Изобретение относится к области металлургии, к выплавке сталей в основных мартеновских печах скрап-процессом, в частности к выплавке сталей для вагонных отливок.
Известны составы металлической части шихты для выплавки стали в мартеновской печи скрап-процессом, включающие от 20 до 50% от ее массы передельного чугуна [1].
Недостатком известных составов является то, при указанных количествах передельного чугуна в шихте не предусмотрено использование карбюраторов (углеродсодержащих материалов: кокса, каменного угля и других), а содержание углерода в составе шихты регулируется количеством используемого чугуна. Последнее, как известно из практики мартеновского скрап-процесса, может приводить к неоптимальному содержанию углерода по расплавлении – либо выше оптимального значения, что удлиняет продолжительность плавки, либо ниже оптимального значения, что ухудшает необходимые процессы дефосфорации, десульфурации и нагрева металла в печи.
Известны варианты выплавки сталей в мартеновских печах скрап-процессом с полной или частичной заменой передельного чугуна карбюраторами – углеродсодержащими материалами в широком ассортименте последних, в частности используется кокс, каменный уголь, древесный уголь, электродный бой и др. [2,3].
Недостатками известных вариантов использования карбюраторов в мартеновском скрап-процессе, например, являются:
- высокое содержание серы, в частности в коксе, из-за чего требуются дополнительные меры и время для обессеривания металла;
- низкое усвоение углерода из древесного угля, а значит его повышенный расход при его высокой цене;
- высокая зольность некоторых сортов каменных углей, а следовательно, пониженное содержание углерода в них.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является патент РФ на изобретение № 2208050 [4] – «Шихта для выплавки стали», которая используется при выплавке стали в мартеновской печи скрап-процессом и которая содержит компоненты в следующих соотношениях, мас.%: передельный чугун и чугунный лом 22,0-27,0; стальной лом 73,0-78,0; карбюраторы (сверх 100%) – 2,7-4,2, при этом в качестве карбюраторов она содержит каменный уголь и огарки угольной футеровки алюминиевых электролизеров в соотношении 2:1. Изобретение по патенту № 2208050 предлагается в качестве прототипа.
Недостатком известного технического решения является то, что в составе шихты предусматривается высокая 73,0-78,0 мас.% доля стального лома, с которой в сталь могут попадать цветные примеси (медь, свинец, цинк и другие), отрицательно влияющие на свойства стали, в том числе для ответственных вагонных отливок. Кроме того, при использовании в составе карбюратора каменного угля с относительно высоким содержанием серы 0,4-0,6 мас.% в условиях выплавки высококачественных сталей для вагонных отливок с содержанием серы менее 0,020 мас.% потребуются дополнительные меры по десульфурации металла. При этом присутствие в карбюраторе огарков угольной футеровки алюминиевых электролизеров, не очищенных от фтористых соединений (содержание фтора до 18%), которые выделяются при плавке, отрицательно влияет на стойкость огнеупорных изделий насадок регенераторов мартеновской печи и загрязняет атмосферу. Недостатком является также невысокая доля усвоения углерода из карбюратора (33,3%-34,1%).
Задачей предлагаемого изобретения является повышение усвоения углерода из карбюратора, снижение вредных выбросов в атмосферу, повышение качества металла, в том числе для вагонных отливок и улучшение технико-экономических показателей плавки.
Поставленная задача достигается тем, что для плавки сталей, в том числе для вагонных отливок, в основной мартеновской печи скрап-процессом предлагается состав шихты с оптимизированным соотношением в ней долей передельного чугуна, чугунного лома и стального лома с одновременным введением в шихту карбюратора, обеспечивающего повышенное усвоение углерода металлическим расплавом без выделения в атмосферу вредных веществ. При этом компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
при этом в качестве карбюратора она содержит флюс шлако-угольно-графитовый – фракции 10-100 мм.
Карбюратор - флюс шлако-угольно-графитовый содержит, мас.%: 50,0-65,0 углерод, сера не более 1, остальное – флюсовая составляющая на основе отвального мартеновского шлака.
В связи с тем, что общепринято при расчете содержания углерода в шихтовых материалах за основу принимать его содержание в металлической части шихты и количество карбюраторов определять на основе недостающего в ней содержания углерода до нормативного его содержания в металле по расплавлении, то количество металлической части обычно принимают за 100%, а количество карбюраторов сверх 100%. Поэтому формула изобретения изложена в соответствии с общепринятой схемой расчета шихты, т.е. как и в прототипе, количество карбюратора – флюса шлако-угольно-графитового входит в нее сверх 100% содержания металлической ее части.
Флюс шлако-угольно-графитовый изготавливается по специальной технологии в окомкованном виде. В качестве углеродной составляющей он содержит, в частности, отходы электродного производства, отработанные угольные и графитизированные электроды, лом угольно-графитовых футеровок печей, очищенный от вредных примесей. В качестве шлаковой составляющей в карбюратор вводится, например, отвальный мартеновский шлак, содержащий окислы железа. В результате в данном карбюраторе обеспечивается содержание серы не более 1 мас.% - ниже, чем в известных наиболее часто применяемых карбюраторах, в частности, в каменных углях, коксе, что облегчает получение в готовой стали для ответственных отливок содержание серы менее 0,020 мас.%. Наличие в данном карбюраторе шлаковой составляющей обеспечивает его утяжеление за счет более высокого удельного веса мартеновского шлака в сравнении с угольно-графитовыми составляющими, а, следовательно, улучшается взаимодействие фаз на границе металл-углерод. Кроме того, в условиях плотного контакта углеродистых фаз карбюратора и мартеновского шлака, содержащего 10,0-15,0 мас.% окислов железа, при нагреве материала в печи образуются капельки металла, насыщенные углеродом, которые затем усваиваются расплавом металла. Эти два фактора способствуют увеличению усвоения углерода из карбюратора.
Расход карбюратора – флюса шлако-угольно-графитового в количестве 0,5-1,0 мас.% (сверх 100%) определен опытным путем с учетом коэффициента замены углерода чугуна углеродом карбюратора.
При расходе карбюратора менее 0,5 мас.% эффект замены чугуна невелик. При расходе карбюратора более 1,0 мас.% без эквивалентного снижения расхода передельного чугуна появляется избыток углерода, удаление которого требует дополнительного расхода окислителей, приводит к увеличению длительности плавки и ухудшению условий необходимой десульфурации и дефосфорации металла до уровня содержания серы и фосфора в готовом металле не более 0,020 мас.% каждого.
Использование флюса шлако-угольно-графитового с фракцией менее 10 мм нецелесообразно, поскольку такая фракция подвержена высокому уносу из мартеновской печи.
При использовании флюса шлако-угольно-графитового с фракцией более 100 мм затормаживаются процессы науглероживания стального лома и расплава и увеличивается угар углерода из крупных кусков карбюратора.
Соотношение в шихте мартеновской плавки передельного чугуна, чугунного лома и стального скрапа в предлагаемом составе шихты выбрано с учетом коэффициента замены углерода чугуна углеродом карбюратора – флюса шлако-угольно-графитового в выбранных оптимальных его количествах и составляет соответственно, мас. %: (34,0 – 40,0) : (60,0 – 66,0).
Примеры конкретного осуществления.
Частный вариант исполнения изобретения. Выплавку стали 20 ГЛ для ответственных отливок вагоностроения с использованием предлагаемой шихты производили в 60-тонных мартеновских печах АО «НПК «Уралвагонзавод» с основной футеровкой скрап-процессом с добавлением карбюратора.
Пример 1. В 60-тонной мартеновской печи ОАО «Научно-производственная Корпорация «Уралвагонзавод» с основной футеровкой провели серию плавок (50 плавок) скрап-процессом с получением стали для вагонных отливок. В данной серии соотношение в шихте передельного чугуна плюс чугунного лома и стального лома составило соответственно, мас.%: 31,0-36,0 и 64,0-69,0. Расход карбюратора – флюса шлако- угольно- графитового (сверх 100%) в завалку составил 0,5 мас.%.
Пример 2. В 60-тонной мартеновской печи АО «Научно-производственная Корпорация «Уралвагонзавод» с основной футеровкой провели серию плавок (30 плавок) скрап-процессом с получением стали для вагонных отливок. В данной серии соотношение в шихте передельного чугуна плюс чугунного лома и стального лома составило соответственно, мас.%: 28,0-32,0 и 68,0-72,0. Расход карбюратора – флюса угольно- графитового (сверх 100%) в завалку составил 1,0 мас.%.
Пример 3. В 60-тонной мартеновской печи АО «Научно-производственная Корпорация «Уралвагонзавод» с основной футеровкой провели серию плавок (10 плавок) скрап-процессом с получением стали для вагонных отливок. В данной серии соотношение в шихте передельного чугуна плюс чугунного лома и стального лома составило соответственно, мас.%: 28,0-32,0 и 68,0-72,0. Расход карбюратора – флюса угольно-графитового (сверх 100%) в завалку составил 1,5 мас.%.
Результаты опытных плавок в сравнении с прототипом, а также массива серийных плавок, проведенных без использования карбюратора, приведены в таблице 1.
Показатели опытных плавок с получением стали для отливок вагоностроения, проведенных по параметрам заявки, в сравнении с прототипом и серийными плавками
Таблица 1
передельного чугуна и чугунного лома -
стального лома -
карбюраторов (сверх 100%) –
Всего
(ср. 24,5)
73-78
2,7-4,2
102,7-104,2
(ср. 36,5)
61-66
0
100
(ср.33,5)
64-69
0,5
100,5
(ср. 30)
68-72
1,0
101,0
(ср. 30)
68-72
1,5
101,5
расплавлении, %
Содержание углерода на начало «чистого» кипения, мас.%
Содержание углерода на конец «чистого» кипения, мас %,
Содержание углерода в паспортных пробах, мас%
0,6-0,7
0,20-0,25
0,18-0,23
0,58-0,70
0,15-0,20
0,18-0,23
0,60-0,71
0,15-0,20
0,18-0,23
0,60-0,71
0,15-0,20
0,18-0,23
0,58-0,70
0,15-0,20
0,18-0,23
- в готовой стали
0,025
0,017
0,016
0,015
0,017
Из данных таблицы 1 следует, что усвоение углерода из карбюратора, вводимого в состав предлагаемой шихты, существенно превышает усвоение углерода из карбюратора по прототипу. Данное обстоятельство обусловило несколько большее содержание углерода в металле по расплавлению в сравнении с серийными плавками и при равном расходе окислителей содержание углерода на начало «чистого» кипения также оказалось несколько выше. В этих условиях средняя продолжительность «чистого» кипа на опытных плавках увеличилась на 3,6 мин, что несущественно для общей продолжительности плавок и в тоже время это полезно для удаления газов, усреднения температуры металла по глубине ванны, для улучшения обессеривания – последнее зафиксировано в опытных плавках.
При расходе карбюратора 1,5 % (сверх 100%), пример 3, увеличилось содержание углерода по расплавлении до 1,9-2,2 мас.% против 1,25-1,55 мас.% в серийных плавках, что потребовало увеличения расхода железорудных окатышей на плавку с 500 кг до 800 кг для достижения содержания углерода на начало «чистого» кипения на уровне серийных плавок.
Показатели механических свойств приведены в таблице 2.
Требуемый контролируемый уровень механических свойств стали на опытных плавках с расходом карбюратора 0,5-1,0% (сверх 100%) имеет тенденцию к улучшению.
Механические свойства
Таблица 2
σт, МПа (кгс/мм2)
σ, Мпа (кгс/мм2)
δ, %
При этом на опытных плавках с предлагаемым составом шихты не было отбраковано ни одного ковша по величине ударной вязкости, в то время как на серийных плавках такая отбраковка составляет 7-11%.
При использовании предлагаемого состава шихты достигается снижение расхода передельного чугуна в шихте на 30-60 кг/т металлозавалки за счет замены его карбюратором с высокой степенью усвоения углерода – флюсом шлако-угольно-графитовым в пределах 0,5-1,0 мас.% (сверх 100%) или 5-10 кг/т. При введении в состав шихты данного карбюратора выделения в атмосферу в процессе плавки фтористых соединений не происходит.
Таким образом, при использовании предлагаемого состава шихты при выплавке в мартеновской печи скрап-процессом стали отливок, в том числе вагонных, проявляется положительный технический результат.
Источники информации:
1. А.М. Бигеев, Расчеты мартеновских плавок (технологическая часть) - М. Металлургия, 1966, с. 144.
2. А.Н. Морозов, «Современный мартеновский процесс», ГНТИ литературы по черной и цветной металлургии, Свердловское отделение, Свердловск, 1961, с. 421-424.
3. А.М. Бигеев, В.А. Бигеев, «Металлургия стали», Изд. третье, переработанное и дополненное, Магнитогорск, МГТУ, 2000, с. 459-460.
4. Патент РФ на изобретение № 2208050, Опубл. 10.07.2003.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШИХТА ДЛЯ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ | 2002 |
|
RU2208050C1 |
Способ выплавки низколегированной ванадийсодержащей стали | 2016 |
|
RU2626110C1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В МАРТЕНОВСКИХ ПЕЧАХ СКРАП-ПРОЦЕССОМ | 1996 |
|
RU2101338C1 |
Карбюраторный способ выплавки стали в мартеновской печи | 1980 |
|
SU994564A1 |
Металлошихта для выплавки стали в мартеновских печах и способ ее загрузки в печь | 1989 |
|
SU1754784A1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В ОСНОВНОЙ МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ | 1996 |
|
RU2102496C1 |
Шихта для выплавки стали скрап-карбюраторным процессом | 1979 |
|
SU865919A1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ В МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ | 1993 |
|
RU2040550C1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ ЧУГУНА В ДУГОВОЙ ЭЛЕКТРОПЕЧИ | 1998 |
|
RU2142516C1 |
Способ выплавки стали скрап-процессом | 1990 |
|
SU1786089A1 |
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при выплавке сталей в основных мартеновских печах скрап-процессом, в том числе сталей для вагонных отливок. Шихта содержит, мас. %: передельный чугун и чугунный лом 34,0-40,0, стальной лом 60,0-66,0, карбюратор сверх 100% 0,5-1,0, при этом в качестве карбюратора она содержит флюс шлако-угольно-графитовый фракции 10-100 мм, содержащий, мас. %: углерод 50,0-65,0, серу не более 1, флюсовую составляющую на основе отвального мартеновского шлака остальное. Изобретение позволяет повысить усвоение углерода из карбюратора, снизить вредные выбросы в атмосферу, повысить качество металла, в том числе для вагонных отливок, и улучшить технико-экономические показатели плавки. 2 табл., 3 пр.
Шихта для выплавки стали в основной мартеновской печи скрап-процессом, содержащая передельный чугун, чугунный лом, стальной лом и карбюратор, отличающаяся тем, что она содержит компоненты в следующем соотношении, мас. %:
при этом в качестве карбюратора она содержит флюс шлако-угольно-графитовый фракции 10-100 мм следующего состава, мас. %:
флюсовая составляющая на основе
ШИХТА ДЛЯ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ | 2002 |
|
RU2208050C1 |
RU 2055908 С1, 10.03.1996 | |||
0 |
|
SU265161A1 | |
ХОЛОДОАККУМУЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ | 2011 |
|
RU2488620C1 |
Транспортировочное устройство для аппарата на воздушной подушке | 1984 |
|
SU1205443A1 |
Авторы
Даты
2020-09-08—Публикация
2020-03-11—Подача