Способ торможения и предотвращения образования усталостных трещин Российский патент 2018 года по МПК E01D22/00 

Описание патента на изобретение RU2656645C1

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано для предотвращения возникновения и торможения развития усталостных трещин в стенках металлических главных балок пролетных строений и продольных балок проезжей части пролетных строений мостов.

Известен способ торможения трещин методом высокочастотной механической проковки (ВМП) (см. авт. св. №111494, 1955 г.),

Данный способ является эффективным только для предотвращения появления усталостных трещин и торможения развития поверхностных трещин (глубиной до 1 мм, длиной до 5 мм) и не эффективен для сквозных трещин длиной более 5 мм.

Известен метод торможения трещин путем обработки зоны перед трещиной и с обеих сторон от трещины при помощи проковки пневмомолотком (патент CN 103952984 А, Китай, 2014 г.).

Данный способ является эффективным только для предотвращения появления усталостных трещин и торможения развития поверхностных трещин и не эффективен для сквозных трещин длиной более 5 мм.

Известен способ торможения трещин методом последовательной наплавки путем локального точечного нагрева (патент RU 2466843, 2012 г. Переплав основного металла и присадочного материала вдоль поверхностной трещины контактной точечной или шовной сварочной машиной с формированием монолитного наплавленного ядра). Наплавку ведут с вершины по всей длине поверхностной трещины. Недостатком данного способа является то, что производится расплавление основного металла и изменение его структуры, как при сварке, что может привести к образованию новых трещин.

Известен способ торможения роста усталостных трещин в тонколистовом материале из конструкционных мало- и среднеуглеродистых сталей, включающий создание структурного барьера на пути роста трещины, при этом создание структурного барьера осуществляют на вершине трещины путем ее локального нагрева, плавления, охлаждения на воздухе до образования ядра с монолитной структурой остывшего металла, перекрывающего трещину как минимум на величину 1/2 своего диаметра, импульсного термообрабатывающего нагрева остывшего ядра малым током и его проковки для снятия сварочных напряжений, при этом весь технологический процесс осуществляют на контактной точечной или шовной сварочной машине (патент RU №2384396, МПК: В23Р 6/00).

Недостатком данного способа является то, что производится расплавление основного металла и изменение его структуры, как при сварке, что может привести к образованию новых трещин.

Техническая задача заключается в расширении технологической возможности и повышении остаточной долговечности металлических элементов пролетных строений мостов из конструкционных сталей.

Для решения указанной задачи в способе торможения и предотвращения образования усталостных трещин в металлическом элементе, включающем создание структурного барьера на пути роста трещины путем локального нагрева зоны устья трещины и механической проковки, создание структурного барьера (сжимающих напряжений) осуществляют на вершине трещины путем ее локального индукционного нагрева до температуры 800-850°С диаметром до 50 мм и при достижении температуры нагрева 750°С осуществляют высокочастотную проковку зоны диаметром 30 мм возле устья трещины электромеханическим или пневматическим инструментом с энергией удара не менее 4 кДж для создания зоны пластических деформаций.

После выполнения операции с одной стороны операцию повторяют с другой стороны стенки балки.

При этом происходит торможение образования трещины за счет создания напряжений сжатия на пути развития трещины и снятия поля остаточных напряжений, что снижает вероятность дальнейшего распространения трещины по металлу стенки.

На фиг. 1 показан способ локального нагрева на пути развития трещины; на фиг. 2 показан способ механической проковки пневматическим инструментом. На фиг. 3 показана схема способа усиления, имеющего трещину металлического элемента (стенки балки), включающего индукционный прогрев с механической проковкой зоны на пути развития трещины.

Способ осуществляется следующим образом.

Первоначально выполняется местный разогрев локальной зоны диаметром 50 мм с одной стороны стенки балки в зоне трещины при помощи индукционной установки на всю толщину стенки до температуры 800-850°С; одновременно с нагревом после достижения температуры нагрева 750°С с другой стороны стенки балки выполняется механическая проковка зоны диаметром 30 мм возле устья трещины электромеханическим или пневматическим инструментом с круглым бойком. После выполнения операции с одной стороны операцию повторяют с другой стороны стенки балки. При возможности двухстороннего доступа к конструкции нагрев выполняется с одной стороны, а проковка с другой стороны стенки балки. Затем процедура повторяется со сменой сторон нагрева и проковки. В случае если доступ возможен только с одной стороны, или трещина не вышла на вторую сторону, нагрев и проковка выполняются с одной стороны балки. Проковка выполняется пневматическим молотком с энергией удара не менее 4 кДж (фиг. 2).

Пример 1. Осуществляли усиление опытного образца балки пролетного строения с выращенной трещиной (фиг. 3 а) методом локального прогрева с механической проковкой. Выносной индуктор при помощи магнитной площадки-держателя устанавливали на расстоянии 1-1,5 мм от поверхности металла таким образом, чтобы центр индуктора находился в вершине трещины. Луч лазерного пирометра (для контроля температуры) наводили на металл в центре индуктора. Скорость нагрева составила 70-80°С в секунду, температура нагрева - 800-850°С. После прогрева до 750°С выполнили механическую проковку. Время между окончанием нагрева и началом проковки не превысило 10 секунд. Общий вид трещины после торможения способом локального индукционного прогрева с механической проковкой показан на фиг. 3б.

Похожие патенты RU2656645C1

название год авторы номер документа
Способ усиления имеющего трещину металлического тонкостенного элемента пролетных строений мостов 2016
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Усольцев Андрей Михайлович
  • Служаев Александр Иванович
RU2642758C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОЛСТОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ 2012
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2517076C2
Способ усиления имеющего трещину металлического элемента пролетных строений мостов 2016
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Усольцев Андрей Михайлович
  • Мурованный Юрий Николаевич
RU2633936C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОНКОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ 2008
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2384396C1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ИМЕЮЩЕГО ТРЕЩИНУ В СВАРНОМ ШВЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА 2018
  • Усольцев Андрей Михайлович
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Попова Екатерина Германовна
  • Служаев Александр Иванович
  • Маликов Михаил Юрьевич
RU2700133C1
Способ усиления балки пролетного строения моста 2018
  • Усольцев Андрей Михайлович
  • Бокарев Сергей Александрович
RU2675120C1
Способ торможения усталостных трещин в листовом материале 1990
  • Несговоров Лев Яковлевич
  • Тюнин Владимир Денисович
SU1787731A1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ИМЕЮЩЕГО ТРЕЩИНУ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ 2013
  • Бокарев Сергей Александрович
  • Мурованный Юрий Николаевич
  • Усольцев Андрей Михайлович
RU2562622C2
Способ торможения усталостных трещин в листовом материале 1990
  • Несговоров Лев Яковлевич
  • Тюнин Владимир Денисович
SU1787732A1
Способ усиления имеющего трещину металлического элемента пролетных строений мостов 1987
  • Данков Валерий Сергеевич
SU1456488A2

Иллюстрации к изобретению RU 2 656 645 C1

Реферат патента 2018 года Способ торможения и предотвращения образования усталостных трещин

Способ относится к области мостостроения и может быть использован для предотвращения возникновения и торможения развития усталостных трещин в стенках металлических главных балок пролетных строений и продольных балок проезжей части пролетных строений мостов. Эффект торможения трещины в металлическом элементе пролетных строений мостов достигается путем создания напряжений сжатия и структурного барьера на пути развития трещины, для чего с одной стороны стенки балки в вершине трещины производится индукционный нагрев локальной зоны диаметром 50 мм на всю толщину стенки до температуры 800-850°С; одновременно с нагревом после достижения температуры нагрева 750°С с другой стороны стенки балки выполняется механическая проковка зоны диаметром 30 мм возле устья трещины электромеханическим или пневматическим инструментом с круглым бойком. После выполнения операции с одной стороны операцию повторяют с другой стороны стенки балки. Местный разогрев стенки балки в зоне трещины частично снимает поля остаточных напряжений вблизи трещины, что снижает вероятность дальнейшего распространения трещины по металлу стенки. Индукционный нагрев зоны на пути развития трещины не только создает зону сжимающих напряжений, но и позволяет произвести проковку (создать зону пластических деформаций, препятствующих развитию трещины) на значительно большую глубину, чем при высокочастотной механической проковке. Метод позволяет затормозить дальнейший рост трещины на ранней стадии ее появления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 656 645 C1

1. Способ торможения роста усталостных трещин в металлическом элементе пролетных строений мостов, включающий создание структурного барьера на пути роста трещины путем локального нагрева зоны устья трещины и механическую проковку, отличающийся тем, что создание структурного барьера осуществляют на вершине трещины путем ее локального индукционного нагрева до температуры 800-850°С и при достижении температуры нагрева 750°С осуществляют высокочастотную проковку зоны возле устья трещины.

2. Способ торможения и предотвращения образования усталостных трещин по п. 1, отличающийся тем, что локальный индукционный нагрев осуществляют зоны диаметром до 50 мм, а высокочастотную проковку зоны - диаметром до 30 мм электромеханическим или пневматическим инструментом с энергией удара не менее 4 кДж.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2656645C1

СПОСОБ РЕМОНТА ТРЕЩИН МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ 2008
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2378098C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОНКОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ 2008
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2384396C1
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОЛСТОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ 2012
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2517076C2
СПОСОБ РЕМОНТА ТРЕЩИН МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ 2010
  • Кузьмин Юрий Александрович
RU2444425C2
УСТРОЙСТВО ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
  • Ломовских Александр Егорович
  • Томилов Александр Анатольевич
  • Германович Александр Семенович
  • Андреев Игорь Васильевич
RU2772335C1
WO 2012167136 A3, 04.04.2013
US 5272809 A1, 28.12.1993.

RU 2 656 645 C1

Авторы

Бокарев Сергей Александрович

Усольцев Андрей Михайлович

Попова Екатерина Германовна

Даты

2018-06-06Публикация

2016-07-22Подача