Корабельная резервная система передачи информации Российский патент 2018 года по МПК H04B3/00 

Описание патента на изобретение RU2667350C2

Изобретение относится к системам связи, а точнее к системам передачи информации по линиям связи, и может быть использовано для передачи аварийной информации на кораблях и подводных лодках.

Катастрофы атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» заставили конструкторов обратиться к проблеме повышения надежности и живучести систем внутрикорабельной связи (ВКС). В случае пожара основной причиной выхода ВКС из строя является, прежде всего, низкая пожаростойкость применяемых кабелей, приводящая к коротким замыканиям в информационных и электропитающих сетях и отключению абонентских приборов. Поэтому при отсутствии дублирования корабельных трасс прекращается ВКС с постами, расположенными даже за пределами аварийных отсеков. Как показывает опыт, применение в этой ситуации портативных УКВ-радиостанций, ограничено двумя - тремя смежными отсеками. [Катанович А.А., Жилинков В.И. Корабельные системы аварийной связи. СПб., Судостроение, 2011].

Изложенное выше позволяет утверждать, что для повышения надежности функционирования и живучести существующих систем ВКС следует искать новые технические решения для устранения этой проблемы.

Известны способы передачи информации в системах связи, в которых поступающую от источника информацию, например речевую, телеметрическую, преобразуют в электрический сигнал, этот сигнал вводят в линию связи, в качестве которой используют коаксиальные магистральные кабели (изобретение СССР кл. Н04В 5/00 438128), линии электропередач внутри шахт (пат. СССР кл. тот же 2115239), силовые и телефонные кабели, проложенные в шахтах (пат. СССР кл. тот же 1548857) с преобразованием частоты передачи в промежуточную и восстановлением ее при приеме, передаче по канату шахтного подъемного устройства (пат. СССР Н04В 7/00 661828), по тросу из скважины (пат. Англии Н04В 3/54 2110904) или по грозовым тросам линий электропередач (пат. СССР кл. тот же 488352).

Известен излучающий коаксиальный кабель. Патент РФ №2013832 кл. H01Q 13/20. Щелевой кабель, излучающий и принимающий ВЧ сигналы, имеет гофрированную внешнюю проводящую поверхность. Вдоль кабеля в гребных гофрах вырезаны эллиптические отверстия, расположенные в соответствии с логарифмическим нормальным законом расположения вероятностей. Проложенный по кораблю кабель одновременно является передающей и приемной антенной. В этом случае для связи между отсеками используются переносные радиостанции малой мощности. Такая система способна обеспечить дуплексную многоканальную связь на дециметровых и метровых волнах. Однако живучесть и надежность такого кабеля при аварии очень низкая.

Известен Способ передачи информации патент РФ №2205513 кл. Н04В 13/00. Этот способ обеспечивает передачу информации по трубопроводу подземного заложения и, при его надземном расположении. Недостатком известного способа является то, что в нем в качестве линии связи можно использовать только трубопровод подземного заложения, расположенный по прямой линии, в то время как на корабле существует разветвленная сеть трубопроводов.

Наиболее близким к заявленному устройству передачи информации по совокупности признаков и получению требуемых технических результатов является патент РФ на ПМ №155946 кл. H04B 7/24. Устройство аварийной радиосвязи, состоящее из линии связи, источника информации передающего и приемного устройства, расположенных в корпусе корабля и заземления, причем в качестве линии связи используется корабельный трубопровод.

Целью изобретения является передача информации по корабельному трубопроводу.

Поставленная цель достигается тем, что корабельная резервная система передачи информации состоит из линии связи, источника информации передающего и приемного устройства, расположенных в корпусе корабля/подводной лодки, причем в качестве линии связи используется корабельный трубопровод, при этом в систему включены входной преобразователь, соединенный с передающим устройством, состоящим из кодера и передатчика, которые соединены с входной индуктивностью, которая в свою очередь соединена с трубопроводом, причем трубопровод на приемном конце соединен с входной индуктивностью, которая соединена с приемным устройством, состоящим из приемника, соединенного с усилителем и декодером, а декодер соединен с выходным преобразователем, при этом усилитель также соединен с устройством отбора, которое соединено с ретранслятором и индуктивностью, а последняя соединена с трубопроводом, отличается тем, что труба трубопровода выполнена из ферромагнитной низколегированной стали и является магнитной цепью, направляющей магнитный поток по назначенному пути, и проложена через все отсеки по длине подводной лодки.

На фиг. представлена схема аварийного устройства передачи информации. Оно состоит из:

1 - входного преобразователя 1; 2 - передающего устройства; 3 - кодера: 4 - передатчика; 5 - входной индуктивности; 6 - линии связи (трубопровода); 7 - входной индуктивности; 8 - приемного устройства; 9 - приемника; 10 - усилителя; 11 - декодера; 12 - выходного преобразователя 2; 13 - устройства отбора; 14 - ретранслятора; 15 - индуктивности.

Трубу 6 диаметром 20-30 мм из ферромагнитного материала прокладывают через все отсеки по всей длине подводной лодки. Приемное и передающее устройство представляет собой малогабаритные УКВ радиостанции, которые имеют датчики в виде индуктивной петли, которые устанавливают на трубе. В повседневных условиях эти радиостанции находятся у абонентов, а при аварии абоненты подходят к трубе и через датчики подключают радиостанции к ней. После чего осуществляют связь. Датчики выполнены в виде индукционной петли.

Сущность заявляемой системы заключается в следующем.

Поступающую от источника речевую информацию преобразуют во входной переменный электрический сигнал в преобразователе 1, его кодируют, если это необходимо (кодер 3), затем преобразуют в переменный электрический ток в преобразователе электрического сигнала в электрический ток, последний пропускают через передающее устройство 2 с кодером 3 и передатчиком 4. Ввод сигнала в линию связи 6 осуществляют через входную индуктивность 7, в которой создают переменное магнитное поле, пригодное для передачи сигнала по линии связи - магнитной цепи в виде стальной трубы 6. В месте приема сигнала расположена выходная индуктивность 7, на которую воздействуют дошедшим по линии связи 6 магнитным полем. Обе индуктивности (входная и выходная) взаимно индуктивно связаны через линию связи. В выходной индуктивности переменное магнитное поле создает переменный электрический сигнал. Затем информационный сигнал выделяют из помех, усиливают, если сигнал был кодирован, то декодируют в приемном устройстве 8 приемником 9, усилителем 10, декодером 11.

И, наконец, принятый, выделенный из помех и усиленный сигнал преобразуют в выходном преобразователе 12 в переменный выходной сигнал, предназначенный для представления информации в удобной для потребителя форме, и доставляют потребителю.

При необходимости ретрансляции, по крайней мере, части сигнала его после выделения из помех и усиления отбирают в виде переменного электрического тока через устройство отбора 13 на ретранслятор 14, затем в индуктивности 15 преобразуют в переменное магнитное поле, пригодное для передачи сигнала по линии связи 6, и далее по ней передают сигнал до следующего места приема сигнала. Таким же образом сигнал ретранслируют необходимое число раз по длине трубопровода. Отметим, что современные средства приема позволяют выделять сигналы мощностью 10-12 Вт.

Отличительная особенность заявляемого изобретения от прототипа заключается в передаче информации в виде переменного магнитного потока по однопроводной линии (трубе), выполненной из ферромагнитного материала, являющейся магнитной цепью, направляющей магнитный поток по назначенному пути, и проложен через все отсеки по всей длине корабля. Поскольку использование из ферромагнитного материала позволяет обеспечить наиболее эффективную связь, а прохождение трубы через все отсеки по всей длине корабля позволит максимально полно охватить связь корабля или подводной лодки, а следовательно, более эффективно передавать и принимать информационные сигналы.

Таким образом, отличительные признаки заявленной системы обеспечивают появление новых свойств, не достигаемых в прототипе и аналогах, а также расширяют возможности и арсенал технических средств связи.

Похожие патенты RU2667350C2

название год авторы номер документа
Аварийная система сотовой радиосвязи подводной лодки 2020
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Матюшкин Сергей Николаевич
RU2744133C1
СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 2001
  • Никитин В.А.
  • Панов В.П.
  • Приходько В.В.
RU2205514C1
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Попов Игорь Владимирович
  • Черноусов Василий Васильевич
RU2446569C1
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2002
  • Долбня А.Г.
  • Директоров Н.Ф.
  • Катанович А.А.
  • Никитин В.С.
  • Радчик Е.В.
  • Чуркин В.П.
RU2230431C2
КОРАБЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ 2009
  • Жилинков Владимир Иванович
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Конторович Владимир Ильич
  • Кузеванов Владимир Иванович
  • Лаврухин Владимир Александрович
  • Пашкевич Лидия Алексеевна
  • Соловьев Дмитрий Борисович
RU2423795C2
СИСТЕМА ПОДВОДНОЙ КАБЕЛЬНОЙ ГЛУБОКОВОДНОЙ СВЯЗИ С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ 2016
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Ершов Валерий Николаевич
  • Половинкин Валерий Николаевич
  • Потехин Александр Алексеевич
  • Черенков Анатолий Владимирович
RU2620253C1
Способ гидроакустической телефонной связи водолазов и устройство для его осуществления (варианты) 2017
  • Токмачев Дмитрий Андреевич
  • Полетаев Александр Сергеевич
  • Ченский Дмитрий Александрович
  • Ченский Александр Геннадьевич
  • Губин Никита Андреевич
  • Григорьев Кирилл Анатольевич
RU2658477C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 2001
  • Никитин В.А.
  • Панов В.П.
  • Приходько В.В.
RU2205513C1
АВАРИЙНАЯ СИСТЕМА ВНУТРИКОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОСВЯЗИ 1990
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Шитов Борис Васильевич
  • Селигерский Юрий Александрович
SU1840238A1
СИСТЕМА ОХРАНЫ ВОДНОГО РАЙОНА 2016
  • Поленин Владимир Иванович
  • Новиков Александр Владимирович
  • Потехин Александр Алексеевич
RU2659314C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 667 350 C2

Реферат патента 2018 года Корабельная резервная система передачи информации

Изобретение относится к корабельным системам связи. Корабельная резервная система передачи информации состоит из линии связи, источника информации передающего и приемного устройства, расположенных в корпусе корабля/подводной лодки, причем в качестве линии связи используется корабельный трубопровод, при этом в систему включены входной преобразователь, соединенный с передающим устройством, состоящим из кодера и передатчика, которые соединены с входной индуктивностью, которая в свою очередь соединена с трубопроводом, причем трубопровод на приемном конце соединен с входной индуктивностью, которая соединена с приемным устройством, состоящим из приемника, соединенного с усилителем и декодером, а декодер соединен с выходным преобразователем, при этом усилитель также соединен с устройством отбора, которое соединено с ретранслятором и индуктивностью, а последняя соединена с трубопроводом. При этом труба трубопровода выполнена из ферромагнитной низколегированной стали и является магнитной цепью, направляющей магнитный поток по назначенному пути, и проложена через все отсеки по длине подводной лодки. Технический результат - обеспечение возможности передачи аварийной информации по корабельному трубопроводу. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 667 350 C2

Корабельная резервная система передачи информации, состоящая из линии связи, источника информации передающего и приемного устройства, расположенных в корпусе корабля/подводной лодки, причем в качестве линии связи используется корабельный трубопровод, при этом в систему включены входной преобразователь, соединенный с передающим устройством, состоящим из кодера и передатчика, которые соединены с входной индуктивностью, которая в свою очередь соединена с трубопроводом, причем трубопровод на приемном конце соединен с входной индуктивностью, которая соединена с приемным устройством, состоящим из приемника, соединенного с усилителем и декодером, а декодер соединен с выходным преобразователем, при этом усилитель также соединен с устройством отбора, которое соединено с ретранслятором и индуктивностью, а последняя соединена с трубопроводом, отличающаяся тем, что труба трубопровода выполнена из ферромагнитной низколегированной стали и является магнитной цепью, направляющей магнитный поток по назначенному пути, и проложена через все отсеки по длине подводной лодки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2667350C2

0
SU155946A1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 2001
  • Никитин В.А.
  • Панов В.П.
  • Приходько В.В.
RU2205513C1
Рельсовый тормоз для вагона однорельсовой железной дороги на столбах 1927
  • Волновский Н.Н.
SU10705A1
Трубы стальные электросварные, М.: Стандартинформ, 2008 г., стандарт введен в действие 01.01.1982 г
(стр
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Уплотнение качающихся одна относительно другой концентрично расположенных деталей 1985
  • Сафин Рашит Саярович
  • Крупенин Георгий Тимофеевич
SU1341426A1
US 6718267 B1, 06.04.2004
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Демин Юрий Александрович
  • Померанцев Александр Анатольевич
RU2317797C1
Устройство направленной адаптивной токовой отсечки электродвигателей 2021
  • Шабанов Виталий Алексеевич
  • Резник Елена Сергеевна
  • Васильев Петр Игоревич
RU2759512C1

RU 2 667 350 C2

Авторы

Катанович Андрей Андреевич

Николашин Юрий Львович

Передин Юрий Григорьевич

Хаджиогло Евгений Александрович

Даты

2018-09-18Публикация

2016-07-12Подача