Изобретение относится к психологии, а именно к способу оказания психологической помощи для решения проблем при психических состояниях и зависимостях, а также для коррекции проблемного социального поведения.
Известно, что более половины пациентов психологов испытывают стресс перед первой встречей со специалистом, также известно, что прямой контакт психолога с пациентом при оказании психологической помощи, нередко приводит к возникновению новых форм зависимостей. Также, существует проблема оказания психологических услуг пациентам, проживающим в отдаленных поселениях и не имеющим возможность получить квалифицированную психологическую помощь. Предлагаемый способ дистанционной психологической помощи предназначен для решения этих проблем, а именно для работы с пациентами, нуждающимися в квалифицированной психологической помощи, но живущих в труднодоступных поселениях и для пациентов, желающих получить такую помощь дистанционно, или даже анонимно.
Известен способ интерактивного лечения зависимого поведения, (см., описание изобретения к патенту РФ №2252038, опубл. 2005 г, А61М 21/00), включающий психотерапевтическое, суггестивное воздействие на пациента, звуковое воздействие, установку на формирование отрицательных эмоций с фокусировкой внимания пациента на неприятно гротескно подчеркнутых моментах при злоупотреблениях путем проецирования на экране аудиовизуальных устройств видеоряда негативных картин с формированием у пациента положительных эмоций при показе позитивных картин, при этом психотерапевтическое, суггестивное воздействие осуществляют через каналы аудиовизуальных устройств под постоянным дистанционным контролем врачом психоэмоционального состояния пациента и уровня его установки на зависимое поведение, для чего сначала регистрируют исходные психофизиологические характеристики, колебания омега-потенциала, уровень тревожности, эмоциональные реакции на релевантные вопросы в покое и на фоне отрицательных эмоций, а на фоне положительных эмоций у пациента формируют доминанту на здоровый образ жизни и программу ухода от зависимости, при улучшении психоэмоционального состояния, контролируемого по стабильности психофизиологических реакций и снижению уровня тревожности, проводят коррекцию поведенческих стереотипов с выработкой адаптивной стратегии самореализации, далее пациент сам выбирает мотивирующий видеообраз в виде постоянной заставки аудиовизуального устройства, активируя ранее сформированную доминанту и программу ухода от зависимости, при этом вербальное воздействие проводят в стереофоническом режиме с бинауральными звуковыми колебаниями в голосовом диапазоне и регулируемой разностью частот по правому и левому каналам от 30 до 3 Гц.
Известно аналогичное решение, см. описание изобретения к патенту РФ №2319517, опубл. 2008, А61М 21/00, который выбран в качестве ближайшего аналога, прототипа, включающий регистрацию психофизиологических реакций пациента, подбор дистанционной индивидуальной программы интерактивной коррекции зависимого поведения пациента в присутствии заинтересованных лиц в ликвидации зависимого поведения, а также звуковой и видеоинформации, включающей установку на отказ от предмета зависимости, при этом предварительно обучают заинтересованные лица в оценке состояния пациента и алгоритму действий при абстиненции пациента, после чего при абстиненции эти лица через мобильный телефон путем набора телефона оператора психологической службы включают интерактивную программу, при этом в начале лечения включают сначала передачу звуковой информации программы интерактивной коррекции, а затем включают видеоинформацию программы интерактивной коррекции, а затем при изменении уровня зависимого поведения у пациента по желанию самого пациента или заинтересованных в этом лиц проводят коррекцию интерактивной программы.
Недостатками известных способов является то, что психодиагностика проходит при непосредственном контакте врач - пациент, соответственно сохраняется ситуация возникновения первичного стресса. Процесс лечения в дальнейшем осуществляется дистанционно, но при постоянном мониторинге и прямом контакте лечащего врача, что может вызвать возникновение новых зависимостей. В известных способах отсутствует возможность применения принципа анонимности.
В отличие от известных способов, предлагаемый способ оказания дистанционной психологической помощи нацелен на оказание квалифицированной психологической помощи в условиях отсутствия прямого контакта пациент - специалист, с использованием принципа анонимности при осуществлении психодиагностики и психокоррекции.
Технический результат, который невозможно достичь ни одним из аналогичных вышеперечисленных способов, заключается в упрощении способа оказания психологической помощи при психических состояниях и зависимостях.
Учитывая характеристику и анализ известных аналогичных способов, можно сделать вывод, что задача создания менее сложных способов оказания дистанционной психологической помощи является актуальной на сегодняшний день.
Технический результат достигается тем, что способ дистанционной психологической помощи, включающий психодиагностику психического состояния пациента для решения проблем поведения, связанного с психическими состояниями и зависимостями, и их психокоррекцию, причем во время психодиагностики и психокоррекции используется дистанционные средства общения, отличающийся тем, что психодиагностика - психологических проблем осуществляется пациентом самостоятельно с помощью тестирования без использования контакта с психологом, с выяснением сенсорных предпочтений пациента с определением на их основе числа и вида сенсорных раздражителей по всем сенсорным каналам восприятия, которые вызывают максимально приятные впечатления пациента, на основании результатов психодиагностики для пациента дистанционно подбирают набор предметов, необходимый для самостоятельного прохождения пациентом курса аутотренинга, где набор предметов включает текст аутотренинга, упомянутые сенсорные раздражители для сенсорных каналов восприятия, инструменты для их применения, инструкцию по применению, дистанционно предоставляют пациенту подобранный набор для проведения аутотренинга пациентом, пациент самостоятельно проводит аутотренинг с использованием данного набора. Психодиагностика психического состояния пациента осуществляется анонимно. Набор предметов отправляют пациенту службой доставки или почтой.
Предлагаемый способ оказания дистанционной психологической помощи осуществляется следующим образом. Пациент при помощи средств дистанционного общения (например, телефон, интернет, почта и др.) регистрируется в психологическом центре, при этом возможна анонимная регистрация. После этого, пациент дистанционно проходит психодиагностику при помощи тестов с выяснением сенсорных предпочтений пациента, с определением на их основе числа и вида сенсорных раздражителей по всем сенсорным каналам восприятия, которые вызывают максимально приятные впечатления пациента. Пациент самостоятельно отвечает на вопросы тестов. После получения результатов психодиагностики психолог разрабатывает курс аутотренинга и подбирает необходимые предметы для его проведения. Подобранный набор предметов включает текст аутотренинга, упомянутые сенсорные раздражители для сенсорных каналов восприятия, инструменты для их применения, инструкцию по применению. Набор предметов высылается пациенту, например, службой доставки. Пациент самостоятельно, на основании инструкции, проходит курс психокоррекции. В случае возникновения недопонимания инструкции, он может, например, получить разъяснения при помощи дистанционных средств связи, например, по телефону, или в почтовой переписке.
Сенсорные раздражители и способ их подбора известны, см, например, патенты РФ №2315633, №2178204. Набор с сенсорными раздражителями описан в патенте РФ №2632772. Принцип подбора предметов используется аналогичный.
Подбор набора предметов на основании результатов индивидуальной психодиагностики для курса самостоятельного аутотренинга могут осуществлять, например, следующим образом.
При коррекции психических состояний и зависимостей психолог проводит дистанционное тестирование пациента на предмет индивидуальных особенностей сенсорной системы восприятия человека, при этом выясняются сенсорные предпочтения пациента, а именно предметы вызывающие приятные впечатления на семи сенсорных каналах восприятия информации. В результате тестирования пациента определяется такое число сенсорных раздражителей и их вид, которые будут максимально вызывать приятные впечатления.
Может предлагаться, например, следующий набор предметов.
Набор эфирных масел и приспособление для их применения, например, аромолампа. Конкретные эфирные масла выбираются пациентом во время дистанционной психодиагностики и применяются для создания устойчивого аромата в помещении. Данный инструмент создает приятное впечатление на обонятельном сенсорном канале восприятия информации.
Текст аутотренинга и аудиоплеер для прослушивания текста. Текст записывается на аудиоплеер голосом пациента самостоятельно и в дальнейшем прослушивается, например, ежедневно. Направлен на изменение установки и создает приятное впечатление на аудиальном сенсорном канале восприятия информации.
Изображение с выбранной формулой внушения на изменение установки - представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне, с ключевыми лингвистическими фразами формулы внушения. Конкретное изображение, а также цвет, шрифт текста пациент выбирает самостоятельно, как наиболее приятные ему, во время психодиагностики. Формула внушения -это одна или несколько лингвистических фраз, формирующих новую установку. Данный инструмент вовлекает в процесс аутотренинга визуальный сенсорный канал восприятия информации.
Изображение с формулой кинестетических ощущений. Представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне с включением одной или нескольких лингвистических фраз, ориентированных на кинестетические ощущения, характер которых тоже определяют во время тестирования. Конкретное изображение, а также цвет, шрифт текста пациент выбирает самостоятельно во время психодиагностики, как наиболее приятные ему. Создает приятные впечатления на кинестетическом сенсорном канале восприятия информации. Вовлекает в процесс аутотренинга кинестетический канал восприятия информации.
Изображение с формулой логических убеждений. Представляет собой изображение, выполненное в определенном психодиагностикой дизайне. Дизайн, конкретное изображение пациент выбирает самостоятельно во время психодиагностики из предложенных в тестах вариантов. Основой служат лингвистические фразы, которые тоже формируются на основании тестов и фиксируют внимание пациента во время аутотренинга на приятных логических выводах. Создает приятные впечатления на логическом сенсорном канале восприятия. Вовлекает в процесс аутотренинга логический сенсорный канал восприятия информации.
Пищевая добавка с выраженным вкусом. Представляет собой приятную для пациента пищевую добавку, например, леденцы, вызывающие долгий приятный вкусовой эффект. Определяется во время психодиагностики. Выбирается пациентом из предложенных в тестах вариантов. Употребляется пациентом во время прослушивания текста аутотренинга. Создает приятные впечатления на вкусовом сенсорном канале.
Минералы с разнообразными тактильными ощущениями. Представляют собой минералы различной формы. Выбирается пациентом во время психодиагностики из предложенных вариантов в тестах. Минералы удерживаются пациентов в руке во время прослушивания текста аутотренинга. Создают приятное впечатление на тактильном сенсорном канале восприятия информации.
Инструкция по применению инструментов - текст, объясняющий порядок применения всего набора инструментов во время самостоятельного аутотренинга.
Техническая сущность предлагаемого способа оказания дистанционной психологической помощи заключается в следующем:
- через почту, телефон, интернет создают дистанционные бесконтактные каналы связи между пациентом и психологом;
- с помощью тестов проводят психодиагностику психического состояния пациента;
- разрабатывают программу проведения аутотренинга пациентом;
- составляют индивидуальный текст аутотренинга направленный на изменение установки являющейся причиной нежелательных зависимостей или психических состояний или социального поведения;
- подбирают набор необходимых предметов для проведения аутотренинга пациентом;
- высылают набор необходимых предметов для проведения аутотренинга по месту нахождения пациента;
- обеспечивают многократное прослушивание пациентом текста аутотренинга с одновременным использованием предметов предназначенных для проведения аутотренинга, например, в течении минимум одной недели каждое утро и каждый вечер продолжительностью как минимум 10 минут;
- усиливают на подсознательном уровне установку на отказ от проблемного поведения;
- обеспечивают процесс психологической реабилитации у пациента при психических зависимостях и состояниях, коррекции социального поведения.
Практический способ оказания дистанционной психологической помощи может осуществляться следующим образом:
- создают дистанционный канал связи между пациентом, обратившимся в психологический центр, и психологом, используя, например телефон, почту, Интернет;
- проводят психодиагностику психического состояния пациента и причин проблемного поведения пациента, связанного, например, с алкогольной зависимостью;
- определяет перечень положительных воздействий (звук, запах, изображения и т.д. и т.п.) на пациента;
- разрабатывают программу проведения аутотренинга пациентом, включающую последовательность определенных действий, предписанных для выполнения пациентом, обеспечивающих психокоррекцию состояний и зависимостей пациента;
- составляют индивидуальный текст аутотренинга на отказ пациента от проблемного поведения;
- подбирают набор необходимых предметов для проведения аутотренинга пациентом, а именно - текст аутотренинга, раздражители для приятного классического обуславливания по всем сенсорным каналам восприятия и инструменты для их применения, инструкцию по применению.
- высылают набор необходимых предметов, с инструкциями для их применения, по месту нахождения пациента;
- обеспечивают многократное прослушивание пациентом индивидуального текста аутотренинга, с одновременным использованием предметов предназначенных для проведения аутотренинга пациентом в течении, например, двух месяцев каждое утро и каждый вечер продолжительностью например 10 минут;
- усиливают на подсознательном уровне установку на отказ от поведения являющегося причиной нежелательных зависимостей или психических состояний;
Реализация предлагаемого способа дистанционной психологической помощи показана нижеследующими примерами.
Пример №1. Психокоррекция зависимостей.
Обратился мужчина 35 лет с никотиновой зависимостью и желанием бросить курить. Он зарегистрировался на интернет сайте психологического центра. После этого, он получил дистанционный доступ в отдел психодиагностики и ответил на вопросы 7 тестов. На основании его ответов была получена информация о состоянии его сенсорной системы восприятия, определена установка, лежащая в основе его проблемного поведения, а также выявлены сенсорные предпочтения. На основании полученной информации был разработан курс аутотренинга с полносенсорным классическим обуславливанием, направленным на формирование поведения свободного от никотиновой зависимости. В посылку под названием «Набор предметов полносенсорной психологической реабилитации» были уложены: инструкция по проведению аутотренинга, текст самовнушения, пять сенсорных раздражителей для приятного классического обуславливания и инструменты для их применения.
Сенсорные раздражители представляли собой: - на канале ощущений вкуса вкусовую пищевую добавку леденцы со вкусом мяты, - на канале ощущений аромата одно пихтовое эфирное масло и аромакулон для его применения, - на канале тактильных ощущений нефритовые бусы, - на канале ощущений слуха диктофон и текст аутотренинга, - на канале визуального воспрития таблица определенного дизайна с формулой внушения, при этом предметы были выбраны пациентом во время тестирования из несколько предложенных вариантов, как вызывающие у пациента наиболее приятные впечатления.
Посылка службой срочной доставки была отправлена пациенту. От пациента поступил один звонок, в котором он уточнил порядок пользования предметами. Больше контактов с пациентом не возникало. Претензий и отрицательных отзывов на сайт не поступало.
Пример 2. Психокоррекция состояний.
Обратилась женщина 29 лет. Причина обращения - агрессивное поведение в семье, конфликты с мужем. После регистрации на сайте и прохождения дистанционной психодиагностики, составлена карта психологического состояния женщины, определены причины страха, лежащего в основе агрессивного поведения, разработан курс психокоррекции. На основании него сформирован набор предметов дистанционной психологической помощи и выслан в адрес пациентки. В дальнейшем от нее поступило несколько звонков с просьбой дополнительных рекомендаций по курсу аутотренинга. Через три месяца от нее на сайт поступил положительный отзыв.
Пример 3. Психокоррекция социального поведения.
После опубликования объявления в районной газете об оказании психологических услуг было получено письмо от женщины 58 лет, которая просила оказать психологическую помощь ее внуку, не желающему ходить в школу. В адрес женщины, для внука, письмом были отправлены тесты для психодиагностики, а после их получения психологом, была разработана программа психокоррекции, направленная на формирование нового типа поведения с любовью к обучению. В деревню была отправлена посылка с набором предметов полносенсорной психологической реабилитации. Внук под контролем бабушки прошел курс аутотренинга, и со слов женщины перестал пропускать занятия в школе.
Предлагаемый способ оказания дистанционной психологической помощи за счет подготовки для пациента индивидуального курса аутотренинга и его выполнение непосредственно самим пациентом без участия психолога, позволяет при менее сложной технической реализации, создать более безопасный и удобный способ психокоррекции при психических состояниях и зависимостях и коррекции социального поведения.
Внедрение бесконтактного и анонимного способа в существующую практику психологического консультирование, поможет получить профессиональные психологическую помощь для категории людей, которые в настоящий момент избегают контакта с психологами и психотерапевтами из за стресса, а также оказать услуги пациентам проживающим в отдаленных поселениях и не имеющих возможность получить квалифицированную психологическую помощь.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи | 2016 |
|
RU2632772C1 |
СПОСОБ ПОЛНОСЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2590860C2 |
Набор психологических объемных метафорических ассоциативных карт в виде подушек | 2023 |
|
RU2809319C1 |
Способ изменения социально-психологического поведения в социальных группах | 2020 |
|
RU2745938C1 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2354415C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2020 |
|
RU2756158C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ МАТЕРЕЙ | 2011 |
|
RU2472537C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2285545C2 |
Изобретение относится к медицине, психологии, решению проблем при психических состояниях и зависимостях, коррекции проблемного социального поведения. Дистанционная психологическая помощь включает психодиагностику психического состояния пациента и психокоррекцию с использованием дистанционных средств общения. При этом психодиагностика психологических проблем осуществляется пациентом самостоятельно с помощью тестирования без использования контакта с психологом, с выяснением сенсорных предпочтений пациента с определением на их основе числа и вида сенсорных раздражителей по всем сенсорным каналам восприятия, которые вызывают максимально приятные впечатления пациента. На основании результатов психодиагностики для пациента дистанционно подбирают набор предметов, необходимый для самостоятельного прохождения пациентом курса аутотренинга. Набор предметов включает текст аутотренинга, упомянутые сенсорные раздражители для сенсорных каналов восприятия, инструменты для их применения, инструкцию по применению. Дистанционно предоставляют пациенту подобранный набор для проведения аутотренинга пациентом, пациент самостоятельно проводит аутотренинг с использованием данного набора. Психодиагностика осуществляется анонимно. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.
1. Способ дистанционной психологической помощи, включающий психодиагностику психического состояния пациента для решения проблем поведения, связанного с психическими состояниями и зависимостями, и их психокоррекцию, причем во время психодиагностики и психокоррекции используется дистанционные средства общения, отличающийся тем, что психодиагностика - психологических проблем осуществляется пациентом самостоятельно с помощью тестирования без использования контакта с психологом, с выяснением сенсорных предпочтений пациента с определением на их основе числа и вида сенсорных раздражителей по всем сенсорным каналам восприятия, которые вызывают максимально приятные впечатления пациента, на основании результатов психодиагностики для пациента дистанционно подбирают набор предметов, необходимый для самостоятельного прохождения пациентом курса аутотренинга, где набор предметов включает текст аутотренинга, упомянутые сенсорные раздражители для сенсорных каналов восприятия, инструменты для их применения, инструкцию по применению, дистанционно предоставляют пациенту подобранный набор для проведения аутотренинга пациентом, пациент самостоятельно проводит аутотренинг с использованием данного набора.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что психодиагностика психического состояния пациента осуществляется анонимно.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что набор предметов отправляют пациенту службой доставки или почтой.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АБСТИНЕНЦИИ | 2005 |
|
RU2319517C2 |
СПОСОБ ПОЛНОСЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2590860C2 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2006 |
|
RU2315633C1 |
US 5722418 A, 03.03.1998 | |||
ГАРТФЕЛЬДЕР Д | |||
В | |||
Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений | |||
Психотерапия и консультирование, Т12, N2, 2016, С | |||
Спускная труба при плотине | 0 |
|
SU77A1 |
Авторы
Даты
2018-12-13—Публикация
2018-01-24—Подача