РЕЛЬС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Российский патент 2019 года по МПК E01B5/02 E01B5/14 

Описание патента на изобретение RU2708819C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к верхнему строению пути.

Из уровня техники известен общепринятый широкоподошвенного типа железнодорожный рельс, состоящий из головки, подошвы и шейки. Верхняя поверхность головки рельса - поверхность катания, на новом рельсе, имеет криволинейное выпуклое очертание.

Недостатки: Износ превращает выпуклую поверхность катания в плоскую, при этом увеличивается линия контакта колеса с рельсом, что значительно повышает сопротивление движению колеса, имеющего конический профиль обода, и вероятность образования микротрещин на поверхности катания по краям контакта.

В основу изобретения поставлены две задачи:

- первая - сделать контакт колеса с рельсом оптимальным на протяжении всего жизненного цикла рельса;

- вторая - обеспечить контакт колес колесной пары с рельсами с наилучшими условиями взаимодействия, как в прямых, так и в кривых участках пути.

Предлагается вместо одного универсального рельса изготавливать три специализированных. Рельсы кроме верхней поверхности головки выполнять по профилю сопрягаемого типового рельса. При изготовлении на верхней поверхности головки формировать шип, а поверхность катания формировать на верхней стороне шипа. Шипы на рельсах расположить: на первом - по центру, на втором - с краю, на третьем в среднем положении по отношению к центральному и крайнему шипам. На рабочих рельсах шип можно сформировать механической обработкой.

Предложение реализуется следующим образом. В прямых и пологих кривых устанавливают рельсы с шипом в центральной части головки. В кривых средних радиусов, на наружной нитке устанавливают рельс со средним положением шипа, а во внутренней нитке устанавливают рельсы с центральным либо со средним положением шипа в зависимости от радиуса кривой. В кривых малых радиусов, на наружной нитке устанавливают рельс с крайним положением шипа, а во внутренней нитке устанавливают рельсы со средним положением шипа. На наружных нитях рельсы устанавливают шипом ближе к гребню, а на внутренних соответственно дальше от гребня. На путях метрополитена и на классических стрелочных переводах допускается применять рельсы с шипами без модернизации колеи (без изменения подуклонки).

Технический результат: Увеличение ресурса рельса, уменьшение сопротивления движению, снижение затрат на восстановление поверхности катания рельса.

На фигурах показаны элементы рельса: подошва (1), шейка (2), головка (3), поверхность катания (4), центральный шип (5), средний шип (6), крайний шип (7); рельсы наружной нити: с подуклонкой 1/20 (8, 10), с подуклонкой 1/27 - 1/80 (9), без подуклонки (рельс наружной нити типового стрелочного перевода) (11); рельсы внутренней нити: с подуклонкой 1/20 (12), с подуклонкой 1/11 - 1/16 (13), без подуклонки (рельс внутренней нити типового стрелочного перевода) (14), с подуклонкой 1/10 (15).

На фигуре 1 иллюстрируется рельс с центральным шипом.

На фигуре 2 иллюстрируется рельсы со средними шипами во взаимодействии с колесной парой в кривых средних радиусов.

На фигуре 3 иллюстрируется рельсы со средним и крайним шипами во взаимодействии с колесной парой в кривых малых радиусов.

Похожие патенты RU2708819C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОЛЕСО - РЕЛЬС И ПРОФИЛИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ И ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА НА ЕГО ОСНОВЕ 2015
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2595200C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И ПРОФИЛИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ И ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА НА ЕГО ОСНОВЕ 2013
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2568819C2
ШПАЛА ДЛЯ КРИВОЛИНЕЙНОГО УЧАСТКА ПУТИ 2017
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2668146C1
БЕЗУДАРНЫЙ СТЫК ДЛЯ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2014
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2582757C1
Способ текущего содержания кривого участка пути в плане и рельсовая колея для его реализации 2015
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2609612C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС 1991
  • Есаулов В.П.
  • Таран Ю.Н.
  • Плискановский С.Т.
  • Митин Н.Ф.
  • Есаулов А.Т.
  • Евдокименко Р.Я.
  • Сахно В.А.
  • Ковальченко В.И.
  • Сивцов Н.Ф.
  • Раханский Б.И.
  • Ремпель А.Г.
  • Краснобаев Ю.В.
  • Висторовский Н.Т.
  • Шевченко Е.И.
  • Сладковский А.В.
  • Бардусов В.Н.
  • Хаба И.И.
RU2013480C1
Устройство и способ профилирования поверхности катания головки рельса 2023
  • Богданов Олег Константинович
  • Стрельцов Сергей Анатольевич
RU2802981C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА БЕССТЫКОВОГО ПУТИ, РЕЛЬСОШПАЛЬНАЯ РЕШЁТКА И ПУТЕУКЛАДОЧНЫЙ ПОЕЗД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2572485C1
ПРОФИЛЬ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 2011
  • Кочергин Виктор Васильевич
  • Максимов Игорь Николаевич
  • Грабнер Геральд
RU2441762C1
Способ эксплуатации кривого участка пути в плане и устройство рельсовой колеи в кривых 2016
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2611234C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 708 819 C2

Реферат патента 2019 года РЕЛЬС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. Рельс содержит подошву, головку и шейку. Поверхность катания на головке сформирована в виде шипа. Шип располагают либо по центру, либо с краю, либо в среднем положении. Достигается увеличение ресурса рельса. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 708 819 C2

Рельс железнодорожный, включающий головку, подошву и шейку, отличающийся тем, что на верхней поверхности головки имеет шип, который расположен по центру, либо с краю, либо в среднем положении по отношению к центральному и крайнему шипам, поверхность катания сформирована на верхней стороне шипа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2708819C2

CN 102454138 A, 16.05.2012
Железнодорожный рельс 1990
  • Касылкасов Женыс Мадыкенович
SU1759973A1
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз 1924
  • Подольский Л.П.
SU2014A1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РЕЛЬС 1991
  • Есаулов В.П.
  • Таран Ю.Н.
  • Плискановский С.Т.
  • Митин Н.Ф.
  • Есаулов А.Т.
  • Евдокименко Р.Я.
  • Сахно В.А.
  • Ковальченко В.И.
  • Сивцов Н.Ф.
  • Раханский Б.И.
  • Ремпель А.Г.
  • Краснобаев Ю.В.
  • Висторовский Н.Т.
  • Шевченко Е.И.
  • Сладковский А.В.
  • Бардусов В.Н.
  • Хаба И.И.
RU2013480C1
Способ эксплуатации кривого участка пути в плане и устройство рельсовой колеи в кривых 2016
  • Зиньковский Александр Тихонович
RU2611234C2
CN 105063490 B, 22.03.2017.

RU 2 708 819 C2

Авторы

Пухов Игорь Анатольевич

Даты

2019-12-11Публикация

2018-03-01Подача