Изобретение относится к медицине, а именно к способам реабилитации, и может быть использовано для коррекции двигательного стереотипа и снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом (НО).
Несовершенный остеогенез - генетическое заболевание, связанное с нарушением формирования костной ткани. Заболевание проявляется с самого рождения патологической ломкостью костей, мышечной слабостью, нарушением роста, болевыми синдромами, выраженной деформацией костей конечностей и позвоночника.
Известен способ проведения гимнастики для коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием эластичной ленты, согласно которому с помощью методиста-реабилитолога с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений: 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, далее ребенок напрягает квадрицепс и мышцы брюшного пресса, уменьшая изгиб поясничного лордоза, затем ребенок отводит плечи назад, при этом опускает и сводит лопатки; 2-е упражнение: и.п. - ноги на ширине плеч, без дополнительной опоры, стопы параллельны друг другу и начинает упражнение с выстраивания стоп: сначала ребенок опирается на внешний край стоп, затем касается пола подушечками под большим пальцами стоп и удерживает ноги в таком положении, сохраняя поперечные и продольные своды стоп, затем ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: и.п. - ребенок стоит ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами ребенок держит гимнастическую эластичную ленту, наступив на ее центральную часть, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки вдоль тела, затем ребенок выстраивает положение тела: встает на пятки, затем на внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног и удерживает себя в таком положении, затем ребенок опускается в положение полуприседа, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, выполняют упражнение 10-15 раз; 4-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки опущены вниз, гимнастическую ленту ребенок держит в ее центральной части на расстоянии ширины плеч, затем ребенок поднимает выпрямленные руки перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяют данное упражнение 5-10 раз; 5-е упражнение: и.п. - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, центральная часть гимнастической ленты находится под поперечным сводом стопы, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках с натяжением, при этом ребенок выстраивает физиологичное положение стоп с сохранением сводов, для чего сначала ребенок опирается на внешний край стопы, затем касается пола подушечкой под большими пальцами стопы и удерживает ноги в таком положении, далее ребенок приподнимает медиальный конец стопы, при этом натяжение ленты уменьшается с медиальной стороны, опора на внешний край стопы и пятку сохраняется, затем ребенок опускает медиальный конец стопы, преодолевая сопротивление ленты и стараясь не отклонять колено, повторяет 10-15 раз (патент RU №2682813).
Известен способ лечения сочетанной деформации таза и позвоночника у детей, включающий выполнение физических упражнений в воде: сначала стимулируют сен-сомоторную интеграцию мелких мышечных групп головы, шеи, кисти, стопы, затем осуществляют лечебное плавание для мышц спины и тазового пояса с использованием специального устройства. Рекомендуют ребенку дыхание в произвольном режиме с периодическим выдохом в воду, исходное положение - стоя в воде, удерживаясь руками за поручень бассейна. При этом выполняют в воде дифференцированные упражнения для стимуляции каждой из групп мышц: ягодичных, пояснично-подвздошных, напрягающих широкую фасцию бедра, приводящих мышц бедра, мышц спины, боковой и передней поверхности туловища. Общее время процедуры 30 минут, курс - 10 процедур (Патент РФ №2448667).
Наиболее близким к предлагаемому является способ, согласно которому для коррекции поясничного сколиоза 2-3 степени используют специальное устройство, выполняя упражнения в котором, ребенок находит равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех мышечных групп. Упражнения в воде выполняют в условиях минимального эффекта гравитации, что делает их более безопасными и ускоряет реабилитацию (Е.А. Васильева, В.Н. Кувина, Н.И. Арсентьева, «Гидрокинезотерапия в реабилитации сочетанных деформаций таза и позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме у детей» - Бюл. ВСНЦ СО РАМН, 2011, №4 (80), часть 1).
Способ оказывает незначительное воздействие на асимметрию таза, которая является патогенетически значимой в развитии сколиотической деформации позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности лечения диспластически-дистрофического синдрома за счет одновременной коррекции мышц тазового пояса и спины, а также стимуляции сенсорной интеграции.
Способ осуществляют проведением адаптивного комплекса лечебной гимнастики из 5 упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, в течение 10 дней, продолжительностью 30 минут для стимуляции аутохтомной мускулатуры.
1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист подкладывает под живот ребенка валик для уменьшения поясничного лордоза, при этом ребенок вытягивает правую руку вверх, затем методист выстраивает ось тела ребенка, своими руками растягивая мышцы спины, и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты.
2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит согнуть правую ногу в колене, левую ногу вытянуть, левую руку положить на голову, затем методист выстраивает правильное положение оси тела ребенка, своими руками разглаживает складки на левом боку ребенка и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны.
3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, правую руку ребенок держит на голове, затем методист с помощью гимнастической ленты поднимает левую ногу ребенка и удерживает ее навесу, и в этом положении просит ребенка тянуть левую ногу вниз, сопротивляясь натяжению ленты, позу фиксируют 1 минуту, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны;
4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, ось тела выстроена ровно, правую руку ребенок держит на голове, затем методист использует гимнастическую ленту, один конец которой держит в руках и тянет вверх, просит ребенка взять правой рукой второй конец ленты и потянуть ленту на себя, сопротивляясь ее натяжению, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны;
5-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист кладет руки ребенка на нижнюю часть его ребер и просит ребенка сконцентрировать внимание на руках, сделать медленный, ровный выдох через нос, сжимая руками ребра грудной клетки, затем ребенок делает медленный вдох, разжимая руки, а на выдохе грудную клетку ребенок опять медленно сжимает двумя руками в нижней части ребер, повторят 6-10 раз.
В исследовании приняли участие трое детей с несовершенны остеогенезом (НО) в возрасте от 12 до 14 лет. Дети с НО 3 типа, не способны передвигаться самостоятельно. Дети получили разработанный в отделении ЛФК ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» адаптивный комплекс лечебной гимнастики из 5 упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, в течение 10 дней, продолжительностью 30 минут для стимуляции аутохтомной мускулатуры. Результат проведения комплекса оценивали по шкале болевого синдрома: 0 баллов - боли нет, 1 балл - слабая боль, 2 балла - боль умеренная, 3 балла - боль сильная, 4 балла - очень сильная боль. При поступлении детей болевой синдром обычно соответствует 3-4 баллам, после курса реабилитации отмечают снижение болевой чувствительности до 1-2 баллов. Оценку проводили три раза: до начала комплекса, по окончании проведения комплекса, т.е. через 10 дней и через месяц каждодневных упражнений. Через 1.5 месяца каждодневных упражнений сниженная болевая чувствительность сохранялась. Оценка результатов анкетирования пациентов способствует выявлению нарушений, влияющих на качество жизни у детей, и позволяет методисту ЛФК дозировать интенсивность нагрузок на конкретного ребенка, а пациенту обратить внимание на формирование жизненно-необходимых навыков.
Клинический пример осуществления способа.
Пример 1. Девочка М., 12 лет, диагноз: Несовершенный остеогенез 3 типа, не способна передвигаться самостоятельно. С целью уменьшения болевого синдрома методист ежедневно, в течение 10 дней, проводил с ребенком адаптивный комплекс из 5 упражнений с продолжительностью 30 минут с максимально возможным воздействием на мышцы спины, для стимуляции аутохтомной мускулатуры. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист подкладывает под живот ребенка валик для уменьшения поясничного лордоза, при этом ребенок вытягивает правую руку вверх, затем методист выстраивает ось тела ребенка, своими руками растягивая мышцы спины и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты (Фиг. 1); 2 - упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит согнуть правую ногу в колене, левую ногу вытянуть, левую руку положить на голову, затем методист выстраивает правильное положение оси тела ребенка, своими руками разглаживает складки на левом боку ребенка и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны (Фиг. 2); 3 - упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, правую руку ребенок держит на голове (Фиг. 3), затем методист с помощью гимнастической ленты поднимает левую ногу ребенка и удерживает ее навесу, и в этом положении просит ребенка тянуть левую ногу вниз, сопротивляясь натяжению ленты, позу фиксируют 1 минуту, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны; 4 - упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, ось тела выстроена ровно, правую руку ребенок держит на голове, (Фиг. 3), затем методист использует гимнастическую ленту, один конец которой держит в руках и тянет вверх, просит ребенка взять правой рукой второй конец ленты и потянуть ленту на себя, сопротивляясь ее натяжению, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны; 5 - упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист кладет руки ребенка на нижнюю часть его ребер и просит ребенка сконцентрировать внимание на руках, сделать медленный, ровный выдох через нос, сжимая руками ребра грудной клетки, затем ребенок делает медленный вдох, разжимая руки, а на выдохе грудную клетку ребенок опять медленно сжимает двумя руками в нижней части ребер, повторят 6-10 раз. Девочка выполняла комплекс ежедневно на протяжении 10 дней. Болевой синдром оценивали по шкале болевого синдрома, оценку проводили трижды: до начала проведения комплекса, по окончании курса и через месяц каждодневных упражнений. При поступлении болевой синдром ребенка оценивали в 3-4 балла, после курса реабилитации отмечено снижение болевой чувствительности до 1-2 баллов. Через 1.5 месяца ежедневных занятий болевая чувствительность в 1-2 балла сохранялась.
Разработанный комплекс упражнений позволяет снизить болевой синдром при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом, а обучение в процесс курса даст возможность детям применять комплекс самостоятельно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом | 2017 |
|
RU2682813C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии | 2018 |
|
RU2696059C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам реабилитации, и может быть использовано для коррекции двигательного стереотипа и снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом. С ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 5 упражнений, выполняемых с помощью методиста, продолжительностью 30 минут в течение 10 дней: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на животе, методист подкладывает под живот ребенка валик, правая рука ребенока вытянута вверх, методист выстраивает ось тела ребенка, своими руками растягивая мышцы спины и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, правая нога согнута в колене, левая нога вытянута, методист выстраивает правильное положение оси тела ребенка, своими руками разглаживает складки на левом боку ребенка и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты, повторяют упражнение с каждой стороны по 5 раз; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, правую руку ребенок держит на голове, затем методист с помощью гимнастической ленты поднимает левую ногу ребенка и удерживает ее навесу, и в этом положении просит ребенка тянуть левую ногу вниз, сопротивляясь натяжению ленты, позу фиксируют 1 минуту, повторяют упражнение с каждой стороны по 5 раз; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, ось тела выстроена ровно, правую руку ребенок держит на голове, затем методист использует гимнастическую ленту, один конец которой держит в руках и тянет вверх, просит ребенка взять правой рукой второй конец ленты и потянуть ленту на себя, сопротивляясь ее натяжению, повторяют упражнение с каждой стороны по 5 раз; 5-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист кладет руки ребенка на нижнюю часть его ребер и просит ребенка сконцентрировать внимание на руках, сделать медленный, ровный выдох через нос, сжимая руками ребра грудной клетки, затем ребенок делает медленный вдох, разжимая руки, а на выдохе грудную клетку ребенок опять медленно сжимает двумя руками в нижней части ребер, повторят 6-10 раз. Способ обеспечивает снижение болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом, а обучение в процессе курса даст возможность детям применять комплекс самостоятельно. 1 пр. 3 ил.
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом, включающий комплекс лечебной гимнастики для реабилитации сочетанных деформаций таза и позвоночника, отличающийся тем, что с помощью методиста с ребенком ежедневно, в течение 10 дней, проводят комплекс лечебной гимнастики из 5 упражнений, продолжительностью 30 минут: 1-е упражнение: исходное положение - и.п. - ребенок лежит на животе, методист подкладывает под живот ребенка валик для уменьшения поясничного лордоза, правую руку ребенок вытягивает вверх, затем методист выстраивает правильное положение оси тела ребенка, своими руками растягивает мышцы спины и удерживает ребенка в этом положение 2 минуты; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит согнуть правую ногу в колене, левую ногу вытянуть, левую руку положить на голову, затем методист выстраивает правильное положение оси тела ребенка, своими руками разглаживает складки на левом боку ребенка и удерживает в этом положение ребенка 2 минуты, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, правую руку ребенок держит на голове, затем методист с помощью гимнастической ленты поднимает левую ногу ребенка и удерживает ее навесу, и в этом положении просит ребенка тянуть левую ногу вниз, сопротивляясь натяжению ленты, позу фиксируют 1 минуту, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны; 4-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку, методист подкладывает ему валик под поясницу, просит ребенка согнуть правую ногу в колене и поставить впереди себя, левая нога вытянута, ось тела выстроена ровно, правую руку ребенок держит на голове, затем методист использует гимнастическую ленту, один конец которой держит в руках и тянет вверх, второй конец ленты методист просит ребенка взять правой рукой и потянуть ленту на себя, сопротивляясь ее натяжению, повторяют упражнение по 5 раз с каждой стороны; 5-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на спине, методист кладет руки ребенка на нижнюю часть его ребер, просит ребенка сконцентрировать внимание на своих руках, сделать медленный, ровный выдох через нос, сжимая руками ребра грудной клетки, затем ребенок делает медленный вдох, разжимая руки, а на выдохе ребенок опять медленно сжимает грудную клетку двумя руками в нижней части ребер, повторяют упражнение 6-10 раз.
ВАСИЛЬЕВА Е.А | |||
и др | |||
Гидрокинезотерапия в реабилитации сочетанных деформаций таза и позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме у детей | |||
- Бюл | |||
ВСНЦ СО РАМН, 2011, N4 (80), часть 1 | |||
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ МЫШЕЧНОГО ДИСБАЛАНСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ И СКОЛИОЗОМ 1 И 2 СТЕПЕНИ | 2008 |
|
RU2387467C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО БЕЗОПЕРАЦИОННОГО ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА | 2011 |
|
RU2456034C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СПОНДИЛОГЕННЫХ И ПЕРВИЧНО-МИОГЕННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА | 2005 |
|
RU2297824C1 |
ВНУКОВА Е | |||
Ю | |||
и др | |||
Комплексный подход в использовании оздоровительных |
Авторы
Даты
2020-07-14—Публикация
2020-02-10—Подача