки круглого сечения на наружную цилиндрическую поверхность пористой спеченной втулки в несколько слоев, пропитку жидкой смазкой, развальцовку проволоки и запрессовку втулки в корпус, отличающийся тем, что перед намоткой проволоки на наружной цилиндрической поверхности пористой спеченной втулки изготавливают винтовые канавки, в которые затем укладывают слой наматываемой проволоки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2123624C1

SU, авторское свидетельство, 1574373, кл
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Воронков В.Д
Подшипники сухого трения
- Л.: Машиностроение, 1979, с.120.

RU 2 123 624 C1

Авторы

Богачев А.П.

Даты

1998-12-20Публикация

1997-01-27Подача