Закрытая электрическая машина с внутренним неподвижным якорем Российский патент 2019 года по МПК H02K9/19 

Описание патента на изобретение RU2709622C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно к охлаждению электрических машин с внутренним расположением якоря.

Известна закрытая электрическая машина, содержащая наружный ротор с торцевой стенкой, выполненной в виде подшипникового щита, образующий с корпусом замкнутую полость, в которой расположен якорь, при этом якорь закреплен на неподвижной ступице, имеющей опору, на которой консольно установлены подшипники ротора (см. RU 113890 U1, опуб., 27.02.2012).

Так как к неподвижному якорю в известной машине открыт неограниченный доступ охлаждающей среды со стороны корпуса, то возможен эффективный отвод тепла от неподвижного якоря. Однако недостатком является необходимость уплотнения внутренней полости по наибольшему радиусу, что приводит к малой эффективности бесконтактного уплотнения, либо к увеличенным механическим потерям при контактном уплотнении полости.

Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения машины с внутренним якорем, простоте конструкции и эффективном уплотнении внутренней полости ротора.

Поставленная задача достигается тем, что в закрытой электрической машине, содержащей наружный ротор с торцевыми стенками, выполненными в виде подшипниковых щитов, образующий замкнутую полость, в которой расположен якорь, при этом якорь закреплен на неподвижной ступице, имеющей опору, на которой установлены подшипники ротора, согласно изобретению, на торцевых поверхностях ступицы и на внутренней и наружной поверхностях подшипниковых щитов ротора выполнены кольцевые ребра охлаждения, при этом ребра ступицы обращены навстречу ребрам внутренней поверхности щитов и, по меньшей мере, часть ребер одной поверхности расположена в кольцевых выемках между соседними ребрами другой поверхности с возможностью относительного окружного перемещения ребра в кольцевой выемке между ответными соседними ребрами с образованием кольцевых щелевых полостей, в которых расположена промежуточная охлаждающая среда.

Поставленная задача достигается также тем, что ребра выполнены с непрерывной кольцевой поверхностью, либо, по меньшей мере, в части кольцевых ребер выполнены радиальные или наклонные прорези с образованием каналов для перемещения промежуточной охлаждающей среды между кольцевыми полостями.

Изобретение поясняется при помощи чертежей.

На фиг. 1 показан продольный разрез описываемой машины;

На фиг. 2 показан местный вид А на фиг. 1;

На фиг. 3 - внешний вид на заднюю крышку машины;

На фиг. 4 - внешний вид на переднюю крышку машины;

На фиг. 5 - продольный разрез модели.

Описываемая машина содержит наружный ротор 1, с торцевыми стенками 2, выполняющими функции подшипниковых щитов, в которых установлены подшипники 3. Внутри ротора 1 образована полость, в которой расположен якорь 4 с обмотками 5. Якорь 4 закреплен на неподвижной ступице 6, имеющей опору 7, на которой установлены подшипники 3 ротора 1. Ступица 6 якоря 4 может быть выполнена в виде пустотелого цилиндра с торцевыми стенками 8, на которых выполнены кольцевые ребра 9 охлаждения. На внутренних поверхностях торцевых стенок 2 ротора 1 также выполнены кольцевые ребра 10 охлаждения, которые обращены навстречу ребрам 9. При этом ребро 9 расположено в выемке между соседними ребрами 10, а ребро 10, соответственно - в выемке между соседними ребрами 9 с образованием кольцевых щелевых полостей между перемещающимися одна относительно другой кольцевыми поверхностями ребер 9 и 10. В кольцевых щелевых полостях расположена промежуточная охлаждающая среда, например, воздух или жидкость. В предпочтительном варианте выполнения в качестве промежуточной среды используется воздух.

Ребра 9 и 10 охлаждения могут быть выполнены цельными с непрерывной кольцевой поверхностью, как показано на чертежах, либо в них могут быть выполнены радиальные или наклонные к радиусу прорези (на чертежах не показаны), то есть поперек ребра, с образованием каналов, соединяющих соседние кольцевые щелевые полости, для прохода промежуточной охлаждающей среды.

На внешних поверхностях стенок 2 ротора 1 также выполнены кольцевые ребра 11 охлаждения, причем они занимают по возможности всю торцевую поверхность от подшипника до края торцевой стенки 2 и могут быть выполнены с различной высотой ребер 11, например, с плавно меняющейся высотой.

Описываемая машина работает следующим образом. Ротор 1 установлен на подшипниках 3, расположенных на противоположных сторонах внутреннего неподвижного якоря 4. Так как опоры в этом случае выполняются минимально возможного диаметра, то уплотнение внутренней полости ротора 1 осуществляется с наилучшей эффективностью. Однако при такой компоновке ухудшается отвод тепла от расположенного в указанной полости ротора 1 неподвижного якоря 4 и его обмоток 5. Выполнение кольцевых ребер 9 и 10 на соседних торцевых поверхностях стенок 2 и 8, соответственно, ротора 1 и ступицы 6 якоря 4 позволяет значительно увеличить теплопередающую поверхность, а введение одних ребер в выемки других позволяет уменьшить зазор между взаимодействующими теплопередающими поверхностями.

Тепло, переданное в стенки 2 ротора 1, рассеивается его наружными ребрами 11, которые могут быть выполнены как кольцевыми, так и радиальными.

Таким образом, при использовании описываемого изобретения повышается эффективность охлаждения машины с внутренним неподвижным якорем 4, имеющей простую конструкцию, не требующую приводного нагнетателя для принудительного перемещения охлаждающей среды внутри полости ротора. При этом достигается повышенная эффективность уплотнения внутренней полости ротора за счет использования стенок ротора с минимальными отверстиями под опоры.

Похожие патенты RU2709622C1

название год авторы номер документа
Закрытая электрическая машина 2019
  • Петров Владимир Анатольевич
RU2713452C1
Электрическая машина 2018
  • Петров Владимир Анатольевич
RU2688929C1
Тяговый электродвигатель транспортного средства 1987
  • Козлов Юрий Константинович
  • Макареев Александр Дмитриевич
  • Райтман Евгений Лазаревич
  • Скуридина Татьяна Ивановна
  • Таденев Владимир Исаакович
  • Хавин Зосим Теодорович
SU1457076A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2019
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Жердев Игорь Александрович
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2713195C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2021
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русаков Анатолий Михайлович
RU2770909C1
ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2006
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2309296C1
МОНОБЛОЧНЫЙ ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2008
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2365789C1
Электрическая машина 1978
  • Костиков Олег Николаевич
  • Малыхин Евгений Иванович
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
  • Яковлев Юрий Васильевич
SU741377A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 622 C1

Реферат патента 2019 года Закрытая электрическая машина с внутренним неподвижным якорем

Изобретение относится к области электротехники. Техническим результатом является повышение эффективности охлаждения машины с внутренним якорем, простота конструкции и эффективное уплотнение внутренней полости ротора. Закрытая электрическая машина содержит наружный ротор с торцевыми стенками, выполненными в виде подшипниковых щитов, образующих замкнутую полость, в которой расположен якорь. Якорь закреплен на неподвижной ступице, имеющей опору, на которой установлены подшипники ротора. На торцевых поверхностях ступицы и на внутренней и наружной поверхностях подшипниковых щитов ротора выполнены кольцевые ребра охлаждения, при этом ребра ступицы обращены навстречу ребрам внутренней поверхности щитов. При этом, по меньшей мере, часть ребер одной поверхности расположена в кольцевых выемках между соседними ребрами другой поверхности с возможностью относительного окружного перемещения ребра в кольцевой выемке между ответными соседними ребрами с образованием кольцевых щелевых полостей, в которых расположена промежуточная охлаждающая среда. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 709 622 C1

1. Закрытая электрическая машина с внутренним неподвижным якорем, содержащая наружный ротор с торцевыми стенками, выполненными в виде подшипниковых щитов, образующий замкнутую полость, в которой расположен якорь, при этом якорь закреплен на неподвижной ступице, имеющей опору, на которой установлены подшипники ротора, отличающаяся тем, что на торцевых поверхностях ступицы и на внутренней и наружной поверхностях подшипниковых щитов ротора выполнены кольцевые ребра охлаждения, при этом ребра ступицы обращены навстречу ребрам внутренней поверхности щитов и, по меньшей мере, часть ребер одной поверхности расположена в кольцевых выемках между соседними ребрами другой поверхности с возможностью относительного окружного перемещения ребра в кольцевой выемке между ответными соседними ребрами с образованием кольцевых щелевых полостей, в которых расположена промежуточная охлаждающая среда.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что ребра выполнены с непрерывной кольцевой поверхностью.

3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, в части кольцевых ребер выполнены радиальные или наклонные прорези с образованием каналов для перемещения промежуточной охлаждающей среды между кольцевыми полостями.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709622C1

Устройство для охлаждения закрытых электрических машин 1957
  • Барышев П.Р.
  • Ласточник Р.И.
  • Матейченко В.С.
  • Мкртычан К.Н.
SU108346A1
Комбинированный штамп для изготовления рессорных валиков на горизонтально-ковочной машине 1955
  • Гетман Е.А.
SU113890A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Валуев А.В.
  • Фролов А.В.
RU2006137C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Горелик Л.В.
RU2089033C1
ПАТЕНТНО-ТЕХНЙЧЕШЙГ БИБЛИОТЕКА JГ. Л. Новиков 0
SU332538A1
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2008
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2391761C1
DE 102008050848 A1, 15.04.2010
Фильтр 1934
  • Пушкин С.В.
SU44736A1

RU 2 709 622 C1

Авторы

Петров Владимир Анатольевич

Даты

2019-12-19Публикация

2019-02-06Подача