Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна, и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития.
Мышечная дистрофия Дюшенна (МД) - это генетическое заболевание, проявляющее прогрессирующими нарушениями мышечного аппарата, проявляющее себя еще в раннем детстве. Заболевание выражается прогрессирующим снижением способности мышц к сокращению, утратой мышечной силы и тонуса, атрофией мышц, повышенным риском перелома костей. Распространенность аномалии составляет примерно 3 человека на 10 тысяч лиц мужского пола. Заболевание практически во всех случаях поражает мальчиков. С целью минимизировать образование контрактур и продлить двигательную активность пациентов проводят ЛФК, массаж, физиотерапию.
Известны способы лечения миодистрофий Дюшенна/Беккера путем медикаментозной терапии, согласно которому, назначают прием препаратов инстенон форте, актопротектор бемитил и проводят амплипульсфорез прозерина на предплечья и голени конечностей на курс 15 процедур, в дальнейшем в течение 45-60 дней назначают бемитил (Патент РФ №2173144).
Известен комплекс лечебной физкультуры при прогрессирующей мышечной дистрофии fhttps://medbe.ru/materials/lechebnava-fizkultura/lechebnava-fizkultura-pri-progressiruvushchev-mvshechnoy-distrofii-zadachil (Э.И. Богданов, Ю.Е. Микусев, Ф.В. Таховиева, Г.Р. Халиуллина, З.А. Залялова), согласно которому, используют пассивное растяжение для тугих и/или укороченных мышечных тканей. Техника выполнения: медленное, постепенное разгибание суставов с возможно большей амплитудой и удерживание в этой позиции в течение 20-30 сек. Больной должен полностью расслабиться, не производить активных движений, не сопротивляться растягиванию. Пассивное растяжение должно производиться ежедневно, после тепловых процедур и расслабляющего массажа. Голеностопные суставы: исходное положение (и.п.) пациента лежа на спине, инструктор стоит сбоку и захватывает одной рукой подошву ноги, другая рука удерживает колено в выпрямленном положении, затем осторожно приводит стопу к прямому углу, не сгибая ногу в коленном суставе, удерживает давление некоторое время и затем, постепенно двигая стопу еще на несколько градусов, удерживает в течение 20 сек., по 20 раз на каждую стопу. Коленные суставы: и.п.- лежа на спине. Положение пациента и захват пятки будет таким же, как и при работе с голеностопными суставами, но при этом инструктор другой рукой оказывает давление на бедро, сразу же над коленной чашечкой, поднимая пятку, с выпрямлением колена, по 20 раз на каждое колено. И.п.- лежа на животе. Под бедро подкладывают подушку и распрямляют коленный сустав за счет массы нижней конечности, легче производить этот прием, если пациент лежит на кушетке, свесив ноги. Растягивание мышц-сгибателей бедра: и.п. - лежа на боку с выпрямленной ногой, инструктор встает сзади, кладет одну руку на бедро пациента для устойчивости и подводит другую руку под бедро этой же ноги, отводит ногу в свою сторону, растягивая сгибатели бедра. Для фиксации таза инструктор ставит колено на область поясницы больного так, чтобы бедро служило упором. И.п. - лежа на животе, одна рука инструктора кладется на ягодицы, вторая - подводится под бедро. Затем инструктор поднимает бедро, чтобы растянуть передние мышцы бедра. И.п. - лежа на спине, поочередно ноги приводят к грудной клетке и удерживаются пациентом с помощью инструктора в этой позиции. Затем инструктор кладет руку выше колена выпрямленной ноги, производя давление вниз. Другие мышцы бедра, которые связывают область поясницы с ногой, помогают контролировать угол наклона таза и могут влиять на кривизну позвоночника. Напряжение этих мышц может быть замечено, когда нога повернута внутрь во время ходьбы, или когда масса тела переносится на одну ногу при стоянии. Для растяжения этих мышц бедра пациент ложится на спину, инструктор встает рядом с его стопами, несколько сместившись к пораженной ноге. Нога, мышцы которой не растягивают, поднимается таким образом, чтобы не заслонять пораженную ногу. Затем инструктор осторожно подтягивает пораженную ногу к себе по средней линии с выпрямленным коленным суставом. Упражнения повторяют по 10 раз в каждую сторону. Этот способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей изобретения является разработка способа восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.
Технический результат изобретения заключается в снижении тонуса в голеностопных суставах и увеличении амплитуды движений в стопе.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс из 5-ти упражнений в физиологичных позах с выстраиванием сводов стоп и осанки. Способ предназначен для детей с МД, начиная с 1 года жизни, и направлен на поддержание мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы.
Способ осуществляют следующим образом.
Методист-реабилитолог проводит с ребенком с миодистрофией Дюшенна комплекс из 5 упражнений. Методист объясняет ребенку упражнения, выстраивает положение его тела и фиксирует в каждой позиции в течение пяти минут.
1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист-сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц (аддукторов) бедра. Вытяжение производят в течение 5 минут на каждую ногу. Упражнение направлено на растяжение аддукторов бедра с целью увеличения объема движений в тазобедренном суставе.
2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружными краями стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп. Фиксирует в данной позиции в течение пяти минут. Упражнение направлено на работу с укороченными мышцами подошвенной части стопы.
3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь, к тому, чтобы бедро находились под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом должны также находиться голень и пол, затем методист ставит на пол стопу ребенка и отводит ее, приподнимая пальцы стопы и мягко растягивает их. Упражнение направлено на восстановление объема движений в тазобедренном суставе, благодаря растяжению абдукторов бедра и коррекции положения стоп. В этом упражнении происходит комплексное воздействие на опорную функцию ноги ребенка.
4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует его пятки под седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз. Это способствует дополнительному эффекту растяжения мышц передней группы голени.
5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы и производит растяжение задней поверхности голени в течение 5 минут.
Существенным отличием заявляемого способа от известных методов лечебной гимнастики является выполнение упражнений у детей с МД, с мягким растяжением мышц, без активных нагрузок, которые негативно влияют на дистрофичные ткани.
Клинический пример 1. Мальчик Д., 8 лет, диагноз: Миодистрофия Дюшенна. С ребенком проведен курс реабилитационных упражнений, состоящий из 10 занятий по 5
упражнений в каждом. 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц бедра. Вытяжение производят в течение 5 минут на каждую ногу. 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружными краями стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп. Выдерживает ребенка в данной позиции в течение пяти минут.3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь, к тому, чтобы бедро находились под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом также должны находиться голень и пол, затем методист ставит на пол стопу ребенка и отводит ее, приподнимая пальцы стопы, и мягко растягивая их в течение 5 минут; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует пятки ребенка под его седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз. Выдерживает ребенка в данной позиции в течение пяти минут.5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы и производит растяжение задней поверхности голени в течение 5 минут.
В результате проведенного курса походка ребенка стала более устойчивой при ходьбе, уменьшилась контрактура, снизился тонус голеностопного сустава, увеличилась амплитуда движений и выносливость при ходьбе.
Использование предлагаемого способа приводит к снижению тонуса в голеностопных суставах и увеличению амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии | 2018 |
|
RU2696059C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна, и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития. Для этого проводят комплекс лечебной гимнастики с использованием пассивного растяжения укороченных мышечных тканей. С помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц бедра в течение 5 минут на каждую ногу. 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружным краем стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп в течение пяти минут. 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь к тому, чтобы бедро находилось под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом должна также находиться голень по отношению к полу, затем методист ставит на пол стопу ребенка, приподнимает пальцы стопы и мягко растягивает их в течение пяти минут. 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует пятки ребенка под седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз, продолжительность - пять минут. 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы, и производит растяжение задней поверхности голени в течение пяти минут. Способ обеспечивает снижение тонуса в голеностопных суставах и увеличение амплитуды движений в стопе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна. 1 пр.
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием пассивного растяжения укороченных мышечных тканей, отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист сидит рядом и фиксирует таз ребенка своей ногой, затем сгибает ногу ребенка, держа за пятку, отводит ногу в сторону подошвой вниз и фиксирует ее на уровне коленного сустава другой ноги, после этого методист берет ребенка под колено и, не поднимая его, производит эластичное вытяжение приводящих мышц бедра в течение 5 минут на каждую ногу; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на коврике, методист садится позади него и сводит стопы ребенка пятками и наружным краем стоп вместе, производя слабое надавливание на внутренние края стоп в течение пяти минут; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на боку, рука вытянута перпендикулярно телу, ладонью вниз, методист сидит рядом и выстраивает таз ребенка, колено и его пятку в одной плоскости, стремясь, к тому, чтобы бедро находилось под прямым углом к телу ребенка, под прямым углом должна также находиться голень по отношению к полу, затем методист ставит на пол стопу ребенка, приподнимает пальцы стопы и мягко растягивает их в течение пяти минут; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на полу на пятках, методист сидит сзади ребенка и фиксирует пятки ребенка под седалищными буграми, перенося вес тела ребенка на пятки, не давая ему возможность перекашивать таз, продолжительность - пять минут; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист фиксирует ногу ребенка в согнутом коленном суставе, обхватывая одной рукой пятку, другой - фаланги пальцев стопы, и производит растяжение задней поверхности голени в течение пяти минут.
БОГДАНОВ Э.И | |||
и др | |||
Лечебная физкультура при прогрессирующей мышечной дистрофии | |||
Задачи | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПТИМАЛЬНОЙ СТАТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЛИЦ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДОРСОПАТИИ ПОЯСНИЧНОГО РЕГИОНА | 2012 |
|
RU2511650C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МИОПАТИИ | 1995 |
|
RU2108769C1 |
ПРЯДИЛЬНЫЙ СТАНОК | 1926 |
|
SU3526A1 |
НИКОЛЕНКО Н.Ю | |||
и др | |||
Реабилитация детей с прогрессирующей мышечной дистрофией Дюшенна | |||
Российский вестник перинатологии и педиатрии | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
MARQUESTE T | |||
et al | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Авторы
Даты
2019-08-26—Публикация
2018-11-07—Подача