Изобретение относится к железнодорожному транспорту и обеспечивает сокращение простоя поезда при поиске подвижной единицы с нарушенным нижним габаритом.
Известен способ видеонаблюдения за железнодорожным составом (заявка №95113376 от 28.07.1995 г. на патент РФ), но этот способ не позволяет с достаточной надежностью выявить подвижную единицу с нарушенным нижним габаритом.
Известно также устройство, реализующее способ идентификации подвижных единиц железнодорожного транспорта (патент РФ №2280580, B61L 25/02, 2006 г.), в котором используются два путевых колесных датчика, находящихся на фиксированном расстоянии друг от друга, меньше чем минимальное расстояние между внутренними колесными парами подвижной единицы, таймер временных отметок, привязывающий временную систему отсчета к движущемуся составу. В результате работы системы определяются межосевые расстояния подвижных единиц, которые сравниваются с данными по структуре межосевых расстояний колесных пар, предварительно занесенными в память аппаратных средств.
Недостатками устройства являются:
- сложность конструкции;
- большие затраты на изготовление и установку оборудования.
Известно также устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС) (патент РФ №2279369, B61L 23/26, 2006 г. ), контролирующее нижний габарит подвижных единиц и дающее информацию о нарушении габарита, в том числе и о сходе единицы с рельс. Устройство представляет собой перемычки и поперечины, установленные на железнодорожном пути, целостность которых нарушается под действием негабаритных элементов подвижной единицы. Информация о нарушении поступает в диспетчерский пункт. Поиск негабаритной единицы производится локомотивной бригадой. Недостатками устройства являются:
- низкая оперативность, поскольку датчик не предоставляет информацию о порядковом номере вагона и его общем виде, и поэтому осмотр вагонов занимает длительное время;
- имеют место ситуации срабатывания датчика УКСПС по каким-либо другим причинам, не связанным с прохождением железнодорожного состава, в результате чего ситуация становится неопределенной, требующей дополнительной проверки и выяснения причины срабатывания датчика.
Известна также автоматическая система контроля волочащихся и провисающих предметов, выступающих за нижний габарит подвижного состава на ходу поезда (СКВП-2) предназначена для обнаружения волочащихся и провисающих негабаритных предметов подвижного состава на ходу поезда и выдачи необходимого предупредительного сигнала. Система СКВП-2 предназначена для работы в составе аппаратуры КТСМ - 01, КТСМ - 01Д и КТСМ - 02. Система контроля СКВП-2 состоит из блока датчика, прикрепленного непосредственно к шпале рельсового пути через амортизаторы, и блока управления, размещенного на посту размещения аппаратуры КТСМ. (система СКВП-2 НЖСА. 421413.002 ТУ.)
Недостатками устройства являются:
- сложность конструкции;
- большие затраты на изготовление и установку оборудования;
- не обеспечивается безопасность движения в части остановки поезда с нарушением габарита пред входным светофором для длинносоставных и сдвоенных поездов;
- отсутствие повторного (дублирующего) контроля нарушения габарита.
Известно также устройство контроля схода подвижного состава (патент РФ №RU 2475394, B61L 25/02, B61L 23/26, B61L1/16. 2013 г. ), содержащее установленные на пути перемычки и поперечины, контролирующие нижний габарит состава, и путевой датчик. Также в устройстве имеется видеорегистратор, подключенный к отметчику меток счетно-решающего устройства, и таймер, подключенный к отметчику моментов времени счетно-решающего устройства. Перемычки и поперечины соединены со счетно-решающим устройством, а путевой датчик подключен к отметчику меток и отметчику моментов времени счетно-решающего устройства. Счетно-решающее устройство соединено с диспетчерским пунктом.
Это устройство принято в качестве прототипа как более близкое к предложенному по своей технической сущности.
Недостатками устройства являются:
- сложность конструкции;
- большие затраты на изготовление и установку оборудования;
- отсутствие возможности перекрытия входных сигналов станции при нарушении габарита в длинносоставных поездах;
- отсутствие повторного (дублирующего) контроля нарушения габарита.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является:
- снижение затрат на изготовление и монтаж оборудования;
- повышение безопасности движения поездов;
- своевременная остановка длинносоставного поезда при нарушении нижнего габарита;
- сокращение времени простоя при осмотре остановленного поезда;
- фиксация ложных срабатываний УКСПС при отсутствии подвижных единиц в зоне контроля.
Решение этой задачи достигается тем, что в предлагаемой системе объединяются возможности существующих устройств УКСПС и КТСМ. Устройства УКСПС контролируют нижний габарит, КТСМ определяет порядковый номер подвижной единицы, под которой срабатывает УКСПС.
Предложенная система является новой, т.к. в современной технике не известны системы, использующие одновременно существующие устройства УКСПС и КТСМ позволяющие определить порядковый номер подвижной единицы с нарушением нижнего габарита для длинносоставных и сдвоенных поездов и остановить поезд.
Предложенная система является промышленно применимой, т.к. при ее использовании достигается получение технического результата в виде повышения безопасности движения поездов, снижения времени простоя поезда на перегоне при осмотре, отсутствия дополнительных затрат на изготовление и монтаж оборудования, использование существующих устройств УКСПС, КТСМ и кабеля, уложенного для обеспечения работы автоблокировки.
Полученные новые свойства (увеличение надежности, отсутствие затрат на изготовление оборудования, фиксация ложных срабатываний, сокращение времени на осмотр подвижного состава, определение порядкового номера подвижной единицы с нарушенным габаритом) дают основание для того, чтобы сделать заключение о соответствии предлагаемого технического решения требованиям к изобретению.
Функциональная схема предлагаемой системы представлена на Фиг. 1.
На железнодорожном участке перед станцией с входным светофором Н расположены: сигнальная точка автоблокировки 1 оборудованная установленными на пути перемычками и поперечинами, далее датчиком УКСПС №1; сигнальная точка автоблокировки 3 оборудованная установленными на пути перемычками и поперечинами, далее датчиком УКСПС №2; путевой датчик, далее аппаратура КТСМ, расположенный на блок участке автоблокировки между сигнальными точками 1 и 3. Система содержит: перегонную аппаратуру КТСМ (4); кабельные линии связи (5); аппаратуру сигнальной точки 3 и аппаратуру УКСПС №2 (6); аппаратуру сигнальной точки 1 и аппаратуру УКСПС №1 (7); станционные устройства КТСМ (8).
На свободные входы аппаратуры КТСМ через кабельные линии от сигнальных точек автоблокировки подаются сигналы занятости участка контроля устройств УКСПС и срабатывания датчиков УКСПС. В программе КТСМ прописываются индикация новых сигналов с привязкой к порядковому номеру подвижной единицы и занятости участка контроля УКСПС. Вычисление порядкового номера вагона NB производится по формулам:
1. Поезд в зоне контроля УКСПС №2 и КТСМ, голова поезда входит на сток L1
2. Поезд в зоне контроля УКСПС №1 и КТСМ, голова поезда выходит с участка L1
где Lб - длина блок участка между сигнальными точками 1 и 3, L1 - расстояние между сигнальной точкой 1 и КТСМ, L2 - расстояние между сигнальной точкой 3 и КТСМ, Lпоезда - длина поезда, Lлок - длина локомотива Lваг -длина вагона, Nктсм - порядковый номер вагона, зафиксированного аппаратурой КТСМ при срабатывании УКСПС.
Порядковый номер подвижной единицы с нарушением габарита будет определен точно если длина контролируемого поезда Lпоезда ≥ Lб, в остальных случаях номер подвижной единицы с нарушением габарита будет определен для части поезда.
В предлагаемой системе определение подвижных единиц с нарушением нижнего габарита при движении длинносоставных поездов достигнуты:
- отсутствие затрат на изготовление;
- повышение безопасности движения поездов;
- сокращение времени простоя при осмотре остановленного поезда;
- фиксация ложных срабатываний УКСПС при отсутствии подвижных единиц в зоне контроля.
Экономический эффект предлагаемой системы определения подвижных единиц с нарушением нижнего габарита при движении длинносоставных поездов можно характеризовать следующими показателями:
- экономией при внедрении, обусловленной отсутствием затрат на изготовление;
- экономией при эксплуатации, связанной с уменьшением времени простоя поездов для осмотра и определения подвижной единицы с нарушенным габаритом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2011 |
|
RU2475394C1 |
Способ работы устройства контроля схода подвижного состава | 2023 |
|
RU2801837C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЮ РЕАЛИЗУЕМЫЙ | 2014 |
|
RU2572278C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2695965C1 |
СПОСОБ И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ (КСБ) ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИЦЕЛЬНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2008 |
|
RU2392133C1 |
Способ интервального регулирования движения поездов с использованием блок-участков, светофоров и обнаружением вмешательства в логику работы | 2021 |
|
RU2775905C1 |
СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2491199C1 |
Способ интервального регулирования движения поездов с контролем правильности работы путевого оборудования | 2022 |
|
RU2791562C1 |
Система интервального регулирования движения поездов с контролем изменения алгоритма работы | 2021 |
|
RU2775907C1 |
Система контроля целостности состава | 2015 |
|
RU2614158C1 |
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для определения подвижных единиц с нарушением нижнего габарита при движении длинных составов поездов. Система содержит установленные на пути перемычки и поперечины устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС), контролирующие нижний габарит состава, и путевой датчик комплекса технических средств мониторинга (КТСМ). Причем перемычки и поперечины УКСПС расположены на сигнальных точках автоблокировки (1) и (3), а путевой датчик КТСМ расположен на блок-участке автоблокировки между сигнальными точками (1) и (3). Достигается повышение безопасности движения поездов и фиксация ложных срабатываний УКСПС при отсутствии подвижных единиц в зоне контроля. 1 ил.
Система определения подвижных единиц с нарушением нижнего габарита при движении длинносоставных поездов, содержащая установленные на пути перемычки и поперечины, контролирующие нижний габарит состава, и путевой датчик, отличающаяся тем, что перемычки и поперечины расположены на сигнальных точках автоблокировки (1) и (3), а путевой датчик расположен на блок-участке автоблокировки между сигнальными точками (1) и (3).
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2011 |
|
RU2475394C1 |
Камера для нагрева пружин измерительных приборов | 1957 |
|
SU116437A1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗРУШЕНИЯ УСТРОЙСТВ НАПОЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЛОЧАЩИМИСЯ ИЛИ СВИСАЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2478507C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
"УКСПС НА УЧАСТКАХ АБ И ПАБ" (https://web.archive.org/web/20131025043239/http://static.scbist.com/scb/konspekt/136_YKSPS.pdf) найдено в интернет, опубликовано 25.10.2013, по данным - web.archive.org | |||
"ТО при показании УКСПС, КТСМ" (https://web.archive.org/web/20160630114234/http://www.xn--80adeukqag.xn--p1ai/2016/06/blog-post_28.html) найдено в интернет, опубликовано 30.06.2016, по данным - web.archive.org. |
Авторы
Даты
2018-10-15—Публикация
2017-07-19—Подача