Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности Российский патент 2018 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение RU2659867C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам оценки и прогнозирования технического состояния подшипниковых узлов машин и механизмов по параметрам их вибрации.

Известен способ прогнозирования остаточного ресурса, основанный на измерении и накоплении данных о вибрационном состоянии механизма и построении тренда, определении момента пересечения его с линией предельного состояния [1] (Попков В.И., Мышинский Э.Л., Попков О.И. Виброакустическая диагностика в судостроении. - 2-е изд. перераб. и доп. - Л.: Судостроение, 1989).

Недостатком данного способа является необходимость использования ретроспективных данных о вибрационном состоянии, многочисленные расчеты по определению тренда, проверка его на адекватность. Существуют адаптивные методы прогнозирования, которые наиболее полно учитывают информацию, содержащуюся в последних вибрационных измерениях. На основе этой информации корректируются параметры принятой модели [1]. Недостатком данного способа является возможность применения его только в краткосрочных прогнозах.

Ближайшим к заявляемому техническому решению является способ прогнозирования, основанный на использовании известных зависимостей изменения технического состояния от показателей функционирования механизма [2] (Вибрация и вибродиагностика судового электрооборудования / Александров А.А., Барков А.В., Баркова Н.А., Шафранский В.А. – Л.: Судостроение, 1986).

Недостатком данного способа является отсутствие прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения в зависимости от общего уровня виброускорения подшипникового щита машин и механизмов.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения за счет перевода общего уровня виброускорения подшипникового щита в коэффициент виброперегрузки, с помощью которого определяют остаточный ресурс подшипников качения.

Сущность данного способа прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения, заключающийся в том, что, измеряя общий уровень виброускорения подшипникового щита, характеризующего техническое состояние подшипников качения, повышается эффективность прогнозирования в результате перевода общего уровня виброускорения в коэффициент виброперегрузки, который связан с остаточным ресурсом подшипника эмпирической зависимостью, полученной экспериментально

где Тост - остаточный ресурс подшипника качения; r - показатель степени (r=3 для шарикоподшипников и r=3,33 для роликоподшипников).

Коэффициент виброперегрузки Кп [3] (Щубов И.Г. Шум и вибрация электрических машин. Л.: Энергия, 1974), определяется по формуле

где A - амплитуда виброускорения, м/с2; g - ускорение свободного падения, м/с2;

Lк - уровень виброускорения подшипникового щита, дБ.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в условиях эксплуатации подшипникового узла измеряют любым виброметром (ВШВ-003) общий (интегральный) коэффициент виброперегрузки (Кп) подшипникового щита и по зависимости (1) определяют остаточный ресурс подшипников качения, имеющих расчетный (по формуляру на механизм) ресурс Т=10…12 тыс. ч (что характерно для большинства машин и механизмов).

Анализ известных решений, относящихся к способам прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения, показал, что технических решений, содержащих ту же совокупность существенных признаков, что и заявляемый способ, не обнаружено, что позволяет сделать вывод о том, что заявляемый способ соответствует критерию "новизна".

Анализ выявленных существенных отличительных от прототипа признаков показал, что такие или сходные с ним признаки с проявлением тех же свойств, которые они проявляют в заявляемой совокупности, в известных технических решениях не обнаружены, что позволяет сделать вывод о том, что заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия".

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет получить новый более высокий результат, выражающийся в повышении эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения.

Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения осуществляется следующим образом.

а) Известно, что в механизме установлены новые подшипники:

- измеряют общий уровень виброускорения Lк (с помощью любой серийно выпускаемой виброаппаратуры, например, ВШВ-003) и по формуле (2) находят коэффициент Кп;

- по формуле (1) определяют остаточный ресурс подшипника;

- по истечении начального периода приработки (не менее 48 ч) подшипников производят замену смазки; вновь измеряют Lк и по формуле (1) уточняют ресурс (как правило, уровень Lк уменьшается (за счет приработки тел и дорожек качения и замены смазки, в которой имеются частицы металла), а остаточный ресурс подшипника увеличивается);

- периодически в процессе эксплуатации измеряют Lк и уточняют остаточный ресурс подшипника; периодичность измерения текущих Lк рекомендуется выбирать как 0,5Tост;

- если по мере наработки подшипника уровни виброускорения подшипникового щита механизма увеличились более чем на 6 дБ, т.е. в два раза (что показывает об ухудшении их технического состояния), то производят замену смазки в подшипнике (или устраняют другие причины) и вновь измеряют Lк и уточняют остаточный ресурс по формуле (1) и т.д.

б) Наработка подшипника неизвестна:

- заменяют смазку в подшипниках и измеряют Lк, по которому определяют остаточный ресурс; если величина остаточного ресурса меньше необходимого значения, то производят замену подшипника.

Таким образом, измеряя в процессе эксплуатации подшипников машин и механизмов уровень виброускорения, уточняют их остаточный ресурс с учетом изменения динамики процесса разрушения (износа) и влияния эксплуатационных факторов.

Предложенный способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения позволяет:

- просто и однозначно прогнозировать остаточный ресурс подшипников качения (имеющих расчетный ресурс Т=10…12 тыс. ч);

- осуществлять долгосрочный и краткосрочный прогноз остаточного ресурса (все зависит только от состояния подшипника и условий их эксплуатации);

- учитывать эксплуатационные факторы, влияющие на остаточный ресурс, предпринимать необходимые меры по уменьшению виброактивности подшипников, тем самым увеличивать их ресурс;

- изготавливать специальные портативные вибродиагностические приборы для прогнозирования остаточного ресурса;

- повысить эффективность технического обслуживания и ремонта.

Похожие патенты RU2659867C2

название год авторы номер документа
Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности с учетом фактического ресурса 2019
  • Жулин Василий Игоревич
  • Абдулаев Александр Альбертович
RU2726044C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ СМАЗОЧНОЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ УЗЛОВ МЕХАНИЗМОВ 1998
  • Глухоманюк Г.Г.
RU2138046C1
Устройство для определения технического состояния подшипников качения и скольжения 2017
  • Абдулаев Александр Альбертович
  • Новикова Маргарита Вячеславовна
  • Жулин Василий Игоревич
  • Гончар Артур Бореславович
RU2686861C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ВИБРОАКТИВНОСТИ СТАНКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ 2006
  • Филиппов Юрий Александрович
  • Ручкин Леонид Владиленович
  • Раменская Елена Владимировна
RU2332652C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВИБРОАКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ 1995
  • Глухоманюк Г.Г.
  • Цветников А.К.
RU2084716C1
Подшипник скольжения с порошковой смазкой 2021
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2769824C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2022
  • Лебедев Евгений Леонидович
  • Репин Алексей Олегович
  • Беляев Борис Васильевич
RU2790276C1
Способ контроля технического состояния подшипников качения 2015
  • Лукин Виктор Федорович
  • Сенной Николай Николаевич
  • Спирькин Андрей Владимирович
  • Селезнев Алексей Андреевич
RU2623177C2
Подшипниковый узел с порошковой смазкой 2023
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2800514C1
Способ и устройство оценки и прогнозирования ресурса при акустико-эмиссионной диагностике конструкций 2022
  • Самуйлов Александр Олегович
  • Попов Алексей Владимирович
RU2789694C1

Реферат патента 2018 года Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения по данным об их виброактивности

Изобретение относится к области машиностроения. Способ содержит операцию измерения общего уровня виброускорения подшипникового узла с последующим переводом его в коэффициент виброперегрузки. Отличительной особенностью способа является то, что прогноз остаточного ресурса подшипника осуществляется по зависимости, связывающей ресурс с коэффициентом виброперегрузки, величина которого зависит от технического состояния подшипника, условий эксплуатации, качества изготовления и сборки механизма. Технический результат - повышение эффективности прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения с учетом их технического состояния и эксплуатационных факторов, влияющих на ресурс.

Формула изобретения RU 2 659 867 C2

Способ прогнозирования остаточного ресурса подшипников качения машин и механизмов, заключающийся в измерении общего уровня виброускорения подшипникового щита, характеризующего техническое состояние подшипников качения, заключающийся в переводе общего уровня виброускорения в коэффициент виброперегрузки, который связан с остаточным ресурсом подшипников качения экспериментальной зависимостью

где Тост - остаточный ресурс подшипника качения;

r - показатель степени (r=3 для шарико- и r=3,33 для роликоподшипников),

повышающей эффективность прогнозирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2659867C2

Вибрация и вибродиагностика судового электрооборудования / Александров А.А., Барков А.В., Баркова Н.А., Шафранский В.А
- Л.: Судостроение, 1986
Попков В.И., Мышинский Э.Л., Попков О.И
Виброакустическая диагностика в судостроении
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
перераб
и доп
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения 1918
  • Р.К. Каблиц
SU1989A1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖВАЛЬНОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОЙ ТУРБОМАШИНЫ 1995
  • Кузменко М.Л.
  • Коряковцев П.С.
  • Грязен Г.П.
  • Макаров В.П.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2110781C1
Способ прогнозирования остаточного ресурса работы подшипников электродвигателя 1988
  • Воинов Валерий Васильевич
  • Ледовской Иван Сергеевич
  • Касабуцкий Анатолий Федорович
SU1582047A1

RU 2 659 867 C2

Авторы

Абдулаев Александр Альбертович

Новикова Маргарита Вячеславовна

Нагайник Антон Александрович

Сошкин Павел Александрович

Даты

2018-07-04Публикация

2016-09-16Подача