Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения компонентов для буровых растворов из нефти, например дистиллятных фракций или продуктов вторичной переработки нефти.
В качестве компонентов буровых растворов из нефти известно использование летнего и зимнего дизельного топлива. (Рязанов Я.А. Энциклопедия по буровым растворам, изд. Летопись, 2005 г, стр. 154). Наиболее близким по свойствам к предлагаемому компоненту является зимнее дизельное топливо. Оно имеет температуру вспышки порядка 30-40°C, температуру помутнения от минус 22°C до минус 28°C, предельную температуру фильтруемости от минус 32°C до минус 38°C и температуру застывания от минус 33°C до минус 40°C.
Наиболее близким способом получения зимнего дизельного топлива является способ, включающий перегонку нефти с выделением керосиновой фракции, фракций дизельного топлива, мазута, каталитическую гидроочистку и компаундирование дизельных и керосиновых фракций (патент RU 2464299).
Однако полученное зимнее дизельное топливо в силу низкой температуры вспышки, имеет недостаточную пожаробезопасность и недостаточно низкие температуры помутнения, фильтруемости и застывания, что затрудняет его использование в холодных климатических условиях.
Целью настоящего изобретения является получение компонента для буровых растворов с более высокой пожаробезопасностью и улучшенными низкотемпературными свойствами, которые в зимнем дизельном топливе не могут обеспечить даже дорогостоящие депрессорные присадки.
Поставленная цель достигается использованием способа получения компонента для буровых растворов из нефти, включающего перегонку нефти с выделением мазута, при этом полученный мазут направляют на вакуумную разгонку с получением вакуумного газойля, полученный вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу, непревращенный остаток, образовавшийся в процессе гидрокрекинга, направляют на изодепарафинизацию, затем на гидрофинишинг, образовавшийся технологический продукт направляют на фракционирование и в качестве компонента буровых растворов отбирают фракцию, выкипающую в пределах 195-305°C. Вакуумный газойль можно обогащать бензином висбрекинга, и/или легким вакуумным дистиллятом мазута, и/или легким каталитическим газойлем перед процессом гидрокрекинга.
Способ осуществляют следующим образом.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема получения компонента буровых растворов.
Нефть после процессов электрообессоливания и обезвоживания, проводимых с целью удаления содержащихся в сырье солей и воды, подают на установку атмосферной перегонки с двукратным испарением в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть (1), которую после дополнительного нагрева подают в основную фракционирующую колонну (2), с низа колонны выводят мазут (3).
Далее, полученный мазут (3) направляют на установку вакуумной разгонки (4), где в результате фракционирования отбирают легкий вакуумный дистиллят (5) и вакуумный газойль (6). Полученный вакуумный газойль (6) направляют на установку гидрокрекинга (7). Непревращенный остаток гидрокрекинга (8) направляют на процесс изодепарафинизации (9). Полученный изодепарафинизат (10) поступает на гидрофинишинг (11), после которого полученный технологический продукт (12) направляют на фракционирование (13), где отбирают фракцию 195-305°C, предлагаемую в качестве компонента буровых растворов. Вакуумный газойль (6) можно обогащать бензином висбрекинга (14) и/или легким вакуумным дистиллятом мазута (15), и/или легким каталитическим газойлем (16) перед процессом гидрокрекинга (7).
Пример 1 осуществления предлагаемого способа получения компонента буровых растворов.
Нефть после процесса электрообессоливания и обезвоживания, проводимых с целью удаления содержащихся в сырье солей и воды, подают на установку атмосферной перегонки с двукратным испарением в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть (1), которую после дополнительного нагрева подают в основную фракционирующую колонну (2), с низа колонны выводят мазут (3) с температурой 343°C.
Далее, полученный мазут (3) направляют на установку вакуумной разгонки (4), где его нагревают до температуры 367°C и фракционируют, в результате фракционирования отбирают легкий вакуумный дистиллят (5), выкипающий в пределах 248-311°C, и вакуумный газойль (6), выкипающий в пределах 311-543°C. Полученный вакуумный газойль (6) направляют на установку гидрокрекинга (7), с которой фракцию 40-150°C выводят как компонент товарного бензина, фракцию 140-240°C выводят как компонент товарного керосина, фракцию 180-360°C выводят как компонент дизельного топлива. Непревращенный остаток гидрокрекинга (8), выкипающий при температуре свыше 350°C, направляют на процесс изодепарафинизации (9), который осуществляют при температуре 377°C и давлении 17 МПа. Получаемый изодепарафинизат (10) поступает на гидрофинишинг (11), который проводят при температуре 230°C и давлении 17 МПа до получения технологического продукта (12) с температурой застывания минус 22°C, который направляют на фракционирование (13), откуда отбирают смазочные масла и фракцию 195-305°C, которую предлагают в качестве компонента буровых растворов.
Пример 2 осуществления предлагаемого способа получения компонента буровых растворов.
Нефть после процесса электрообессоливания и обезвоживания, проводимых с целью удаления содержащихся в сырье солей и воды, подают на установку атмосферной перегонки с двукратным испарением в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть (1), которую после дополнительного нагрева подают в основную фракционирующую колонну (2), с низа колонны выводят мазут (3) с температурой 344°C.
Далее, полученный мазут (3) направляют на установку вакуумной разгонки (4), где его нагревают до температуры 366°C и фракционируют, в результате фракционирования отбирают легкий вакуумный дистиллят (5), выкипающий в пределах 249-312°C, и вакуумный газойль (6), выкипающий в пределах 312-544°C. Полученный вакуумный газойль (6) направляют на установку гидрокрекинга (7), с которой фракцию 40-150°C выводят как компонент товарного бензина, фракцию 140-240°C выводят как компонент товарного керосина, фракцию 180-360°C выводят как компонент дизельного топлива. Непревращенный остаток гидрокрекинга (8), выкипающий при температуре свыше 350°C, направляют на процесс изодепарафинизации (9), который осуществляют при температуре 377°C и давлении 17 МПа. Получаемый изодепарафинизат (10) поступает на гидрофинишинг (11), который проводят при температуре 230°C и давлении 17 МПа до получения технологического продукта (12) с температурой застывания минус 22°C, который направляют на фракционирование (13), откуда отбирают смазочные масла и фракцию 207-261°C, которую предлагают в качестве компонента буровых растворов.
Пример 3 осуществления предлагаемого способа получения компонента буровых растворов (с обогащением вакуумного газойля бензином висбрекинга перед гидрокрекингом).
Нефть после процесса электрообессоливания и обезвоживания, проводимых с целью удаления содержащихся в сырье солей и воды, подают на установку атмосферной перегонки с двукратным испарением в отбензинивающую колонну, где в процессе фракционирования выводят с верха колонны бензин, а с низа колонны выводят частично отбензиненную нефть (1), которую после дополнительного нагрева подают в основную фракционирующую колонну (2), с низа колонны выводят мазут (3) с температурой 342°C.
Далее, полученный мазут (3) направляют на установку вакуумной разгонки (4), где его нагревают до температуры 366°C и фракционируют, в результате фракционирования отбирают легкий вакуумный дистиллят (5), выкипающий в пределах 255-313°C, и вакуумный газойль (6), выкипающий в пределах 313-542°C. Полученный вакуумный газойль (6) смешивают с бензином висбрекинга (14), выкипающим в пределах 50-161°C, и направляют на установку гидрокрекинга (7), с которой фракцию 40-150°C выводят как компонент товарного бензина, фракцию 140-240°C выводят как компонент товарного керосина, фракцию 180-360°C выводят как компонент дизельного топлива. Непревращенный остаток гидрокрекинга (8), выкипающий при температуре свыше 341°C, направляют на процесс изодепарафинизации (9), который осуществляют при температуре 377°C и давлении 17 МПа. Получаемый изодепарафинизат (10) поступает на гидрофинишинг (11), который проводят при температуре 229°C и давлении 17 МПа до получения технологического продукта (12) с температурой застывания минус 21°C, который направляют на фракционирование (13), откуда отбирают смазочные масла и фракцию 209-260°C, которую предлагают в качестве компонента буровых растворов.
Как видно из таблицы 1, предлагаемый способ позволяет получить компонент буровых растворов, превосходящий по пожаробезопасности и низкотемпературным свойствам компонент буровых растворов, получаемый по способу-прототипу, что позволяет использовать его в более холодных климатических условиях. Кроме того, использование описанного способа экономически более выгодно для предприятия, так как позволяет получать более качественный и, соответственно, более дорогой и пользующийся высоким спросом компонент буровых растворов без внедрения депрессорных присадок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2018 |
|
RU2699419C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2021 |
|
RU2774182C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2021 |
|
RU2775650C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2021 |
|
RU2775651C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ | 2021 |
|
RU2791610C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2020 |
|
RU2762672C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ОСНОВЫ НИЗКОЗАСТЫВАЮЩИХ АРКТИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2021 |
|
RU2785762C2 |
СЫРЬЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ, ТРАНСФОРМАТОРНЫХ МАСЕЛ И УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2022 |
|
RU2790393C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ С НИЗКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2020 |
|
RU2761105C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОИНДЕКСНЫХ КОМПОНЕНТОВ БАЗОВЫХ МАСЕЛ | 2017 |
|
RU2649395C1 |
Изобретение относится к способам получения компонентов для буровых растворов. Технический результат – высокая пожаробезопасность и улучшенные низкотемпературные свойства компонента бурового раствора, а именно температура вспышки не ниже 80°C, температура помутнения порядка минус 68°C, предельная температура фильтруемости порядка минус 78°C и температура застывания порядка минус 79°C. Способ получения компонента для буровых растворов из нефти включает перегонку нефти с выделением мазута. Полученный мазут направляют на вакуумную разгонку с получением вакуумного газойля. Полученный вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу. Непревращенный остаток, образовавшийся в процессе гидрокрекинга, направляют на изодепарафинизацию, затем на гидрофинишинг. Образовавшийся технологический продукт направляют на фракционирование. В качестве компонента буровых растворов отбирают фракцию, выкипающую в пределах 195-305°C. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 2 пр.
1. Способ получения компонента для буровых растворов из нефти, включающий перегонку нефти с выделением мазута, отличающийся тем, что полученный мазут направляют на вакуумную разгонку с получением вакуумного газойля, а вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу, непревращенный остаток, полученный в процессе гидрокрекинга, направляют на изодепарафинизацию, затем на гидрофинишинг, образовавшийся технологический продукт направляют на фракционирование и отбирают фракцию, выкипающую в пределах 195-305°С.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что вакуумный газойль обогащают бензином висбрекинга, и/или легким вакуумным дистиллятом мазута, и/или легким каталитическим газойлем перед процессом гидрокрекинга.
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА БУРОВЫХ РАСТВОРОВ, КАТАЛИЗАТОР И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2014 |
|
RU2547653C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО | 2011 |
|
RU2464299C1 |
БУРОВОЙ РАСТВОР НА УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЕ | 2012 |
|
RU2502774C1 |
US 8318994 B2, 27.11.2012 | |||
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами | 1924 |
|
SU2017A1 |
РЯЗАНОВ Я | |||
А | |||
Энциклопедия по буровым растворам, Санкт-Петербург, "Летопись", 2005, с | |||
Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли | 1921 |
|
SU154A1 |
Авторы
Даты
2018-10-02—Публикация
2017-11-28—Подача