СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Российский патент 2012 года по МПК A61H1/02 A61H1/00 A61H7/00 

Описание патента на изобретение RU2469694C1

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, неврологии и адаптивной физической культуре, и может быть использовано для реабилитации детей с последствиями церебрального паралича.

Известны способы иппотерапии для лечения больных детским церебральным параличом (ДЦП), включающие лечебную верховую езду в сочетании с комплексом физических упражнений [1, 2, 3].

Данные способы иппотерапии позволяют корригировать разные формы ДЦП.

Также известен способ реабилитации при детском церебральном параличе, включающий лечебную верховую езду [4].

Однако описанный в качестве прототипа способ недостаточно эффективен.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности лечения.

Поставленная задача решается путем применения предлагаемого способа, включающегося лечебную верховую езду.

Новизна способа заключается в том, что лечебную верховую езду проводят в нейроортопедическом пневмокостюме путем пассивно-активного освоения поз на лошади без седла всего на курс 23-27 занятий, причем лечение проводят в три этапа: 2-3 занятия - начальный, затем 18-20 занятий - реабилитационный и 3-4 занятия - закрепляющий, при этом на начальном этапе ребенок осваивает и выполняет позы при отсутствии движения лошади, реабилитационный этап включает выполнение поз за более короткое время в неподвижной стойке лошади и при ее движении в медленном темпе по кругу, а заключительный этап включает выполнение поз за более короткое время при движении лошади в медленном темпе по кругу, с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя.

Способ осуществляют следующим образом.

Надевают на ребенка нейроортопедический пневмокостюм «Иппо» [5]. В процессе занятия страховку ребенка осуществляют инструктор иппотерапии (специалист лечебной физкультуры - ЛФК) и родитель ребенка. Руководит движением лошади (обеспечение неподвижной стойки, равномерное поступательное движение по кругу, темп движения и т.д.) коновод по команде инструктора.

Занятия проводят в три этапа: начальный (адаптационный), реабилитационный и заключительный (закрепляющий).

Начальный (адаптационный) этап

1. Посадка ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 2-3 мин.

2. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного, ребенку предлагают несколько раз поднять голову, посмотреть на игрушку, которую держит перед ним инструктор, на небо и т.д. в течение 2-3 мин.

3. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, руки ребенка обхватывают лошадь в течение 2-3 мин.

4. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, руки ребенка обхватывают лошадь, при этом ребенок должен несколько раз приподнять голову, для чего ему предлагают достать игрушку, посмотреть на солнышко и т.д. в течение 2-3 мин.

5. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 2-3 мин.

6. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами, ребенок несколько раз поднимает голову по команде инструктора (посмотри на лошадку, посмотри на маму, посмотри на меня и т.д.) в течение 2-3 мин.

7. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, руки ребенка обхватывают лошадь в течение 2-3 мин.

Продолжительность начального этапа в зависимости от исходного состояния ребенка 2-3 занятия по 20-30 мин.

Реабилитационный этап

1. Посадка на лошадь с помощью инструктора и родителя. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 1-2 мин.

2. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного, ребенку предлагают несколько раз поднять голову, для чего посмотреть на игрушку, которую держит перед ним инструктор, на небо и т.д. в течение 1 -2 мин.

3. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 2-4 мин.

4. Лошадь в неподвижной стойке. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного в течение 1-2 мин.

5. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, при этом ребенок должен несколько раз приподнять голову, для чего ему предлагают достать игрушку, посмотреть на солнышко и т.д. в течение 1-2 мин.

6. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного в течение 2-4 мин.

7. Лошадь в неподвижной стойке. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 1-2 мин.

8. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами, ребенок несколько раз поднимает голову по команде инструктора (посмотри на лошадку, посмотри на маму, посмотри на меня и т.д.) в течение 1-2 мин.

9. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 3-4 мин.

10. Лошадь в неподвижной стойке. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, руки ребенка обхватывают лошадь в течение 1-2 мин.

В процессе освоения поз ребенком постепенно увеличивается нагрузка, что достигается путем уменьшения поддержки со стороны инструктора и родителя.

Продолжительность реабилитационного этапа в зависимости от исходного состояния ребенка 18-20 занятий по 20-30 мин.

Закрепляющий (заключительный) этап

1. Посадка на лошадь с помощью инструктора и родителя.

2. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 1-2 мин.

3. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного в течение 2-4 мин.

4. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 3-4 мин.

5. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 1-2 мин.

6. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного в течение 2-4 мин.

7. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 3-4 мин.

8. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади головой к хвосту животного в течение 1-2 мин.

9. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного в течение 2-4 мин.

10. Лошадь в движении по кругу, темп медленный. Положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами в течение 3-4 мин.

11. Лошадь в неподвижной стойке. Положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади лицом к голове животного, руки ребенка обхватывают лошадь в течение 2-4 мин.

Продолжительность заключительного этапа 3-4 занятия по 20-30 мин.

Обоснование отличительных признаков

Формирование вертикальной посадки при движении на лошади предполагает, что с помощью иппотерапии мышцы ребенка становятся способны удерживать определенную позу, ребенок может контролировать свое положение в пространстве. Это происходит благодаря выработке проприоцептивного нервно-мышечного чувства и увеличения силы в мышцах больного ребенка, чувства равновесия, координации, снижения спастичности мышц, увеличения объема движения. Нормальная вертикальная посадка включает поддержание правильно расположенного центра тяжести, т.е. равновесия, что достигается анализом информации на уровне центральной нервной системы. Информация поступает от глаз, от внутреннего уха за счет вестибулярного аппарата и от мышц тела по афферентным сенсорно-соматическим путям. Используется онтогенетический подход становления вертикализации человека: положение ребенка лежа на спине вдоль спины лошади, положение ребенка лежа на животе вдоль спины лошади, поднимание головы из положении лежа на животе, положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами, положение ребенка сидя с поднятой головой. При этом благодаря возможностям мозга «запомнить» при многократном повторении определенные позы тела (расположение тела в пространстве) происходит обучение ребенка. Доказано, что обучение идет тем успешнее, чем большее количество ощущений (сенсорных, мышечных и т.д.) получает ребенок. Иппотерапия дает такие позитивные ощущения в полном объеме. Обучение проводят без седла. Контакт с большим, сильным животным, у которого температура тела выше человеческой на 1,5 градуса позволяет разогревать и массировать спастичные мышцы ног ребенка, усиливают кровоток в конечностях и общий кровоток, что в свою очередь улучшает кровоснабжение мозга. При езде на лошади, идущей шагом человек получает те же ощущения, как при ходьбе, происходит сложное трехмерное движение. При движении лошади у седока задействованы практически все группы мышц, необходимо постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. Освоение положения в пространстве достигается пассивно-активным освоением поз на лошади без седла. Частично расположение тела в пространстве помогают формировать и удерживать инструктор и родитель, частично корсетирующий эффект нейроортопедического пневмокостюма «Иппо», частично сам ребенок (в зависимости от исходного состояния). Постепенно доля участия ребенка при выполнении каждой позы увеличивается, одновременно происходит снижение участия инструктора и родителя.

Выбор частоты занятий 2-3 раза в неделю обусловлен тем, что регулярные занятия способствуют формированию стереотипа, в то же время более частые занятия являются нагрузочными для ребенка. Длительность занятия 20-30 минут связана с тем, что это наиболее адекватное время для занятий иппотерапией, увеличение длительности занятий не улучшают эффект, а вызывают утомление ребенка и потерю интереса к иппотерапии. Продолжительность курса 23-27 занятий обусловлена сложностью освоения и закрепления новых навыков у детей с поражением центральной нервной системы, меньшее количество занятий не позволяет получить желаемый эффект.

Занятия проводят в несколько этапов: начальный (адаптационный), реабилитационный и закрепляющий (заключительный). Адаптационный этап предназначен для подготовки к решению основных задач: ребенок привыкает к нейроортопедическому пневмокостюму «Иппо», к лошади, получает ощущение безопасности при занятиях иппотерапией, что обеспечивается страховкой инструктора и родителя, отсутствием движения при освоении и выполнении поз. Реабилитационный этап позволяет постепенно сформировать стереотип выполнения поз, снизить спастичность мышц, увеличить их силу, увеличить объем активных и пассивных движений. На заключительном этапе происходит закрепление достигнутых навыков.

Предложенный способ реабилитации больных с ДЦП был апробирован на базе Автономной некоммерческой организации «Оздоровительный центр иппотерапии» (г. Новосибирск). Под наблюдением находилось 40 детей с ДЦП с сохранным интеллектом в возрасте от 2 до 10 лет (средний возраст 5,6±0,9 лет), которые были разделены на 2 группы: первая - контрольная (занятия иппотерапией проводили по способу-прототипу) и вторая - экспериментальная группа (занятия иппотерапией проводили в соответствии с предлагаемым способом в нейроортопедическом пневмокостюме ИППО) в течение 3 месяцев, 2-3 раза в неделю. После проведенного курса у всех детей наблюдалась положительная динамика состояния. Субъективно отмечено улучшение самочувствия, снижение общей утомляемости, возрастала общительность детей, улучшалась речь. Однако в первой группе положительные изменения были выражены менее, чем во второй. Особое внимание обращали на овладение определенными двигательными навыками (способность сидеть, стоять, поднять и удержать голову) (табл.1, 2). Двигательные умения оценивали с помощью балльной системы: 5 баллов - выполняет движение полностью; 3 балла - пытается выполнить или выполняет с помощью; 0 баллов - нет движения [6].

Наблюдалось улучшение подвижности в тазобедренных и коленных суставах (табл.3, 4).

Пример применения предлагаемого способа.

Артемьева Дарина Сергеевна, 4,5 г.

Диагноз: ДЦП Диплегическая форма. Спастический нижний парапарез.

Лобная атаксия. II уровень развития моторных функций по классификации GMFCS. Родилась от первой беременности, в срок. Во время беременности мама перенесла грипп. С раннего детства отмечалась задержка формирования установочных рефлексов и отставание в становлении локомоторных функций.

До лечения предлагаемым способом: ребенок ходит с поддержкой взрослого в ортопедической обуви, походка неустойчива, сидит самостоятельно, отмечен кифоз в грудопоясничном отделе позвоночника, плохо сохраняет равновесие. Контрактура голеностопных суставов, ограничение подвижности в тазобедренных и коленных суставах. Говорит неохотно 10-15 конкретных слов. Интеллект незначительно снижен. Косоглазие. Получала лечение по предлагаемому способу в течение 3 месяцев. Занятия начинали с надевания нейроортопедического пневмокостюма «Иппо» и со знакомства с лошадью, затем в соответствии с разработанным способом проводили все этапы лечения.

В результате лечения был достигнут положительный эффект:

1) укрепился «мышечный» корсет и улучшилась функция вестибулярного аппарата: стала более стабильна в вертикальной позе и в позе сидя; увеличилось время сохранения равновесия в этих позах; стоит в вертикальной позе, идет за руку уверенно, «выводит» маму на прогулку; активно ходит на улице с поддержкой; контролирует движения; отмечено, что активизация двигательной деятельности возрастает после каждого занятия;

2) отмечено снижение мышечного тонуса основных синергистов и уменьшение выраженности патологических тонических реакций;

3) объем движений в тазобедренных и коленных суставах увеличился, в голеностопных суставах без изменения;

4) уменьшилась утомляемость ребенка;

5) стала более контактна, начала играть в ролевые игры (одушевляет игрушки, может спеть игрушке песенку), чего ранее не наблюдалось; активизировалось восприятие и внимание, больше интересуется окружающими.

Родители намерены продолжать лечение предлагаемым способом.

Источники информации

1. Патент RU 2423095 от 27.06.2010. Способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей. Авторы: Кувина В.Н., Васильева Е.А, Глебец В.А.

2. Соколов П.Л. Иппотерапия как метод комплексной реабилитации больных в поздней резидуальной стадии детского церебрального паралича / П.Л. Соколов, Г.В. Дремова, С.В. Самсонова // Ж. неврологии и психиатрии. - 2002. - Т. 102. №10. С.42-45.

3. Шварц И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с англ. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 98 с.

4. Денисенков А.И., Роберт Н.С., Шпицберг И.Л. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. Методическое пособие / А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, И.Л. Шпицберг. - М., 2004 г. - 51 с.

5. Патент №88956 на полезную модель «Нейроортопедический пневмокостюм».

6. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. / К.А. Семенова. - М.: Медицина. 2005. - 259 с.

Таблица 1 Динамика прироста показателей оценки двигательных тестов в контрольной группе после курса лечения Название теста (М±m) до (М±m) после Прирост, % Р Удержание головы 4,1±0,31 4,3±0,30 4,8 <0,05 Умение сидеть 3,4±0,58 3,8±0,48 11,1 <0,05 Умение стоять 2,0±0,62 2,3±0,59 13,9 <0,05 Умение ходить 3,5±0,28 3,7±0,30 5,6 <0,05 Р>0,05 - различия являются достоверными по критерию Вилкоксона; Р<0,05 - различия являются недостоверными по критерию Вилкоксона.

Таблица 2 Динамика прироста показателей оценки двигательных тестов в экспериментальной группе после курса лечения Название теста (М±m) до (М±m) после Прирост, % Р* Удержание головы 4,5±0,28 5,0±0,00 10,5 <0,05 Умение сидеть 3,0±0,52 4,5±0,28 40,0 >0,05 Умение стоять 3,2±0,55 4,3±0,30 29,3 >0,05 Умение ходить 2,9±0,62 4,1±0,31 34,2 >0,05 * Р>0,05 - различия являются достоверными по критерию Вилкоксона; Р<0,05 - различия являются недостоверными по критерию Вилкоксона.

Таблица 3 Динамика показателей подвижности суставов нижних конечностей в контрольной группе после курса лечения подвижность (М±m) (М±m) Прирост, Р* до после % Угол сгибания коленного сустава, (градус) Правая нога 54,5±5,04 51,2±5,24 6,24 <0,95 Левая нога 52,5±5,27 53,7±5,23 2,26 <0,95 Угол сгибания тазобедренного сустава, (градус) Правая нога 67,9±5,16 65,5±5,42 3,60 <0,95 Левая нога 68,4±5,25 64,5±5,24 5,87 <0,95 * Р<0,95 - различия являются недостоверными по Z-критерию.

Таблица 4 Динамика показателей объема движений в суставах в экспериментальной группе после курса лечения Показатели (М±m) (М±m) Прирост, % P* до после Угол сгибания коленного сустава, (градус) Правая нога 39,7±2,91 55,5±5,13 33,19 ≥0,95 Левая нога 38,5±2,99 52,9±5,29 31,51 ≥0,95 Угол сгибания тазобедренного сустава, (градус) Правая нога 47,8±2,17 69,2±5,35 36,58 ≥0,95 Левая нога 48,4±2,09 68,5±5,28 34,39 ≥0,95 * Р<0,95 - различия являются недостоверными по Z-критерию; Р≥0,95 - различия являются достоверными по Z-критерию.

Похожие патенты RU2469694C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2011
  • Шевцов Анатолий Филимонович
  • Хроненко Эдуард Михайлович
  • Диамант Ирина Ивановна
  • Гордеева Раиса Васильевна
  • Чуйко Юлия Алексеевна
RU2471466C2
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2020
  • Ковалева Светлана Анатольевна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Коновалова Анна Владимировна
RU2771878C2
Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья 2017
  • Комлацкий Василий Иванович
  • Никитина Наталья Валерьевна
RU2651902C1
МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА 2016
  • Полиенко Оксана Николаевна
RU2644823C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 2019
  • Пыхтина Наталья Николаевна
  • Савельева Виктория Александровна
RU2723224C1
Способ реабилитации детей дошкольного возраста со спастической диплегией и гемипаретической формой детского центрального паралича 2023
  • Карпов Сергей Михайлович
  • Колесникова Евгения Викторовна
  • Вышлова Ирина Андреевна
RU2822018C1
Способ применения иппотерапии для детей, больных церебральным параличом 2018
  • Игнатченко Юлия Николаевна
  • Комлацкий Василий Иванович
  • Каракозова Анна Вячеславовна
  • Игнатченко Надежда Анатольевна
RU2702729C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ 2008
  • Кувина Валентина Николаевна
  • Васильева Елена Алексеевна
  • Глебец Виктор Анатолиевич
RU2423095C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ 2015
  • Яшина Елена Романовна
  • Прохорова Ирина Владимировна
RU2594432C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ 2014
  • Рогов Артем Валерьевич
  • Левицкий Евгений Федорович
  • Барабаш Роман Зотович
  • Коршунов Сергей Дмитриевич
  • Пашков Вячеслав Константинович
  • Нечаева Елена Иннокентьевна
  • Дорошева Татьяна Геннадьевна
  • Власов Андрей Юрьевич
RU2571528C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Изобретение относится к медицине, неврологии, лечебной верховой езде, которую проводят в нейроортопедическом пневмокостюме путем пассивно-активного освоения поз на лошади без седла. Используют следующие позы: положение ребенка лежа на спине с разведенными бедрами вдоль спины лошади, положение ребенка лежа на животе с разведенными бедрами вдоль спины лошади, поднимание головы из положения лежа на животе с разведенными бедрами, положение ребенка сидя со спущенными вдоль боков лошади разведенными ногами, положение ребенка сидя с поднятой головой. Курс 23-27 занятий, в три этапа: 2-3 занятия - начальный, затем 18-20 занятий - реабилитационный и 3-4 занятия - закрепляющий. На начальном этапе ребенок осваивает и выполняет позы при отсутствии движения лошади. Реабилитационный этап включает выполнение поз за более короткое время в неподвижной стойке лошади и при ее движении в медленном темпе по кругу. Заключительный этап - выполнение поз за более короткое время при движении лошади в медленном темпе по кругу. В течение курса постепенно увеличивают долю участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшают участие инструктора и родителя. Способ обеспечивает более выраженное овладение двигательными навыками по сравнению с ранее известными способами. 1 пр., 4 табл.

Формула изобретения RU 2 469 694 C1

Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, включающий лечебную верховую езду, отличающийся тем, что лечебную верховую езду проводят в нейроортопедическом пневмокостюме путем пассивно-активного освоения поз на лошади без седла всего на курс 23-27 занятий, причем лечение проводят в три этапа: 2-3 занятия - начальный, затем 18-20 занятий - реабилитационный и 3-4 занятия - закрепляющий, при этом на начальном этапе ребенок осваивает и выполняет позы при отсутствии движения лошади, реабилитационный этап включает выполнение поз за более короткое время в неподвижной стойке лошади и при ее движении в медленном темпе по кругу, а заключительный этап включает выполнение поз за более короткое время при движении лошади в медленном темпе по кругу, с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2469694C1

ДЕНИСЕНКОВ А.И
и др
Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе, метод
пособ
- М., 2004, 51 с
Устройство для удаления штырей, удерживающих арматуру предварительно напряженных железобетонных элементов 1949
  • Тамарин А.А.
SU88956A2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2008
  • Пятин Василий Федорович
RU2408354C2
Паровой котел с непосредственным воздействием продуктов горения на воду подводимую в камеру сгорания 1931
  • Сатонин-Бакурев И.М.
SU31448A1
РОГОВ О.С
Методика физической реабилитации инвалидов со спастической формой детского церебрального паралича средствами иппотерапии,

RU 2 469 694 C1

Авторы

Евменов Денис Анатольевич

Диамант Ирина Ивановна

Хроненко Эдуард Михайлович

Шевцов Анатолий Филимонович

Даты

2012-12-20Публикация

2011-10-20Подача