Изобретение относится к системам информационного обеспечения методов наведения летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при управлении воздушными объектами, при котором они не обнаруживаются импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС) противника [1].
Одной из тенденций развития систем наведения является разработка методов, направленных на повышение скрытности для противоборствующих систем обнаружения и связанной с ней живучести управляемого объекта в целом [2].
Современные методы наведения разрабатываются на основе теории оптимального управления. При этом для оптимальности управления необходима оптимальная обработка информации о состоянии процессов и систем, задействованных в наведении. Поэтому для реализации того или иного метода наведения требуется наличие соответствующей процедуры оптимального оценивания координат состояния по их измерениям.
Объектом информационного обеспечения является метод наведения ЛА [3]:
обеспечивающий скрытность наводимого объекта в зоне обнаружения противоборствующей ИД РЛС за счет попадания отраженных от объекта сигналов в полосу доплеровской режекции.
Наведение осуществляется в горизонтальной плоскости управлением скоростью и курсом наводимого ЛА с борта авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН), в зоне обнаружения которого находятся ЛА и самолет-носитель ИД РЛС (фиг. 1). Самолет-носитель выступает в качестве цели наведения и в дальнейшем упоминается как цель.
На фиг. 1 обозначено: Д0 и Дц - расстояния от АК РЛДН до ЛА и цели соответственно; ε0 и εц - углы визирования ЛА и цели; ψ0 и ψц - их курсы; Д - расстояние между ЛА и целью; V0, Vц и VA - векторы скорости объектов; ϕ0 - бортовой пеленг цели относительно ЛА; ϕц - угол между вектором скорости цели Vц и продолжением линии визирования (ЛВ) «ЛА - цель»; (х0; у0), (хц; уц) и (хА; уА) - координаты объектов в выбранной системе координат.
В (1)-(2): , , , - оптимальные оценки текущей дальности между объектами, скорости ЛА, бортового пеленга цели и угловой скорости ЛВ; , , - оптимальные оценки требуемых координат состояния ЛА; bV, bϕ - коэффициенты эффективности управления по скорости и бортовому пеленгу; k11, k22 - коэффициенты штрафов за величину сигналов управления; q11, q22, q23, q32, q33 - коэффициенты штрафов за точность управления.
Требуемые значения V0т, ϕ0т и ωт координат состояния ЛА V0, ϕ0 и ω, выбираемые в соответствии с условием скрытности и эффективным сближением с носителем ИД РЛС, определяются соотношениями:
Va и Vb в (3) - постоянные параметры, задающие пределы изменения скорости. Зависимость переменных от времени в уравнениях (1)-(5) опущена для предотвращения громоздких выражений.
Задача наведения, т.е. вычисление управляющих воздействий по скорости и бортовому пеленгу, решается непосредственно на ЛА. При этом скрытность обеспечивается еще и тем, что бортовая РЛС наводимого ЛА не работает на излучение, а оценки всех необходимых координат состояния, формируемые на АК РЛДН, поступают на объект управления по радиолинии.
Из выражений (1), (2) для сигналов управления uV и uϕ следует, что для реализации указанного метода необходимо иметь оптимальные оценки дальности между объектами , скорости ЛА , скорости цели , бортового пеленга , угла и угловой скорости ЛВ . Кроме того, уравнение изменения угловой скорости ω содержит производную курса цели [3]:
.
Следовательно, необходимо еще иметь оценку . АК РЛДН должен осуществлять измерение и оптимальное оценивание перечисленных координат и пересылать их на борт наводимого ЛА.
В качестве прототипа рассматривался патент №2408845 2011 года «Способ скрытного самонаведения самолетов на воздушные объекты», в котором управление наводимым объектом осуществляется только по курсу и для реализации наведения необходимы оценки лишь бортового пеленга цели, что не обеспечивает скрытности наведения при интенсивном маневрировании цели. В отличие от способа, описанного в данном патенте, метод скрытного наведения (1), (2) включает в себя управление не только по курсу, но и по скорости, что обеспечивает улучшение точности попадания ЛА в зону доплеровской режекции, хотя и требует наличия более сложной системы оценивания.
Таким образом, задачей изобретения является разработка системы оценивания координат состояния, задействованных в методе скрытного наведения (1)-(2).
Технический результат, который может быть получен от использования предлагаемого изобретения, заключается в информационном обеспечении метода, реализующего скрытное наведение ЛА в зоне обнаружения ИД РЛС.
Заявленный технический результат достигается за счет использования принципа декомпозиции исходной модели состояния на подсистемы меньших размерностей и применения к ним аппарата оптимальной линейной фильтрации [4] на основе допущения о линейности подсистем относительно оцениваемых координат состояния и использовании косвенных измерений.
Возможность достижения технического результата обусловлена следующими причинами:
- использованием хорошо отработанного классического аппарата оптимального линейного оценивания;
- наличием известных способов и аппаратуры получения измерений, выступающих в качестве входных данных для предлагаемой системы оценивания.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в разработке системы формирования оценок дальности , скоростей и , курса цели , бортовых пеленгов и и угловой скорости вращения ЛВ .
Задача формирования указанных оценок решается на основе теории оптимального оценивания. Исходя из геометрических соотношений между объектами и особенностей управления, дискретная модель состояния оцениваемых координат в процессе наведения описывается следующей системой уравнений:
Здесь k - номер интервала времени; Т - интервал дискретизации; ξхД, ξxV0, ξxVц, ξхψц, ξхϕ0, ξхϕц, ξхω - центрированные гауссовские шумы соответствующих координат состояния; Δψц(k-1) - изменение курса цели на предыдущем интервале времени.
Система (6) описывает нелинейную нестационарную модель из 7-и уравнений, и ее применение в качестве модели состояния требует применения аппарата нелинейной фильтрации, что связано с большими вычислительными сложностями формирования оценок.
В целях упрощения задачи построения фильтра целесообразно использовать принцип декомпозиции исходной системы (6) на подсистемы меньших размерностей. При этом, так как изменяющиеся параметры являются функциями времени, а время работы системы ограничено, для каждой подсистемы целесообразно применить метод «замороженных» коэффициентов [4], в рамках которого можно считать модели линейными нестационарными.
В качестве таких подсистем выбраны:
- дальномерный канал:
- канал курса:
- угломерный канал:
Учитывая допущение о линейности моделей состояния (7)-(9) и гауссовости возмущений ξхД, ξxV0, ξxVц, ξхψц, ξхϕ0, ξхϕц, и ξхω для синтеза процедуры оценивания в каждом канале фильтра можно использовать дискретный вариант алгоритма оптимальной линейной фильтрации [4], позволяющий для системы
при наличии измерений
сформировать оценки, оптимальные по критерию минимума суммарной дисперсии ошибок фильтрации:
В формулах (10)-(16): х(k) - вектор состояния; Ф(k,k-1) - динамическая матрица состояния; В(k) - матрица эффективности управления; u(k) - вектор сигналов управления; ξх(k) - вектор возмущений координат состояния; z(k) - вектор измерений; Н(k) - матрица связи пространств измерений и оценок; ξz(k) - вектор шумов измерений; - вектор оптимальных оценок координат состояния; хэ(k) - вектор экстраполированных координат состояния; Kф(k) - матричный коэффициент усиления невязки [z(k)-H(k)хэ(k)]=Δz(k); D(k,k-1) - экстраполированная матрица дисперсий ошибок фильтрации; Dz(k) - матрица дисперсий шумов измерений; D(k) - матрица дисперсий ошибок фильтрации; Dx(k) - матрица дисперсий шумов состояния; Е - единичная матрица; х0 и D0 - начальные условия вектора оценок и матрицы дисперсий ошибок фильтрации.
Поставив в соответствие (10) и (7), для дальномерного канала получим:
Предполагается, что на вход фильтра дальномерного канала поступают измерения дальности zДи и скоростей zV0и и zVци:
где ξzДи, ξzV0и, ξzVци - центрированные гауссовские шумы измерений.
При этом необходимо отметить, что бортовая РЛС АК РЛДН напрямую измеряет только расстояния до объектов Д0 и Дц и их пеленги ε0 и εц, а zД, zV0, zVц вычисляются косвенно на основе прямых измерений по правилу:
Прямые измерения неизбежно формируются с некоторыми ошибками, оказывающими влияние на косвенные измерения zДи, zV0и, zVци. Далее считается, что результаты косвенных измерений включают гауссовские возмущения ξzДи, ξzV0и, ξzVци, в которые заложены шумы прямых измерений.
Таким образом, составляющие матричного уравнения (11) можно представить в виде:
Матрицы дисперсий шумов состояния Dx(k) и измерений Dz(k) задаются следующим образом:
где σzД, σzV0, σzVц и σхД, σxV0, σxVц - среднеквадратические отклонения (СКО) возмущений ξzДи, ξzV0и, ξzVци и ξxД, ξxV0, ξxVц соответственно.
Подставляя (17) и (19) в (12) и (13), получим правило формирования оценок в дальномерном канале:
Здесь ΔzД, ΔzV0, ΔzVц - невязки по дальности Д, скорости ЛА V0 и скорости цели Vц соответственно:
KД1,1, KД1,2, KД1,3, KД2,1, KД2,2, KД2,3, KД3,1, KД3,2, KД3,3 - коэффициенты матричного коэффициента усиления Kф(k) дальномерного канала, рассчитываемые по формулам (14)-(16); uV - управляющее воздействие по скорости, вычисляемое по дискретному аналогу формулы (1).
Аналогично дальномерному синтезируются алгоритмы оценивания для канала курса и угломерного канала фильтрации. Для канала курса имеем:
где косвенные измерения курса цели zψц формируются согласно правилу:
Матрицы дисперсий шумов состояния Dx(k) и измерений Dz(k):
.
Таким образом, правило формирования оценок в канале курса описывается следующими выражениями:
где Δzψц(k)=zψци(k)-ψцэ(k) - невязки измерений курса цели; Kψ - коэффициент усиления в канала курса.
Для угломерного канала матричные составляющие уравнений состояния (10) и измерений (11) имеют вид:
Выражения, по которым формируются косвенные измерения для угломерного канала:
Правило формирования оценок в угломерном канале:
Здесь , , - невязки по бортовому пеленгу цели ϕ0, углу ϕц и угловой скорости ЛВ ω соответственно; Kϕ1,1, Kϕ1,2, Kϕ1,3, Kϕ2,1, Kϕ2,2, Kϕ2,3, Kϕ3,1, Kϕ3,2, Kϕ3,3 - коэффициенты матричного коэффициента усиления Kф(k) угломерного канала; uV и uϕ - управляющие воздействия, вычисляемые по дискретным аналогам выражений (1) и (2).
На фиг. 2 представлена структурная схема системы информационного обеспечения скрытного наведения ЛА, осуществляемого по правилу (1), (2), где входные сигналы обозначены цифрами, а выходные - цифрами в квадратных скобках.
Система состоит из формирователя косвенных измерений, преобразующего прямые измерения от бортовой РЛС АКРЛДН, формирователя оценок, включающего в себя фильтры дальномерного, канала курса и угломерного каналов, и регулятора, формирующего управляющие воздействия для последующей передачи в систему автоматического управления (САУ) ЛА.
Прямые измерения дальностей Д0, Дц и пеленгов ε0, εц от бортовой РЛС АК РЛДН подаются на вход 1 формирователя косвенных измерений. Измерения дальности Д и скоростей V0, Vц с выхода 1 формирователя косвенных измерений передаются в формирователь оценок на вход 1 фильтра дальномерного канала, измерения курса ψц с выхода 2 - на вход 1 фильтра канала курса, измерения бортовых пеленгов ϕ0, ϕц и угловой скорости ЛВ ω с выхода 3 - на вход 1 фильтра угломерного канала. Одновременно с этим на вход 2 фильтра дальномерного канала через линию задержки (ЛЗ), обозначенную на схеме Z-1, поступают результаты оценивания бортовых пеленгов , , а на вход 3 через ЛЗ - управляющее воздействие по скорости uV на предыдущем такте. На вход 2 фильтра угломерного канала через ЛЗ поступают результаты оценивания дальности и скоростей , , на вход 3 через ЛЗ - результат оценивания курса , а на вход 4 через ЛЗ - управляющие воздействия по скорости uV и по бортовому пеленгу на предыдущем такте.
В фильтре дальномерного канала по правилу (20), (21) формируются оценки , , и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 1, в фильтре канала курса по правилу (23), (24) - оценки и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 2, в фильтре угломерного канала по правилу (25), (26) - оценки , , и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 3.
В регуляторе по формулам (1), (2) вычисляются управляющие воздействия uV, uϕ и с выхода 1 поступают в САУ наводимого ЛА.
Исследование эффективности предлагаемого способа оценивания проводилось по результатам имитационного моделирования движения АКРЛДН, ЛА и самолета-носителя ИД РЛС в процессе наведения, выполняемого по законам (1) и (2). При моделировании полагалось:
- цель движется с постоянной скоростью Vц=200 м/с и осуществляет маневр, меняя курс по закону синуса;
- параметры скорости (3) наводимого ЛА составляют Va=450 м/с и Vb=150 м/с;
- СКО шумов измерений и состояния в дальномерном канале:
σzД=300 м, σzV0=15 м/с, σzVц=15 м/с;
σхД=50 м, σxV0=5 м/с, σxVц=5 м/с;
- СКО шумов измерений и состояния в канале курса:
σzψ0=0,5°, σzψц=0,5°;
σхψ0=0,1°, σxψц=0,1°;
- СКО шумов измерений и состояния в угломерном канале:
σzϕ0=0,5°, σzϕц=0,5о, σzω=0,05°/с;
σxϕ0=0,1°, σxϕц=0,1°, σхω=0,01°/с.
На фиг. 3 приведены траектории движения АК РЛДН, цели и наводимого ЛА, а также его векторы скорости и линии визирования цели через каждые 100 секунд наведения. На фиг. 4-6 представлены зависимости измерений оцениваемых координат (линия 1), а также результатов оценивания (линия 2) за первые 200 секунд в каналах дальности, курса и угла. Из графиков видно, что полученная процедура оценивания позволяет существенно улучшить точность оценивания координат состояния, используемых для скрытного наведения, в каждом из каналов фильтра.
Фиг. 7 иллюстрирует характер изменения ошибок фильтрации:
Графики свидетельствуют о том, что оценки, формируемые во всех каналах, несмещенные, так как ошибки фильтрации располагаются в районе нуля.
Качество фильтрации можно оценить, рассчитав реальные СКО результатов оценивания по формуле:
Рассчитанные по формуле (27) СКО оценок , , , , , , и представлены на фиг. 8.
Зависимости показывают, что СКО ошибок фильтрации в дальномерном канале сходятся к следующим значениям:
σрД≈75,3 м, σpV0≈4,8 м/с, σрVц≈4,7 м/с.
В канале курса для результатов оценивания получено:
σpψ0≈0,26°, σpψц≈0,22°.
Аналогично для угломерного канала:
σрϕ0≈0,26°, σрϕц≈0,38°, σрω≈0,017 град/с.
Результаты свидетельствуют, что точность оценок на выходе фильтра в разы превышает точность измерений, поступающих на его вход.
Проведенные исследования подтвердили возможность разработанной системы осуществлять информационное обеспечение скрытного наведения в зоне обнаружения ИД РЛС с высокой точностью.
Перечень использованных источников
1. Авиационные радиолокационные комплексы и системы: учебник для слушателей и курсантов ВУЗов ВВС / П.И. Дудник, Г.С. Кондратенков, Б.Г. Татарский, А.Р. Ильчук, А.А. Герасимов. Под ред. П.И. Дудника. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006 - 1112 с.
2. Верба B.C. Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения. Принципы построения, проблемы разработки и особенности функционирования. Монография. - М.: Радиотехника, 2014. - 528 с.: ил.
3. Верба B.C., Загребельный И.Р., Меркулов В.И.. Метод скрытного командного наведения летательных аппаратов в информационном поле импульсно-доплеровской РЛС. // Сборник научно-методических трудов I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы вооружения, военной и специальной техники войск ПВО и ПРО, космических войск ВКС», Москва, Военный институт МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. - С. 485-495.
4. Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Лепин В.Н. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т. 1. Принципы построения систем радиоуправления. Основы синтеза и анализа. / Под ред. А.И. Канащенкова и В.И. Меркулова. - М.: Радиотехника, 2003. - 192 с.: ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМАНДНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ | 2009 |
|
RU2408846C1 |
Способ наведения инерционного летательного аппарата с учетом несоответствия динамических свойств цели и перехватчика | 2019 |
|
RU2727777C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БЕСПИЛОТНОГО САМОЛЕТА-ИСТРЕБИТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2418267C1 |
СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ИСТОЧНИК РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ В ДВУХПОЗИЦИОННОЙ ПАССИВНОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ | 2004 |
|
RU2262649C1 |
СПОСОБ СКРЫТНОГО САМОНАВЕДЕНИЯ САМОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНЫЕ ОБЪЕКТЫ | 2009 |
|
RU2408845C1 |
СПОСОБ САМОНАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ЦЕЛИ | 2009 |
|
RU2408847C1 |
УГЛОМЕРНО-КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2458358C1 |
СПОСОБ ИНДИВИДУАЛЬНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ВОЗДУШНУЮ ЦЕЛЬ В СОСТАВЕ ПЛОТНОЙ ГРУППЫ | 2020 |
|
RU2742626C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ ПО КУРСУ В УГЛОМЕРНОЙ ДВУХПОЗИЦИОННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ | 2006 |
|
RU2308093C1 |
Способ и система многоцелевого сопровождения в двухпозиционных радиолокационных системах | 2018 |
|
RU2716495C1 |
Система информационного обеспечения метода скрытного наведения летательных аппаратов (ЛА) в зоне обнаружения импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС) содержит формирователь косвенных измерений, формирователь оценок, регулятор. Формирователь оценок содержит фильтр дальномерного канала, фильтр канала курса, фильтр угломерного канала. Обеспечивается скрытное наведение ЛА в зоне обнаружения ИД РЛС. 8 ил.
Система информационного обеспечения метода скрытного наведения летательных аппаратов (ЛА) в зоне обнаружения импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС), содержащая формирователь косвенных измерений, преобразующий прямые измерения бортовой РЛС авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН) дальности до наводимого ЛА Д0, дальности до самолета-носителя ИД РЛС (цели) Дц и их пеленгов ε0, εц в косвенные измерения дальности Д между ЛА и целью, скоростей V0, Vц, курса цели ψц, бортовых пеленгов ϕ0, ϕц и угловой скорости вращения линии визирования (ЛВ) ω, формирователь оценок, состоящий из фильтров дальномерного, канала курса и угломерного каналов и формирующий оценки , , , , , , , и регулятор, вычисляющий управляющие воздействия по скорости uV и по бортовому пеленгу uϕ для передачи в систему автоматического управления (САУ) ЛА, при этом прямые измерения Д0, Дц, ε0, εц от бортовой РЛС АК РЛДН передают на вход 1 формирователя косвенных измерений, выход 1 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра дальномерного канала в формирователе оценок, выход 2 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра канала курса в формирователе оценок, а выход 3 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра угломерного канала в формирователе оценок, выход 1 фильтра дальномерного канала соединен со входом 1 регулятора и через линию задержки (ЛЗ) со входом 2 фильтра угломерного канала, выход 1 фильтра канала курса соединен со входом 2 регулятора и через ЛЗ со входом 3 фильтра угломерного канала, выход 1 фильтра угломерного канала соединен со входом 3 регулятора, с выхода 1 которого вычисленные управляющие воздействия передают в САУ наводимого ЛА, а также через ЛЗ на вход 3 фильтра дальномерного канала и вход 4 фильтра угломерного канала.
СПОСОБ КОМАНДНОГО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ | 2009 |
|
RU2408846C1 |
0 |
|
RU2220397C | |
УСТРОЙСТВО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАНЕВРИРУЮЩЕЙ ЦЕЛИ | 2004 |
|
RU2292061C2 |
US 5061930 A1, 29.10.1991 | |||
US 3480233 A1, 25.11.1969. |
Авторы
Даты
2019-04-30—Публикация
2017-12-29—Подача