Изобретение относится к медицине и связано, в основном, с психотерапией. Преимущественными областями применения настоящего решения являются лечение и профилактика психоэмоциональных отклонений, различных поражений нервной системы, реабилитация после травм и хронических заболеваний. Изобретение может быть использовано в различных областях, в частности в восстановительной медицине, в коррекционной психологии для стимулирования нервно-психического развития детей, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста, в психогериатрической практике для оздоровления пожилых людей, для повышения способности к социальной адаптации, для борьбы со стрессовыми расстройствами, а также как дополнительный инструмент лечебного воздействия в общей медицинской практике.
Одним из действенных средств для лечения, коррекции, реабилитации и профилактики широкого круга психических и соматических патологий, особенно негрубой формы, а также нежелательных отклонений от нормы, является арт-терапия.
Арт-терапия - психотерапия посредством визуального, пластического искусства, с использованием языка изобразительной экспрессии и при непосредственном участии человека в изобразительном творчестве, одно из направлений психотерапии творчеством (Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. С. 8). В отечественной литературе также встречается практически совпадающее по смысловому содержанию в рамках настоящего изобретения понятие «изотерапия», характеризующее процесс создания изображений в качестве инструмента для изучения чувств, идей и событий, для развития коммуникативных способностей, укрепления самооценки и уверенности в себе (Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006. С. 15-16).
Посредством изобразительного творчества пациент выражает и осознает содержание своего внутреннего мира, при этом художественно-ручной труд развивает мелкую моторику и координацию движений рук, умение планировать свою деятельность, обеспечивает зрительный контроль, учит устанавливать связь между действием и результатом, развивает чувство цвета и формы, способствует формированию таких психических функций как внимание и воображение, стимулирует развитие речи и деятельности, влияет на умение планировать предстоящую работу, выделять этапы и устанавливать последовательность действий (Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 121, 135).
В процессе изобразительного творчества пациент получает источник новых позитивных переживаний и избавляется от психоэмоционального напряжения, у него развивается произвольная ручная моторика, происходит овладение специфическими ручными и орудийными действиями с различными материалами и инструментами. В свою очередь, врач получает возможность для объективного контроля состояния пациента посредством анализа создаваемых пациентом изобразительных продуктов.
Арт-терапия находит применение при лечении проблем развития у детей, нарушений функций опорно-двигательного аппарата, включая детский церебральный паралич (ДЦП), нарушений эмоционально-волевой сферы, детских отклонений поведения, при нарушениях зрения и слуха, после черепно-мозговых травм, при сниженном настроении, сохраняющемся чувстве тревоги, дезориентировке и пр.
Так, применение арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, речи, с задержкой психического развития, позволяет получить положительные результаты, включающие стимулирование общения замкнутых детей, эффективное и социально приемлемое эмоциональное отреагирование, способствование осознанию ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе (там же, с. 190).
Арт-терапия целесообразна не только при психических, но и при соматических заболеваниях, что связно с активизацией физической активности пациента (Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М.: Психотерапия, 2011. С. 7-8).
Однако арт-терапия не ограничена исключительно лечением в строгом медицинском смысле этого слова и находит также применение, в частности, как средство психической гармонизации и развития человека (Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. С.7), полностью соответствуя все возрастающей потребности современного человека в мягком и экологическом подходе к его проблемам, неуспешности или неполной самореализации (там же, предисловие проф. В.В. Макарова. С. 5).
Одним из методов арт-терапии является лепка из пластичной массы, заключающаяся в созидательном изменении формы материала с целью придания ему художественного образа. Лепка из пластичной массы предпочтительна, в частности, при работе с детской агрессией, фобиями и фрустрациями, так как отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством манипуляций с пластичными материалами снижает опасность аутоагрессии и насильственных действий со стороны исполнителя-ребенка по отношению к другим участникам (Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. С. 71).
Известен способ арт-терапии, включающий творческую ручную лепку пациентом изобразительного продукта с элементами из густой пластичной массы, представляющей собой соленое тесто (там же, с. 94-96).
Тесто из муки, соли и воды безвредно для здоровья пациентов, если они возьмут его в рот или съедят, однако это единственное достоинство такого теста в качестве материала для лепки. Тесто как таковое лечебными свойствами не обладает и не вызывает никаких положительных эмоций у пациентов от работы с ним. Кроме того, детали из теста крайне сложно слепить друг с другом, что на практике способно вызывать приступы раздражения у пациентов. На воздухе тесто быстро теряет эластичность, а при попадании воды масса становится непригодной для использования и портится, что также осложняет работу с ним. Из-за указанных причин эффективность арт-терапии лепкой оказывается сниженной.
Задачей является повышение лечебной эффективности арт-терапии лепкой.
Обеспечиваемый настоящим изобретением технический результат заключается в расширении путей лечебного воздействия арт-терапии лепкой на пациентов в широком смысле этого слова, в увеличении их мотивации к занятиям данной терапией, а также в снижении сроков лечения, реабилитации и необходимой профилактики.
Технический результат достигается благодаря тому, что способ арт-терапии включает творческую ручную лепку пациентом изобразительного продукта с элементами из пластичной массы, причем пациент преимущественно работает с густой тестообразной массой, включающей смесь измельченного миндаля с сахаром.
В частном случае процедура лепки включает в себя последовательные этапы ознакомления со свойствами материала для лепки, разминания массы, разделения материала на части, получения плоского массива материала или массива выпуклой формы, изготовления заготовок элементов изобразительного продукта и его сборки.
В другом частном случае пациент ознакомливается со свойствами материала для лепки посредством собственного обоняния, осязания и вкуса.
В еще одном частном случае пациент разминает массу обеими руками, задействуя при этом все пальцы и обе ладони, до большего размягчения массы и ее разогрева по сравнению с исходным состоянием.
Также в частном случае пациент изготавливает плоский массив материала, формируя сначала из массы плотный пластичный ком, а затем расплющивая его всей плоскостью своей распрямленной ладони или при помощи валика.
В частном случае пациент изготавливает массив выпуклой формы, надавливая на материал своей расслабленной вогнутой ладонью.
Также в частном случае из пластичных комков пациент делает заготовки элементов изобразительного продукта, включающие по меньшей мере один крупный шар, большую фигуру колбасообразной формы и небольшой относительно их шарик диаметром до 1 см. При этом пациент скатывает комок в шар, задействуя только свои ладони и двигая массу в их впадинах круговыми движениями. Фигуру колбасообразной формы пациент получает, пользуясь ладонью одной руки или двух рук, с использованием ладонных бугров, а шарик скатывает с помощью круговых движений подушечек большого и указательного пальцев.
В еще одном частном случае пациент расплющивает шар/шарик в фигуру лепешкообразной формы или располагает ладони под углом друг к другу и перекатывает шар между ладонными буграми, получая фигуру каплевидной формы.
В другом частном случае затем пациент с помощью подушечек указательного и среднего пальцев скатывает небольшие фигуры колбасообразной формы.
В частном случае в процессе работы пациент использует ручные инструменты и/или формообразующую оснастку.
В частном случае пациент собирает изобразительный продукт на плоской подложке округлой формы.
Также в частном случае изобразительный продукт содержит главные и фоновые элементы композиции. При этом пациент выполняет главные элементы композиции в виде горельефа, а фоновые элементы в виде барельефа.
Изобретение поясняется следующими иллюстрациями.
Фиг. 1-2: изобразительный продукт «барашек».
Фиг. 3: разминание массы для лепки.
Фиг. 4-6: формирование плотного пластичного кома и его дальнейшее расплющивание основанием распрямленной ладони или при помощи валика.
Фиг. 7-9: скатывание пластичных комков в шар, большую фигуру колбасообразной формы и небольшой шарик.
Фиг. 10-13: расплющивание шара и шарика в фигуры лепешкообразной формы.
Фиг. 14-15: получение фигуры каплевидной формы и небольшой фигуры колбасообразной формы.
Фиг. 16-18: получение элементов сложной формы.
Фиг. 19-22: использование формообразующих оснасток.
Фиг. 23-26: использование ручного инструмента.
Фиг. 27: соединение двух элементов изобразительного продукта.
Фиг. 28-31: последовательность изготовления лепной части изобразительного продукта «лягушонок».
Изобретение осуществляется следующим образом.
Для проведения марципанотерапии врач заранее отбирает несколько вариантов изобразительного продукта (пример первого варианта продукта показан на фиг. 1-2) исходя из возраста пациента, имеющихся у него навыков лепки, тематических предпочтений и характера заболевания. Каждый продукт является конструкцией из деталей в виде изобразительных элементов 1, неподвижно связанных между собой и прикрепленных к плоской подложке 2 округлой формы, и представляет собой изделие с главными элементами 3, выраженно выступающими над подложкой 2, и тонкими фоновыми элементами 4 композиции.
В непринужденной, предпочтительно игровой форме врач предлагает пациенту стать участником индивидуальной или коллективной арт-терапевтической сессии или сеанса и выступить в качестве исполнителя творческой работы, связанной с решением пациентом задачи по изготовлению вручную одного из вариантов изобразительного продукта путем лепки.
Пациент выбирает наиболее заинтересовавший его вариант, после чего обеспечивается всеми необходимыми для изготовления изобразительного продукта инструментами и материалами, в том числе пластичной массой для лепки. В качестве пластичной массы пациент получает 100-250 г смеси измельченного миндаля с сахаром, представляющей собой натуральный марципан, являющийся биологически активным веществом. Указанная смесь хорошо вымешена до состояния густой тестообразной массы, однородна и имеет консистенцию пластилина благодаря маслу миндаля.
Чтобы данная масса легче поддавалась лепке, ее следует использовать в сыром виде, не выпекая.
При необходимости пациент получает инструкции относительно последовательности выполнения работы и указания по технике необходимых для этого ручных и орудийных действий.
В процессе работы над заданием пациент вручную творчески вылепливает элементы продукта из пластичной массы и соединяет их, собирая продукт в оформленную художественную композицию.
Сначала пациент проводит ознакомление со свойствами марципана посредством собственного обоняния, осязания и вкуса, съедая часть массы.
Потом пациент разминает марципановую массу 5 в своих руках (фиг. 3) так, чтобы она стала более мягкой и разогретой по сравнению с исходным состоянием, и максимально однородной. В результате чего масса 5 становится очень пластичной и готовой к дальнейшей работе. При этом пациент задействует все пальцы рук и обе ладони. На данном этапе врач может дополнительно давать пациенту подготовительные упражнения, в частности, для развития независимой работы пальцев путем совершения несимметричных движений, что достигается, например, при одновременном вылепливании простых фигур разной формы обеими руками.
Затем пациент разделяет марципановую массу 5 на части подходящего размера для изготовления изобразительных элементов 1.
После этого пациент изготавливает плоский массив 6 материала, формируя сначала из массы плотный пластичный крупный ком (фиг. 4), а затем расплющивая его всей плоскостью своей распрямленной ладони или при помощи валика 7 (фиг. 5-6). При необходимости изготовления массива выпуклой формы, пациент надавливает на материал своей расслабленной вогнутой ладонью. Массивы материала плоской и выпуклой формы используются пациентом в дальнейшем для изготовления крупных центральных элементов 1, например, части туловища животного на фиг. 2.
Меньшие элементы 1 пациент получает из более мелких пластичных комков, делая сначала заготовки указанных элементов 1. При этом пациент формирует по меньшей мере один крупный шар 8 (фиг. 7), большую фигуру 9 колбасообразной формы (фиг. 8) и небольшой относительно их шарик 10 диаметром до 1 см (фиг. 9), являющиеся обязательными элементами любой композиции. Пациент скатывает комок в шар 8, задействуя только свои ладони и двигая массу в их впадинах круговыми движениями, фигуру 9 колбасообразной формы пациент получает, пользуясь ладонью одной руки или двух рук, с использованием ладонных бугров, а шарик 10 скатывает с помощью круговых движений подушечек большого и указательного пальцев. Пациент узнает, что если сначала скатать фигуру с ровной поверхностью, то деталь потом выйдет гладкой, без трещин и канавок.
Если для изготовления изобразительного продукта нужны фигуры лепешкообразной или каплевидной формы, то пациент расплющивает шар 8 или шарик 10 в фигуру 11 лепешкообразной формы (фиг. 10-13) или располагает ладони под углом друг к другу и перекатывает шар 8 между ладонными буграми, получая фигуру 12 каплевидной формы (фиг. 14). Небольшие фигуры колбасообразной формы 13 пациент получает скатывая массу с помощью подушечек указательного и среднего пальцев (фиг. 15).
Затем из заготовок простой формы пациент лепит детали более сложной формы (фиг. 16-18), используя различную технику работы рук. При этом пациент выполняет главные элементы 3 композиции в виде горельефа, а фоновые элементы 4 - в виде барельефа. В процессе лечения пациент учится работать преимущественно только пальцами, без скатывания округлых деталей будущей конструкции между ладонями, что позволяет лучше следить за процессом и получать детали более аккуратной формы благодаря точной работе подушечек тренированных пальцев. Работа рук при лепке включает в себя технические приемы выравнивания, приминания, продавливания и выглаживания форм, с чувствованием подушечками пальцев изменений форм марципановой массы.
В процессе работы пациент использует подходящие ручные инструменты и/или формообразующую оснастку: кулинарную формочку 14 (фиг. 19), кулинарный плунжер 15 (фиг. 20-22), гладилку 16, представляющую собой палочку с округлым концом (фиг. 23-24), чтобы делать пологие ложбинки и заглаживать неровности, стеку 17 (фиг. 25), кисточку 18 (фиг. 26).
После подготовки необходимых элементов 1 пациент соединяет их между собой (фиг. 27) и собирает изобразительный продукт на подложке 2, приклеивая элементы 1 друг к другу и к подложке 2 водой с помощью кисточки 18.
Общая последовательность изготовления лепной части второго варианта изобразительного продукта представлена на фиг. 28-31, где стрелками показаны этапы работы над продуктом во времени.
По ходу процедуры арт-терапии врач контролирует процесс и анализирует результаты, внося коррективы в лечение.
Аналогично марципанотерапию проводят не с целью лечения, а в профилактических целях, например, в школьных учреждениях. При этом врачебное участие не требуется.
На примере детских групп пациентов установлено, что за два с половиной года практического применения арт-терапии лепкой из марципана (марципанотерапии) 70% пациентов, впервые узнавших о данном способе, проявляют активное желание попробовать этот вид занятий; 40% пациентов после первой процедуры мотивированы продолжать занятия и охотно приходят на последующие сессии; 100% перевозбужденных, гиперактивых и депрессивный детей к концу уже первого занятия демонстрируют улучшение настроения и поведения, адекватность реакций и живой интерес; у 95% пациентов наблюдаются улучшение речи и моторики пальцев рук, в связи с чем, повышается их коммуникабельность, улучшается социальная адаптация и интеллектуальный уровень, что подтверждает выраженное положительное влияние способа на состояние организма пациентов.
Высокая лечебная эффективность настоящего способа обусловлена в первую очередь выбором натурального марципана в качестве материала для лепки, так как художественные материалы сами по себе оказывают психологическое влияние, а приятные для большинства людей органолептические свойства натуральной марципановой массы обуславливают высокий уровень мотивации пациентов к занятиям данной терапией.
Кроме того, художественно-ручной труд с изобразительными материалами из натурального марципана сопровождается вдыханием аромата миндаля, усиливающегося при разогреве массы, а его масло впитывается в кожу рук при разминании массы и при непосредственной лепке фигур из нее, особенно при задействовании пациентом всех пальцев и ладоней своих рук. В результате арт-терапия получает дополнительные пути лечебного воздействия лепкой на пациентов. Тактильное воздействие, кожное всасывание, аромат марципана и высокая мотивация к занятиям совместно с визуальным контролем оказывают мощный синергетический эффект и вызывают интеграцию всех компонентов сенсорной системы, что ведет к снижению сроков излечения пациентов.
Указанные технические результаты проявляются еще более заметно, если пациент пробует марципан на вкус, съедает его часть (до 20%), в частности, когда пациент ознакомливается со свойствами материала для лепки и/или разминает массу обеими руками, так как марципан характеризуется выраженной терапевтической активностью, вызванной содержанием в миндальных орехах полиненасышенных жиров, лецитина, витамина Е, магния и калия. Марципан способствует легкому усвоению необходимых минералов и витаминов, стимулирует работу нервных клеток и полезен для работы мозга, обладает антиоксидантными свойствами, оказывает сосудорасслабляющее и сосудорасширяющее действие. Кроме того, употребление миндаля препятствует резкому скачку уровня сахара в крови, что позволяет использовать его больным диабетом.
Во-вторых, высокая лечебная эффективность изобретения вызвана выбором оптимального формата лечебной процедуры, включающей последовательные этапы ознакомления со свойствами материала для лепки, разминания массы, разделения материала на части, получения плоского массива материала или массива выпуклой формы, изготовления заготовок элементов изобразительного продукта и его сборки.
Если пациент сначала формирует из марципановой массы плотный пластичный ком, затем изготавливает из него плоский или выпуклый массив материала, после чего делает описанными приемами лепки заготовки элементов изобразительного продукта в виде крупного шара, большой фигуры колбасообразной формы и небольшого шарика, получая из них необходимые элементы, то эта технология делает выполнение заданий посильными для подавляющего большинства пациентов, даже не обладающих высокими навыками лепки, и создает для них ситуации успеха, стимулирующие положительную мотивацию к художественной деятельности.
В-третьих, создание для пациента ситуации успеха и вызванного этим увеличения их мотивации к занятиям данной терапией обусловлены также целесообразностью выполнения пациентом главных элементов композиции в виде горельефа, а фоновых элементов в виде барельефа, что с одной стороны требует простых действий, а с другой стороны позволяет получить привлекательную оформленную художественную композицию в течение всего одной лечебной процедуры. Выбор подложки округлой формы целесообразен по причине успокаивающего действия окружности на психику, что также ведет к снижению сроков лечения.
Для получения стойкого терапевтического эффекта пациентам целесообразно проходить 5-15 указанных лечебных сессий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
СПОСОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТЕЛА | 2019 |
|
RU2738000C1 |
Способ проведения реабилитационных мероприятий по восстановлению двигательных нарушений у пациентов с неврологической симптоматикой | 2019 |
|
RU2723136C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ КОРОНКИ ЗУБА (ВАРИАНТЫ) | 2021 |
|
RU2791496C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ | 1995 |
|
RU2102960C1 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОГНИТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2702154C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПАССИВНО-АКТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ ПАЛЬЦЕВ "ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН" | 2002 |
|
RU2253430C2 |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БАНДАЖ ДЛЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ | 2021 |
|
RU2780137C1 |
Изобретение относится к области медицины, а конкретно к психотерапии и к коррекционной психологии для лечения и реабилитации лиц с эмоциональными нарушениями или поражением нервной системы. Проводят арт-терапию, включающую творческую ручную лепку пациентом изобразительного продукта из густой пластичной тестообразной массы марципана, содержащей смесь измельченного миндаля с сахаром. Процедура лепки включает последовательные этапы: сначала пациент проводит ознакомление со свойствами марципана посредством собственного обоняния, осязания и вкуса, потом пациент разминает марципановую массу до однородного и пластичного состояния. Затем пациент разделяет марципановую массу на части для изготовления элементов изобразительного продукта, после чего из полученных частей изготавливает плоские массивы материала и массивы выпуклой формы. Потом пациент делает заготовки элементов изобразительного продукта, после чего осуществляет сборку элементов изобразительного продукта для изготовления композиции в виде горельефа, а фоновые элементы в виде барельефа на плоской подложке округлой формы с применением различных техник обращения с тестообразной массой и возможностью использования ручных инструментов. Способ позволяет расширить пути лечебного воздействия арт-терапии лепкой на пациентов, увеличить мотивацию к занятиям данной терапией, позволяет повысить способность к социальной адаптации и стимуляции нервно-психического развития детей, а также для оздоровления пожилых людей за счет использования творческой ручной лепки марципаном. 7 з.п. ф-лы, 31 ил.
1. Способ арт-терапии, включающий творческую ручную лепку пациентом изобразительного продукта из густой пластичной тестообразной массы марципана, содержащей смесь измельченного миндаля с сахаром, характеризующийся тем, что процедура лепки включает последовательные этапы: сначала пациент проводит ознакомление со свойствами марципана посредством собственного обоняния, осязания и вкуса, потом пациент разминает марципановую массу до однородного и пластичного состояния, затем разделяет марципановую массу на части для изготовления элементов изобразительного продукта, после чего из полученных частей изготавливает плоские массивы материала и массивы выпуклой формы, потом пациент делает заготовки элементов изобразительного продукта, после чего осуществляет сборку элементов изобразительного продукта для изготовления композиции в виде горельефа, а фоновые элементы - в виде барельефа на плоской подложке округлой формы.
2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что пациент разминает массу обеими руками, задействуя при этом все пальцы и обе ладони, до большего размягчения массы и ее разогрева по сравнению с исходным состоянием.
3. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что пациент изготавливает плоский массив материала, формируя сначала из массы плотный пластичный ком, а затем расплющивая его всей плоскостью своей распрямленной ладони или при помощи валика.
4. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что пациент изготавливает массив выпуклой формы, надавливая на материал своей расслабленной вогнутой ладонью.
5. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что из пластичных комков пациент делает заготовки элементов изобразительного продукта, включающие по меньшей мере один крупный шар, большую фигуру колбасообразной формы и небольшой относительно их шарик диаметром до 1 см, при этом пациент скатывает комок в шар, задействуя только свои ладони и двигая массу в их впадинах круговыми движениями, фигуру колбасообразной формы пациент получает, пользуясь ладонью одной руки или двух рук, с использованием ладонных бугров, а шарик скатывает с помощью круговых движений подушечек большого и указательного пальцев.
6. Способ по п. 5, характеризующийся тем, что пациент расплющивает шар/шарик в фигуру лепешкообразной формы или располагает ладони под углом друг к другу и перекатывает шар между ладонными буграми, получая фигуру каплевидной формы.
7. Способ по п. 5, характеризующийся тем, что пациент с помощью подушечек указательного и среднего пальцев скатывает небольшие фигуры колбасообразной формы.
8. Способ по п. 5, характеризующийся тем, что в процессе работы пациент использует ручные инструменты и/или формообразующую оснастку.
Газета Вечерний Петербург | |||
"Нарисуй свою боль - и она уйдет", 2011, С | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ | 2007 |
|
RU2354416C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2003 |
|
RU2239328C1 |
ЛЕБЕДЕВА Л | |||
Д | |||
Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, СПб, Речь, С | |||
Способ приготовления пищевого продукта сливкообразной консистенции | 1917 |
|
SU69A1 |
SUSAN LAING Profiles of Development older five and younger six years | |||
Conscios creative courageous | |||
Living with children, 2015, P | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
2018-03-14—Публикация
2016-05-20—Подача