Система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла Российский патент 2019 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2703596C1

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей.

Известно система смазки механических устройств, например двигателей, в частности устройство для сигнализации о наличии металлических частиц в системе смазки газотурбинных двигателей (ГТД) для диагностирования начала разрушения двигателя при появлении стружки в масле (патент РФ 2312240, МПК F02C7/06, опубл. 10.12.2007 г.) Система смазки ГТД включает масляный картер двигателя, магистрали нагнетания и откачки масла и суфлирования масляных полостей, маслобак, нагнетающие и откачивающие насосы, электрический датчик температуры масла и установленный на магистрали откачки масла электрический сигнализатор металлических частиц в масле. Датчик температуры масла установлен на магистрали откачки и размещен в общем корпусе с сигнализатором металлических частиц в масле, а провода для передачи сигнала подсоединены к одному общему разъему, связанному с электрическим жгутом двигателя.

Недостатком известной системы смазки ГТД является отсутствие системы утилизации отработанного моторного масла.

Известна система смазки газотурбинного двигателя, содержащая масляный резервуар, окружающий подшипниковую опору, одна из стенок которого принадлежит наружному корпусу двигателя, и масляный поддон (а. с. СССР, заявлено 2880213/25-06 от 08.02.1980 г., опубл. 30.10.1981 г.). Накопленное в резервуаре масло после остановки двигателя либо стекает в масляный поддон через подшипник турбины, охлаждая его, либо переносит теплоту от подшипниковой опоры к наружному корпусу естественной конвекцией в резервуаре.

Недостатком известной системы смазки газотурбинного двигателя является отсутствие системы утилизации отработанного моторного масла.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является масляная система ГТД, включающая масляный картер двигателя, магистрали нагнетания масла, откачки масла и суфлирования масляных полостей, маслобак, нагнетающие и откачивающие насосы, электрический датчик температуры масла и установленный на магистрали откачки масла электрический сигнализатор металлических частиц в масле (М.М.Бич, Е.В.Вейнберг, Д.Н.Сурнов. Смазка авиационных газотурбинных двигателей. Москва: Машиностроение, 1979. Стр.34).

Недостатком известной масляной системы ГТД является отсутствие системы утилизации отработанного моторного масла.

Задачей предлагаемого изобретения является утилизация отработанного моторного масла в системе смазки двигателя газотурбинной установки, повышение эффективности за счет снижения затрат на его утилизацию и использование его в качестве топлива.

В результате использования предлагаемого изобретения появляется возможность исключить процесс слива, вывоза и переработки отработанного масла, путем перекачки его в бак отработанного моторного масла и, во время рабочего процесса, последующего его сжигания в камере сгорания, тем самым используя его в качестве топлива.

Вышеуказанный технический результат достигается тем, что предлагаемая система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла, включающая масляный картер двигателя, магистрали нагнетания масла, откачки масла для утилизации, маслобак, нагнетающий насос, согласно изобретению снабжена трёхходовым краном для подачи масла в нагнетающую магистраль или в магистраль откачки масла для его утилизации, датчиком давления масла, радиатором охлаждения масла, маслофильтром, баком отработанного масла, магистралью подачи отработанного масла в камеру сгорания, дозатором уровня подачи отработанного масла в камеру сгорания, трубопроводом, выравнивающим давление между баком отработанного моторного масла и камерой сгорания, в которой производится подмес отработанного масла к штатному топливу для их совместного сжигания, при этом маслобак соединен с нагнетающим насосом, с трёхходовым краном, который в рабочем режиме соединен по магистрали нагнетания масла с масляным фильтром, радиатором охлаждения масла, датчиком давления и с картером двигателя, а в режиме утилизации трёхходовой кран соединен через магистраль откачки масла с баком отработанного масла, который через магистраль подачи отработанного масла и дозатор отработанного масла соединен с камерой сгорания, при этом бак отработанного масла трубопроводом выравнивания давления соединен с камерой сгорания.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором представлена общая схема системы смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла.

Система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла содержит картер двигателя 1, магистраль нагнетания масла 2, магистраль откачки масла 3, маслобак 4, нагнетающий насос 5, трёхходовой кран 6, датчик давления масла 7, радиатор охлаждения масла 8, масляный фильтр 9, бак отработанного масла 10, магистраль подачи отработанного масла 11, дозатор отработанного масла 12, трубопровод выравнивания давления между баком отработанного масла и камерой сгорания 13, камеру сгорания 14.

Маслобак 4 соединен с нагнетающим насосом, который соединен с трёхходовым краном 6. В рабочем режиме трёхходовой кран 6 соединен по магистрали нагнетания масла 2 с масляным фильтром 9, который магистралью 2 соединен с радиатором охлаждения масла 8. Радиатор охлаждения масла 8 через магистраль 2 и датчик давления масла 7 соединен с картером двигателя 1. В режиме утилизации трёхходовой кран 6 соединен через магистраль откачки масла 3 с баком отработанного масла 10. Бак отработанного масла 10 через магистраль подачи отработанного масла 11 и дозатор отработанного масла 12 соединен с камерой сгорания 14. Бак отработанного масла 10 трубопроводом выравнивания давления 13 соединен с камерой сгорания 14.

Работает система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла следующим образом.

Во время рабочего процесса двигателя газотурбинной установки смазочное масло из маслобака 4, перекачиваемое нагнетающим насосом 5, по магистрали нагнетания масла 2, через трёхходовой кран 6, посредством которого выбирается режим работы масляной системы, т. е. рабочий режим или в режим утилизации, через масляный фильтр 9, где производится очистка масла от твёрдых включений, через масляный радиатор 8, где производится охлаждение масла, и датчик давления 7, поступает в картер двигателя 1 газотурбинной установки, где производится смазка подшипникового узла и отвод теплоты от трущихся поверхностей, далее масло сливается в маслобак 4. После наработки нормативных моточасов двигатель выключается, при этом трёхходовой кран 6 переводится в режим утилизации масла, включается нагнетающий насос 5 и масло по магистрали откачки масла 3 подаётся в бак отработанного масла 10. После полной перекачки отработанного масла, трёхходовой кран 6 переводится в рабочий режим, заливается новое масло в маслобак 4 и запускается газотурбинный двигатель, где через трубопровод выравнивания давления 13, давление в камере сгорания 14 и в баке отработанного масла 10 выравнивается и отработанное масло сливается по магистрали 11 в камеру сгорания 14. Дозатор отработанного масла 12, размещённый в камере сгорания 14, установлен на уровень подачи масла, при котором качество выхлопных газов не нарушает экологические нормы.

Похожие патенты RU2703596C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Бекренев Игорь Анатольевич
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Островский Михаил Лазаревич
  • Сорокин Кирилл Юрьевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2312240C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Голубов А.Н.
  • Ежова Н.П.
  • Жибков Ю.М.
  • Пузакова О.Р.
  • Фомин В.Н.
RU2117794C1
Маслосистема газотурбинного двигателя 2017
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2649377C1
Маслосистема газотурбинного двигателя 2021
  • Колобков Валерий Владимирович
  • Новгородцев Андрей Владимирович
  • Яук Рудольф Владимирович
RU2758809C1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Алавердова Ирина Федоровна
  • Алфимов Виталий Анатольевич
  • Арзамасцев Анатолий Александрович
  • Князев Александр Николаевич
  • Насонов Владимир Николаевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Шульгин Александр Федорович
RU2293219C2
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ 2004
  • Андреев Анатолий Васильевич
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Попов Сергей Владимирович
  • Семенов Вадим Георгиевич
RU2277175C1
СИСТЕМА СМАЗКИ АВИАЦИОННОГО ГТД 2006
  • Караваев Юрий Андреевич
  • Минарченко Ярослав Михайлович
RU2323358C1
СПОСОБ РАБОТЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2458236C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2458237C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2458235C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 703 596 C1

Реферат патента 2019 года Система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей. Система смазки двигателя газотурбинной установки снабжена трёхходовым краном для подачи масла в нагнетающую магистраль или в магистраль откачки масла для его утилизации, датчиком давления масла, радиатором охлаждения масла, маслофильтром, баком отработанного масла, магистралью подачи отработанного масла в камеру сгорания, дозатором уровня подачи отработанного масла в камеру сгорания. Также система снабжена трубопроводом, выравнивающим давление между баком отработанного моторного масла и камерой сгорания, в которой производится подмес отработанного масла к штатному топливу для их совместного сжигания. При этом маслобак соединен с нагнетающим насосом, с трёхходовым краном, который в рабочем режиме соединен по магистрали нагнетания масла с масляным фильтром, радиатором охлаждения масла, датчиком давления и с картером двигателя. В режиме утилизации трёхходовой кран соединен через магистраль откачки масла с баком отработанного масла, который через магистраль подачи отработанного масла и дозатор отработанного масла соединен с камерой сгорания. При этом бак отработанного масла трубопроводом выравнивания давления соединен с камерой сгорания. В результате использования предлагаемого изобретения появляется возможность исключить процесс слива, вывоза и переработки отработанного масла путем перекачки его в бак отработанного моторного масла и, во время рабочего процесса, последующего его сжигания в камере сгорания, тем самым используя его в качестве топлива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 703 596 C1

Система смазки двигателя газотурбинной установки с утилизацией отработанного моторного масла, включающая масляный картер двигателя, магистрали нагнетания масла, откачки масла для утилизации, маслобак, нагнетающий насос, отличающаяся тем, что снабжена трёхходовым краном для подачи масла в нагнетающую магистраль или в магистраль откачки масла для его утилизации, датчиком давления масла, радиатором охлаждения масла, маслофильтром, баком отработанного масла, магистралью подачи отработанного масла в камеру сгорания, дозатором уровня подачи отработанного масла в камеру сгорания, трубопроводом, выравнивающим давление между баком отработанного моторного масла и камерой сгорания, в которой производится подмес отработанного масла к штатному топливу для их совместного сжигания, при этом маслобак соединен с нагнетающим насосом, с трёхходовым краном, который в рабочем режиме соединен по магистрали нагнетания масла с масляным фильтром, радиатором охлаждения масла, датчиком давления и с картером двигателя, а в режиме утилизации трёхходовой кран соединен через магистраль откачки масла с баком отработанного масла, который через магистраль подачи отработанного масла и дозатор отработанного масла соединен с камерой сгорания, при этом бак отработанного масла трубопроводом выравнивания давления соединен с камерой сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2703596C1

М.М
БИЧ, Е.В
ВЕЙНБЕРГ, Д.Н
СУРНОВ
СМАЗКА АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
МОСКВА: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1979
СИСТЕМА СМАЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Бекренев Игорь Анатольевич
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Островский Михаил Лазаревич
  • Сорокин Кирилл Юрьевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2312240C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2468227C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Голубов Александр Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
RU2522748C1

RU 2 703 596 C1

Авторы

Гусаров Валентин Александрович

Гусарова Елена Валентиновна

Кузнецова Ирина Юрьевна

Молоков Евгений Вячеславович

Даты

2019-10-21Публикация

2018-12-24Подача