ОПОРА РОТОРА С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ Российский патент 2020 года по МПК F16C27/00 F02C7/06 F16C33/66 

Описание патента на изобретение RU2723515C1

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, и может найти применение в двигателях, имеющих жесткие ограничения по габаритным размерам и массе.

Известна опора (патент №85588, МПК F16C 37/00, опубл. 10.08.2009), которая содержит корпус и подшипник, включающий наружное и внутреннее кольца, сепаратор и шарики, при этом у обоих торцов подшипника образованы полости, каждая из которых разделена перегородкой на основную полость смазки, сообщенную с подшипником и полость охлаждения, сообщенную с каналом для охладителя, выполненным между корпусом и валом, и сообщенным с источником воздуха. В такой опоре смазка закладывается при сборке и забрасывается на рабочие поверхности подшипника по конической поверхности сепаратора за счет центробежных сил, возникающих от вращения сепаратора. Основным недостатком такой опоры является то, что консистентная смазка, сообщенная с полостью охлаждения, не участвует в работе подшипника при низких температурах. Со временем наработки изделия смазка, находящаяся в контактах тел качения с кольцами и сепаратором, не обновляется и теряет свои свойства, что снижает эффективность смазывания и ограничивает ресурс опоры.

Также известна опора ротора (патент №177741, МПК F16C 37/00, опубл. 07.03.2018), в которой вал содержит дополнительный резервуар - порционер со смазкой. Подача смазки из резервуара в полость подшипника на тела качения осуществляется через специальные каналы в валу за счет центробежных сил, возникающих при вращении ротора. При этом скорость обновления смазки, поступающей в подшипник, зависит от количества и формы каналов в зависимости от условий работы двигателя. Недостатком такой конструкции является малоэффективная смазка элементов подшипника за счет отсутствия устройства подачи консистентной смазки, позволяющего обеспечить подачу консистентной смазки во все необходимые зоны контакта элементов подшипника, что значительно снижает эксплуатационный ресурс опоры в целом.

Наиболее близкой к техническому решению является конструкция опоры ротора с консистентной смазкой (патент №2661376, МПК F16C 27/00, опубл. 19.04.2017), содержащая корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника.

Недостатком такой конструкции является то, что смазка подается постоянно и, следовательно, имеет ограничение по ресурсу. Постоянная подача смазки на подшипник не требуется, т.к. она сохраняет свою работоспособность в течение определенного промежутка времени. Это ограничивает ресурс опоры.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение ресурса опоры с подшипником на консистентной смазке за счет дискретной подачи новой порции смазки к местам контакта тел качения с кольцами и сепаратором во всем диапазоне работы ГТД.

Технический результат достигается тем, что в опоре ротора с консистентной смазкой, содержащей корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника, в отличие от известного, упругий элемент в виде пружины установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера, при этом внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем, между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор.

Данное решение поясняется чертежами, на которых представлены: фиг. 1 - продольный разрез опоры ротора с консистентной смазкой с отключенным электромагнитом; фиг. 2 - продольный разрез опоры ротора с консистентной смазкой с включенным электромагнитом.

Опора ротора турбомашины с консистентной смазкой содержит полый вал 1, корпус 2, подшипник с наружным 3 и внутренним 4 кольцами, сепаратором 5 и телами качения 6, каналы охлаждения 7 и 8, выполненные в полом валу 1 и корпусе 2 (фиг. 1, 2). Внутри полого вала 1 расположен, порционер 9, выполненный в виде полого цилиндра, в стенках которого выполнены отверстия, необходимые для прохождения охлаждающего воздуха. Внутри порционера 9 расположен подвижный элемент, выполненный в виде поршня 10. С одной стороны поршня 10 находится полость 11 с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины 12, поджимающая его в сторону смазки, при этом пружина 12 размещена между кольцевым выступом 13, выполненным на внутренней поверхности порционера 9 и поршнем 10. В торцевой стенке поршня 10 со стороны пружины 12 вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта 14, удерживающий поршень в определенном положении от воздействия пружины. Также внутри порционера 9 консольно вдоль оси, на определенном расстоянии от ограничителя 14, размещен электромагнит 15, установленный на статорном элементе, например, на внутренней стенке корпуса 2. При этом между электромагнитом 15 и ограничителем 14 всегда есть зазор. Полость 11 с консистентной смазкой сообщена через сообщенные между собой маслоподводящие каналы 16 и 17, выполненные в стенке полого вала 1 и порционера 9, с внутренним кольцом 5 подшипника.

В неактивном состоянии электромагнита 15 поршень 10 перекрывает отверстия 17 в порционере 9 (фиг. 1). В активном состоянии электромагнита 15 поршень 10 смещен на сжатие пружины 12 и отверстия 17 открыты (фиг. 2). При этом под действием центробежных сил смазка поступает к подшипнику.

На экспериментальной установке можно определить время работы электромагнита для подачи определенного количества смазки в зависимости от частоты вращения и температуры окружающей среды. Таким образом, повышается ресурс и надежность работы опоры и турбомашины в целом.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить ресурс и надежность работы опоры и турбомашины в целом.

Похожие патенты RU2723515C1

название год авторы номер документа
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ 2017
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2661376C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ 2017
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2666108C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ 2017
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2658752C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ РОТОРНОЙ МАШИНЫ 2018
  • Храмин Роман Владимирович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Буров Максим Николаевич
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Равикович Юрий Александрович
RU2682294C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
КОМБИНИРОВАННАЯ РАДИАЛЬНАЯ ОПОРА 2015
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2626783C2
Электромеханический привод поступательного действия 2022
  • Щербина Роман Сергеевич
  • Евсин Марк Геннадьевич
RU2786248C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА 2002
  • Иноземцев А.А.
  • Колесникова Л.С.
  • Харин С.А.
  • Крючков Ю.А.
RU2227232C1
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР 2003
  • Григашкин Г.А.
  • Варламов С.Е.
  • Горбенко И.В.
RU2243370C1
Опора вала турбохолодильника 1977
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Пиковский Владимир Анатольевич
  • Шашкин Владимир Валентинович
  • Кекух Виктор Самсонович
SU646068A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 723 515 C1

Реферат патента 2020 года ОПОРА РОТОРА С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, и может найти применение в двигателях, имеющих жесткие ограничения по габаритным размерам и массе. Опора ротора с консистентной смазкой содержит корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника. Упругий элемент выполнен в виде пружины и установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера. Внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор. Технический результат: повышение ресурса опоры с подшипником на консистентной смазке за счет дискретной подачи новой порции смазки к местам контакта тел качения с кольцами и сепаратором во всем диапазоне работы ГТД. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 723 515 C1

Опора ротора с консистентной смазкой, содержащая корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника, отличающаяся тем, что упругий элемент в виде пружины установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера, при этом внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2723515C1

RU 26613376 C1, 16.07.2018
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ РОТОРНОЙ МАШИНЫ 2018
  • Храмин Роман Владимирович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Буров Максим Николаевич
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Равикович Юрий Александрович
RU2682294C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ 0
SU177741A1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ 2017
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лебедев Максим Владимирович
  • Старков Роман Юрьевич
  • Шмотин Юрий Николаевич
RU2658752C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦИРКУЛЯТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ И В ТЕЧЕНИЕ АНЕСТЕЗИИ 1999
  • Костылев А.Н.
RU2187239C2

RU 2 723 515 C1

Авторы

Храмин Роман Владимирович

Кикоть Николай Владимирович

Лебедев Максим Владимирович

Старков Роман Юрьевич

Даты

2020-06-11Публикация

2019-09-13Подача