СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА Российский патент 2014 года по МПК B64F1/22 

Описание патента на изобретение RU2505460C2

Изобретение относится к наземному обеспечению полетов воздушных судов (ВС), в частности к их буксированию тягачами.

Известен способ буксировки ВС, включающий операции сближения буксировщика задним ходом с ВС, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси и буксирование ВС [Авиационная наземная техника: Справочник / В.Е. Канарчук, Г.М. Гелетуха, В.В. Запорожец. - М.: Транспорт, 1989. - 278 с. (с.59-60, рис.27)].

Этот способ широко используется, но требует применения буксировщика, снабженного значительным балластом для придания ему достаточных сцепных качеств, особенно в осенне-зимний период. Кроме того, наличие балласта неизбежно сопряжено с перерасходом топлива буксировщиком на холостом пробеге, а буксирование за переднюю стойку шасси ВС не исключает ее повреждения из-за возможных значительных динамических нагрузок при разгоне и торможении агрегата (буксировщик и ВС).

Известен способ буксировки ВС, включающий операции сближения буксировщика задним ходом с ВС, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси, вывешивание ее подъемным устройством и буксирование ВС [Патент 2139227 RU C1 МКИ6 B64F 1/22. Устройство для буксировки самолетов / Борисенков В.А., Терехов А.А., Великанов А.В. (RU) - №98116240/28; Заявлено 24.08.98; Опубл. 10.10.99; Бюл. №28].

Такой способ позволяет повысить сцепной вес буксировщика и обеспечивает его устойчивую работу без балласта, в том числе и в осенне-зимний период. Отсутствие балласта уменьшает расход топлива буксировщиком при эксплуатации. Однако процессы разгона и торможения агрегата, связанные со значительными динамическими нагрузками, опасны для целостности передней стойки шасси ВС.

Наиболее близким из известных является способ, включающий операции сближения буксировщика задним ходом с ВС, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси, зачаливание буксировщика за задние (основные) стойки шасси ВС, вывешивание передней стойке шасси подъемным устройством и буксирование ВС [Патент 2160691 RU C1 МКИ7 B64F 1/22. Тягово-сцепное устройство буксировщика / Нилов В.А., Великанов А.В. (RU) - №99114544/28; Заявлено 05.07.1999; Опубл. 20.12.2000; Бюл. №35].

Такой способ позволяет буксировщику работать без балласта и осуществлять разгон и торможение агрегата при значительных динамических нагрузках. Однако он не обеспечивает плавное, регулируемое трогание ВС, независимо от состояния аэродромного покрытия (сухой или мокрый цементо-бетон, заснеженное или обледенелое покрытие). Это связано со значительным изменением в этих условиях коэффициента сцепления колес буксировщика с покрытием.

Изобретение направлено на регулирование начальной скорости движения ВС, повышение стабильности разгона всего агрегата, независимо от состояния поверхности движения.

Это достигается тем, что под колеса буксировщика устанавливают после зачаливания за задние стойки ВС тормозные колодки, чалочному устройству сообщают движение относительно буксировщика, минуя его колесный движитель, в направлении начала движения, убирают тормозные колодки после начала ВС движения и увеличивают сцепной вес буксировщика за счет вывешивания передней стойки шасси.

Сущность изобретения пояснена чертежами, где на фиг.1 показаны операции сближения буксировщика и ВС; на фиг.2 - зачаливание за задние стойки шасси и установка тормозных колодок; на фиг.3 показано начало движения ВС; на фиг.4 - вывешивание передней стойки шасси, уборка тормозных колодок и начало буксирования.

Предлагаемый способ буксировки реализуется следующим образом. Буксировщик подъезжает задним ходом (направление движения показано стрелкой 1) к передней стойке шасси ВС, его захватное устройство фиксируют на передней стойке шасси (фиг.1, стрелка 2), а сам буксировщик зачаливают за задние (основные) стойки шасси (стрелка 3). Затем под колеса буксировщика устанавливают тормозные колодки (фиг.2, стрелки 4) и чалочному устройству сообщают движение относительно буксировщика в направлении начала движения ВС (направление движения показано стрелкой 5), минуя колесный движитель буксировщика (фиг.3).

В результате ВС начинает движение со скоростью VC>0, независимо от состояния поверхности движения (сухой или мокрый цементобетон, заснеженное или обледенелое покрытие), так как движение ВС происходит, минуя колесный движитель буксировщика. Регулируя усилие в приводе (например, гидравлическом) чалочного устройства, можно контролировать ускорение при разгоне ВС. После начала самостоятельного движения ВС тормозные колодки убирают и увеличивают сцепной вес буксировщика за счет вывешивания передней стойки шасси (стрелка 6). Возросший сцепной вес позволяет буксировщику начать и выполнять буксирование ВС (направление движения показано стрелкой 7) не с нулевой, а с некоторой начальной скоростью VC>0. При этом процесс трогания всего агрегата (буксировщик и ВС) осуществляется раздельно и при минимальных динамических нагрузках. Далее процесс буксировки происходит обычным образом.

Предлагаемый способ позволяет разделить процесс начала движения агрегата на две фазы, причем наиболее энергоемкая фаза - трогание ВС (вес которого значительно превышает вес буксировщика) с места осуществляется, минуя колесный движитель буксировщика. Это обеспечивает регулируемый и устойчивый разгон ВС при любом состоянии поверхности движения (сухой или мокрый цементобетон, заснеженное или обледенелое покрытие, примерзшие колеса ВС и т.п.). Вторая фаза разгона агрегата и буксирование ВС осуществляются при повышенном сцепном весе буксировщика посредством его колесного движителя.

В результате надежно осуществляется регулирование начальной скорости движения ВС, повышается стабильность его разгона, независимо от состояния поверхности движения буксировщика.

Похожие патенты RU2505460C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
  • Нилова Валентина Ивановна
RU2470841C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2016
  • Дьяков Денис Евгеньевич
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Саяпин Игорь Владимирович
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
  • Ефремов Иван Сергеевич
  • Гаевой Иван Андревич
  • Гордеев Виталий Александрович
RU2654240C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2010
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Руденко Сергей Викторович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Иванищев Павел Иванович
RU2450958C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ САМОЛЕТОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Карпов Леонид Витальевич
  • Медведков Станислав Юрьевич
RU2302979C2
СПОСОБ БУКСИРОВКИ САМОЛЕТОВ ТЯГАЧОМ С АВТОМАТИЧЕСКИМ УВЕЛИЧИТЕЛЕМ СЦЕПНОГО ВЕСА 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
RU2335436C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ 2011
  • Великанов Алексей Викторович
  • Зацепин Владимир Васильевич
  • Великанова Лариса Алексеевна
  • Лиховидов Дмитрий Викторович
  • Руденко Сергей Викторович
RU2487061C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2000
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
  • Марченков Л.Л.
RU2177899C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЗЕМНОЙ БУКСИРОВКИ И ЭВАКУАЦИИ САМОЛЕТОВ 2007
  • Великанов Алексей Викторович
  • Носов Евгений Викторович
  • Лазарев Сергей Викторович
  • Евстратчик Владимир Олегович
  • Борисов Сергей Владимирович
RU2340515C1
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 2005
  • Великанов Алексей Викторович
  • Великанов Александр Викторович
  • Нилов Владимир Александрович
  • Пожидаев Сергей Евгеньевич
RU2289532C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРОВЩИКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 2001
  • Нилов Владимир Александрович
  • Великанов Алексей Викторович
  • Абрамов Роман Евгеньевич
  • Пантелеев Павел Тихонович
RU2302980C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 505 460 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Изобретение относится к области обслуживания воздушных судов, более конкретно к способу буксировки воздушного судна. Способ включает операции сближения буксировщика задним ходом с воздушным судном, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси, вывешивание передней стойки шасси, зачаливание тягача за задние основные стойки шасси и буксирование воздушного судна. При этом после зачаливания за задние стойки воздушного судна под колеса буксировщика устанавливают тормозные колодки, чалочному устройству сообщают движение относительно буксировщика, минуя его колесный движитель, в направлении начала движения, затем убирают тормозные колодки после начала движения воздушного судна и увеличивают сцепной вес буксировщика за счет вывешивания передней стойки шасси. Технический результат заключается в возможности регулирования начальной скорости движения буксируемого воздушного судна. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 505 460 C2

Способ буксировки воздушного судна, включающий операции сближения буксировщика задним ходом с воздушным судном, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси, вывешивание передней стойки шасси, зачаливание тягача за задние основные стойки шасси и буксирование воздушного судна, отличающийся тем, что под колеса буксировщика устанавливают после зачаливания за задние стойки воздушного судна тормозные колодки, чалочному устройству сообщают движение относительно буксировщика, минуя его колесный движитель, в направлении начала движения, убирают тормозные колодки после начала движения воздушного судна и увеличивают сцепной вес буксировщика за счет вывешивания передней стойки шасси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2505460C2

АБРАЗИВНЫЙ КРУГ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Худобин Л.В.
  • Веткасов Н.И.
RU2160661C2
RU 2010131653 A, 10.02.2012
US 3025922 A, 20.03.1962
WO 9002080 A, 08.03.1990.

RU 2 505 460 C2

Авторы

Великанов Алексей Викторович

Нилов Владимир Александрович

Носов Евгений Викторович

Лазарев Сергей Викторович

Лиховидов Дмитрий Викторович

Голомазов Евгений Валерьевич

Елфимов Виталий Владимирович

Даты

2014-01-27Публикация

2010-12-24Подача