УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Российский патент 2018 года по МПК B64F1/22 B60T1/14 B60T7/12 

Описание патента на изобретение RU2654240C2

Изобретение относится к наземному обеспечению полетов воздушных судов, в частности к их буксированию тягачами.

Известно устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, которое позволяет регулировать догрузку ведущих колес тягача в начальный период движения [Патент RU 2139227 С1, МКИ В64F 1/22. Устройство для буксировки самолетов / Борисенков В.А., Терехов А.А., Великанов А.В. (RU) №98116240/28; Заявлено 24.08.1998; Опубл. 10.10.99; Бюл. №28]. Однако это устройство хотя и увеличивает сцепной вес тягача, но не позволяет осуществлять буксировку самолета за основные, задние стойки шасси и не имеет устройств, снижающих динамические нагрузки в сцепном устройстве при разгоне и торможении агрегата.

Также известно тягово-сцепное устройство буксировщика, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, уравнительный блок и буксировочный трос, который посредством захватов соединен с задними стойками шасси самолета [Патент RU 2160691 C1, В64F 1/22. Тягово-сцепное устройство буксировщика / Нилов В.А., Великанов А.В., (RU) №99114544/28; Заявлено 05.07.1999; Опубл. 20.12.2000; Бюл. №35].

Рассмотренное устройство недостаточно эффективно в работе из-за низких тяговых качеств по сцеплению колесных движителей переднего моста тягача с опорной поверхностью из-за уменьшения вертикальной нагрузки на него, т.к. тягово-сцепное устройство размещено вне опорного периметра. Кроме того, нельзя автоматически изменять сцепной вес буксировщика в зависимости от изменения сопротивления перекатыванию ВС.

Известно другое устройство автоматического увеличения сцепного веса буксировщика воздушного судна, состоящего из тягача, с которым соединены силовой гидроцилиндр и управляющий гидроцилиндр, взаимодействующий непосредственно с передней стойкой летательного аппарата с возможностью догрузки ведущих колес буксировщика массой, приходящейся на переднюю стойку летательного аппарата [Патент RU 2302980 C2, В64F 1/22. Автоматический увеличитель сцепного веса буксировщика воздушных судов / Нилов В.А., Великанов А.В. (RU) №2001132431/11; Заявлено 29.11.2001; Опубл. 20.07.2007; Бюл. №20].

Тем не менее данное устройство не позволяет развивать необходимое тяговое усилие в начальный период движения, что требует производить загрузку шасси дополнительным балластом, тем самым уменьшая амортизационный ресурс тягача, а также не позволяет регулировать начальную скорость движения независимо от состояния опорной поверхности.

Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство, состоящее из тягача, в задней части которого установлено водило, догружающего гидроцилиндра для увеличения сцепного веса буксировщика, а также стартового гидроцилиндра, соединенного с задними (основными) стойками воздушного судна при помощи чалочного устройства и тормозных колодок [Патент RU 2505460 С2, МПК B64F 1/22. Способ буксировки воздушного судна / Великанов А.В., Нилов В.А., Носов Е.В. (RU) - 2010153391/11; Заявлено 24.12.2010; Опубл. 27.01.2014; Бюл. №3].

Данное устройство не достаточно эффективно из-за необходимости убирания тормозных колодок из-под колес тягача вручную, что влечет за собой возможность получения травм, а также требует привлечение дополнительного персонала с целью изъятия колодок из-под колес тягача.

Предлагаемое устройство обеспечивает качественное регулирование начальной скорости движения воздушного судна, повышение стабильности его разгона независимо от состояния аэродромного покрытия (сухой или мокрый цементобетон, заснеженное или обледенелое покрытие).

Технический результат, достигаемый предлагаемым устройством, заключается в автоматизации процесса поднятия тормозных колодок механизмом их установки и извлечения в начальный момент движения воздушного судна. Использовано водило, выполненное телескопическим, соединенное при помощи захвата с передней стойкой воздушного судна и позволяющее осуществить предварительный его разгон, минуя колесный движитель тягача, при этом между водилом, выполненным телескопическим, и упором на раме тягача установлен догружающий гидроцилиндр, а также установлен датчик, контролирующий начало движения воздушного судна.

Устройство для транспортирования воздушных судов включает в себя тягач, стартовый гидроцилиндр, соединенный при помощи троса с задними (основными) стойками шасси воздушного судна, датчик, подающий сигнал на блок управления о сближении тягача с воздушным судном, механизм установки и автоматического извлечения тормозных колодок (содержащий собственно тормозные колодки, гидроцилиндры для установки и извлечения тормозных колодок и блок управления), водило, выполненное телескопическим, присоединенное к раме тягача и несущее на свободном конце захват, взаимодействующий с передней стойкой воздушного судна, а также догружающий гидроцилиндр, соединенный шарнирно с телескопическим водилом.

Общими признаками прототипа и заявляемого устройства является использование тягача, в задней части которого установлено водило, догружающего гидроцилиндра для увеличения сцепного веса буксировщика, тормозных колодок, а также стартового гидроцилиндра, соединенного с задними (основными) стойками воздушного судна при помощи троса.

Отличительным признаком является использование механизма установки и автоматического извлечения тормозных колодок, датчика, контролирующего сближение воздушного судна с буксировщиком, блока управления, водила, выполненного телескопическим, установленного шарнирно на задней части тягача и несущего на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой воздушного судна.

Устройство для транспортирования воздушных судов изображено на фиг. 1 и включает в себя тягач 1, гидроцилиндры для установки и извлечения тормозных колодок 2, стартовый гидроцилиндр 3, датчик 4, водило, выполненное телескопическим, с захватным устройством 5, тормозные колодки 6, догружающий гидроцилиндр 7, переднюю стойку шасси 8, трос 9, задние стойки 10, блок управления 11.

На фиг. 2 представлена блок-схема работы механизма установки и автоматического извлечения тормозных колодок в начальный момент самостоятельного движения воздушного судна.

Данное устройство работает следующим образом.

Тягач 1 задним ходом подъезжает к воздушному судну, водило, выполненное телескопическим с захватным устройством 5, фиксируют на передней стойке шасси 8, а стартовый гидроцилиндр 3 при помощи троса 9 закрепляют за задние стойки 10. Далее, при помощи гидроцилиндров 2 под колеса буксировщика устанавливаются тормозные колодки 6 и воздушному судну придают движение при помощи стартового гидроцилиндра 3 относительно буксировщика в направлении начала движения, минуя колесный движитель буксировщика. В результате воздушное судно начинает движение независимо от состояния опорной поверхности (сухой или мокрый цементобетон, заснеженное или обледенелое покрытие), так как движение происходит без использования шасси тягача.

После начала самостоятельного движения воздушного судна датчик 4 [см. например, megasensor.com // Оптические датчики: [сайт]. [2015]. URL: http://www.megasensor.com/priblizhenie-i-raspoznanie/datchiki-priblizheniya-Pepperl-Fuchs/opticheskie-datchiki (дата обращения: 18.12.2015)] подает сигнал на блок управления 11 для автоматического извлечения тормозных колодок и оповещает оператора [см. например материал из Википедии - свободной энциклопедии // Светодиодный индикатор: [сайт]. [2015]. URL: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Элeктpoнный_индикaтop (дата обращения: 18.12.2015)] о том, что нужно начинать движение тягача и осуществлять буксировку, а при необходимости увеличивать сцепной веса буксировщика за счет работы догружающего гидроцилиндра 7, обуславливающего вывешивание передней стойки шасси воздушного судна.

Таким образом, буксировка воздушных судов с большим взлетным весом возможна легкими и экономичными аэродромными колесными тягачами, оборудованными стартовым гидроцилиндром, в том числе по аэродромному покрытию с низким коэффициентом сцепления.

Изготовление устройства производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью.

Похожие патенты RU2654240C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилова Валентина Ивановна
RU2470841C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Голомазов Евгений Валерьевич
  • Елфимов Виталий Владимирович
RU2505460C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Абрамов Роман Евгеньевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
RU2302980C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЗЕМНОЙ БУКСИРОВКИ И ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Евстратчик Владимир Олегович
  • Борисов Сергей Владимирович
RU2340515C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
RU2335436C1
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Чермошенцев Александр Николаевич
  • Чернышов Игорь Владимирович
RU2299159C1
ТРАНСПОРТИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО САМОЛЕТОВ 2004
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Заворыкин Александр Юрьевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
  • Андреев Евгений Игоревич
  • Иванищев Павел Иванович
RU2281887C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2006
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
  • Гуков Кирилл Петрович
  • Носов Евгений Викторович
RU2316454C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2012
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Гребенкин Иван Иванович
  • Летуновский Константин Петрович
RU2511236C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 654 240 C2

Реферат патента 2018 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Устройство относится к буксировке воздушных судов. Устройство для транспортирования воздушных судов содержит тягач (1), в задней части которого установлено водило, догружающий гидроцилиндр (7), тормозные колодки (2), а также стартовый гидроцилиндр (3), соединенный с задними стойками (8) воздушного судна при помощи троса (9). Водило выполнено телескопическим и установлено шарнирно в задней части тягача (1). Тягач (1) дополнительно оборудован механизмом установки и автоматического извлечения тормозных колодок из-под колес. Изобретение обеспечивает качественное регулирование начальной скорости движения воздушного судна, повышает стабильность его разгона независимо от состояния аэродромного покрытия. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 654 240 C2

Устройство для транспортирования воздушных судов, содержащее тягач, в задней части которого установлено водило, догружающий гидроцилиндр, тормозные колодки, а также стартовый гидроцилиндр, соединенный с задними стойками воздушного судна при помощи троса, отличающееся тем, что водило выполнено телескопическим и установлено шарнирно в задней части тягача, дополнительно оборудованного механизмом установки и автоматического извлечения тормозных колодок из-под колес, обеспечивающих их надежную фиксацию, при этом автоматическое извлечение тормозных колодок из-под колес тягача осуществляется по сигналу дополнительно установленного датчика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2654240C2

СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Голомазов Евгений Валерьевич
  • Елфимов Виталий Владимирович
RU2505460C2
ПРИБОР ДЛЯ УКАЗАНИЯ ОСТАНОВОК АВТОБУСОВ, ТРАМВАЙНЫХ И ЖЕЛ.-ДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ 1928
  • Сорочкин Н.Ш.
SU12402A1
US 8985613 B2, 24.03.2015
Маятниковая подвеска железнодорожного транспортного средства 1983
  • Балашов Анатолий Васильевич
  • Березин Василий Витальевич
  • Добрынин Лев Константинович
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Червова Лидия Васильевна
SU1081044A1

RU 2 654 240 C2

Авторы

Дьяков Денис Евгеньевич

Великанов Алексей Викторович

Лиховидов Дмитрий Викторович

Саяпин Игорь Владимирович

Хакимов Тимерхан Мусагитович

Ефремов Иван Сергеевич

Гаевой Иван Андревич

Гордеев Виталий Александрович

Даты

2018-05-17Публикация

2016-10-25Подача