Изобретение относится к психологии и направлено на проектирование, мониторинг и изменение поведения в социальных группах с помощью визуализации социально-психологических процессов. Способ основан на принципах поведенческой психологии.
Актуальность способа продиктована особенностями психологической работы по изменению поведения в малых и больших группах. Изучение социального поведения общественных групп актуально и с практической, и с научно-теоретической точек зрения. Поведение людей в составе группы во многих случаях изменить легче, чем поведение каждого из них по отдельности.
Известен «Способ измерения актуального коэффициента взаимности малой группы» (см.патент РФ №2665675, опубл.2018). Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при изучении малых групп, имеющих относительно постоянную структуру и длительный срок взаимодействия членов группы. Проводят демонстрацию каждому участнику визуального бланка. Участникам предлагают визуальный бланк с готовым изображением сюжета: поляна, на которой представлена группа, члены которой демонстрируют социальные роли и положения по отношению к группе по областям сюжетных элементов. Далее каждый участник группы на визуальном бланке обводит по контору тот сюжетный элемент, который в большей степени отражает его отношение или положение к группе и оценивают в баллах. Коэффициент взаимности рассчитывается по математической формуле. В зависимости от полученного значения, коэффициент взаимности малой группы оценивают как высокий, как выше среднего, как средний, как ниже среднего или низкий. Способ позволяет повысить точность измерения взаимоотношений в малой группе за счет анализа выборов по проксемическим параметрам.
Известен «Способ фонового психосоциального мониторинга членов малой группы в учебно-игровой среде» (см.заявку на изобретение РФ № 2017100517), включающий в себя использование комплекса игровых методов, позволяющих имитировать практическую деятельность учащегося в различных хозяйственных ситуациях, и процедур сбора и обработки информации о психосоциальном состоянии человека (в том числе школьников старших классов) в процессе его деятельности в специально проектируемой учебно-игровой среде, информация собирается в фоновом режиме непосредственно в процессе практикоориентированного обучения учащихся либо в виде ответов и решений предлагаемых тестовых заданий, либо в виде результатов выполненных практических работ, систематизируется на основе разработанных диагностических матриц, позволяющих оценивать изменение психосоциального состояния человека во времени на основе специально спроектированных интегральных показателей: уровня интереса к обучению (познавательного интереса), уровня познавательной самостоятельности, уровня социальной самостоятельности и уровня коммуникативной активности, позволяющих анализировать не только динамику, но и структуру факторов, обусловивших изменение этого состояния, для последующей корректировки поведения учащегося с целью его эффективной социальной адаптации и профориентации.
В отличие от известных способов, предлагаемый способ нацелен на изменение поведения в социальных группах с помощью принципов поведенческой психологии. С помощью предлагаемого способа возможно визуализировать социально-психологические процессы, оказывающие влияние на поведение и использовать полученные результаты для проектирования и мониторинга работы по изменению поведения социальной группы без применения принуждения членов социальной группы.
Технический результат заключается в визуальной и цифровой фиксации изменения социально-психологического поведения группы для упрощения повременного контроля изменения социально-психологического поведения в социальных группах.
Учитывая характеристику и анализ известных аналогичных способов, можно сделать вывод, что задача создания способа изменения социально-психологического поведения в социальных группах является актуальной на сегодняшний день.
Технический результат достигается тем, что способ изменения социально-психологического поведения в социальных группах, включающий социально психологическое проектирование предстоящего изменения поведения, при котором изучают поведенческую среду и целевое поведение перед проведением социально-психологической работы путем использования опросников со шкалами семантического дифференциала в социальных группах, далее выполняют отчет с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды в виде таблиц и графиков, разработку и использование в работе новых стимулов поведенческой среды, направленных на изменение поведения социальной группы для достижения поставленной задачи, далее проводят разработку предстоящей работы и маркеров, направленных на повременной контроль за исполнением поставленной задачи, проводят работу по изменению поведения социальной группы путем использования стимулов, выбранных из группы: ролевое поведение со зависимых лиц, аудиальные и визуальные речевые сигналы в виде книг, плакатов и баннеров, тренинги, обучающие фильмы и радиопередачи, социальные сети и интернет, рекламу целевого поведения, при этом проводят повременной мониторинг работы, составляют цифровой отчет о результате проведенной работы, отражающий происходящие изменения.
После получении задачи на проведение социально психологической работы, направленной на изменение качества жизни социальной группы, поведенческий психолог приступает к предстоящей социально-психологической работе, начиная с социально-психологического проектирования предстоящего изменения поведения. Проектирование состоит из изучения поведенческой среды и целевого поведения перед проведением социально-психологической работы, выполнения отчета с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды, разработку новых стимулов поведенческой среды, направленных на изменение поведения социальной группы для достижения поставленной задачи, разработку способов мониторинга предстоящей работы и маркеров направленных на повременной контроль за исполнением поставленной задачи.
При проектировании, работе по изменению поведения в социальных группах и последующем мониторинге используются математические инструменты расчетов, например, различные типы опросников со шкалами семантического дифференциала и другие способы оценки социально-психологической среды социальной группы. Расчеты визуально представляются в виде таблиц, графиков и т.д. Таким образом происходит визуализация социально-психологической работы и появляется возможность мониторинга этой работы.
Для изменения поведения могут использоваться следующие стимулы из окружающей поведенческой среды: ролевое поведение со зависимых лиц (преподавателей, руководителей, врачей, коллег, родственников), аудиальные и визуальные речевые сигналы в виде книг, плакатов и баннеров, тренинги, обучающие фильмы и радиопередачи, социальные сети и интернет, рекламу целевого поведения.
Пример №1 социального-психологического изменения поведения в малой социальной группе.
Перед поведенческим психологом поставлена задача снижения подросткового алкоголизма в одном классе. В качестве целевой группы по изменению целевого поведения выбран 5б класс 47 общеобразовательной школы. В качестве контрольной социальной группы выбран 5а класс 23 школы.
Первый этап – социально-психологическое проектирование предстоящего изменения поведения, состоящее из изучения поведенческой среды и целевого поведения перед проведением социально-психологической работы с составлением отчета с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды.
Для изучения исходной поведенческой среды проведены следующие работы. С помощью шкалы семантического дифференциала проведен опрос среди учащихся целевой и контрольной группы. Шкала семантического дифференциала позволяет перевести когнитивные процессы сознания человека в язык цифр с высокой степенью вариабельности. Особенно точно она отражает эмоциональное отношение человека к окружающей поведенческой среде, к тем или иным типам поведения, к тем или иным типам поведенческих стимулов и реакций. Проведен опрос среди родителей учащихся обоих групп. С целью подтверждения полученной информации проведен опрос среди преподавателей школы. Проведена оценка поведенческой среды школы и города с целью выявления стимулов, влияющих на подростковый алкоголизм при помощи опросника с вопросами, ориентированными на поведенческую среду вокруг школы. Полученные результаты опроса переведены в цифровые показатели при помощи шкалы семантического дифференциала или опросников подобных ей.
На фигуре 1 представлена таблица контроля изменения поведения, количество людей с положительным поведением употребления алкоголя от общего количества аудитории.
Зафиксировано следующее состояние поведенческой среды в отношении подросткового алкоголизма. Поведенческая среда в целевой группе:
• 56% учащихся целевой группы положительно относятся к употреблению алкоголя;
• 34% из них уже имеет опыт употребления алкогольных напитков;
• 78% родителей учащихся относятся положительно к употреблению алкоголя.
Отношение преподавателей школы к употреблению алкоголя подростками – нейтрально, т.е. не проявляется в поведении и поведенческой среде.
Поведенческая среда в школе по отношению к подростковому алкоголизму – нейтрально. Поведенческая среда в районе школы – стимулирует детский алкоголизм.
Поведенческая среда в контрольной группе:
• 53% учащихся целевой группы положительно относятся к употреблению алкоголя;
• 29% из них уже имеет опыт употребления алкогольных напитков;
• 73% родителей учащихся употребляют алкоголь.
Отношение преподавателей школы к употреблению алкоголя подростками – нейтрально. Поведенческая среда в школе по отношению к детскому алкоголизму – нейтральна. Поведенческая среда в районе школы – стимулирует детский алкоголизм.
Второй этап. Разработка и утверждение инструментов изменения поведенческой среды, новых стимулов, направленных на изменение поведение социальной группы для достижения поставленных целей.
Поставлена задача стимулирования отрицательного отношения детей к алкоголю и, как следствие, предупреждения детского алкоголизма. С целью временного мониторинга, работа разделена на три этапа. Время работы - 3 месяца. Каждый месяц сдача контрольного теста.
Разработаны инструменты изменения поведенческой среды:
- игровой тренинг по формированию отрицательного отношения к алкоголю - 1 раз в неделю;
- тренинг просмотра обуславливающего фильма с активными комментариями психолога - 1 раз в неделю;
- размещения в классе двух визуальных положительных речевых сигнала;
- размещение в туалете двух отрицательных визуальных речевых сигнала;
- трехразовый ежедневный монолог преподавателя о вреде подросткового алкоголизма;
- размещение в коридоре школы трех отрицательных и трех положительных визуальных речевых сигнала;
- 1 раз в день реклама здорового образа жизни по школьному радио;
- раздача родителям детей листовок о вреде подросткового алкоголизма – один раз в месяц.
Разработаны и использованы в процессе изменения поведения в социальной группе следующие стимулы в поведенческой среде: 10 визуальных речевых сигналов, 1 аудиальный рекламный ролик, два тренинга в неделю. Созданы три листовки о вреде подросткового алкоголизма.
Третий этап. Разработка способа мониторинга предстоящей работы и маркеров, направленных на повременной контроль за исполнением поставленной задачи.
В качестве инструмента мониторинга применятся тест об отношении детей и родителей к подростковому алкоголизму. Тест проводится ежемесячно и показывает в процентах изменение поведения подростков и их родителей.
Четвертый этап. Подтверждение эффективности проведенной работы и отчет о проделанной работе, подтверждающий положительный результат.
Подтверждение эффективности проделанной работы включает в себя:
- тест о поведении в контрольной группе,
- тест об отношении детей к подростковому алкоголизму в целевой группе после проведения работы,
- тест по отношению родителей к подростковому алкоголизму в целевой группе после проведения работы,
- отчет преподавателей школы об изменении поведения детей в целевой группе после проведения работы,
- финансовый отчет психологического центра о средствах, потраченных на социально-психологическое проектирование и непосредственно работу по изменению поведения детей в целевой группе.
Построение графика изменения поведения. Расчет финансовой эффективности проведенной работы, см. Фиг. 1. В результате проделанной работы отрицательное отношение к алкоголю у подростков удалось повысить на 51%, см. Фиг. 1.На основании данных тестов строят визуальные графики и таблицы.
Пример №2. Повышение предпринимательской активности в сельскохозяйственном районе. К поведенческому психологу обратилась Администрация района с просьбой о повышении предпринимательской активности населения.
Психологом проводится социально психологическое проектирование предстоящего изменения поведения, состоящее из изучения поведенческой среды и целевого поведения перед проведением социально-психологической работы, выполнения отчета с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды, разработку и использование в работе новых стимулов поведенческой среды, направленных на изменение поведения социальной группы для достижения поставленной задачи.
В результате проведенной работы по изучению и оценке текущей поведенческой предпринимательской среды с помощью выборочного тестирования получены результаты действительно низкой предпринимательской активности, см.фигуру 2.
На фиг. 2 представлена таблица контроля изменения поведения - положительное отношение к предпринимательству в процентах от общего количества аудитории.
Только 14% трудоспособного населения проявляло желание открыть свой бизнес. Оценка поведенческой среды показала отрицательное отношение к предпринимательству. 53% процента показывает отрицательное отношение к предпринимательству. Среди основных причин недоверие к государству 42%, боязнь быть наказанным за предпринимательскую активность 64%, неверие в возможность самореализации 82%, неумение заниматься предпринимательством 83%.
Далее психолог разрабатывает и использует в работе новые стимулы поведенческой среды, направленные на изменение поведения социальной группы для достижения поставленной задачи. Оценка поведенческой среды выявила следующие стимулы отрицательного отношения к предпринимательству: федеральные и региональные каналы массовой информации предлагающие много визуальных и аудиальных сигналов свидетельствующих о опасности занятия предпринимательством, отрицательная поведенческая среда в районе по отношению к предпринимательской активности. Отсутствие навыков ведения предпринимательства и видения его результатов.
Для проведения работы по изменению поведенческой среды и повышению предпринимательской активности разработаны следующие поведенческие стимулы:
1. Проанализированы наиболее эффективные методы предпринимательской активности в этом регионе и написана обучающая книжка с подробным поведенческим анализом и дорожной картой эффективной работы и гарантированного заработка. Организована адресная рассылка ее категории граждан способных к предпринимательской активности.
2. Подготовлено и опубликовано в районной газете обращение Начальника районной полиции о поддержке правоохранительными органами предпринимательской инициативы.
3. Во всех населенных пунктах с населением выше 1000 человек размещены визуальные речевые сигналы в виде баннеров о положительной перспективе предпринимательства.
4. Через губернатора региона был налажен контакт с региональными средствами массовой информации. По областном телевизионном канале и на областном радио, два раза в неделю стали выходить программы, нацеленные на положительное информационное подкрепление предпринимательской активности.
Количество поведенческих стимулов итого: обучающая брошюра -1, баннеры в населенных пунктах- 21, визуальных сигналов в районной газете - 24, аудиальных сигналов в региональном радио – 24, визуальных сигналов в региональном телевидении – 24.
За три месяца работы по изменению поведения удалось добиться увеличения предпринимательской активности в районе более чем в два раза, см.фиг.2
Стимулы влияющие на целевое поведение: социальное подкрепление; тренинги, лекции, вебинары; обучающие книги; листовки; просмотры обуславливающих фильмов; визуальные речевые сигналы, такие как плакаты, баннеры, другие предметы с положительным и отрицательным подкреплением целевого поведения; аудиальные речевые сигналы; реклама целевого поведения по радио, телевидению, интернет и другим источникам массовой информации.
Способ можно использовать для изменения поведения в малых и больших социальных группах в самых разнообразных целях: воспитание нравственных качеств, профилактика вредных привычек, повышение производительности труда, повышение успеваемости, де алкоголизация малых народностей, повышение предпринимательской активности, заботливое отношение к природе, уважительного отношения к закону, воспитание патриотичных чувств и многих других случаях, когда есть необходимость оперативного изменения поведения большой и малой социальной группы.
Достоинство этого способа заключается в том, что изменение поведения происходит без применения принуждения членов социальной группы. Изменение поведения происходит в соответствии с принципами оперантного и респондентного обусловливания поведенческой психологии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Набор предметов классического обуславливания для изменения проблемной установки на позитивную при оказании психологической помощи | 2016 |
|
RU2632772C1 |
Способ оказания дистанционной психологической помощи | 2018 |
|
RU2674944C1 |
СПОСОБ ПОЛНОСЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2590860C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2007 |
|
RU2354415C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО МЕТОДУ "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДРАМА" | 2011 |
|
RU2466752C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКА К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2288748C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 1997 |
|
RU2112559C1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2020 |
|
RU2756158C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2346651C1 |
Изобретение относится к психологии и направлено на проектирование, мониторинг и изменение поведения в социальных группах с помощью визуализации социально-психологических процессов. Осуществляют изучение поведенческой среды и целевого поведения перед проведением социально-психологической работы. Формируют отчет с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды. Выполняют разработку предстоящей работы и маркеров, направленных на повременной контроль за исполнением поставленной задачи. Проводят работу по изменению поведения социальной группы путем использования стимулов, выбранных из группы: ролевое поведение созависимых лиц, аудиальные и визуальные речевые сигналы в виде книг, плакатов и баннеров, тренинги, обучающие фильмы и радиопередачи, социальные сети и интернет, реклама целевого поведения. При этом проводят повременной мониторинг работы, составляют цифровой отчет о результате проведенной работы, отражающий происходящие изменения. Способ позволяет обеспечить изменение поведения без применения принуждения членов социальной группы в соответствии с принципами оперантного и респондентного обусловливания поведенческой психологии. 2 ил., 2 пр.
Способ изменения социально-психологического поведения в социальных группах, включающий социально-психологическое проектирование предстоящего изменения поведения, при котором изучают поведенческую среду и целевое поведение перед проведением социально-психологической работы путем использования опросников со шкалами семантического дифференциала в социальных группах, далее выполняют отчет с цифровыми показателями о состоянии исходного поведения и поведенческой среды в виде таблиц и графиков, разработку и использование в работе новых стимулов поведенческой среды, направленных на изменение поведения социальной группы для достижения поставленной задачи, далее проводят разработку предстоящей работы и маркеров, направленных на повременной контроль за исполнением поставленной задачи, проводят работу по изменению поведения социальной группы путем использования стимулов, выбранных из группы: ролевое поведение созависимых лиц, аудиальные и визуальные речевые сигналы в виде книг, плакатов и баннеров, тренинги, обучающие фильмы и радиопередачи, социальные сети и интернет, реклама целевого поведения, при этом проводят повременной мониторинг работы, составляют цифровой отчет о результате проведенной работы, отражающий происходящие изменения.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ВЗАИМНОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ | 2017 |
|
RU2665675C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО МЕТОДУ "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДРАМА" | 2011 |
|
RU2466752C1 |
Устройство для подачи из вагонов трамвая сигналов вагоновожатому | 1927 |
|
SU6304A1 |
WO 2012096852 A2, 19.07.2012 | |||
ПЫРЬЕВ Е.А | |||
Психология малых групп | |||
Практико-ориентированный курс: учебное пособие | |||
Токарный резец | 1924 |
|
SU2016A1 |
ДОРОФЕЕВА Л.И | |||
Организационное поведение: УМК для студентов | |||
Саратов: Изд | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Авторы
Даты
2021-04-05—Публикация
2020-02-20—Подача