Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата Российский патент 2019 года по МПК B63H25/00 B63B9/00 G06F17/50 

Описание патента на изобретение RU2707017C1

Изобретение относится к управлению судами, в частности, автономными подводными аппаратами. Предназначено для определения параметров устойчивости и управляемости подводного аппарата и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование.

Известен способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и гидродинамического момента, основанный на раздельном расчетном определении этих характеристик на голый корпус подводного аппарата и оперение с последующим суммированием этих характеристик (см. Пантов Е.Н., Махин Н.Н., Шереметов Б.Б. Основы теории движения подводных аппаратов / Е.Н. Пантов. - Л.: Судостроение, 1973. - стр. 75-82).

Недостатком этого способа является лишь приближенный учет формы корпуса подводного аппарата, что приводит к погрешностям, снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Известны также экспериментальные способы определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, основанные на испытании на ротативной установке, испытании искривленных моделей, а также определении этих характеристик методом малых колебаний (см. Федяевский К.К., Соболев Г.В. Управляемость корабля / К.К. Федяевский. - Л.: Судпромгиз, 1963. - стр. 111-127).

Недостатком этих способов является наличие погрешностей из-за масштабного эффекта, что снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Известен также «Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента» (пат. RU №2507110, опубл. 20.02.2014, МПК: В63Н 25/00) - взятый за прототип, включающий определение текущего значения абсциссы центра вращения, угловой скорости объекта, демпфирующих составляющих гидродинамической силы и ее момента с использованием датчиков линейных ускорений, расположенных в диаметральной плоскости объекта. С помощью датчиков замеряют значения поперечных линейных ускорений, затем определяют значения поперечных составляющих линейных скоростей, рассчитывают текущее значение центра вращения объекта и определяют демпфирующие составляющие нормальной гидродинамической силы и момента.

Недостатком изобретения является осуществление постоянного контроля расчетного положения центра вращения объекта, а также необходимость выполнения фактического маневрирования объекта, что снижает безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также снижает точность управления подводным аппаратом.

Задачей изобретения является повышение безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также повышение точности управления подводным аппаратом.

Технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования за счет повышения точности прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, что снижает погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным аппаратом увеличивается за счет учета нестационарных гидродинамических воздействий, возникающих при равноускоренных или равнозамедленных угловых колебаниях подводного аппарата в потоке, которые не могут быть определены при движении подводного аппарата по траектории с постоянным диаметром циркуляции.

Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, включает определение абсциссы центра вращения подводного аппарата, его угловой скорости, демпфирующих гидродинамических характеристик. Сначала создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг трехмерной модели подводного аппарата определяют распределение полей скоростей и давлений потока. При этом последовательно задают колебания трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углам дифферента ψ, курса ϕ и крена θ. Колебания по углу дифферента ψ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения силы избыточной плавучести изменяющейся по гармоническому закону. Определяют сдвиг фаз ϕp между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента. Колебания по углу курса ϕ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения горизонтальной силы изменяющейся по гармоническому закону. Определяют сдвиг фаз ϕF между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса. Колебания по углу крена θ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения момента изменяющегося по гармоническому закону. При этом момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕM между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена.

Затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата по формулам:

здесь Р0 - амплитудное значение силы избыточной плавучести;

φ0 - амплитудное значение угла дифферента;

ω - частота колебаний;

ϕp - сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента;

F0 - амплитудное значение горизонтальной силы;

ϕ0 - амплитудное значение угла курса;

ϕF - сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса;

М0 - амплитудное значение момента;

θ0 - амплитудное значение угла крена;

ϕM - сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OZ1;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OY1;

- коэффициент вращательной производной гидродинамического момента относительно оси ОХ1.

Демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата равны демпфирующим гидродинамическим характеристикам подводного аппарата. Полученные демпфирующие гидродинамические характеристики подводного аппарата используют при выполнении сложного маневра подводным аппаратом.

Существенность отличий предлагаемого способа от прототипа определяется следующим. Последовательное выполнение операций, направленных на приложение силы избыточной плавучести, горизонтальной силы и момента, действующего в плоскости мидель-шпангоута, позволяет задавать колебательное движение трехмерной модели подводного аппарата в потоке и, тем самым:

- повысить точность прогнозирования движения подводного аппарата по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата,

- снизить погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании.

Таким образом, совокупность указанных существенных признаков позволяет обеспечить достижение нового технического результата, а именно:

- повысить безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования;

- повысить точность управления подводным аппаратом.

Сущность способа определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу дифферента;

на фиг. 2 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу курса;

на фиг. 3 - схема, отражающая задание колебаний трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углу крена.

Реализация способа происходит следующим образом. Определяют абсциссу центра вращения подводного аппарата, его угловую скорость. Создают трехмерную модель подводного аппарата 1. Около трехмерной модели подводного аппарата 1 определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Вводят систему координат, связанную с трехмерной моделью подводного аппарата с началом в центре масс трехмерной модели подводного аппарата (точка О). Ось ОХ1 направлена в нос трехмерной модели подводного аппарата, OY1 - вверх, OZ1 - на правый борт. При этом последовательно задают колебания трехмерной модели подводного аппарата на траектории 2 по углам дифферента ψ (колебания относительно оси OZ1), курса ϕ (колебания относительно оси OY1), крена θ (колебания относительно оси ОХ1). Колебания по углу дифферента ψ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения силы избыточной плавучести Р=P0sinωt изменяющейся по гармоническому закону. При этом силу избыточной плавучести прикладывают на расстоянии хр от центра масс трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕp между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента φ=φ0sin(ωt+ϕp). Колебания по углу курса ϕ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения горизонтальной силы F=F0sinωt изменяющейся по гармоническому закону. При этом горизонтальную силу прикладывают на расстоянии хр от центра масс трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕF между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса ϕ=ϕ0sin(ωt+ϕF). Колебания по углу крена θ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения момента М=M0sinωt изменяющегося по гармоническому закону. При этом момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута трехмерной модели подводного аппарата. Определяют сдвиг фаз ϕM между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена θ=θ0sin(ωt+ϕM).

Затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата по формулам:

здесь Р0 - амплитудное значение силы избыточной плавучести;

φ0 - амплитудное значение угла дифферента;

ω - частота колебаний;

ϕp - сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента;

F0 - амплитудное значение горизонтальной силы;

ϕ0 - амплитудное значение угла курса;

ϕF - сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса;

М0 - амплитудное значение момента;

θ0 - амплитудное значение угла крена;

ϕM - сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OZ1;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OY1;

- коэффициент вращательной производной гидродинамического момента относительно оси OX1.

Демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата равны демпфирующим гидродинамическим характеристикам подводного аппарата. Полученные демпфирующие гидродинамические характеристики подводного аппарата, используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного аппарата в условиях сложного маневрирования.

Заявителем были проведены исследования рассматриваемого технического решения «Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата», направленные на повышение безопасности управления подводным аппаратом, где в качестве объекта моделирования выбран подводный аппарат, обладающий определенными гидродинамическими характеристиками.

Анализ полученных данных показал, что снижается погрешность в определении диаметра циркуляции подводного аппарата при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным аппаратом увеличивается за счет учета нестационарных гидродинамических воздействий, возникающих при равноускоренных или равнозамедленных угловых колебаниях подводного аппарата в потоке, которые не могут быть определены при движении подводного аппарата по траектории с постоянным диаметром циркуляции.

Таким образом, технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования, а также в повышении точности управления подводным аппаратом.

Похожие патенты RU2707017C1

название год авторы номер документа
Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного объекта 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Чернышев Игорь Александрович
RU2731817C1
Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Титов Максим Александрович
RU2746488C1
Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта 2020
  • Каверинский Андрей Юрьевич
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Титов Максим Александрович
RU2735195C1
Способ учета влияния работающего водометного движителя на позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта 2020
  • Каверинский Андрей Юрьевич
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Чернышев Игорь Александрович
RU2746552C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ 2011
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Афанасьев Владимир Николаевич
  • Леденев Виктор Валентинович
  • Амирагов Алексей Славович
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Плеханов Вячеслав Евгеньевич
  • Максимов Владимир Николаевич
RU2483327C2
СИСТЕМА НАВИГАЦИИ АВТОНОМНОГО НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2011
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2460043C1
ПОДВОДНЫЙ БУКСИРУЕМЫЙ АППАРАТ 1995
  • Пшеничный А.И.
  • Лев И.Г.
  • Финкельштейн А.Г.
RU2096246C1
ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Щеглов Сергей Георгиевич
RU2490164C1
ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2003
  • Бабахин Анатолий Иванович
  • Коновалов Валентин Иванович
  • Манеев Мукаддяс Нетфуллович
  • Медведев Михаил Михайлович
  • Смирнов Константин Станиславович
  • Толмачёв Александр Николаевич
RU2271301C2
Способ определения позиционных гидродинамических характеристик корабля 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Титов Максим Александрович
RU2746472C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 707 017 C1

Реферат патента 2019 года Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата

Изобретение относится к управлению автономными подводными аппаратами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных аппаратов, выполняющих сложное маневрирование. Создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг которой определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Последовательно задают колебания модели на траектории по углам дифферента, курса и крена. Колебания по углу дифферента задают за счет приложения силы избыточной плавучести, изменяющейся по гармоническому закону, и определяют сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями модели по углу дифферента. Колебания по углу курса задают за счет приложения горизонтальной силы, изменяющейся по гармоническому закону, и определяют сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями модели по углу курса. Колебания по углу крена задают за счет приложения момента, изменяющегося по гармоническому закону, момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута модели. Определяют сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями модели по углу крена. Определяют демпфирующие гидродинамические характеристики. Повышается точность и безопасность управления подводным аппаратом при выполнении им сложного маневрирования. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 707 017 C1

Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик подводного аппарата, включающий определение абсциссы центра вращения, угловой скорости, демпфирующих гидродинамических характеристик, отличающийся тем, что сначала создают трехмерную модель подводного аппарата, вокруг которой определяют распределение полей скоростей и давлений потока, при этом последовательно задают колебания трехмерной модели подводного аппарата на траектории по углам дифферента ψ, курса ϕ и крена θ, колебания по углу дифферента ψ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения силы избыточной плавучести, изменяющейся по гармоническому закону, определяют сдвиг фаз ϕp между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента, колебания по углу курса ϕ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения горизонтальной силы, изменяющейся по гармоническому закону, определяют сдвиг фаз ϕF между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса, колебания по углу крена θ трехмерной модели подводного аппарата задают за счет приложения момента, изменяющегося по гармоническому закону, при этом момент прикладывают в плоскости мидель-шпангоута трехмерной модели подводного аппарата, определяют сдвиг фаз ϕM между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена, затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата по формулам

здесь P0 - амплитудное значение силы избыточной плавучести;

φ0 - амплитудное значение угла дифферента;

ω - частота колебаний;

ϕp - сдвиг фаз между колебаниями силы избыточной плавучести и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу дифферента;

F0 - амплитудное значение горизонтальной силы;

ϕ0 - амплитудное значение угла курса;

ϕF - сдвиг фаз между колебаниями горизонтальной силы и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу курса;

М0 - амплитудное значение момента;

θ0 - амплитудное значение угла крена;

ϕM - сдвиг фаз между колебаниями момента и колебаниями трехмерной модели подводного аппарата по углу крена;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OZ1;

- коэффициенты вращательных производных гидродинамических сил и моментов относительно оси OY1;

- коэффициент вращательной производной гидродинамического момента относительно оси ОХ1, демпфирующие гидродинамические характеристики трехмерной модели подводного аппарата равны демпфирующим гидродинамическим характеристикам подводного аппарата, полученные демпфирующие гидродинамические характеристики подводного аппарата используют при выполнении сложного маневра подводным аппаратом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2707017C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕМПФИРУЮЩИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НОРМАЛЬНОЙ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ СИЛЫ И МОМЕНТА 2012
  • Юдин Юрий Иванович
RU2507110C2
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА СУДНА 2016
  • Глухов Иван Андреевич
RU2648524C1
CN 107472456 А, 15.12.2017
CN 101707016 А, 12.05.2010.

RU 2 707 017 C1

Авторы

Сухоруков Андрей Львович

Лускин Борис Анатольевич

Даты

2019-11-21Публикация

2019-02-26Подача