Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья Российский патент 2018 года по МПК A61H1/00 A61H7/00 

Описание патента на изобретение RU2651902C1

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, неврологии и адаптивной физической культуре, и может быть использовано для реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями.

Иппотерапия - пассивная езда на лошади с выполнением различных упражнений и лечебная верховая езда - ребенок учится управлению лошадью.

Известен способ оздоровление детей, в котором проводят упражнения с применением верховой езды на неоседланной лошади. Вначале осваивают начальный этап в виде выполнения упражнений на координацию движений с сохранением равновесия без фиксации руками; на развитие мелкой моторики с использованием элементов конной амуниции и личной одежды; упражнения с мячом - метание в цель, ловля мяча; упражнение «Мельница» - поочередное пересаживание на лошади в разных направлениях. После их освоения переходят к упражнениям основного этапа, который включает дыхательные упражнения с синхронизацией их выполнения с движениями рук и туловища. После освоения дыхательных упражнений их выполняют в начале и в конце каждого занятия и после выполнения каждых 2-3 физических упражнений во время занятия. Далее осваивают упражнения, направленные на развитие мышц шеи, верхних, нижних конечностей, туловища. Упражнения на координацию и на мелкую моторику выполняют на шагу лошади, а остальные - и на лошади, стоящей на месте, и на шагу. Время проведения одного занятия составляет не менее 30 мин. При этом не более 15% времени каждого занятия основного этапа составляют новые или неосвоенные упражнения, остальное - освоенные упражнения (см. патент РФ №2594432, А61Н 1/00, 2015 г.).

Также известен способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения в три этапа с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя (патент РФ №2469694, А61Н 1/00, 2011 г. - прототип).

Недостатком известных способов является недостаточно эффективное лечение из-за отсутствия условий, закрепляющих результаты лечения.

Техническим результатом является повышение эффективности лечения.

Технический результат достигается тем, что в способе иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающем лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, согласно изобретению вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.

Новизна способа заключается в сочетании иппотерапии с купанием в море, так как в результате закрепляется терапевтический эффект, полученный при иппотерапии. Поскольку во время купания гидромеханическое действие воды при плавании - это своеобразный массаж мышц конечностей и живота. Под влиянием плавания особенно укрепляется пояс верхних конечностей и мышцы голени, увеличивается подвижность в голеностопном суставе, повышается устойчивость вестибулярного анализатора. Считается, что плавание способствует повышению точности двигательного анализа. Плавание улучшает процессы обмена веществ, усиливает деятельность сердечнососудистой системы.

Кроме того, новизна заявляемого способа заключается в том, что лечение происходит при движении лошади на всех этапах: адаптационный, создание общего физиологического баланса и реабилитационный.

Способ осуществляют следующим образом.

В зависимости от желания родителей ребенка занятия проводятся каждый день либо через день. Курс лечения 14 занятий. Если занятия проводятся каждый день, то их проводят перед купанием в море. Руководит движением лошади коновод по команде инструктора. Страховка ребенка осуществляется инструктором и родителем. Занятия проводят в три этапа: адаптационный, создание общего функционального баланса и реабилитационный.

Адаптационный этап предназначен для подготовки к решению основных задач: ребенок привыкает к лошади, получает ощущение безопасности при занятиях иппотерапией, что обеспечивается страховкой инструктора и родителя, отсутствием движения при освоении и выполнении поз. Этап создания физиологического баланса позволяет постепенно сформировать стереотип выполнения поз, снизить спастичность мышц, увеличить их силу, увеличить объем активных и пассивных движений. В реабилитационном этапе происходит закрепление достигнутых навыков

Выбор частоты занятий ежедневно обусловлен тем, что регулярные занятия способствуют формированию стереотипа, Длительность занятия 20-30 минут связана с тем, что это наиболее адекватное время для занятий иппотерапией, увеличение длительности занятий не улучшают эффект, а вызывают утомление ребенка и потерю интереса к иппотерапии, увеличение объема активных и пассивных движений, восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.

Пример конкретного осуществления способа иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья

Предложенный способ реабилитации был разработан на базе Некоммерческого партнерства Детский экологический центр «Живая нить» (г. Геленджик).

Адаптационный этап.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Проводка лошади шагом в течение 3-5 мин осуществляется с сидящем или лежащим положении в зависимости от возможностей ребенка.

Этап создания общего функционального состояния.

Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течениие 2-3 мин.

10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

14. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.

Реабилитационный этап.

Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

14. Сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в течение 12 мин.

15. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин

Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.

1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.

2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.

3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.

5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.

6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.

10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.

Примеры применения предлагаемого способа.

1. Рогожкина Злата, 3 г.

Диагноз: ДЦП Двойная гемиплегия. Глубокий паралич всех четырех конечностей, двигательные возможности минимальны, мышечный тонус повышен, тяжелая обездвиженность.

До лечения предлагаемым способом: ребенок не мог держать голову, сидеть. Получая лечение по предлагаемому способу в течение 14 дней. В результате лечения был достигнут положительный эффект:

1. укрепился «мышечный» корсет и улучшилась функция вестибулярного аппарата;

2. отмечено снижение мышечного тонуса.

3. уменьшилась утомляемость.

2. Баур Нина, 4 г.

Диагноз: ДЦП.

До лечения предлагаемым способом: ребенок не ходил, плохо держал равновесие, боялся качаться на качелях.

В результата лечения был достигнут положительный эффект:

- улучшилась координация движения;

- стала ходить с поддержкой;

- перестала бояться качаться на качелях.

Похожие патенты RU2651902C1

название год авторы номер документа
Способ применения иппотерапии для детей, больных церебральным параличом 2018
  • Игнатченко Юлия Николаевна
  • Комлацкий Василий Иванович
  • Каракозова Анна Вячеславовна
  • Игнатченко Надежда Анатольевна
RU2702729C1
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2011
  • Евменов Денис Анатольевич
  • Диамант Ирина Ивановна
  • Хроненко Эдуард Михайлович
  • Шевцов Анатолий Филимонович
RU2469694C1
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2020
  • Ковалева Светлана Анатольевна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Коновалова Анна Владимировна
RU2771878C2
МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА 2016
  • Полиенко Оксана Николаевна
RU2644823C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ 2015
  • Яшина Елена Романовна
  • Прохорова Ирина Владимировна
RU2594432C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ 2008
  • Кувина Валентина Николаевна
  • Васильева Елена Алексеевна
  • Глебец Виктор Анатолиевич
RU2423095C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 2019
  • Пыхтина Наталья Николаевна
  • Савельева Виктория Александровна
RU2723224C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ 2015
  • Яшина Елена Романовна
  • Прохорова Ирина Владимировна
  • Проскоков Алексей Александрович
RU2597139C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ 2014
  • Рогов Артем Валерьевич
  • Левицкий Евгений Федорович
  • Барабаш Роман Зотович
  • Коршунов Сергей Дмитриевич
  • Пашков Вячеслав Константинович
  • Нечаева Елена Иннокентьевна
  • Дорошева Татьяна Геннадьевна
  • Власов Андрей Юрьевич
RU2571528C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 2014
  • Новоселова Галина Алексеевна
  • Лучкина Татьяна Викторовна
RU2581514C2

Реферат патента 2018 года Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, и может быть использовано при реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями. Для этого в условиях черноморского побережья проводят лечебную верховую езду, осваивая пассивно-активные позы на лошади без седла. Лечение проводят с постепенным увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя в течение всего курса. Вначале, в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей. Далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению. Затем в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин. После лечебной верховой езды проводят морские купания. Способ обеспечивает эффективное лечение данной патологии за счет проведения данного комплекса терапии на всех этапах лечения. 2 пр.

Формула изобретения RU 2 651 902 C1

Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, отличающийся тем, что вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2651902C1

СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2011
  • Евменов Денис Анатольевич
  • Диамант Ирина Ивановна
  • Хроненко Эдуард Михайлович
  • Шевцов Анатолий Филимонович
RU2469694C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 2012
  • Мышляев Сергей Юрьевич
  • Горшунов Николай Викторович
RU2518130C2
ДЕНИСЕНКОВ А.И
и др
Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе, метод
пособ
- М., 2004, 51 с
РОГОВ О.С
Методика физической реабилитации инвалидов со спастической формой детского церебрального паралича средствами иппотерапии, автореф
дисс
к
пед
н., Тюмень, 2009, с.8, 9, 14-18, таб.1, с.23
БАТЫШЕВА Т.Т
Иппотерапия при детском церебральном параличе
Методические рекомендации
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем 1924
  • Волынский С.В.
SU2012A1
SNIDER L
et al
Horseback riding as therapy for children with cerebral palsy: is there evidence of its effectiveness? // Phys Occup Ther Pediatr
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2007A1

RU 2 651 902 C1

Авторы

Комлацкий Василий Иванович

Никитина Наталья Валерьевна

Даты

2018-04-24Публикация

2017-04-26Подача