Область техники
Настоящее изобретение относится к настольным интеллектуальным играм, основанным на классической игре в шашки. Изобретение может быть использовано для организации досуга детей и взрослых в домашних условиях, в образовательных учреждениях, на корпоративных мероприятиях и т.д.
Уровень техники
Игра в шашки является неотъемлемым элементом воспитания и культуры, имеющим международный масштаб. На сегодняшний день известны десятки и даже сотни вариантов игры в шашки, обусловленные как национальными особенностями, так и изобретательской деятельностью игроков. Считается, что обучение детей и взрослых игре в шашки позволяет эффективно активизировать мыслительную деятельность, тренировать такие качества, как наблюдательность, находчивость, смекалку, развивать память и логическое мышление, повышать математические способности.
Из уровня техники известны различные модификации игры. Например, в изобретении по патенту США US5803457 (опубл. 8.09.1998, заявитель Smith Denis Martin), в способе игры в шашки предложено использовать традиционное игровое поле, состоящее из 64 клеток равного размера. Особенностью игры является то, что игра содержит 4 набора, состоящих из 12 фигур различного цвета и предназначенных для одновременной игры двух или четырех игроков. Другой особенностью игры является то, что игровое поле снабжено с каждой стороны дополнительными полями 8x3, предназначенными для расстановки шашек каждого из игроков.
В другом примере из уровня техники, а именно в заявке на изобретение США US2016/0236072 (опубл. 18.08.2016, заявитель Latham Bret) предложена игровая доска, предназначенная для модификации традиционных настольных игр (в частности, шахмат и шашек), на которую нанесено игровое поле в виде сетки из 196 клеток. Игровое поле предложено выполнить квадратным с размерностью 14x14, а по его периметру нанести границы, при этом игровое поле является адаптированным для множества настольных игр.
Наиболее распространенный вариант игры в шашки подразумевает участие двух игроков и содержит специальную доску, состоящую из 64 белых и черных клеток, распределенных по доске в равном количестве. Шашки расставляются на черных клетках, на них же проходит игра. Каждый соперник имеет в начале игры по 12 шашек (простых), они занимают первые три ряда с каждой стороны доски, а два средних ряда остаются свободными. Ходы осуществляются по диагонали по черным клеткам. Простые шашки могут быть перемещены только на одну клетку вперед или назад по диагонали, дамки могут быть перемещены за один ход по диагонали более чем на одну клетку [Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу / А.Я. Вирный. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 328 с.: ил].
Однако в каждом из приведенных технических решений игровое поле не позволяет проводить игры в шашки по правилам, имеющим сходство с такими командными видами спорта, как хоккей или футбол, а именно: наличие фигуры вратаря на стороне поля каждого из участников, нестандартного использования центра поля, возможности необычной стартовой расстановки игровых фигур.
Раскрытие изобретения
Технической задачей является расширение арсенала технических средств для игры в шашки.
Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей поля для игры в шашки при единовременном повышении многообразия игровой деятельности.
Технический результат достигается за счет того, что настольная игра, основанная на игре в шашки, включает игровое поле, разделенное на клетки, набор фигур первого цвета и набор фигур второго цвета при этом, согласно изобретению, игровое поле состоит из основного поля, выполненного с размерностью 11x11, и двух дополнительных полей, присоединенных к противоположным крайним линиям основного поля и содержащих по одной клетке, каждая из которых расположена напротив центра основного поля, при этом, одна находящаяся на игровой диагонали клетка основного поля является недоступной для хода, каждый набор фигур содержит тринадцать фигур, из которых десять фигур – простые шашки, две фигуры – дамки, одна фигура – для размещения на клетке дополнительного поля.
В частности, недоступная для хода клетка выполнена в центре основного поля.
В частности, недоступная для хода клетка снабжена препятствием, которое обусловлено конструкцией игрового поля, или нанесенным на нее изображением, сигнализирующим о недоступности хода.
В частности, все клетки, расположенные на игровых диагоналях основного поля могут быть выполнены в одинаковом цвете.
В частности, на противоположных крайних линиях основного поля четыре клетки, находящиеся на игровой диагонали, но не расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой дополнительного поля, могут быть выполнены в третьем цвете.
В частности, на противоположных крайних линиях основного поля две клетки, расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой дополнительного поля, а также три клетки следующих противоположных линий основного поля, касающиеся названных двух клеток в соответствующих линиях и расположенные на игровых диагоналях, могут быть выполнены в четвертом цвете.
В частности, фигура, предназначенная для размещения на клетке дополнительного поля, обладает ролью «вратарь», фигуры простых шашек обладают ролью «игрок на поле», фигуры дамок обладают ролью «суперфорвард».
В частности, начальное расположение простых шашек на игровых диагоналях основного поля может быть произвольным.
Краткое описание чертежей
Настоящее изобретение иллюстрируется следующими чертежами:
фиг. 1 – схематичное изображение игрового поля;
фиг. 2a – схематичное изображение набора игровых фигур;
фиг. 2b – другое схематичное изображение набора игровых фигур;
фиг. 3a – диаграмма примера начальной расстановки игровых фигур;
фиг. 3b – диаграмма другого примера начальной расстановки игровых фигур;
фиг. 3c – диаграмма еще одного примера начальной расстановки игровых фигур;
фиг. 4a – схематичное изображение набора игровых фигур на тему «Охотники и мамонты»;
фиг. 4b – схематичное изображение набор игровых фигур на тему «Хоккей».
Осуществление изобретения
Настоящее изобретение относится к настольным интеллектуальным играм. Однако следует подчеркнуть, что описанные ниже варианты осуществления могут также относиться и к компьютерным играм, воспроизводящим по существу настольную игру, игровое поле, фигуры и правила игры.
В предпочтительном случае осуществления настоящего изобретения предполагается наличие двух участников и набор для настольной игры, содержащий игровое поле 1, нанесенное на игровую доску (являющуюся поверхностью деревянного чемодана или шкатулки) или лист из плотной бумаги, и два набора игровых фигур по тринадцать фигур в каждом, предназначенных для каждого участника. Игровое поле 1, как показано на фиг. 1, разделено на клетки, при этом клетки, находящиеся на игровых диагоналях 2, по аналогии с игровым полем для классической игры в шашки могут быть выполнены, например, в черном (темном) цвете. Соответственно, клетки, не расположенные на игровых диагоналях могут быть выполнены в белом (светлом) цвете. Набор для настольной игры может быть оформлен в эстетике какой-либо подвижной командной игры, например, футбола или хоккея. Набор для настольной игры также может быть оформлен в другом тематическом стиле: например, «Охотники и мамонты» или «Быки и медведи». На чертежах, приложенных к настоящему описанию, изображены элементы из набора для настольной игры, стилизованные под игру в футбол.
Игровое поле 1 состоит из основного поля 3, выполненного с размерностью 11x11, и двух дополнительных полей 4. Дополнительные поля 4 присоединены к противоположным крайним линиям основного поля и содержат по одной клетке 5. Клетка 5 расположена на игровом поле напротив центра основного поля 6. Также одна из клеток основного поля, находящаяся на игровой диагонали, выполнена недоступной для хода. В предпочтительном случае осуществления таковой клеткой является клетка в центре основного поля 6. Такая клетка может быть снабжена препятствием, которое обусловлено конструкцией игрового поля (например, возвышенностью или углублением) и не позволяющее поместить на клетку игровую фигуру. Также такая клетка может быть снабжена нанесенным на нее изображением, сигнализирующим о недоступности хода (например, изображением футбольного мяча или хоккейной шайбы). В последнем случае игроки не осуществляют ход через клетку в центре основного поля 6 по предварительной договоренности, основываясь, к примеру, на тексте вкладыша с правилами, который также может быть приложен к набору для настольной игры. Дополнительное поле 4 может быть также снабжено футбольными воротами 7 в миниатюре или изображением таких ворот.
В частном случае осуществления все клетки основного поля, находящиеся на игровых диагоналях 2, выполнены в одном цвете, как уже было отмечено выше, например, в черном цвете.
В другом частном случае осуществления на противоположных крайних линиях основного поля четыре клетки 8, находящиеся на игровой диагонали основного поля 3, но не расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой 5 дополнительного поля 4, могут быть выполнены в третьем цвете, например, в желтом цвете. На противоположных крайних линиях основного поля две клетки 9, расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой дополнительного поля, а также три клетки 9 следующих противоположных линий основного поля, касающиеся названных двух клеток и расположенные на игровых диагоналях, могут быть выполнены в четвертом цвете, например, в красном цвете.
Набор для настольной игры снабжен двумя наборами игровых фигур разных цветов. Например, фигуры, предназначенные для одного из участников, могут быть выполнены в красном цвете, а фигуры, предназначенные для другого участника – в синем цвете. Каждый набор фигур, как показано на фиг. 2a и 2b, содержит тринадцать фигур, из которых десять фигур – простые шашки, две фигуры – дамки, одна фигура – для размещения на клетке 5 дополнительного поля. Фигура, предназначенная для размещения на этой клетке, обладает ролью «вратарь» 10, фигуры простых шашек обладают ролью «игрок на поле» 11, фигуры дамок обладают ролью «суперфорвард» 12.
Согласно правилам настольной игры перед началом на игровом поле 1 расставляют только фигуры «игроков на поле» 11 и «вратарей» 12. Начальное расположение игровых фигур на поле 1 может быть произвольным, как показано на фиг. 3a, 3b, 3c, и не обязательно симметричным – так игровой процесс может стать более интригующим. К примеру, начальное расположение игровых фигур первого участника может быть осуществлено по схеме «6+4» (фиг.3a), а начальное расположение фигур второго участника – по схеме «4+2+4» (фиг. 3b) или «2+4+2» (фиг. 3c). Однако перечень возможных вариантов расположения фигур не исчерпывается лишь приведенными выше примерами. Каждый участник осуществляет свой ход по очереди, передвигая фигуры «игроков на поле» 11 по игровой диагонали. В части осуществления ходов участниками на основном поле 3 правила настольной игры повторяют правила игры в шашки за некоторыми исключениями. Так, «игрок на поле» одного из участников становится «суперфорвардом» 12, достигая клеток 8 на стороне поля другого участника. В случае если фигура второго участника достигнет одну из клеток 9 первого участника, то «вратарь» первого участника может ее «срубить», но перемещаясь только по клеткам 8. «Суперфорвард» и «игроки на поле» не могут пересекать клетку 6. Игра завершается в случае, когда у одного из участников не остается фигур на основном поле. Также, согласно правилам, игра может состоять из двух таймов, а в случае если предполагается несколько участников, то может быть организован чемпионат с полуфиналами и финалами, что обеспечит еще большую зрелищность и занимательность настольной игры.
Настоящее изобретение также может быть использовано в играх с тематикой, отличной от футбольной. Так, в других случаях осуществления возможны варианты набора игровых фигур для использования в настольной игре с тематикой «Охотники и мамонты» (фиг. 4a), «Хоккей» (фиг. 4b), однако перечень возможных вариантов конкретного выполнения наборов игровых фигур не исчерпывается лишь приведенными выше примерами.
Настольная игра, в которой использовано настоящее изобретение, может быть выполнена в следующих вариантах.
Вариант 1. Настольная игра содержит деревянный чемодан с двумя наборами литых фигур. Чемодан образован двумя частями, соединенными подвижно кронштейнами – отворотам. Каждая часть состоит из двух боковых стенок, двух торцевых стенок и дна основания. Дно основания одной из частей снабжено панелью с выполненными в ней пазами, предназначенных для помещения в них игровых фигур. В частном случае вторая часть выполнена в виде деревянной крышки. На внешнюю сторону чемодана нанесено полноцветное изображение игрового поля. В случае если игровые фигурки выполнены в виде миниатюр футболистов, центральная клетка игрового поля содержит изображение футбольного мяча или является препятствием, например, возвышением или углублением в корпусе чемодана. В случае если игровые фигурки выполнены в виде миниатюр хоккеистов, то по аналогии центральная клетка игрового поля содержит изображение хоккейной шайбы или является препятствием.
Вариант 2. Настольная игра содержит шкатулку из фанеры, конструкция частей шкатулки тождественна предыдущему варианту. На внешнюю сторону шкатулки нанесено полноцветное изображение игрового поля, игровые фигурки выполнены из фанеры.
Вариант 3. Настольная игра содержит игровое поле из плотной бумаги, предпочтительно, картона, выполненное с возможностью сгиба по линиям сгиба или перфорированным линиям. Игровые фигуры выполнены в виде кашированных карточек. Дополнительно набор снабжен бумажным конвертом для помещения в него игрового поля и карточек.
Таким образом, настоящее изобретение расширяет функциональные возможности поля для игры в шашки и повышает многообразие игровой деятельности. Благодаря тому, что набор для настольной игры может быть оформлен в эстетике, характерной для таких игр как футбол или хоккей, также повышается зрелищность и занимательность по сравнению с классической игрой в шашки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИГРА ШАШКИ КУЛАКОВА | 2003 |
|
RU2221615C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАШКИ | 1999 |
|
RU2244581C2 |
"Игра "Тройные шашки" | 1990 |
|
SU1824209A1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "ЭКСПРЕСС-ТРЕУГОЛЬНИК" | 1992 |
|
RU2050892C1 |
ИГРА ДЛЯ ЗНАТОКОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТИВНЫХ ИГР | 2001 |
|
RU2194558C2 |
Устройство управления электронной игрой | 1986 |
|
SU1442233A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР "СПЕЙС ЧЕСС" | 1992 |
|
RU2097086C1 |
ШАХМАТНАЯ ИГРА "TRANSLEVELS" | 1994 |
|
RU2075991C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "РУССКИЕ ТАВРЕЛИ" | 1996 |
|
RU2091110C1 |
ШАХМАТЫ С ПОДВИЖНЫМИ КЛЕТКАМИ ИГРОВОГО ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2707590C1 |
Изобретение относится к настольным интеллектуальным играм, основанным на классической игре в шашки. Изобретение может быть использовано для организации досуга детей и взрослых в домашних условиях, в образовательных учреждениях, на корпоративных мероприятиях и т.д. Настольная игра, основанная на игре в шашки, включает игровое поле, разделенное на клетки, набор фигур первого цвета и набор фигур второго цвета. Игровое поле состоит из основного поля, выполненного с размерностью 11х11, и двух дополнительных полей, присоединенных к противоположным крайним линиям основного поля и содержащих по одной клетке, каждая из которых расположена напротив центра основного поля. Одна находящаяся на игровой диагонали клетка основного поля является недоступной для хода. Каждый набор фигур содержит тринадцать фигур, из которых десять фигур – простые шашки, две фигуры – дамки, одна фигура – для размещения на клетке дополнительного поля. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей поля для игры в шашки при единовременном повышении многообразия игровой деятельности. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Настольная игра, основанная на игре в шашки, включающая игровое поле, разделенное на клетки, набор фигур первого цвета и набор фигур второго цвета, отличающаяся тем, что игровое поле состоит из основного поля, выполненного с размерностью 11х11, и двух дополнительных полей, присоединенных к противоположным крайним линиям основного поля и содержащих по одной клетке, каждая из которых расположена напротив центра основного поля, при этом одна находящаяся на игровой диагонали клетка основного поля является недоступной для хода, каждый набор фигур содержит тринадцать фигур, из которых десять фигур – простые шашки, две фигуры – дамки, одна фигура – для размещения на клетке дополнительного поля, при этом недоступная для хода клетка выполнена в центре основного поля и снабжена препятствием, которое обусловлено конструкцией игрового поля.
2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что все клетки, расположенные на игровых диагоналях основного поля, выполнены в одинаковом цвете.
3. Игра по п.1, отличающаяся тем, что на противоположных крайних линиях основного поля четыре клетки, находящиеся на игровой диагонали, но не расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой дополнительного поля, выполнены в третьем цвете.
4. Игра по п.1, отличающаяся тем, что на противоположных крайних линиях основного поля две клетки, расположенные на общих игровых диагоналях с клеткой дополнительного поля, а также три клетки следующих противоположных линий основного поля, касающиеся названных двух клеток в соответствующих линиях и расположенные на игровых диагоналях, выполнены в четвертом цвете.
5. Игра по п.1, отличающаяся тем, что фигура, предназначенная для размещения на клетке дополнительного поля, обладает ролью «Вратарь», фигуры простых шашек обладают ролью «Игрок на поле», фигуры дамок обладают ролью «Суперфорвард».
6. Игра по п.1, отличающаяся тем, что начальное расположение простых шашек на игровых диагоналях основного поля может быть произвольным.
ШАХМАТЫ "АЛАНСКИЕ" | 2011 |
|
RU2475289C1 |
WO 1982001474 A1, 13.05.1982 | |||
Промежуточное рельсовое скрепление | 1940 |
|
SU59988A1 |
US 0007717428 B2, 18.05.2010. |
Авторы
Даты
2019-06-04—Публикация
2018-02-07—Подача