Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, неврологии и адаптивной физической культуре, и может быть использовано для реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями.
Иппотерапия - пассивная езда на лошади с выполнением различных упражнений и лечебная верховая езда - ребенок учится управлению лошадью.
Известен способ оздоровление детей, в котором проводят упражнения с применением верховой езды на неоседланной лошади. Вначале осваивают начальный этап в виде выполнения упражнений на координацию движений с сохранением равновесия без фиксации руками; на развитие мелкой моторики с использованием элементов конной амуниции и личной одежды; упражнения с мячом - метание в цель, ловля мяча; упражнение «Мельница» - поочередное пересаживание на лошади в разных направлениях. После их освоения переходят к упражнениям основного этапа, который включает дыхательные упражнения с синхронизацией их выполнения с движениями рук и туловища. После освоения дыхательных упражнений их выполняют в начале и в конце каждого занятия и после выполнения каждых 2-3 физических упражнений во время занятия. Далее осваивают упражнения, направленные на развитие мышц шеи, верхних, нижних конечностей, туловища. Упражнения на координацию и на мелкую моторику выполняют на шагу лошади, а остальные - и на лошади, стоящей на месте, и на шагу. Время проведения одного занятия составляет не менее 30 мин. При этом не более 15% времени каждого занятия основного этапа составляют новые или неосвоенные упражнения, остальное - освоенные упражнения (см. патент РФ №2594432, А61Н 1/00, 2015 г.).
Также известен способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения в три этапа с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя (патент РФ №2469694, А61Н 1/00, 2011 г. - прототип).
Недостатком известных способов является недостаточно эффективное лечение из-за отсутствия условий, закрепляющих результаты лечения.
Техническим результатом является повышение эффективности лечения.
Технический результат достигается тем, что в способе иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающем лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, согласно изобретению вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.
Новизна способа заключается в сочетании иппотерапии с купанием в море, так как в результате закрепляется терапевтический эффект, полученный при иппотерапии. Поскольку во время купания гидромеханическое действие воды при плавании - это своеобразный массаж мышц конечностей и живота. Под влиянием плавания особенно укрепляется пояс верхних конечностей и мышцы голени, увеличивается подвижность в голеностопном суставе, повышается устойчивость вестибулярного анализатора. Считается, что плавание способствует повышению точности двигательного анализа. Плавание улучшает процессы обмена веществ, усиливает деятельность сердечнососудистой системы.
Кроме того, новизна заявляемого способа заключается в том, что лечение происходит при движении лошади на всех этапах: адаптационный, создание общего физиологического баланса и реабилитационный.
Способ осуществляют следующим образом.
В зависимости от желания родителей ребенка занятия проводятся каждый день либо через день. Курс лечения 14 занятий. Если занятия проводятся каждый день, то их проводят перед купанием в море. Руководит движением лошади коновод по команде инструктора. Страховка ребенка осуществляется инструктором и родителем. Занятия проводят в три этапа: адаптационный, создание общего функционального баланса и реабилитационный.
Адаптационный этап предназначен для подготовки к решению основных задач: ребенок привыкает к лошади, получает ощущение безопасности при занятиях иппотерапией, что обеспечивается страховкой инструктора и родителя, отсутствием движения при освоении и выполнении поз. Этап создания физиологического баланса позволяет постепенно сформировать стереотип выполнения поз, снизить спастичность мышц, увеличить их силу, увеличить объем активных и пассивных движений. В реабилитационном этапе происходит закрепление достигнутых навыков
Выбор частоты занятий ежедневно обусловлен тем, что регулярные занятия способствуют формированию стереотипа, Длительность занятия 20-30 минут связана с тем, что это наиболее адекватное время для занятий иппотерапией, увеличение длительности занятий не улучшают эффект, а вызывают утомление ребенка и потерю интереса к иппотерапии, увеличение объема активных и пассивных движений, восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.
Пример конкретного осуществления способа иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья
Предложенный способ реабилитации был разработан на базе Некоммерческого партнерства Детский экологический центр «Живая нить» (г. Геленджик).
Адаптационный этап.
1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.
2. Проводка лошади шагом в течение 3-5 мин осуществляется с сидящем или лежащим положении в зависимости от возможностей ребенка.
Этап создания общего функционального состояния.
Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади.
1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.
2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.
7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.
8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течениие 2-3 мин.
10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
14. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.
1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.
2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.
5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.
6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.
Реабилитационный этап.
Если ребенок может самостоятельно сидеть на лошади
1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.
2. Положение ребенка сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
3. Сидя лицом назад на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
4. Сидя боком лицом направо по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
5. Сидя боком лицом налево по движению лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
6. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.
7. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.
8. Лежа на животе голова к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
9. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
10. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
11. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
12. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
13. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
14. Сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в течение 12 мин.
15. Сидя лицом вперед на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин
Если ребенок не в состоянии самостоятельно сидеть на лошади.
1. Посадка на лошадь ребенка с помощью инструктора и родителя.
2. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади на движущейся шагом лошади в течение 1-2 мин.
3. Лежа на животе головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
4. Лежа на спине вдоль лошади головой к хвосту лошади на движущейся шагом лошади.
5. Лежа на спине вдоль лошади головой к голове лошади лошадь движется шагом в течение 2-3 мин.
6. Лежа поперек лошади на животе головой направо по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
7. Лежа поперек лошади на животе головой налево по движению на движущейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
8. Лежа поперек лошади на спине головой направо по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
9. Лежа поперек лошади на спине головой налево по движению на двигающейся шагом лошади в течение 2-3 мин.
10. Лежа на животе вдоль лошади головой к голове лошади, двигающейся шагом в течение 1-2 мин.
Примеры применения предлагаемого способа.
1. Рогожкина Злата, 3 г.
Диагноз: ДЦП Двойная гемиплегия. Глубокий паралич всех четырех конечностей, двигательные возможности минимальны, мышечный тонус повышен, тяжелая обездвиженность.
До лечения предлагаемым способом: ребенок не мог держать голову, сидеть. Получая лечение по предлагаемому способу в течение 14 дней. В результате лечения был достигнут положительный эффект:
1. укрепился «мышечный» корсет и улучшилась функция вестибулярного аппарата;
2. отмечено снижение мышечного тонуса.
3. уменьшилась утомляемость.
2. Баур Нина, 4 г.
Диагноз: ДЦП.
До лечения предлагаемым способом: ребенок не ходил, плохо держал равновесие, боялся качаться на качелях.
В результата лечения был достигнут положительный эффект:
- улучшилась координация движения;
- стала ходить с поддержкой;
- перестала бояться качаться на качелях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ применения иппотерапии для детей, больных церебральным параличом | 2018 |
|
RU2702729C1 |
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2469694C1 |
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2020 |
|
RU2771878C2 |
МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА | 2016 |
|
RU2644823C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2594432C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2423095C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2019 |
|
RU2723224C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2597139C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ | 2014 |
|
RU2571528C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ | 2014 |
|
RU2581514C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, и может быть использовано при реабилитации детей с детским церебральным параличом и с психомоторными нарушениями. Для этого в условиях черноморского побережья проводят лечебную верховую езду, осваивая пассивно-активные позы на лошади без седла. Лечение проводят с постепенным увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя в течение всего курса. Вначале, в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей. Далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению. Затем в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин. После лечебной верховой езды проводят морские купания. Способ обеспечивает эффективное лечение данной патологии за счет проведения данного комплекса терапии на всех этапах лечения. 2 пр.
Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, отличающийся тем, что вначале в течение 1-2 занятий проводят адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 3-5 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 2-3 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе - вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению; далее в течение 8-10 занятий осуществляют реабилитацию ребенка путем повторения упомянутых поз с дополнением позой: сидя лицом вперед на движущейся рысью лошади в конце занятия в течение 1-2 мин; после лечебной верховой езды проводят морские купания.
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2469694C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПСИХОРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ | 2012 |
|
RU2518130C2 |
ДЕНИСЕНКОВ А.И | |||
и др | |||
Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе, метод | |||
пособ | |||
- М., 2004, 51 с | |||
РОГОВ О.С | |||
Методика физической реабилитации инвалидов со спастической формой детского церебрального паралича средствами иппотерапии, автореф | |||
дисс | |||
к | |||
пед | |||
н., Тюмень, 2009, с.8, 9, 14-18, таб.1, с.23 | |||
БАТЫШЕВА Т.Т | |||
Иппотерапия при детском церебральном параличе | |||
Методические рекомендации | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
SNIDER L | |||
et al | |||
Horseback riding as therapy for children with cerebral palsy: is there evidence of its effectiveness? // Phys Occup Ther Pediatr | |||
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек | 1923 |
|
SU2007A1 |
Авторы
Даты
2018-04-24—Публикация
2017-04-26—Подача