Предлагаемое изобретение относится к области военной техники, и может быть использовано при создании мобильных комплексов с управляемым вооружением.
Известен боевой модуль и способ приведения его в боевое и походное положение (Патент RU 2559372 от 14.07.2015 г.), выбранный нами в качестве прототипа. Боевой модуль содержит, установленную на носителе жесткую пространственную ферму, горизонтальная часть которой выполнена в виде фланца с проемом, образованным передней, задней, правой и левой поверхностями и снабжена элементами крепления на носителе. На ферме шарнирно закреплена поворотная платформа с электроприводом. На поворотной платформе закреплено пусковое устройство (ПУ) с механизмами вертикального и горизонтального наведения, а также установленные на поворотной части механизма вертикального наведения направляющие с управляемыми ракетами, прибор наведения и щиток. В походном положении ПУ расположено во внутреннем пространстве носителя, а щиток закрывает проем фланца, обеспечивая защиту внутреннего пространства носителя от внешних воздействий (осколки, пули, продукты работы управляемых ракет). Боевой модуль используется следующим образом: при переводе в боевое положение сначала поднимают ПУ (вместе со щитком) через проем фланца над крышей носителя, производят останов его в боевом положении, проводят боевую работу после которой опускают ПУ в походное положение. При перемещении ПУ в боевое положение происходит подъем центра масс тяжелого щитка, что требует повышения мощности электропривода механизма перевода. При проведении боевой работы проем фланца остается открытым. Недостатками рассмотренной группы изобретений являются:
- отсутствие защиты внутреннего пространства носителя от внешних воздействий при боевой работе;
- значительные масса и габариты боевого модуля.
Задачей настоящего изобретения является создание боевого модуля размещенного на носителе, внутреннее пространство которого защищено от внешних воздействий как в походном, так и в боевом положениях ПУ боевого модуля, а также уменьшение его габаритов и массы.
Решение поставленной задачи достигается боевым модулем, включающим фланец с элементами крепления, передним торцем, проемом, образованным передней, задней, а также правой и левой поверхностями, пусковое устройство (ПУ) с управляемыми ракетами, шарнирно закрепленную на горизонтальной оси поворотную платформу с электроприводом, новым является то, что что фланец снабжен электроприводом с зубчатым колесом и продольными направляющими, крышей с передним и задним торцем, направляющими взаимодействующими с продольными направляющими фланца, выступом на переднем торце, стопором и продольно расположенной зубчатой рейкой, при этом поворотная платформа включает переднюю, заднюю, правую и левую поверхности причем, длина продольных направляющих фланца больше длины направляющих крыши, расстояние между правой и левой поверхностями фланца и поворотной платформы, задними поверхностями проема и поворотной платформы и ее осью равны, а зубчатые рейка и колесо взаимодействуют с обеспечением перемещения крыши в открытое или закрытое положения.
Причем продольные направляющие фланца выполнены в виде роликов, а направляющие крыши - в виде прямоугольных пазов с вертикальными и горизонтальными поверхностями причем, оси роликов снабжены регулировочными винтами со сферическими торцами, взаимодействующими с вертикальными поверхностями пазов. При этом передние поверхности поворотной платформы и фланца, а также задняя поверхность проема фланца снабжены уплотнениями.
Поставленная задача решается способом использования боевого модуля, включающим подъем пускового устройства через проем фланца, останов в боевом положении, проведение боевой работы, опускание ПУ в походное положение, новым является, то что, перед подъемом или опусканием ПУ, крышу перемещают в открытое положение, до упора ее стопора в переднюю поверхность проема, одновременно с остановом ПУ в боевом положении производят частичное закрытие проема за счет совмещения правых, левых а также задних поверхностей поворотной платформы и проема, после подъема ПУ крышу перемещают в закрытое положение до упора ее заднего торца в переднюю поверхностью поворотной платформы, а после опускания - в заднюю поверхность проема.
Сущность предлагаемого ь изобретения поясняется чертежами, где на:
- фиг. 1 изображен общий вид боевого модуля в походном положении;
- фиг. 2 изображен вид боевого модуля в походном положении с крышей находящейся в открытом положении;
- фиг. 3 изображен общий вид боевого модуля в боевом положении;
- фиг 4 изображен разрез по А-А на фиг. 3.
Боевой модуль (фиг. 1) содержит фланец 1, закрепленный посредством элементов крепления 2 на носителе 3. Фланец 1 включает передний торец 4, проем, образованный, передней 5, задней 6, правой 7 (фиг. 4) и левой 8 поверхностями, закрепленную на горизонтальной оси 9 (фиг. 1) поворотную платформу 10, установленное на ней пусковое устройство 11. Поворотная платформа имеет возможность вращения с помощью электропривода 12. Фланец 1 снабжен электроприводом 13 с зубчатым колесом выполненным в виде звездочки 14 и продольными направляющими выполненными в виде расположенных на одной линии 15 роликов 16. Фланец снабжен также крышей 17, включающей, передний торец 18 с выступом 19, задний торец 20, стопор 21, и продольно расположенную зубчатую рейку в виде жестко закрепленной на нижней части крыши цепи 22 взаимодействующей со звездочкой 14. Длина продольных направляющих Б (фиг. 2), определяемая расстоянием между крайними роликами, выполнена большей чем длина. В направляющих крыши, что позволяет удерживать крышу в открытом положении. Поворотная платформа включает переднюю 23 (фиг. 1), заднюю 24, правую 25 (Фиг.4) и левую 26 поверхности. Расстояния Г и Д (фиг. 2), между горизонтальной осью 9 и задней поверхностью 24 поворотной платформы и задней поверхностью 6 проема - равны. Ролики продольных направляющих установлены на осях 27 (фиг. 4). На боковых сторонах крыши выполнены направляющие виде прямоугольных пазов с вертикальными 28 и горизонтальными 29 стенками. Оси 27 выполнены с внутренней резьбой 30 в которую установлены регулировочные винты 31. Торцы 32 винтов выполнены сферическими и взаимодействуют с вертикальными стенками 28 пазов. Регулировочные винты настраиваются с обеспечением минимального зазора между торцами 32 и вертикальными стенками 28 пазов, что обеспечивает плавность перемещения крыши. Передняя (фиг. 1) поверхность 23 поворотной платформы, передний торец 4 и задняя поверхность 6 проема фланца снабжены уплотнениями 33, 34 и 35 соответственно.
Использование боевого модуля реализуется следующим способом.
В походном положении ПУ находится во внутреннем пространстве носителя, крыша полностью перекрывает проем фланца, ее задний торец 20 прижат к уплотнению 35 на задней поверхности 6 фланца, а выступ крыши 19 - к уплотнению 34 на переднем торце 4 фланца. В этом положении внутреннее пространство носителя защищено от внешних воздействий. Для перевода боевого модуля из походного положения в боевое, сначала открывают проем, для чего крышу 17 (фиг. 2), с помощью электропривода, 13 со звездочкой 14 взаимодействующей с цепью 22, перемещают в открытое положение, до упора стопора 21 в переднюю поверхность 5 фланца. После открытия проема, с помощью электропривода подъема 12 (фиг. 3), производят подъем ПУ до останова его в боевом положении. Одновременно с остановом ПУ в боевом положении происходит частичное закрытие проема за счет совмещения правой 25, левой 26 и задней 24 поверхностей поворотной платформы с правой 7, левой 8 и задней 6 поверхностями проема. Далее крышу перемещают в закрытое положение до упора ее заднего торца 20 в уплотнение 33 на передней поверхности 23 поворотной платформы. После проведения боевой работы комплекс переводят в походное положение, для чего перемещают крышу в открытое положение, опускают ПУ во внутреннее пространство носителя и перемещают крышу в закрытое положение, до упора ее заднего торца 20 в уплотнение 35.
Таким образом, обеспечивается защита внутреннего пространства носителя от внешних воздействий как в походном, так и в боевом положении комплекса. В отличие от прототипа в составе ПУ отсутствует тяжелый щиток, и при переводе ПУ в боевое положение электроприводу подъема не требуется совершать дополнительной работы для поднятия центра масс щитка. В предлагаемом техническом решении вес крыши и маломощного электропривода 13 соизмерим с весом щитка а перемещение крыши в открытое или закрытое положения происходит на элементах качения и без поднятия ее центра масс. Работа Е (кгс⋅м) совершаемая при перемещения крыши в открытое или закрытое положение определится соотношением:
Е=Р⋅h⋅μ
где Р - вес крыши, кгс.
- h - перемещение центра масс крыши, м.
- μ - коэффициент трения (качения)
В тоже время работа Е1 совершаемая при подъеме щитка в прототипе определится:
- E1=P1⋅h1
Где P1 - вес щитка, кгс.
h1 - перемещение центра масс щитка, м.
В предлагаемой конструкции и прототипе перемещение и, вес крыши и щитка соизмеримы (h≈h1, Р≈P1), а коэффициент трения (качения) μ≈0,1. Таким образом работа при перемещении крыши Е≈0,1Е1, что позволяет выполнить электроприводы фланца и платформы со сравнительно малой суммарной мощностью, габаритами и массой.
Предлагаемое техническое решение позволяет создать боевой модуль с малыми габаритами и массой, размещаемый на легком носителе и обеспечивающий защиту внутреннего пространства носителя от внешних воздействий как в походном, так и в боевом положении ПУ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЕВОЙ МОДУЛЬ | 2014 |
|
RU2559372C1 |
Самоходный ракетный комплекс | 2016 |
|
RU2626784C1 |
Боевой модуль с магнитожидкостным компенсатором отдачи | 2023 |
|
RU2825790C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
ТРАНСПОРТНЫЙ МОДУЛЬ БОЕВОЙ МАШИНЫ ГРУНТОВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2008 |
|
RU2404401C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЕВОЙ МОДУЛЬ | 2013 |
|
RU2531421C1 |
БЫСТРОИЗВЛЕКАЕМЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МОДУЛЬ ФОРТИФИКАЦИОННОГО СООРУЖЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА | 2015 |
|
RU2594865C1 |
МОБИЛЬНАЯ АНТЕННАЯ УСТАНОВКА | 2019 |
|
RU2737921C1 |
ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР | 2007 |
|
RU2350885C1 |
Группа изобретений относится к военной технике. Боевой модуль включает фланец с элементами крепления, передним торцом, проемом, пусковое устройство (ПУ) с управляемыми ракетами, поворотную платформу с электроприводом. Фланец снабжен электроприводом с зубчатым колесом и продольными направляющими, крышей с передним и задним торцами, направляющими, выступом на переднем торце, стопором и продольно расположенной зубчатой рейкой. Зубчатые рейка и колесо взаимодействуют с обеспечением перемещения крыши в открытое или закрытое положение. В способе использования боевого модуля осуществляют подъем ПУ через проем фланца, останов в боевом положении, проведение боевой работы, опускание ПУ в походное положение. Перед подъемом или опусканием ПУ крышу перемещают в открытое положение до упора ее стопора в переднюю поверхность проема, одновременно с остановом ПУ в боевом положении производят частичное закрытие проема за счет совмещения правых, левых а также задних поверхностей платформы и проема. После подъема ПУ крышу перемещают в закрытое положение до упора ее заднего торца в переднюю поверхность поворотной платформы, а после опускания ПУ - в заднюю поверхность проема. Техническим результатом группы изобретений является обеспечение защиты внутреннего пространства носителя как в походном, так и в боевом положении ПУ. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Боевой модуль, включающий фланец с элементами крепления, передним торцом, проемом, образованным передней, задней, а также правой и левой поверхностями, пусковое устройство (ПУ) с управляемыми ракетами, шарнирно закрепленную на горизонтальной оси поворотную платформу с электроприводом, отличающийся тем, что фланец снабжен электроприводом с зубчатым колесом и продольными направляющими, крышей с передним и задним торцами, направляющими, взаимодействующими с продольными направляющими фланца, выступом на переднем торце, стопором и продольно расположенной зубчатой рейкой, при этом поворотная платформа включает переднюю, заднюю, правую и левую поверхности, причем длина продольных направляющих фланца больше длины направляющих крыши, расстояние между правой и левой поверхностями фланца и поворотной платформы, задними поверхностями проема и поворотной платформы и ее осью равны, а зубчатые рейка и колесо взаимодействуют с обеспечением перемещения крыши в открытое или закрытое положение.
2. Боевой модуль по п. 1, отличающийся тем, что продольные направляющие фланца выполнены в виде роликов, а направляющие крыши - в виде прямоугольных пазов с вертикальными и горизонтальными поверхностями, причем оси роликов снабжены регулировочными винтами со сферическими торцами, взаимодействующими с вертикальными поверхностями пазов.
3. Боевой модуль по пп. 1, 2, отличающийся тем, что передние поверхности поворотной платформы и фланца, а также задняя поверхность проема фланца снабжены уплотнениями.
4. Способ использования боевого модуля, включающий подъем пускового устройства через проем фланца, останов в боевом положении, проведение боевой работы, опускание ПУ в походное положение, отличающийся тем, что перед подъемом или опусканием ПУ крышу перемещают в открытое положение до упора ее стопора в переднюю поверхность проема, одновременно с остановом ПУ в боевом положении производят частичное закрытие проема за счет совмещения правых, левых, а также задних поверхностей поворотной платформы и проема, после подъема ПУ крышу перемещают в закрытое положение до упора ее заднего торца в переднюю поверхностью поворотной платформы, а после опускания - в заднюю поверхность проема.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЕВОЙ МОДУЛЬ | 2014 |
|
RU2559372C1 |
Самоходный ракетный комплекс | 2016 |
|
RU2626784C1 |
US 7086318 B1, 08.08.2006. |
Авторы
Даты
2018-10-23—Публикация
2017-10-25—Подача