СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ ТВЕРДЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ Российский патент 2019 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2680584C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как способ смазывания узлов трения различных механизмов с вращательными и возвратно-поступательными движениями звеньев для подведения и нанесения на трущиеся поверхности твердых антифрикционных элементов различной геометрической формы, в частности для смазывания гребней колесных пар локомотивов.

Известен способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения, заключающийся в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к смазываемой поверхности под углом, с усилием достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки смазочного материала и нанесения его на поверхность трения под действием собственного веса стержня [1].

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: наличие смазочного материала в виде смазочных стержней, которые подают к смазываемой поверхности с усилием F, достаточным для нанесения его на поверхность трения (гребень колеса).

Получению требуемого технического результата препятствуют ограниченные возможности системы, не позволяющие обеспечить горизонтальную подачу смазочных элементов на открытый узел трения.

Известен способ смазывания гребней колес подвижного состава [2], заключающийся в том, что поджимают твердый смазочный материал 6 виде тела качения, например, диска, к рабочей поверхности гребня, регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала, отличающийся тем, что интенсивность подведения твердого смазочного материала регулируют путем размещения грузов на торцевой поверхности тела вращения.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: наличие твердого смазочного материала, который поджимают к рабочей поверхности гребня.

Получению требуемого технического результата препятствуют ограниченные возможности системы, не позволяющие использовать отличные от тела качения формы твердых смазочных элементов.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении эффективности смазывания гребней колес локомотивов на основе совершенствования способа смазывания гребней колесных пар локомотивов при использовании в качестве смазочного материала твердых антифрикционных элементов.

Эффективность использования заявляемого способа смазывания гребней колесных пар локомотивов заключается, в подаче твердого антифрикционного элемента к смазываемой поверхности гребня колеса с минимальным усилием F, достаточным для перемещения смазочного элемента по горизонтально расположенной направляющей устройства подачи и прижатия его к гребню колеса, при этом смазочный элемент имеет твердость, определяющую максимальный ресурс его выработки, при обеспечении значений коэффициента трения в зоне фрикционного контакта гребня колеса с боковой головкой рельса на уровне смазанного контакта,

Технический результат, получаемый при реализации данного изобретения, выражается обеспечении максимального ресурса выработки твердого антифрикционного элемента при смазывании гребней колесных пар локомотивов.

Для достижения вышеуказанного технического результата, твердый антифрикционный элемент поджимается к смазываемой поверхности гребня колеса с минимальным усилием F, достаточным для перемещения смазочного элемента по горизонтально расположенной направляющей устройства подачи и выполняется с твердостью, обеспечивающей максимальный ресурс его выработки, при поддержании значений коэффициента трения в зоне фрикционного контакта гребня колеса с боковой головкой рельса на уровне смазанного контакта, при этом:

F=P(1+f),

где F - усилие пружины;

Р - вес твердого антифрикционного элемента;

f - коэффициент трения твердого антифрикционного элемента по направляющей, подающей твердый антифрикционный элемент к смазываемой поверхности.

От наиболее близкого аналога предлагаемое изобретение отличается применением в качестве смазочного материала, твердого антифрикционного элемента с заданной твердостью, и прижатие его к гребню колеса с усилием, функционально зависящим от массы твердого антифрикционного элемента и коэффициента трения твердого антифрикционного элемента по направляющей, подающей твердый антифрикционный элемент к смазываемой поверхности.

Заявляемый способ смазывания поясняется на примере.

Требуется обеспечить максимальный ресурс работы твердого антифрикционного элемента марки ТАЭЛ прямоугольного сечения с размерами 25×50×400 массой 1,0 кг при использовании его в устройстве смазывания гребня колеса УСГЛ с горизонтально распложенным механизмом подачи пружинного типа. Механизм подачи ТАЭЛ изображен на сборочном чертеже УСГЛ.304312.011СБ (фиг. 1). Представляет собой сборную конструкцию, состоящую из корпуса прямоугольного сечения (поз. 1) с приваренной к нему крепежной плитой (поз. 2). Внутри корпуса расположена приводная пружина кручения (поз. 4), закрепленная на конце направляющего штока (поз. 3), обеспечивающая выталкивание и постоянное прижатие ТАЭЛ к гребню колеса.

Определяем расчетное усилие пружины F. Оно составляет:

F=P×(1+f)=10Н (1+0,25)=12,5 Н

Определяем твердость ТАЭЛ обеспечивающую максимальный ресурс выработки. Для этого проводим физический эксперимент. Методика проведения экспериментов предусматривает проведение стендовых испытаний на торцевой машине трения в условиях, моделирующих реальные режимы работы.

Условия испытаний:

1. Постоянное усилие прижатие ТАЭЛ к модельному образцу на уровне 12,5 Н.

2. Максимально допустимый коэффициента трения, свыше которого фиксируется переход режима трения к сухому несмазанному контакту - 0,18.

3. Твердость ТАЭЛ по Шору - шкала D, н/мм2 ГОСТ 24621 - варьируемый параметр.

Контролируемые показатели:

- истираемость ТАЭЛ при трении о гребень колеса, I, гр/км (ресурс выработки);

- коэффициент трения.

За результат оценки выработки ТАЭЛ принималось усредненная весовая интенсивность изнашивания при трении о ролик моделирующий гребень колеса определяемая как среднее арифметическое из трех испытаний. Результаты испытаний приведены в таблице 1.

Анализ результатов позволяет определить значение твердости ТАЭЛ (60 ед. по Шору) при которой, в заданных условиях, обеспечивается максимальный ресурс работы ТАЭЛ массой 1,0 кг при использовании его в устройстве смазывания гребня колеса УСГЛ с горизонтально распложенным механизмом подачи пружинного типа.

Твердость ТАЭЛ свыше 65 ед. приводит к обедненному смазыванию и переход условий смазывания в режим сухого контакта.

Список источников:

1. Патент РФ №2525499, МПК B61K 3/02, 27.06.2013 г. Способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения.

2. Патент РФ №2138416, B61K 3/02 (1995.01) 27.09.1999 г. Способ смазывания гребней колес подвижного состава.

Похожие патенты RU2680584C1

название год авторы номер документа
Твердый активатор трения и способ активации трения колес локомотивов 2018
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2689052C1
УСТРОЙСТВО АКТИВАЦИИ ТРЕНИЯ И АКТИВАТОР ПОВЫШЕННОГО ТРЕНИЯ 2019
  • Валинский Олег Сергеевич
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2721993C1
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА 2019
  • Майба Игорь Альбертович
RU2734244C1
КОЖУХ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА 2021
  • Валинский Олег Сергеевич
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2770533C1
СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЯ 2017
  • Майба Игорь Альбертович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Путилин Сергей Васильевич
  • Ильяшенко Геннадий Викторович
RU2670338C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРИКЦИОННЫХ СИСТЕМ 2016
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Муртузаалиев Руслан Муртузаалиевич
  • Джармухамбетов Марат Жунусович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Приблуда Александр Сергеевич
  • Назаренко Владислав Петрович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Титов Александр Юрьевич
  • Городок Артем Русланович
  • Папагин Виктор Викторович
  • Харламов Павел Викторович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Здоровец Сергей Александрович
  • Никитина Мария Ивановна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Киселевич Алексей Дмитриевич
  • Сидельников Александр Сергеевич
  • Баринов Павел Ленев
  • Чередниченко Вячеслав Игоревич
  • Кильчицкая Ирина Сергеевна
  • Шатов Данил Олегович
  • Денисов Кирилл Владимирович
RU2674899C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 680 584 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ ТВЕРДЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к смазыванию гребней колесных пар локомотивов. Твердый антифрикционный элемент поджимается к смазываемой поверхности гребня колеса. Подача твердого антифрикционного элемента к смазываемой поверхности гребня колеса производится с минимальным усилием F, достаточным для перемещения смазочного элемента по горизонтально расположенной направляющей устройства подачи, при этом смазочный элемент имеет твердость, обеспечивающую максимальный ресурс его выработки, при поддержании коэффициента трения в зоне фрикционного контакта гребня колеса с боковой головкой рельса на уровне смазанного контакта. При этом F=P(1+f), где F - усилие пружины; Р - вес твердого антифрикционного элемента; f - коэффициент трения твердого антифрикционного элемента по направляющей, подающей твердый антифрикционный элемент к смазываемой поверхности. В результате обеспечивается максимальный ресурс выработки твердого антифрикционного элемента при смазывании гребней колесных пар локомотивов. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 680 584 C1

Способ смазывания гребней колесных пар локомотивов, заключающийся в том, что твердый антифрикционный элемент поджимается к смазываемой поверхности гребня колеса, отличающийся тем, что подача твердого антифрикционного элемента к смазываемой поверхности гребня колеса производится с минимальным усилием F, достаточным для перемещения смазочного элемента по горизонтально расположенной направляющей устройства подачи, при этом смазочный элемент имеет твердость, обеспечивающую максимальный ресурс его выработки, при поддержании значений коэффициента трения в зоне фрикционного контакта гребня колеса с боковой головкой рельса на уровне смазанного контакта, при этом:

F=P(1+f),

где F - усилие пружины;

Р - вес твердого антифрикционного элемента;

f - коэффициент трения твердого антифрикционного элемента по направляющей, подающей твердый антифрикционный элемент к смазываемой поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2680584C1

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ КОЛЕСНЫХ РЕБОРД 1995
  • Кузнецов Владимир Иванович
  • Игольников Владимир Ильич
  • Согрин Анатолий Егорович
  • Бондарь Алексей Владимирович
RU2108250C1
CN 107298112 A, 27.10.2017
CN 2056552146 U, 19.10.2016.

RU 2 680 584 C1

Авторы

Выщепан Алексей Львович

Лубягов Александр Михайлович

Майба Игорь Альбертович

Даты

2019-02-22Публикация

2018-04-23Подача