КОЖУХ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2022 года по МПК F16N11/06 

Описание патента на изобретение RU2770533C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в конструкциях локомотивов для защиты зубчатой пары, передающей крутящий момент от двигателя к колесной паре, и для обеспечения сохранности смазки, необходимой для нормальной работы пары.

Для защиты от внешних воздействий, а также для обеспечения смазки, зубчатую передачу, обеспечивающую привод колесной пары локомотива, размещают в защитном кожухе. Кожухи зубчатой передачи устанавливаются на колесно-моторный блок электровозов и тепловозов. Основное их назначение - это сохранение смазывающей жидкости шестерней в заданный период эксплуатации локомотива. В качестве защитных кожухов традиционно применяют сварные кожуха тяговой зубчатой передачи магистральных локомотивов. В последние годы в качестве защитных кожухов стали применять кожуха из современных композитных материалов, которые имеют определенные преимущества перед металлическими аналогами: значительное снижении веса, улучшение вибростойкости, удобство при установке.

В то же время, применение современных композитных материалов имеет ряд недостатков, которые снижают работоспособность кожуха зубчатой передачи локомотива (далее - КЗПЛ). Результаты анализа усталостной прочности, а также опыт эксплуатации композиционных КЗПЛ указывают на необходимость улучшения конструкции КЗПЛ в части стойкости к вибрационным нагрузкам и герметичности.

Известен кожух зубчатой передачи локомотива, выполненный из композиционного материала, содержащий верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из губчатой резины (см. патент РФ на изобретение №2317198, по кл. В29С 43/20, В61С 9/00, заявл. 23.06.2006 г., опубл. 20.02.2008 г. «Способ изготовления стеклопластикового кожуха, например, для зубчатой коробки локомотива и кожух, изготовленный данным способом»).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: кожух выполнен из композиционного материала, содержащий верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины.

Получению требуемого технического результата препятствуют исполнение войлочного одинарного уплотнения, которое не обеспечивает гарантированной герметичности КЗПЛ, а также недостаточная конструкционная прочность КЗПЛ.

Известен кожух зубчатой передачи локомотива, наиболее близкий по технической сущности и достигаемому эффекту и выбранной в качестве наиболее близкого аналога (прототипа), выполненный из композиционного материала, содержащий верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины, отличающийся тем, что войлочное уплотнение выполнено в виде двух контуров - внутреннего и внешнего, (см. патент РФ на изобретение №2620038, по кл. В61С 9/00, заявл. 04.07.2016 г., опубл. 22.05.2017 г. «Кожух зубчатой передачи, выполненный из композиционного материала»).

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются следующие признаки: кожух выполнен из композиционного материала, содержащий верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением в виде двух контуров - внутреннего и внешнего, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины.

Получению требуемого технического результата препятствуют недостаточная конструкционную прочность КЗПЛ, которая повышает вероятность возникновения трещин усталостного происхождения, что приводит к потери работоспособности и внеплановым ремонтам КЗПЛ.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении конструкционной жесткости КЗПЛ, выполненного из композиционного материала.

Технический результат, получаемый при реализации данного изобретения, выражается в повышении конструкционной жесткости КЗПЛ.

Для достижения вышеуказанного технического результата, в кожухе зубчатой передачи локомотива, выполненном из композиционного материала, содержащем верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением в виде двух контуров - внутреннего и внешнего, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины, согласно изобретению, на соединительные фланцы обеих частей кожуха, участки вокруг двух круглых отверстий, выполненных в стенках КЗПЛ для крепления бобышек, и дно нижней полой разъемной части кожуха производится наложение слоя дополнительного перфорированного антикоррозионного материала в виде тканой стальной сетки.

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемый кожух зубчатой передачи локомотива, выполненный из композиционного материала, неизвестен и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критерию «новизна» и «изобретательский уровень».

Предлагаемый кожух зубчатой передачи локомотива, выполненный из композиционного материала, может быть изготовлен с использованием оборудования и материалов как отечественной, так и зарубежной промышленности, следовательно отвечает критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемому кожуху зубчатой передачи локомотива, выполненному из композиционного материала, новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение конструкционной прочности кожуха зубчатой передачи локомотива, выполненного из композиционного материала.

Нанесение слоя в местах наиболее подверженных возникновению усталостных трещин дополнительного перфорированного антикоррозионного материала в виде тканой стальной сетки на соединительные фланцы обеих частей кожуха, участки вокруг двух круглых отверстий, выполненных в стенках КЗПЛ для крепления бобышек и на дно нижней разъемной части кожуха, повышает его конструкционную прочность.

Краткое описание чертежей

На фигуре 1 представлен общий вид кожуха зубчатой передачи локомотива, выполненного из композиционного материала, который содержит верхнюю поз.1 и нижнюю поз.2 полые разъемные части, соединенные между собой. Показаны места нанесения слоя дополнительного перфорированного антикоррозионного материала в виде тканой стальной сетки поз. 3 на соединительные фланцы обеих частей кожуха, участки вокруг двух круглых отверстий поз. 4, выполненных в стенках КЗПЛ для крепления бобышек поз. 5 и дно нижней полой разъемной части кожуха.

Кожух зубчатой передачи локомотива, выполненный из композиционного материала, работает следующим образом: во время движения локомотива шестерни тягового электродвигателя, вращаясь относительно друг друга, разбрызгивают масло по кожуху. Наличие слоя дополнительного перфорированного антикоррозионного материала на соединительных фланцах обеих частей кожуха, участках вокруг двух круглых отверстий, выполненных в стенках КЗПЛ для крепления бобышек, и на дне нижней полой разъемной части кожуха обеспечивает увеличение конструкционной жесткости и препятствует образованию трещин усталостного происхождения, обеспечивает его герметичность.

Похожие патенты RU2770533C1

название год авторы номер документа
Твердый активатор трения и способ активации трения колес локомотивов 2018
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2689052C1
УСТРОЙСТВО АКТИВАЦИИ ТРЕНИЯ И АКТИВАТОР ПОВЫШЕННОГО ТРЕНИЯ 2019
  • Валинский Олег Сергеевич
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2721993C1
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ ТВЕРДЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2018
  • Выщепан Алексей Львович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Майба Игорь Альбертович
RU2680584C1
КОЖУХ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2016
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Дмитрий Славович
RU2620038C1
СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА 2019
  • Майба Игорь Альбертович
RU2734244C1
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА 2011
  • Ушаков Вячеслав Анатольевич
  • Андросов Николай Николаевич
  • Трубицын Денис Владимирович
  • Сохачевский Владислав Борисович
RU2459733C1
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК 2006
  • Коссов Валерий Семенович
  • Мещерин Юрий Васильевич
  • Михайлов Геннадий Иванович
  • Руденко Владимир Федорович
  • Ткаченко Владимир Николаевич
RU2323117C1
ЭЛЕКТРОПОЕЗД ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ 2012
  • Сердечный Александр Семенович
  • Сердечный Алексей Александрович
RU2574304C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Мельниченко Татьяна Николаевна
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2386058C2
СИСТЕМА СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЯ 2017
  • Майба Игорь Альбертович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Путилин Сергей Васильевич
  • Ильяшенко Геннадий Викторович
RU2670338C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 770 533 C1

Реферат патента 2022 года КОЖУХ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к кожуху зубчатой передачи локомотива. Технический результат изобретения выражается в повышении конструкционной жесткости кожуха зубчатой передачи локомотива, выполненного из конструкционного материала. Кожух зубчатой передачи локомотива выполнен из композиционного материала, содержит верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением в виде двух контуров, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины. Соединительные фланцы обеих частей кожуха, участки вокруг двух круглых отверстий, выполненных в стенках КЗПЛ для крепления бобышек, и дно нижней полой разъемной части кожуха имеют слой дополнительного перфорированного антикоррозионного материала в виде тканой стальной сетки. Достигается повышение конструкционной прочности кожуха. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 770 533 C1

Кожух зубчатой передачи локомотива, выполненный из композиционного материала, содержащий верхнюю и нижнюю полые разъемные части, соединенные между собой, в стенках кожуха по линии разъема в верхней и нижней частях выполнены отверстия под ось колесной пары и под ось тягового электродвигателя, при этом наружное отверстие под ось колесной пары снабжено лабиринтным войлочным уплотнением в виде двух контуров - внутреннего и внешнего, отверстия под подшипник колесной пары и под ось тягового электродвигателя снабжены уплотнениями из резины, отличающийся тем, что соединительные фланцы обеих частей кожуха, участки вокруг двух круглых отверстий, выполненных в стенках кожуха зубчатой передачи локомотива для крепления бобышек, и дно нижней полой разъемной части кожуха имеют слой дополнительного перфорированного антикоррозионного материала в виде тканой стальной сетки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2770533C1

КОЖУХ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ ЛОКОМОТИВА, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2016
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Дмитрий Славович
RU2620038C1
Вытяжной прибор с круглым гребнем для суконных прядильных машин непрерывного действия 1951
  • Гакель Р.А.
SU96826A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕКЛОПЛАСТИКОВОГО КОЖУХА, НАПРИМЕР, ДЛЯ ЗУБЧАТОЙ КОРОБКИ ЛОКОМОТИВА И КОЖУХ, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ ДАННЫМ СПОСОБОМ 2006
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Слава Николаевич
  • Южалин Дмитрий Славович
RU2317198C1
Устройство для управления электроприводом компрессора транспортного средства 1985
  • Кузнецов Владимир Сергеевич
  • Эрг Олег Рудольфович
  • Будницкий Абрам Аркадьевич
  • Запольский Александр Исаакович
  • Маньшин Александр Петрович
  • Мягких Олег Владимирович
SU1414671A1
US 5038631 A1, 13.08.1991
.

RU 2 770 533 C1

Авторы

Валинский Олег Сергеевич

Выщепан Алексей Львович

Лубягов Александр Михайлович

Майба Игорь Альбертович

Даты

2022-04-18Публикация

2021-02-08Подача