Изобретение относится к медицине, педиатрии и ортопедии, реабилитации и кинезиологии и может быть использовано как в лечебных учреждениях соответствующего профиля, так и в домашних условиях путем выполнения упражнений детьми под контролем и с помощью взрослых.
Идиопатический сколиоз (ИС) является заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. В целом, специалисты говорят о том, что его причиной служит защитная компенсаторная реакция организма на избыточный рост костей позвоночного столба по отношению к росту спинного мозга (М.Г. Дудин, Д.Ю. Пинчук. Идиопатический сколиоз: диагностика, патогенез. 2009). Возникают отклонения в функциональном состоянии управляющих систем организма - нервной и эндокринной, при этом избыток костного роста позвоночника устраняется за счет поворота и сдвигания позвонков в сторону. Высказывают также аргументы о роли генетических факторов в развитии ИС.
Предложены несколько классификаций сколиоза. В частности, классификация по локализации дуги искривления выделяет ряд основных его типов.
1. Грудной сколиоз с максимально отклоненными Th7-Th9 позвонками; в большинстве случаев - правосторонний с одной дугой искривления, которому и посвящена настоящая заявка на изобретение.
2. S-образный комбинированный сколиоз с 2-мя дугами, грудная дуга имеет максимальное отклонение Th7-Th9, поясничная дуга с вершиной отклонения L1-L3. Грудная дуга бывает чаще правосторонней, поясничная - левосторонней.
При этом S-образный комбинированный сколиоз с 2-мя дугами искривления можно подразделить на 3 вида:
а) дуги примерно одинаковые (в пределах 5-7 градусов),
б) грудная дуга значительно больше, чем поясничная,
в) поясничная дуга значительно больше, чем грудная.
3. Поясничный сколиоз с вершиной в L2-L3, который подразделяют на 2 вида:
а) собственно поясничный сколиоз, в большинстве случаев левосторонний;
б) в сочетании с грудным гиперкифозом.
4. Верхнегрудной сколиоз с вершиной Th2-Th4 (встречается довольно редко), вариантами которого являются:
а) собственно верхнегрудной сколиоз с одной дугой искривления;
б) третья верхнегрудная дуга, чаще слева, при уже имеющихся двух - грудной справа и поясничной слева;
в) вторая верхнегрудная дуга при уже имеющейся грудной.
5. С-образный грудопоясничный сколиоз: одна протяженная дуга искривления, включающая в себя позвонки грудного и поясничного отделов позвоночника.
В целом, наиболее часто ИС встречается у подростков - в возрасте от 10 лет до окончания активного роста скелета (до 16-18 лет). При этом необходимы регулярные осмотры 2-3 раза в год, чтобы не пропустить начало прогрессии. В свою очередь, в группе подростков ИС чаще всего наблюдается у девочек.
Как отмечено у ряда авторов (RU 2329014 С2, 20.07.2008, Холостов Ю.В. и др.), в возрасте от 6 до 11 лет значительных различий по половым признакам в опорно-двигательном аппарате не отмечается. В период полового созревания (11-15 лет) наблюдается значительное превышение мобильности поясничного отдела у девочек и шейного отдела у мальчиков. За счет увеличения таза отмечается более частое образование сколиотической осанки у девочек, этим же объясняется повышенная мобильность у них подвздошных костей таза. С 15 до 20 лет разница несколько увеличивается за счет увеличения ширины плечевого пояса у юношей, мобильность грудопоясничного отдела у них выше, ротационные возможности шейного отдела позвоночника у юношей также повышены. Мобильность поясничного отдела и тазовых костей повышается, по сравнению с предыдущей возрастной группой, у девушек.
В процессе наших многолетних исследований при разработке комплексов гимнастических упражнений при сколиозах (Левков В.Ю., Поляев Б.А. «Осознанная коррекция сколиоза и нарушений осанки» (на основе немецкой методики Катарины Шрот), науч.-практ. рук-во. М. 2020. 144 с.) мы также установили ряд особенностей опорно-двигательного аппарата у девочек 11-15 лет с ИС сколиозом. По результатам дальнейших практических исследований были сделаны выводы о необходимости более дифференцированного подхода к выбору лечебных упражнений в зависимости от пола и возраста пациентов, что в дальнейшем и привело к разработке предлагаемого способа.
Известны различные комплексы лечебной гимнастики, в том числе авторские, с использованием специально разработанных устройств при различных видах сколиоза (Комплексное лечение сколиозов у детей. Мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. уч. СПб, 19 сентября 2018 года. Электронное текстовое издание. СПб. Наукоемкие технологии. 2018. 133 с.; RU 2329014 С2, 20.07.2008, Холостов Ю.В. и др.; RU 2166922 С2, 20.05.2001, Нижегородский ГНИИ травматологии и ортопедии), иногда применяемые в сочетании с другими методами лечения - массажем, физиотерапией, дыхательными техниками, мануальной терапией (SU 1806698 А1, 07.04.1993, Клиника традиционной медицины доктора А.И. Суханова; RU 2597407 С1, Бубновский С.М., 10.09.2016).
Известна гимнастика Катарины Шрот (Шрот-терапия) - основной метод консервативной терапии сколиоза в Германии и в целом в Европе с начала 20-го века (Тиминко А.В. Гимнастика Катарины Шрот при сколиозе: основной принцип действия и выполнения упражнений. 15.10.2018. Электронный ресурс: https://spinatitana.com/pozvonochnik/grudnoj-otdel/skolioz/gimnastika-katariny-shrot-pri-skolioze-osnovnoj-printsip-dejstviya-i-vypolneniya-uprazhnenij.html).
Шрот-терапия позволяет остановить прогрессирование сколиоза, уменьшить угол искривления позвоночника, выровнять мышечный тонус, улучшить осанку. Это комплекс специальных изометрических упражнений, основой которых является управляемое асимметричное дыхание. Данные упражнения позволили исправлять патологические изгибы позвоночного столба в 3-х плоскостях: фронтальной, горизонтальной, сагиттальной. Шрот разработала свою классификацию сколиоза, ряд эффективных упражнений и назвала это «Трехмерной коррекцией сколиоза». Данную гимнастику называют дыхательной ортопедией по методу К. Шрот.
Принцип ее действия следующий. При сколиозе наблюдается ассиметричное патологическое дыхание - большая часть воздуха поступает в выпуклую половину грудной клетки, из-за чего искривление позвоночника усиливается, формируется реберный горб. По мнению К. Шрот, тело пациента со сколиозом напоминает мячик с вмятиной. Если наполнить мячик воздухом, вмятина расправится. Точно так же вогнутая часть тела человека может расправиться под давлением воздуха.
Таким образом, если осознанно дышать вогнутой стороной грудной клетки, можно предотвратить дальнейшее искривление позвоночника и достичь существенного уменьшения угла смещения при сколиозе.
Межреберные мышцы подчиняются командам сознания точно так же, как мышцы конечностей. Иными словами, осознанная регуляция дыхания возможна и у взрослых, и у детей.
Коррекция должна быть постепенной: от третьей стадии сколиоза ко второй, от второй стадии к первой, от первой стадии к полному излечению. Сколиоз 4 степени не всегда поддается коррекции и тем более - излечению. Однако для достижения стойкого положительного результата, необходимо повторять курсы: детям - 1 раз в год, взрослым - 1 раз в 2-3 года.
Гимнастика Катарины Шрот позволяет достичь следующих результатов:
- улучшение осанки, избавление от косметического дефекта;
- повышение самооценки, улучшение психологического состояния;
- снижение или устранение болевого синдрома;
- остановка прогрессии сколиоза, закрепление результатов;
- нормализация дыхания;
- стабилизация правильного и здорового положения спины в разных плоскостях;
- отсутствие необходимости в операции.
Перед гимнастикой врач задает пациенту корригирующее положение: на полу, лежа на боку или спине, стоя или сидя с использованием вспомогательных средств (гимнастической стенки, шестов, мяча, валика). Пациент выполняет упражнение, стараясь сделать максимальное растягивающее усилие на вдохе - это помогает увеличить расстояние между ребрами и привести их в правильное положение.
Пациент делает выдох через сжатые наполовину губы и выполняет упражнение, задача которого - сократить расстояние между ребрами на выпуклой стороне. На выдохе выполняют упражнение, сокращающее расстояние между ребрами на стороне выпуклости.
Так как упражнения повторяют индивидуально многократно, через некоторое время тренировок пациент принимает скорректированное врачом положение осознанно, причем, уже без присутствия доктора и зеркал.
Занятия по гимнастике проводят индивидуально. Пациент ложится на живот, а врач-инструктор слегка массирует западающую зону, чтобы пациент сфокусировал на ней свое внимание и запомнил место ее расположения.
Затем врач просит пациента делать вдохи западающей частью тела. Для этого вначале врач кладет руку на тело пациента, затем - держит ее на весу; в первом случае пациент должен приподнять ладонь врача, затем - коснуться ее спиной.
Выдох пациент производит через полусжатые губы. Выдох должен быть удлинен, что способствует увеличению сопротивления выдоху, тренировке межреберных мышц. При выдохе врач может надавливать на выпуклые зоны, стимулируя мускулатуру этих участков, стягивая мышцы, сокращая межреберное расстояние с выпуклой стороны. При таком дыхании пациент понимает, какие участки тела нужно задействовать при выдохе, а какие - при вдохе. Эффективность тренировки существенно повышается, если:
- пациент соблюдает заданное врачом положение тела, т.к. это помогает лучше проработать мышцы, скорректировать дугу сколиоза;
- каждое упражнение выполняется не менее 24-30 раз в сутки, при этом пациент должен следить за ходом тренировки с помощью зеркал;
- во время гимнастики пациент выпивает не менее одного литра воды.
Регулярное выполнение гимнастики Шрот (не менее 3 раз в неделю по 2 часа в сутки) в течение периодов ношения корсета и после его отмены, способствует достижению оптимальной коррекции деформации в корсете, выработке стереотипа осознанно принимать правильное положение, даже при отсутствии ортопедических приспособлений, и закреплению эффекта терапии.
В качестве ближайшего аналога (прототипа) рассмотрим способ, описанный в нашей более ранней публикации: Левков В.Ю., Поляев Б.А. Осознанная коррекция сколиоза и нарушений осанки (на основе немецкой методики Катарины Шрот), научно-практ. рук-во, М., 2020, 144 с., см. с. 91-101.
Согласно прототипу, авторская программа осознанной коррекции сколиоза (ОКС) объединяет целый ряд методик реабилитации ИС:
- локальное управляемое дыхание и индивидуализированный подбор деротационных упражнений, на основе методики К. Шрот, которые пациент после обучения может выполнять самостоятельно;
- элементы коррекционной Войта-терапии для активации глубоких мышц спины и обучения пациента новым, адаптивным паттернам движения;
- авторский комплекс упражнений «Баланс-Координация»;
- разбор и коррекция повседневных двигательных навыков пациента;
- в комплексе ОКС каждое упражнение и движение подбирают под сколиотическую деформацию конкретного пациента так, чтобы он мог осознать, что и для чего он делает, что повышает мотивацию к занятиям и улучшает результаты реабилитации.
Способ-прототип посвящен, главным образом, коррекции сколиоза у наиболее часто встречающихся пациентов - детей предподросткового и начала пубертатного периода - от 10 лет, когда наблюдается прогрессирующее течение сколиоза в связи с общим увеличением темпов роста органов и систем организма. В предлагаемом нами новом, модифицированном способе коррекции грудного сколиоза с правосторонней дугой речь идет о решении задачи предотвращения прогрессии сколиоза с учетом дифференциации по полу и возрасту, а именно -мы предлагаем модификацию нашего известного способа применительно к девочкам 11-15 лет, страдающим ИС грудного отдела. В этот период идет наиболее активная дифференцировка половых признаков, гормональные изменения, которые влияют на стремительное прогрессирование сколиоза. У девочек оно связано и с менструальным циклом, в частности, особое внимание заслуживает период 1,5 лет до и после менархе.
Так, в период полового созревания у мальчиков до 17 лет возрастает объем легких и грудной клетки, увеличивается сила дыхательных мышц, а у девочек -лишь с 13-14 лет. В 10-14 лет появляются половые различия в показателях общей и жизненной емкости легких (ОЕЛ и ЖЕЛ). У девушек и женщин ЖЕЛ меньше, чем у юношей и мужчин. У девочек с 11-12 лет прирост максимальной вентиляции легких (МВЛ) также отстает от прироста ее у мальчиков.
Дыхание и кровообращение у девочек-подростков менее эффективно в отношении обеспечения тканей кислородом. Об этом свидетельствуют худшие соотношения между скоростью поступления кислорода в легкие, альвеолы, транспортом кислорода артериальной кровью и потреблением кислорода (Шахлина Л. Я.-Г., Футорный С.М. Период полового созревания девочек, его роль в практике спортивной подготовки. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. С. 181-189).
Окончательное окостенение скелета завершается у женщин в 17-21 год, а у мужчин - в 19-25 лет, что требует соответствующих своевременных лечебных воздействий в определенные периоды развития, чтобы получить их достаточную эффективность.
Усиление темпов роста позвоночника у детей отмечается уже в 7-9 лет. К началу полового созревания рост позвоночного столба вначале замедляется, но новое ускорение его роста наблюдается у девочек к 12-13 годам, а у мальчиков - позднее, к 13-14 годам (С.А. Есаков. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). Ижевск. 2010, 196 с., глава 3).
При этом уже в возрасте 8-10 лет начинают проявляться половые различия таза. Таз у девушек и женщин больше, чем у мужчин, более широкий и расположен ниже, что связано с функциями вынашивания плода и последующих родов. Что касается трубчатых костей, то срастание эпифизов с диафизами, как правило, происходит в 13-15 лет, причем у девочек снова на 1-2 года раньше, чем у мальчиков (С.А. Есаков. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). Ижевск., 2010, 196 с, глава 3).
Таким образом, у девочек пубертатного возраста менее развиты функции дыхательной системы, что может затруднить выполнение ряда сложных лечебных упражнений с высокой нагрузкой. Но, при этом, элементы опорно-двигательного аппарата, в частности, позвоночник, кости таза, развиваются более ускоренно. Возрастает мобильность поясничного отдела позвоночника и тазовых костей, как отмечено выше, что обусловливает необходимость дифференциации интенсивности и направленности нагрузок на различные системы организма для предотвращения прогрессии сколиоза.
В связи с изложенным и с медицинской, и с социальной точек зрения весьма актуальна задача преодоления данного противоречия путем дифференцированной коррекции сколиотических деформаций именно у девочек в возрасте 11-15 лет, каждая из которых в будущем может стать матерью.
При этом способ-прототип предназначен для коррекции сколиоза у детей разного пола и возраста. Он раскрывает приемы обучения локальному дыханию -осознанному, управляемому направленному дыханию в определенные зоны грудной клетки. Необходимо вначале обучить пациента визуализации глубокого вдоха, т.е. процесса попадания воздуха последовательно во все отделы дыхательной системы от носа до конечных отделов альвеол легких (с.45 прототипа).
Для этого вначале процесс визуализируют симметрично, затем - в зависимости от конкретной деформации позвоночника - с акцентом на определенной дыхательной области (зоне), помогая надавливанием рукой помощника/врача на заинтересованную зону грудной клетки для произвольной активации пациентом межреберных мышц этой зоны.
Выделяют 3 дыхательные зоны, направленное дыхание в которые помогает коррекции при определенном виде ИС. Начинают направленное дыхание, как правило, в одну основную зону, присоединяя затем дыхание и в остальные зоны (с. 45-48 прототипа).
Основной дыхательной зоной (зоной 1) при грудном ИС с правосторонней дугой является задняя сторона грудной клетки, противоположная грудному искривлению (т.е. - слева). Согласно прототипу (с. 48, 91), с нее и начинают упражнения направленного дыхания. В целом, осознанный направленный вдох в заданную дыхательную зону легких выполняют в исходном положении, а основные элементы упражнения - на выдохе с сопротивлением.
При освоении направленного дыхания в рамках способа-прототипа переходят к выполнению подготовительных упражнений на вытяжение, которые не дифференцированы по полу и возрасту, что в данном случае можно отнести к недостаткам прототипа. Способ-прототип (с. 91-101) также содержит ряд упражнений, которые девочкам 11-15 лет трудно выполнять физически из-за соответствующих возрастных особенностей. В связи с этим нами и была осуществлена модификация данного известного способа, в частности - исключение ряда физически сложных упражнений, добавление в ряд упражнений выполнения осознанного дыхания (ОД), изменение количества подходов в упражнениях. Общие аспекты и отличия прототипа и модифицированного способа приведены ниже в таблице 1.
Известный комплекс осознанной коррекции сколиоза (ОКС), раскрытый в публикации ближайшего аналога предлагаемого способа, показал свою эффективность у детей предподросткового и подросткового возраста с правосторонним грудным сколиозом.
Однако, как было отмечено выше, важной представляется модификация данного комплекса, в виде его упрощения в плане выполнения физических упражнений, при одновременном увеличении доли дыхательных упражнений (осознанного дыхания, ОД) при выполнении комплекса, с учетом половозрастных особенностей дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата у девочек 11-15 лет.
Таким образом, техническим результатом предлагаемого способа коррекции правостороннего грудного ИС является оптимизация упражнений для данной группы пациентов - девочек 11-15 лет, физического облегчения выполнения ими упражнений, по сравнению со способом-прототипом, но без потери эффективности, с предотвращением дальнейшего прогрессирования сколиоза, за счет увеличения доли дыхательных упражнений в комплексе (осознанно направленный вдох и выдох с сопротивлением добавлены в ряд гимнастических упражнений, для которых они не показаны в прототипе), исключения из комплекса физически сложных для выполнения упражнений, уменьшения числа подходов при выполнении отдельных упражнений комплекса, но с перераспределением в них числа дыхательных циклов для более эффективного развития дыхательной функции, а также добавления некоторых новых упражнений (таблица 1).
Необходимость данных модификаций связана с началом бурной половой дифференциации в данном возрастном периоде, при которой у девочек наблюдается меньшее развитие силовых способностей, мышечной силы, чем у мальчиков, а также происходит дифференциация типа дыхания - у мальчиков на брюшной, у девочек - на грудной тип дыхания, слабость целого ряда показателей функции дыхательной системы, требующая более целенаправленной развивающей нагрузки именно на эту систему. Все это и обусловило вносимые нами модификации в предлагаемый способ коррекции ИС для девочек именно данной возрастной группы.
В прототипе для детей обоего пола используют число подходов 5-6 по 6-8 циклов дыхания, что может быть физически слишком нагрузочно для девочек пубертатного возраста, поэтому мы скорректировали (уменьшили) для них число подходов и перераспределили количество производимых дыхательных циклов в каждом подходе в разных упражнениях - для решения задачи сохранения достаточной нагрузки на дыхательную и костно-мышечную систему, но при обеспечении более субъективно комфортного для девочек выполнения последующих упражнений комплекса.
Таким образом, для достижения технического результата мы предлагаем способ коррекции грудного идиопатического сколиоза у девочек 11-15 лет, включающий выполнение гимнастических упражнений с использованием осознанного дыхания.
Данный способ осуществляют для коррекции грудного сколиоза с правосторонней грудной дугой. При этом гимнастические упражнения представляют собой следующий комплекс последовательных упражнений, выполняемый пациентом ежедневно.
1) «Полувис на шведской стенке», представляющий собой упражнение, которое выполняют из исходного положения (ИП): стоя вплотную лицом к шведской стенке, пальцы ног поставлены под нижнюю перекладину, руки вытянуты вверх, ладони лежат на планке, которая на одну ниже той, до которой пациент способен дотянуться.
При этом руки пациента расположены шире плеч, а стопы и колени - на ширине таза пациента.
Удерживаясь руками за планку, пациент повисает, прижимая колени к нижним планкам и максимально возможно расслабляясь.
Далее - возврат в ИП и повтор упражнения при висе на одну планку ниже предыдущей, с подгибанием коленей, далее - снова в ИП и еще один повтор на одну планку ниже предыдущего повтора.
Длительность виса составляет 10-20 сек при сохранении пациентом физиологического поясничного лордоза.
Выполняют 3 подхода по 3 планки сверху вниз в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек, дыхание пациента при выполнении данного упражнения свободное.
2) «Растяжка внутренней поверхности бедра», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП: сидя на ягодицах на коврике, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, колени разведены в стороны, стопы подошвенными поверхностями соприкасаются друг с другом перед пациентом, ладони выпрямленных рук лежат на полу за ягодицами.
Выполняя упражнение, пациент максимально возможно притягивает к себе соединенные, прижатые друг к другу подошвенные поверхности стоп, стараясь опускать колени книзу, при этом одновременно максимально выпрямляя спину, отталкиваясь руками от пола, опуская плечи, макушку тянут вверх, при этом вдох и выдох осуществляют в виде осознанного дыхания следующим образом.
В ИП осуществляют осознанно управляемый - направленный вдох (ОНВ), который представляет собой вдох с акцентированием произвольного внимания пациента на работе межреберных мышц в заданной дыхательной зоне легких: на стороне грудной клетки, противоположной грудной дуге искривления.
При этом врач акцентирует внимание ребенка на эту заданную дыхательную зону легких в области ее проекции на задней поверхности грудной клетки, надавливая на нее рукой.
При выполнении упражнения осуществляют выдох с сопротивлением - через полусжатые губы, длительностью 8 сек.
Делают 4 подхода по пять циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек
3) «Стоя с опорами», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя лицом к шведской стенке, каждая рука охватывает кистью вертикальные опоры шведской стенки, которые расположены шире плеч пациента.
При этом стопы пациента стоят на полу с внутренней стороны опор шведской стенки параллельно друг другу, пятки - под тазобедренными суставами, ноги присогнуты в коленных суставах, таз развернут кзади с сохранением физиологического лордоза поясничного отдела позвоночника, положение ног и таза симметрично.
Кистью правой поднятой руки охватывают вверху вертикальную опору шведской стенки так, чтобы правые локоть и плечо были на одном горизонтальном уровне, правый локоть прижат к вертикальной опоре шведской стенки.
Кистью левой руки держат вертикальную опору шведской стенки выше так, чтобы левый локоть был на уровне уха.
Пациент старается сохранять симметричное положение тела и головы между вертикальными опорами шведской стенки.
В ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением осуществляют одновременно следующие действия:
- давят кистями и локтями на вертикальные опоры шведской стенки книзу,
- плечи не поднимают,
- макушку тянут максимально вверх,
- стоят устойчиво,
- живот и ребра втягивают.
Выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
4) «Лежа на боку со стулом», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на левом боку на коврике, голова пациента - под стулом, шея - между ножками стула, правая рука, согнутая в плечевом и локтевом суставах, ладонью лежит сверху на сидении стула, упираясь в него, левая рука вытянута по продольной оси туловища под стулом между его ножками.
Левая нога пациента согнута, правая нога прямая, вытянута по оси тела, стопой и голеностопом лежит на подложенном под нее твердом предмете с высотой, обеспечивающей расположение продольной оси правой ноги параллельно вертикальной оси туловища пациента. Голова пациента лежит на левой вытянутой руке.
Проводят осознанное дыхание, для чего в ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением одновременно:
- макушку тянут максимально вверх,
- живот и ребра втягивают;
- опираясь правой ладонью в стул, тянут правый локоть вверх и вперед,
- отводят правое плечо по направлению от уха - латеральнее,
- при этом туловище, таз, правое бедро и стопу удерживают на одной линии.
К началу следующего ОНВ расслабляют правую руку и плечо, возврат в ИП.
Выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
5) «Сидя на мяче перед шведской стенкой», представляющее собой упражнение, корректирующее грудной отдел позвоночника путем асимметричной работы мышц.
Данное упражнение выполняют из следующего коррекционного ИП: сидя на гимнастическом мяче-фитболе лицом к шведской стенке, размер мяча такой, что при сидении на нем таз пациента расположен выше уровня его коленей, стопы пациента всей подошвенной поверхностью стоят под нижней перекладиной шведской стенки, колени касаются перекладины шведской стенки, расположенной над коленями; правая кисть расположена на перекладине на уровне плеча, левая кисть - на перекладине, которая находится на уровне макушки, локти расправлены в стороны, плечи опущены, пациент разворачивает таз кзади, сохраняя физиологические лордозы и кифозы позвоночника.
Осуществляют осознанное дыхание, для чего в коррекционном ИП выполняют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а на выдохе с сопротивлением выполняют следующие одновременные действия:
- правой рукой пациент тянет перекладину на себя,
- левой рукой пациент тянет перекладину на себя и вниз,
- грудной клеткой старается приблизить себя к шведской стенке,
- максимально тянет макушку вверх, при этом линия подбородка соответствует линии горизонта,
- пациент пружинит на мяче с максимально возможной для него амплитудой,
- локти расправлены в стороны,
- живот и ребра пациент втягивает - слева больше, чем справа.
Выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек, во время пауз сохраняют коррекционное ИП.
6) «Лежа на боку грудной дуги», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: пациент лежит на правом боку - на стороне грудной дуги искривления, под вершину дуги подложен массажный валик диаметром, обеспечивающим пассивную коррекцию грудной дуги пациента во фронтальной плоскости, руки пациента вытянуты вверх, голова между рук, лежит на плече правой руки, правая нога согнута в коленном и тазобедренном суставе под 90 градусов, правая пятка - перед коленом левой ноги, левая нога прямая.
При этом в ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением пациент, захватив правой рукой запястье левой руки, путем потягивания ее вверх, по продольной оси тела, осуществляет растягивание левой стороны грудной клетки, максимально возможно втягивая слева ребра и живот, к началу вдоха - возврат в ИП.
Выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
7) «Баланс», представляющий собой упражнение на стабилизацию, которое выполняют с использованием балансировочной дощечки, длина и ширина которой на 2 см больше соответствующих размеров стопы пациента, и которая имеет на своей нижней поверхности жестко закрепленный по продольной оси дощечки полуцилиндр диаметром 2 см, что при вставании на дощечку пациентом одной ногой создает эффект балансировки, вторая нога при этом отведена назад путем сгибания в коленном суставе на 90 градусов.
При этом максимально тянут макушку вверх, плечи опускают, сводят медиально лопатки, втягивают живот и ребра - слева больше, чем справа, удерживают балансировочное положение максимально возможно по длительности для пациента, затем меняют ногу.
Во время выполнения упражнения совершают по 3 подхода для каждой ноги, дыхание пациента свободное, пауза отдыха между подходами - 10 сек.
8) «Верхом на стуле», представляющее собой упражнение, при котором используют стул с ровной спинкой, ИП - сидя «верхом» на стуле, лицом к его спинке, пациент предплечьями опирается на спинку стула, ноги разведены, поставлены перед собой.
Осуществляют осознанное дыхание, для чего в ИП пациент производит ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением пациент производит одновременно следующие действия:
- опускает плечи,
- давит предплечьями на спинку стула, -максимально тянет макушку вверх,
- напрягает брюшной пресс, втягивает живот и ребра - слева больше, чем справа.
Выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
9) «Коррекционная походка», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя, ноги вместе, макушку пациент тянет вверх, линия подбородка - по линии горизонта, плечи опущены и развернуты назад, большой палец опущенной правой руки максимально повернут наружу, ладонь при этом максимально развернута вперед, живот подтянут, осознанно стараются сохранять прямую осанку.
Движение начинают с любой ноги, делают шаг вперед и ставят ногу вперед на пятку на расстоянии 10 см от пальцев другой ноги - на счет раз.
Затем перемещают шагнувшую ногу назад, ставя ее на пальцы на расстоянии 10 см от пятки второй ноги - на счет два.
Далее повторяют движение вперед первой ногой на пятку - на счет три, снова повторяют движение этой же ногой назад на пальцы - на счет четыре, затем снова ставят первую ногу вперед и переносят на нее вес тела, сделав полноценный шаг - на счет пять, затем аналогично повторяют перечисленные движения второй ногой.
При этом осуществляют осознанное дыхание, для чего в ИП выполняют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а при выполнении шага - выдох с сопротивлением, выполняют 30 раз по 5 счетов для каждой ноги.
10) «Пресс на подъем корпуса 90 градусов», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в тазобедренных и коленных суставах по 90 градусов, прямые руки подняты вертикально вверх над головой.
Пациент поднимает голову, плечи и лопатки, тянет руки вверх на выдохе; опускает руки, возвращаясь в ИП, дыхание свободное.
При этом вначале выполняют 3 подхода по 15 повторений цикла вдох-выдох в каждом подходе, паузы отдыха между подходами - 30 сек, каждый день прибавляют по 1 циклу вдох-выдох в каждом подходе, доводят до 30 циклов вдох-выдох за один подход и далее продолжают в этом режиме.
11) «Пресс на косые мышцы живота», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на спине, ноги, полусогнутые в коленях, поднимают, чтобы стопы были на 20 см выше от пола, руки согнуты в локтях перед собой, кисти - к ушам, голову и плечи поднимают на 20 см от пола, пациент, удерживая себя в таком положении, затем правым локтем касается левого колена, при этом выпрямляет правую ногу в колене, сохраняя угол сгибания 45 градусов в правом тазобедренном суставе.
Затем левым локтем касается правого колена, меняя положение зеркально предыдущему, дыхание свободное.
Вначале выполняют 3 подхода по 20 циклов вдох-выдох в каждом подходе, паузы отдыха между подходами - 30 сек, каждый день прибавляют по 1 циклу вдох-выдох в каждом подходе, доводят общее число циклов вдох-выдох до 30 за один подход и далее продолжают в этом режиме.
12) «Правильные приседания», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя перед зеркалом, ноги шире плеч, гимнастической палкой фиксируют грудной отдел позвоночника максимально возможно симметрично -положив палку горизонтально на плечи, удерживая ее задним хватом обеих кистей, расположенных шире плеч.
Из ИП делают присед до уровня, пока таз не опустится до уровня коленей, чтобы бедро было параллельно полу, опора - на всю стопу, без отрыва пяток от пола, с сохранением физиологических изгибов позвоночника, во время приседа делают обычный вдох, во время подъема - обычный выдох.
Начинают с 3-х подходов по 15 циклов вдох-выдох в каждом подходе, ежедневно увеличивая на 1 цикл вдох-выдох в каждом подходе, доводя общее число циклов вдох-выдох до 30 в каждом подходе и далее продолжают в этом режиме, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
13) «Планка классическая», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП опоры на пальцах ног и локти, которые располагают строго под плечевыми суставами пациента, и предплечья, которые вытянуты вперед вдоль горизонтальной поверхности опоры, пациент удерживает туловище в этом положении:
- сохраняет естественный поясничный лордоз,
- держит таз ровно, не опуская правую сторону,
- макушку тянет максимально вдоль продольной оси тела, голову не запрокидывает и не опускает, сохраняя ее срединное положение.
Начинают с одного подхода, при этом длительность подхода - до максимально возможного удержания пациентом положения планки, далее прибавляют по 1 подходу ежедневно, доводя до 4 подходов и далее продолжают в этом режиме, пауза отдыха между подходами - 30 сек, дыхание свободное.
14) «Баланс на коленях на мяче», представляющее собой упражнение, при выполнении которого пациент удерживает равновесие на гимнастическом мяче-фитболе, упражнение состоит из трех этапов:
- вначале пациент удерживается руками за шведскую стенку и встает коленями на мяч, на котором пытается удержаться,
- затем пытается удержаться на мяче, отпуская руки от шведской стенки,
- без помощи шведской стенки забирается на мяч коленями и удерживается на нем.
Выполняют 3 подхода с последовательным выполнением трех этапов упражнения на фоне осознанного дыхания - ОНВ и выдоха с сопротивлением - в комфортном для пациента темпе, пауза отдыха между подходами - 30 сек.
15) «Завершающий вис на шведской стенке» - упражнение выполняют в виде повтора первого упражнения комплекса.
Следует отметить, что мы предлагаем данный комплекс для пациенток с правосторонней грудной дугой искривления позвоночника, которая встречается наиболее часто при данном виде сколиоза. Однако, если у девочки наблюдается более редко встречающаяся левосторонняя грудная дуга искривления, то упражнения данного комплекса вполне можно, соответственно, зеркально осуществлять и для такого вида грудного сколиоза.
Данный комплекс пациентам необходимо выполнять пожизненно, ежедневно. При этом начальный курс может быть обучающим, для освоения техники осознанного дыхания, и длится обычно 10 занятий. Заданные дыхательные зоны представляют собой, по сути, области легких, первая из которых (используемая в предлагаемом способе) находится в зоне вогнутости грудной дуги позвоночника и при раздувании воздухом (при осознанно направленном вдохе - ОНВ), соответственно, способствует распрямлению этой дуги. Вторая дыхательная зона для выполнения осознанного дыхания находится в нижних частях легкого со стороны вогнутости поясничной дуги позвоночника, и при наполнении воздухом при ОНВ, соответственно, также будет способствовать ее распрямлению, что используют при коррекции поясничных видов сколиоза.
При выполнении целого ряда упражнений пациенту важно контролировать свое положение и движения в зеркале. Например, при выполнении «Коррекционной походки», а также при упражнениях, для выполнения которых используют шведскую стенку. Поэтому предлагается иметь такое зеркало в комнате, где она установлена.
Для демонстрации достижения указанного технического результата приводим клинические примеры осуществления заявленного способа.
Пример №1.
Пациентка Д., 11 лет, девочка, рост 165 см, вес 38 кг, недостаток массы тела при очень высоком росте. Два года назад установлен диагноз правостороннего грудного идиопатического сколиоза 1 степени.
Менархе отсутствуют. Жалобы - периодически физическая утомляемость, редко - дискомфорт в области спины и живота при физической нагрузке и длительном сидении. Походка не страдает.
При осмотре выявлена легкая асимметрия лопаток и треугольников талии. При наклоне туловища вперед в положении стоя достает пальцами до пола, пальпация позвонков безболезненна. Нижние конечности одинаковой длины.
На рентгенограммах - дуга искривления вправо в грудном отделе (8 градусов) с вершиной в Th8. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ - ниже возрастной нормы. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины также снижены.
В течение 10 дней проводили предлагаемый обучающий курс из гимнастического комплекса ОКС в предлагаемом нами модифицированном варианте для девочек данного возраста - в виде обучающего курса для пациентки по проведению упражнений, с целью дальнейшего их самостоятельного осуществления в домашних условиях. Переносимость занятий хорошая, выполнять упражнения было комфортно, болевого синдрома не наблюдалось.
Обучившись комплексу, девочка сама с помощью взрослых выполняла в дальнейшем предлагаемый модифицированный комплекс ежедневно, наблюдение -на протяжении года.
При контрольном осмотре и обследовании прогрессирования сколиоза не наблюдается. На рентгенограммах искривление уменьшились: дуга вправо в грудном отделе - 6 градусов, с вершиной в Th8. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ - возрастная норма. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины - возрастная норма. Походка не нарушена. Асимметрия лопаток и треугольников талии - минимальна.
Таким образом, предложенный курс позволил данной пациентке предотвратить прогрессию сколиоза. Девочка продолжает использование комплекса.
Пример №2.
Пациентка И., 12 лет 7 мес, девочка, рост 170 см (высокий), вес 52 кг (средний). Диагноз правостороннего грудного идиопатического сколиоза 1 степени установлен с 10 лет. К 12-ти годам сколиоз прогрессировал до 2-й степени. Начало менархе с 12,5 лет.
Жалобы - на быструю физическую утомляемость, периодические головные боли, болевой синдром в области грудного отдела позвоночника и нижних ребер при длительном сидении и стоянии (более 2 часов). Походка асимметрична.
При осмотре - заметная асимметрия лопаток и треугольников талии. При наклоне туловища вперед в положении стоя пальцами достает до нижней трети голеней, асимметрично, пальпация позвонков болезненна в среднем грудном отделе позвоночника. Нижние конечности одинаковой длины.
На рентгенограммах - дуга искривления вправо в грудном отделе (14 градусов) с вершиной в Th9. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ - ниже возрастной нормы. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины ниже возрастной нормы.
В течение 10 дней проводили в качестве обучения пациентки предлагаемый курс из гимнастического комплекса ОКС в модифицированном варианте для девочек данного возраста. Переносимость занятий была удовлетворительной, хотя в первые два дня отмечался незначительный болевой синдром в грудном отделе позвоночника при выполнении полу висов на шведской стенке.
Обучившись комплексу, девочка далее сама выполняла предлагаемый модифицированный комплекс ежедневно, на протяжении года. Болевой синдром в области позвоночника не беспокоил.
При контрольном осмотре и обследовании через год прогрессирования сколиоза не наблюдается. Асимметрия лопаток и треугольников талии практически сглажена. На рентгенограммах углы искривления уменьшились до показателей, характерных для 1-й степени сколиоза: дуга вправо в грудном отделе - 10 градусов, с вершиной в Th9. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ соответствуют возрастной норме. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины так же соответствуют диапазону возрастной нормы. Головные боли беспокоят редко, болевой синдром в области грудного отдела позвоночника не беспокоит.
Таким образом, у данной пациентки модифицированный комплекс помог остановить прогрессию сколиоза и вернуть его на одну степень ниже той, с которой пациентка обратилась к нам. Девочка продолжает использование комплекса.
Пример №3.
Пациентка Я., 14 лет 10 мес, рост 175 см (выше среднего), вес 51 кг (пониженный вес). Диагноз правостороннего грудного идиопатического сколиоза 1 степени установлен с 8 лет. При обращении - установлен диагноз прогрессирующего грудного сколиоза до 3-й степени, несмотря на ежегодно проводимые курсы лечения. Менархе с 12 лет, болезненные, нерегулярные, сопровождаются головными болями по типу мигренозных. Питание нерегулярное.
Жалобы - на периодические головные боли и болевой синдром в области грудного отдела позвоночника при физической нагрузке, стоянии, сидении и обычной ходьбе, с быстрой утомляемостью. Походка с выраженной асимметрией.
При осмотре - резко выраженная асимметрия лопаток и треугольников талии. При наклоне туловища вперед в положении стоя пальцами достает до уровня нижней трети голени, асимметрично, пальпация позвонков умеренно болезненна в грудном отделе позвоночника. Нижние конечности одинаковой длины.
На рентгенограммах - дуга искривления вправо в грудном отделе (28 градусов) с вершиной в Th9. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ - ниже возрастной нормы. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины значительно снижены.
В течение 10 дней проводили в качестве обучения пациентки предлагаемый курс из гимнастического комплекса ОКС в модифицированном варианте для девочек данной возрастной группы. Переносимость занятий в целом можно считать удовлетворительной, однако, в первые дни наблюдался болевой синдром в грудном отделе позвоночника при полувисах и упражнениях на баланс.
Обучившись комплексу, девочка далее сама выполняла предлагаемый модифицированный комплекс ежедневно, на протяжении года. Болевой синдром в области позвоночника не беспокоил.
Помимо этого, руководствуясь клиническими рекомендациями SOSORT (Society on Scoliosis Orthopaedic and Rehabilitation Treatment), пациентке было назначено ношение функционально-корригирующего корсета по типу Шено в объеме 20 ч. в сутки.
При контрольном осмотре и обследовании через год прогрессирования сколиоза не наблюдается. Асимметрия лопаток и треугольников талии сгладилась. На рентгенограммах угол искривления уменьшился до второй степени - 20 градусов, с вершиной в Th9. Показатели дыхательной функции: ЖЕЛ, ОЕЛ и МВЛ соответствуют возрастной норме. Показатели выносливости, силы мышц живота и спины соответствуют возрастной норме. Болевой синдром в области позвоночника, головные боли беспокоят редко.
Таким образом, у данной пациентки модифицированный комплекс упражнений совместно с корсетом Шено так же помог остановить прогрессию сколиоза, с которой пациентка обратилась к нам. Девушка продолжает использование комплекса в домашних условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции комбинированного идиопатического сколиоза у девочек 11-15 лет | 2023 |
|
RU2802385C1 |
Способ коррекции идиопатического сколиоза поясничного отдела позвоночника у девочек 11-15 лет | 2023 |
|
RU2804216C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2013 |
|
RU2544643C1 |
Способ лечения сколиоза I - II степени | 1991 |
|
SU1806698A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ АОРТОКОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ | 2008 |
|
RU2371161C1 |
Способ реабилитации пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19 | 2022 |
|
RU2782499C1 |
Способ дыхательной гимнастики для пациентов, перенесших COVID-ассоциированную пневмонию | 2022 |
|
RU2784605C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА | 2014 |
|
RU2552666C1 |
Способ контроля эффективности лечения сколиотической деформации в грудном отделе позвоночника | 2024 |
|
RU2823157C1 |
Способ медицинской реабилитации больных после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19 | 2023 |
|
RU2821193C1 |
Изобретение относится к медицине, педиатрии и ортопедии, реабилитации и кинезиологии и может быть использовано как в лечебных учреждениях соответствующего профиля, так и в домашних условиях путем выполнения упражнений детьми под контролем и с помощью взрослых. Способ коррекции комбинированного идиопатического сколиоза грудного отдела позвоночника у девочек 11-15 лет с правосторонней грудной дугой включает выполнение 15-ти гимнастических упражнений в определенной последовательности, включая такие упражнения, как висы на шведской стенке, упражнения на растяжку мышц бедра, силовые, укрепляющие упражнения, на балансировку, коррекцию ходьбы, работу пресса, приседания, в соответствии с формулой изобретения. Ряд упражнений выполняют с использованием осознанного дыхания. Для этого выдох проводят с сопротивлением - через полусжатые губы, длительностью 8 сек, а вдох - осознанно управляемый, направленный, представляет собой вдох с акцентированием произвольного внимания пациента на работе межреберных мышц в заданной дыхательной зоне легких - на стороне грудной клетки, противоположной грудной дуге искривления - в области ее вогнутости. Комплекс оптимизирует нагрузку для страдающих сколиозом девочек 11-15 лет, без потери эффективности, предотвращает прогрессирование сколиоза, за счет увеличения доли дыхательных упражнений в комплексе, добавления упражнения при исключении сложных для выполнения упражнений и уменьшения числа подходов при выполнении отдельных упражнений, по сравнению с прототипом, с учетом половой дифференциации в данном возрастном периоде, при которой у девочек наблюдается меньшее развитие силовых способностей, мышечной силы, чем у мальчиков, а также происходит дифференциация типа дыхания - у мальчиков на брюшной, у девочек - на грудной тип дыхания, слабости показателей функции дыхательной системы, что требует в связи с этим более целенаправленной развивающей нагрузки именно на эту систему. 1 табл., 3 пр.
Способ коррекции идиопатического сколиоза грудного отдела позвоночника у девочек 11-15 лет, включающий выполнение гимнастических упражнений с использованием осознанного дыхания,
отличающийся тем, что способ осуществляют для коррекции грудного сколиоза с правосторонней грудной дугой,
при этом гимнастические упражнения представляют собой следующий комплекс последовательных упражнений, выполняемый пациентом ежедневно:
1) «Полувис на шведской стенке», представляющий собой упражнение, которое выполняют из исходного положения (ИП): стоя вплотную лицом к шведской стенке, пальцы ног поставлены под нижнюю перекладину, руки вытянуты вверх, ладони лежат на планке, которая на одну ниже той, до которой пациент способен дотянуться;
при этом руки пациента расположены шире плеч, а стопы и колени - на ширине таза пациента,
удерживаясь руками за планку, пациент повисает, прижимая колени к нижним планкам и максимально возможно расслабляясь,
далее - возврат в ИП и повтор упражнения при висе на одну планку ниже предыдущей, с подгибанием коленей, далее - снова в ИП и еще один повтор на одну планку ниже предыдущего повтора,
длительность виса составляет 10-20 сек при сохранении пациентом физиологического поясничного лордоза,
выполняют 3 подхода по 3 планки сверху вниз в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек, дыхание пациента при выполнении данного упражнения свободное;
2) «Растяжка внутренней поверхности бедра», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП: сидя на ягодицах на коврике, ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, колени разведены в стороны, стопы подошвенными поверхностями соприкасаются друг с другом перед пациентом, ладони выпрямленных рук лежат на полу за ягодицами,
выполняя упражнение, пациент максимально возможно притягивает к себе соединенные, прижатые друг к другу подошвенные поверхности стоп, стараясь опускать колени книзу, при этом одновременно максимально выпрямляя спину, отталкиваясь руками от пола, опуская плечи, макушку тянут вверх, при этом вдох и выдох осуществляют в виде осознанного дыхания следующим образом:
в ИП осуществляют осознанно управляемый - направленный вдох (ОНВ), который представляет собой вдох с акцентированием произвольного внимания пациента на работе межреберных мышц в заданной дыхательной зоне легких: на стороне грудной клетки, противоположной грудной дуге искривления,
при этом врач акцентирует внимание ребенка на эту заданную дыхательную зону легких в области ее проекции на задней поверхности грудной клетки, надавливая на нее рукой;
а при выполнении упражнения осуществляют выдох с сопротивлением - через полусжатые губы, длительностью 8 сек,
делают 4 подхода по пять циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
3) «Стоя с опорами», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя лицом к шведской стенке, каждая рука охватывает кистью вертикальные опоры шведской стенки, которые расположены шире плеч пациента;
при этом стопы пациента стоят на полу с внутренней стороны опор шведской стенки параллельно друг другу, пятки - под тазобедренными суставами, ноги присогнуты в коленных суставах, таз развернут кзади с сохранением физиологического лордоза поясничного отдела позвоночника, положение ног и таза симметрично;
кистью правой поднятой руки охватывают вверху вертикальную опору шведской стенки так, чтобы правые локоть и плечо были на одном горизонтальном уровне, правый локоть прижат к вертикальной опоре шведской стенки;
кистью левой руки держат вертикальную опору шведской стенки выше так, чтобы левый локоть был на уровне уха,
пациент старается сохранять симметричное положение тела и головы между вертикальными опорами шведской стенки,
в ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением осуществляют одновременно следующие действия:
- давят кистями и локтями на вертикальные опоры шведской стенки книзу,
- плечи не поднимают,
- макушку тянут максимально вверх,
- стоят устойчиво,
- живот и ребра втягивают;
выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
4) «Лежа на боку со стулом», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на левом боку на коврике, голова пациента - под стулом, шея - между ножками стула, правая рука, согнутая в плечевом и локтевом суставах, ладонью лежит сверху на сидении стула, упираясь в него, левая рука вытянута по продольной оси туловища под стулом между его ножками,
левая нога пациента согнута, правая нога прямая, вытянута по оси тела, стопой и голеностопом лежит на подложенном под нее твердом предмете с высотой, обеспечивающей расположение продольной оси правой ноги параллельно вертикальной оси туловища пациента,
голова пациента лежит на левой вытянутой руке,
проводят осознанное дыхание, для чего в ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением одновременно:
- макушку тянут максимально вверх,
- живот и ребра втягивают;
- опираясь правой ладонью в стул, тянут правый локоть вверх и вперед,
- при этом туловище, таз, правое бедро и стопу удерживают на одной линии,
а к началу следующего ОНВ расслабляют правую руку и плечо, возврат в ИП;
выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
5) «Сидя на мяче перед шведской стенкой», представляющее собой упражнение, корректирующее грудной отдел позвоночника путем асимметричной работы мышц,
данное упражнение выполняют из следующего коррекционного ИП: сидя на гимнастическом мяче-фитболе лицом к шведской стенке, размер мяча такой, что при сидении на нем таз пациента расположен выше уровня его коленей, стопы пациента всей подошвенной поверхностью стоят под нижней перекладиной шведской стенки, колени касаются перекладины шведской стенки, расположенной над коленями; правая кисть расположена на перекладине на уровне плеча, левая кисть - на перекладине, которая находится на уровне макушки, локти расправлены в стороны, плечи опущены, пациент разворачивает таз кзади, сохраняя физиологические лордозы и кифозы позвоночника;
осуществляют осознанное дыхание, для чего в коррекционном ИП выполняют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а на выдохе с сопротивлением выполняют следующие одновременные действия:
- правой рукой пациент тянет перекладину на себя,
- левой рукой пациент тянет перекладину на себя и вниз,
- грудной клеткой старается приблизить себя к шведской стенке,
- максимально тянет макушку вверх, при этом линия подбородка соответствует линии горизонта,
- пациент пружинит на мяче с максимально возможной для него амплитудой, локти расправлены в стороны,
- живот и ребра пациент втягивает,
выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек, во время пауз сохраняют коррекционное ИП;
6) «Лежа на боку грудной дуги», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: пациент лежит на правом боку - на стороне грудной дуги искривления, под вершину дуги подложен массажный валик диаметром, обеспечивающим пассивную коррекцию грудной дуги пациента во фронтальной плоскости, руки пациента вытянуты вверх, голова между рук, лежит на плече правой руки, правая нога согнута в коленном и тазобедренном суставе под 90 градусов, правая пятка - перед коленом левой ноги, левая нога прямая;
при этом в ИП осуществляют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением пациент, захватив правой рукой запястье левой руки, путем потягивания ее вверх, по продольной оси тела, осуществляет растягивание левой стороны грудной клетки, максимально возможно втягивая ребра и живот, к началу вдоха - возврат в ИП;
выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
7) «Баланс», представляющий собой упражнение на стабилизацию, которое выполняют с использованием балансировочной дощечки, длина и ширина которой на 2 см больше соответствующих размеров стопы пациента, и которая имеет на своей нижней поверхности жестко закрепленный по продольной оси дощечки полуцилиндр диаметром 2 см, что при вставании на дощечку пациентом одной ногой создает эффект балансировки, вторая нога при этом отведена назад путем сгибания в коленном суставе на 90 градусов;
при этом максимально тянут макушку вверх, плечи опускают, сводят медиально лопатки, втягивают живот и ребра, удерживают балансировочное положение максимально возможно по длительности для пациента, затем меняют ногу;
во время выполнения упражнения совершают по 3 подхода для каждой ноги, дыхание пациента свободное, пауза отдыха между подходами - 10 сек;
8) «Верхом на стуле», представляющее собой упражнение, при котором используют стул с ровной спинкой, ИП - сидя «верхом» на стуле, лицом к его спинке, пациент предплечьями опирается на спинку стула, ноги разведены, поставлены перед собой,
осуществляют осознанное дыхание, для чего в ИП пациент производит ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а во время выдоха с сопротивлением пациент производит одновременно следующие действия:
- опускает плечи,
- давит предплечьями на спинку стула,
- максимально тянет макушку вверх,
- напрягает брюшной пресс, втягивает живот и ребра,
выполняют 4 подхода по 8 циклов вдох-выдох в каждом подходе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
9) «Коррекционная походка», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя, ноги вместе, макушку пациент тянет вверх, линия подбородка - по линии горизонта, плечи опущены и развернуты назад, большой палец опущенной правой руки максимально повернут наружу, ладонь при этом максимально развернута вперед, живот подтянут, осознанно стараются сохранять прямую осанку,
движение начинают с любой ноги, делают шаг вперед и ставят ногу вперед на пятку на расстоянии 10 см от пальцев другой ноги - на счет раз,
затем перемещают шагнувшую ногу назад, ставя ее на пальцы на расстоянии 10 см от пятки второй ноги - на счет два,
далее повторяют движение вперед первой ногой на пятку - на счет три,
снова повторяют движение этой же ногой назад на пальцы - на счет четыре,
затем снова ставят первую ногу вперед и переносят на нее вес тела, сделав полноценный шаг - на счет пять, затем аналогично повторяют перечисленные движения второй ногой,
при этом осуществляют осознанное дыхание, для чего в ИП выполняют ОНВ в заданную дыхательную зону легких, а при выполнении шага - выдох с сопротивлением,
выполняют 30 раз по 5 счетов для каждой ноги;
10) «Пресс на подъем корпуса 90 градусов», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в тазобедренных и коленных суставах по 90 градусов, прямые руки подняты вертикально вверх над головой,
пациент поднимает голову, плечи и лопатки, тянет руки вверх на выдохе; опускает руки, возвращаясь в ИП, дыхание свободное,
при этом вначале выполняют 3 подхода по 15 повторений цикла вдох-выдох в каждом подходе, паузы отдыха между подходами - 30 сек, каждый день прибавляют по 1 циклу вдох-выдох в каждом подходе, доводят до 30 циклов вдох-выдох за один подход и далее продолжают в этом режиме;
11) «Пресс на косые мышцы живота», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: лежа на спине, ноги, полусогнутые в коленях, поднимают, чтобы стопы были на 20 см выше от пола, руки согнуты в локтях перед собой, кисти - к ушам, голову и плечи поднимают на 20 см от пола, пациент, удерживая себя в таком положении, затем правым локтем касается левого колена, при этом выпрямляет правую ногу в колене, сохраняя угол сгибания 45 градусов в правом тазобедренном суставе, затем левым локтем касается правого колена, меняя положение зеркально предыдущему, дыхание свободное, вначале выполняют 3 подхода по 20 циклов вдох-выдох в каждом подходе, паузы отдыха между подходами - 30 сек, каждый день прибавляют по 1 циклу вдох-выдох в каждом подходе, доводят общее число циклов вдох-выдох до 30 за один подход и далее продолжают в этом режиме;
12) «Правильные приседания», представляющее собой упражнение, которое выполняют из ИП: стоя перед зеркалом, ноги шире плеч, гимнастической палкой фиксируют грудной отдел позвоночника максимально возможно симметрично -положив палку горизонтально на плечи, удерживая ее задним хватом обеих кистей, расположенных шире плеч,
из ИП делают присед до уровня, пока таз не опустится до уровня коленей, чтобы бедро было параллельно полу, опора - на всю стопу, без отрыва пяток от пола, с сохранением физиологических изгибов позвоночника, во время приседа делают обычный вдох, во время подъема - обычный выдох,
начинают с 3-х подходов по 15 циклов вдох-выдох в каждом подходе, ежедневно увеличивая на 1 цикл вдох-выдох в каждом подходе, доводя общее число циклов вдох-выдох до 30 в каждом подходе и далее продолжают в этом режиме, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
13) «Планка классическая», представляющая собой упражнение, которое выполняют из ИП опоры на пальцах ног и локти, которые располагают под плечевыми суставами пациента, и предплечья, которые вытянуты вперед вдоль горизонтальной поверхности опоры, пациент удерживает туловище в этом положении:
- сохраняет естественный поясничный лордоз,
- держит таз ровно, не опуская правую сторону,
- макушку тянет максимально вдоль продольной оси тела, голову не запрокидывает и не опускает, сохраняя ее срединное положение,
начинают с одного подхода, при этом длительность подхода - до максимально возможного удержания пациентом положения планки, далее прибавляют по 1 подходу ежедневно, доводя до 4 подходов и далее продолжают в этом режиме, пауза отдыха между подходами - 30 сек, дыхание свободное;
14) «Баланс на коленях на мяче», представляющее собой упражнение, при выполнении которого пациент удерживает равновесие на гимнастическом мяче-фитболе, упражнение состоит из трех этапов:
- вначале пациент удерживается руками за шведскую стенку и встает коленями на мяч, на котором пытается удержаться,
- затем пытается удержаться на мяче, отпуская руки от шведской стенки,
- без помощи шведской стенки забирается на мяч коленями и удерживается на нем,
выполняют 3 подхода с последовательным выполнением трех этапов упражнения на фоне осознанного дыхания - ОНВ и выдоха с сопротивлением - в комфортном для пациента темпе, пауза отдыха между подходами - 30 сек;
15) «Завершающий вис на шведской стенке» - упражнение выполняют в виде повтора первого упражнения комплекса.
МИХАЙЛОВ С.Н | |||
и др | |||
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса | 1924 |
|
SU2015A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА I-II СТЕПЕНИ | 1998 |
|
RU2166922C2 |
Машина для разламывания асфальтовых мостовых | 1937 |
|
SU57470A1 |
ROMANO M | |||
et al | |||
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
2023-11-28—Публикация
2023-06-21—Подача