Присадка противоизносная к топливу для реактивных двигателей "GT-2017" Российский патент 2019 года по МПК C10L1/10 C10L1/14 C10L1/16 C10L1/18 C10L10/08 

Описание патента на изобретение RU2694884C1

Предлагаемое изобретение относится к нефтепереработке, в частности, к присадкам к топливам для реактивных двигателей.

Технический уровень

В настоящее время в России вырабатывается около 12 млн т. в год топлив для реактивных двигателей. Из них 1 млн. т/год составляет выработка топлива РТ для сверхзвуковых летательных аппаратов. При производстве такое топливо проходит стадию гидрирования, позволяющую удалить соединения серы и часть ароматических углеводородов. Это делается для повышения термической стабильности топлива, нагревающегося в полете до 250°С, а иногда и выше. Но удаление серы приводит к ухудшению смазочных свойств топлива, которое одновременно является смазкой для прецизионных пар топливных насосов. В результате требуется вводить в него противоизносную присадку. Потребность страны в таких присадках нами оценивается в 20, максимум 30 т/год. В ближайшей перспективе потребность в противоиз-носных присадках возрастет, так как планируется организация производства глубоко гидрогенизированных топлив марок Т-6 и Т-8 В, предназначенных для авиации особого назначения. Эти топлива также потребуют введения противоизносных присадок. Другие марки - ТС-1 и Jet А эксплуатируются в дозвуковых самолетах и содержат достаточное количество серы, которая придает им смазочные свойства. Но в настоящее время топливо ТС-1 также начинает проходить процедуру гидроочистки, в результате чего в него тоже вводят присадки подобного типа.

Ранее в СССР в топлива для реактивных двигателей вводилась противоизносная присадка К (в России ее аналогом была присадка ДНК) на базе нафтеновых кислот, выделяемых из бакинских нефтей нафтенового основания (Данилов А.М. Применение присадок в топливах: Справочник. - 3-е изд., доп. - СПб.: Химиздат, 2010. - 368 с.). В 1990-е годы ее производство прекратилось, а в настоящее время в Азербайджане оно восстановлено в небольшом масштабе. Что касается России, то для удовлетворения ее потребности из-за рубежа завозится присадка Hitec-580. По информации ее поставщика (фирма Afton, USA) основной компонент присадки представляет собой димер линолевой кислоты. Собственной присадки в России сейчас нет, хотя к применению допущена уже упомянутая присадка ДНК - смесь природных карбоновых кислот, выделяемых из нефти путем ее защелачивания с последующим раскислением образующихся мыл и дистилляцией полученного продукта. Технология экологически вредна. Поэтому присадка ДНК не вырабатывается. Тем более, что ее производство в малых объемах экономически невыгодно.

Патентов, посвященных противоизносным присадкам к топливам для реактивных двигателей, немного. Это объясняется слабым финансовым интересом у изготовителей присадок при очень малой потребности. Например, в России эта потребность, как было уже сказано, составляет 20-30 т/год, в США, по нашим оценкам - около 100 т/год. Тем не менее, России иметь собственные присадки подобного назначения необходимо, так как зависимость от импорта из стран НАТО угрожает обороноспособности страны.

Известна противоизносная присадка по патенту РФ 2410414, C10L 1/10, 2008 г., представляющая собой фракцию жирных кислот таллового масла (ЖКТМ), с содержанием серы меньше чем 25 млн-1, при получении которой осуществляют дробную кристаллизацию ЖКТМ и удаление закристаллизовавшейся фракции ЖКТМ с получением присадки в виде некристаллизу-ющейся фракции, где присадка не образует кристаллов при температурах выше минус 30°С. Эта присадка, как и все присадки на основе ЖКТМ, весьма эффективна, но дорога, так как получается в сложном процессе многостадийной обработки.

Известны и другие присадки на основе жирных кислот талловых масел, но они предназначаются для использования в малосернистых дизельных топливах (Патенты РФ №2289612. C10L 1/08, 2006; №2401861, C10L 1/08.2010. №2422495.C10L 1/18 и др.). Возможность их использования в топливах для реактивных двигателей не проверялась.

Согласно пат. РФ №2641736, 2018, C10L 1/188, C10L 1/18, C10L 10/00, 2018, 12.05.2017, опубл. 23.01.2018, БИ №3, жирные кислоты растительного масла (ЖКРМ) используются в качестве компонента противоизносной присадки к ультрамалосернистому дизельному топливу в концентрации 15-65% от общей массы присадки. Для топлив для реактивных двигателей эта присадка не предназначалась. Возможность ее использования в топливах для реактивных двигателей явным образом из этого не вытекает, так как дизельные топлива и топлива для реактивных двигателей эксплуатируются в различных условиях, должны отвечать разным требованиям, а их смазывающие свойства оцениваются разными методами.

В литературе (Шаталов К.В., Лихтерова Н.М., Серёгин Е.П., Кондратенко В.В. Применение полиненасыщенных жирных кислот для улучшения противоизносных свойств топлив для реактивных двигателей // Технологии нефти и газа. 2016. №3. С.30-33) были приведены данные, согласно которым ЖКТМ могут быть противоизносными присадками для топлив для реактивных двигателей. По эффективности они сопоставимы с присадкой Hitec 580.

Наиболее близкой к предполагаемому изобретению по составу и назначению является присадка по патенту РФ 2649396, C10L 1/08, 04.07.2017, (опубл. 03.04.2018, БИ №10). Она взята нами за прототип. Ее состав (в % мас.) следующий:

- олеиновая кислота чистотой не менее 99% - 60-80

- Агидол-1 - 1-2

- толуол - остальное.

Недостатком данной присадки является ее высокая стоимость. В описании изобретения указано, что цена олеиновой кислоты (на момент создания изобретения) составляет 280 руб/кг. Это существенно выше цены жирных кислот таллового масла - в среднем 110 руб/кг. Что касается противоизносной эффективности присадок, то, как мы убедимся далее, присадка-прототип несколько уступает предлагаемой. Это объясняется прежде всего тем, что в предлагаемой присадке присутствует большое количество линолевой кислоты, которая по противоизносным свойствам превосходит олеиновую кислоту.

Целью создания изобретения являлась разработка противоизносной присадки к топливу для реактивных двигателей на альтернативном доступном и дешевом сырье, по противоизносным и факультативным свойствам не уступающей существующим аналогам и прототипу.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве присадки используют композицию жирных кислот, получаемых переработкой технических растительных масел (ЖКРМ) - отходов масложировой промышленности и легкой фракции гидрокрекинга (ЛФГ) в соотношении % мас:

ЖКРМ - 70-90

ЛФГ - остальное

Такая композиция ранее не использовалась и не предлагалась, Ее высокая противоизносная эффективность не вытекает явным образом из знаний о трибологии продуктов переработки масличных культур. Важно также, что предлагаемая присадка не ухудшает физико-химические и эксплуатационные свойства топлив для реактивных двигателей, к которым предъявляются весьма жесткие требования.

При необходимости указанная композиция может содержать до 0,05% депрессорной присадки.

Осуществление изобретения

Присадку получают смешением исходных компонентов в заданных соотношениях.

Характеристика исходных компонентов Жирные кислоты растительных масел.

Жирные кислоты растительных масел в России вырабатываются несколькими масложировыми предприятиями. Для приготовления образцов присадки были взяты жирные кислоты, полученные из наиболее распространенных в России масел технического назначения: подсолнечного и рапсового. Их типичный состав, определенный методом хроматомасспектрометрии, представлен в табл. 1, а основные физико-химические характеристики - в табл. 2.

Легкая фракция гидрокрекинга получена на заводе АО «ТАНЕКО» и имела следующие характеристики (табл. 3):

Агидол-1 (технический, марка «А») изготовлен на Стерлитамакском НХЗ по ТУ 38.5901237-90. Образец принят по паспорту изготовителя.

Депрессорная присадка Keroflux 7180 изготовлена и поставлена фирмой BASF.

Для иллюстрации предполагаемого изобретения были приготовлены образцы присадки путем простого смешения компонентов (табл. 4 и 5).

Оценка противоизносных свойств предлагаемой присадки проводились в керосиновой фракции АО «ТАНЕКО» с характеристиками, представлен-ными в таблице 6.

Для сравнения была изготовлена присадка-прототип так, как это описано в изобретении по патенту РФ 2649396, взятому за прототип, следующего состава, %:

- олеиновая кислота (99%-ная) - 80

- Агидол-1 - 2

- толуол - 18.

Противоизносные присадки на практике вводятся в топлива для реактивных двигателей в концентрации 0,002-0,003% (20-30 г/т). Для испытаний был приготовлен образец керосиновой фракции процесса гидрокрекинга, содержащий 0,003%) присадки. Противоизносные свойства образцов присадки оценивали в АО «ТАНЕКО» по ГОСТ Р 53715 (ASTM D 5001) «Топлива авиационные для газотурбинных двигателей. Метод определения смазывающей способности на установке «шар-цилиндр» (BOCLE)». Согласно этому методу неподвижный стальной шар диаметром 12,7 мм прижимается к вращающемуся цилиндру, смазываемому тонкой пленкой топлива при постоянных условиях нагрузки, скорости скольжения, температуры и влажности. При этом на шарике образуется пятно износа, диаметр которого является показателем противоизносных свойств топлива. Результаты представлены в таблицах 7 и 8

Таким образом, оптимальными являются составы, содержащие 70-90% ЖКРМ и 10-30% ЛФГ (образцы 2-4 и 7-9). Концентрации меньше, чем 70%, не оказывают должного противоизносного действия (образцы 1 и 6), а 100%-ные (неразбавленные) концентрации (образцы 5 и 9) неудобны в обращении, так как характеризуются высокими вязкостью и температурой застывания. Кроме того, они не обеспечивают дальнейшего снижения диаметра пятна износа.

Промышленная осуществимость

Заявляемая присадка экономически более выгодна по сравнению с прототипом. Цена олеиновой кислоты 99%-ной чистоты, как следует из описания патента-прототипа, составляет 280 руб/кг. Цена ЖКРМ - на настоящий момент - 85 руб/кг. При этом эффективность присадок, взятых в одной и той же концентрации, можно считать одинаковой в пределах ошибки измерения. Хотя, как можно заметить, наблюдается тенденция к улучшению противоизносных свойств присадки при ее изготовлении на основе ЖКРМ.

В табл. 9 представлены результаты, свидетельствующие о том, что предлагаемая присадка при высоких смазывающих способностях не ухудшает физико-химических и эксплуатационных свойств топлива.

В связи с тем, что ЖКРМ характеризуются довольно высокой температурой застывания, при необходимости в присадку можно ввести депрессор. В таблице 10 представлено влияние Keroflux-7180 фирмы BASF на температуру застывания присадки.

Введение депрессора в присадку не снижает противоизноснои эффективности (таблица 11).

Испытания смесей присадки, содержащей одновременно антиоксидант Агидол-1 и депрессор, позволяют констатировать хорошую совместимость антиоксиданта и депрессора между собой, что позволяет при необходимости добавлять их в присадку одновременно.

Похожие патенты RU2694884C1

название год авторы номер документа
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу 2017
  • Сафиуллин Азат Миргалимович
  • Аббасов Мохтарам Мурад Оглы
  • Гильмутдинов Марат Кафилевич
  • Безгина Антонина Михайловна
  • Данилов Александр Михайлович
  • Митусова Тамара Никитовна
RU2641736C1
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2019
  • Дунаев Сергей Васильевич
  • Исаев Александр Васильевич
  • Лесин Анатолий Викторович
  • Аверина Надежда Павловна
  • Пащенко Вячеслав Валентинович
  • Максютин Олег Михайлович
RU2704799C1
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВАМ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2017
  • Горюнова Александра Константиновна
  • Лихтерова Наталья Михайловна
  • Шаталов Константин Васильевич
RU2649396C1
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВОИЗНОСНОЙ ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2019
  • Дунаев Сергей Васильевич
  • Исаев Александр Васильевич
  • Лесин Анатолий Викторович
  • Аверина Надежда Павловна
  • Пащенко Вячеслав Валентинович
  • Максимов Антон Львович
  • Куликов Альберт Борисович
RU2705197C1
Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам и топливная композиция на ее основе 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Орлов Федор Сергеевич
  • Алексанян Давид Робертович
  • Климов Никита Александрович
  • Буров Никита Олегович
  • Низовцев Алексей Вадимович
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Подлеснова Екатерина Витальевна
  • Тресков Ярослав Анатольевич
  • Осьмушников Владимир Александрович
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Решетов Михаил Сергеевич
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Тимофеева Татьяна Викторовна
RU2796678C1
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому дизельному топливу 2020
  • Аристов Андрей Вячеславович
RU2751712C1
Способ получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам 2022
  • Ершов Михаил Александрович
  • Савеленко Всеволод Дмитриевич
  • Орлов Федор Сергеевич
  • Алексанян Давид Робертович
  • Климов Никита Александрович
  • Буров Никита Олегович
  • Низовцев Алексей Вадимович
  • Тимофеева Татьяна Викторовна
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Решетов Михаил Сергеевич
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Серов Антон Витальевич
  • Пименов Андрей Александрович
  • Овчинников Кирилл Александрович
RU2798574C1
ВСЕСЕЗОННОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2015
  • Булатников Владимир Валентинович
  • Шуверов Владимир Михайлович
RU2631116C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2007
  • Середа Александр Владимирович
  • Азев Валерий Степанович
  • Братков Анатолий Андреевич
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Макаров Александр Александрович
RU2326156C1
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2016
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2618231C1

Реферат патента 2019 года Присадка противоизносная к топливу для реактивных двигателей "GT-2017"

Изобретение раскрывает противоизносную присадку к топливу для реактивных двигателей, которая содержит композицию жирных кислот растительных масел с легкой углеводородной фракцией гидрокрекинга при следующем соотношении компонентов, % мас.: жирные кислоты растительных масел - 70-90; легкая углеводородная фракция гидрокрекинга - до 100. Технический результат: расширение ассортимента противоизносных присадок к топливу для реактивных двигателей, полностью отвечающих требованиям к присадкам этого типа; обеспечение производства присадки дешевым отечественным сырьем. 1 з.п. ф-лы, 11 табл.

Формула изобретения RU 2 694 884 C1

1. Противоизносная присадка к топливу для реактивных двигателей, содержащая композицию жирных кислот растительных масел с легкой углеводородной фракцией гидрокрекинга при следующем соотношении компонентов, % мас.:

жирные кислоты растительных масел 70-90 легкая углеводородная фракция гидрокрекинга до 100

2. Противоизносная присадка по п. 1, отличающаяся тем, что в своем составе дополнительно содержит до 0,05% мас. депрессора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2694884C1

US 20120042565 A1, 23.02.2012
ПРИСАДКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЯЗКОСТИ ТЯЖЕЛЫХ ФРАКЦИЙ НЕФТИ 2013
  • Шпербер Елизар Рубинович
  • Боковикова Татьяна Николаевна
  • Шпербер Давид Рубинович
  • Шпербер Рубин Елизарович
  • Шпербер Бенсион Елизарович
  • Дун Лев Игоревич
  • Дун Мальция Игоревна
RU2537843C2
Противоизносная присадка к ультрамалосернистому топливу 2017
  • Сафиуллин Азат Миргалимович
  • Аббасов Мохтарам Мурад Оглы
  • Гильмутдинов Марат Кафилевич
  • Безгина Антонина Михайловна
  • Данилов Александр Михайлович
  • Митусова Тамара Никитовна
RU2641736C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ 2009
  • Гайдар Сергей Михайлович
RU2400528C1
CN 107739634 A, 27.02.2018
CN 104130809 A, 05.11.2014
Поршневой насос 1986
  • Орлов Лев Викторович
  • Ужов Николай Владимирович
  • Татищев Михаил Юрьевич
  • Цыплаков Сергей Михайлович
  • Нажесткин Михаил Евгеньевич
SU1408101A1
RU 2005105571 A, 27.07.2006
DE 3205732 A, 25.08.1983.

RU 2 694 884 C1

Авторы

Аббасов Мохтарам Мурад Оглы

Сафиуллин Азат Миргалимович

Аббасов Мурад Мохтарамович

Даты

2019-07-17Публикация

2018-05-30Подача