Изобретение относится к твердым смазкам на основе графита, предназначенным для защиты гребней колесных пар и рельсов от износа.
Известно, что наиболее эффективным путем защиты гребней колесных пар и рельсов от износа является использование смазочных материалов в контакте трения колесо-рельс Для этой цели предлагались различные типы смазочных материалов: жидкие масла, пластичные смазки, пасты и твердые смазки, которые рекомендовалось наносить в зону контакта колесо- рельс посредством лубрикаторов различного вида4 локомотивных, путевых а также размещенных на специальных транспортных единицах.
Однако использование известных путей решения задачи снижения износа гребней
колесных пар и рельсов оказалось затруднительным в условиях СССР. Уникальная протяженность пути, интенсивность движения, перепады температур от -60 до i 60°C делают практически невозможным использование и эксплуатацию путевых лубрикаторов, наносящих жидкие смазочные материалы на рельсы.
Наиболее простым решением этой проблемы является использование твердых смазочных материалов, выполняемых в виде стержней, устанавливаемых на локомотивах и подающих смазку на гребень колеса.
Известны твердые смазочные материалы (смазочные стержни), предназначенные для использования в указанных локомотивных лубрикаторах.
Одним из известных технических решений является смазочный стержень МЭ-22
(ТУ 32 ЦТ 558-83). Данный стержень выполнен на основе молибденового концентрата (85 мас.%), отвержденного эпоксидиаиовой смолой ЭД-5 и малеиновым ангидридом.
Известное техническое решение оказалось практически неприменимым на железнодорожном транспорте по причине неудовлетворительных смазочных свойств: молибденовый концентрат, составляющий основу этих стержней, примерно на 50% состоит из песка являющегося абразивным материалом, что стимулфует абразивный износ гребней колес и рельсов, Вариант создания подобных стержней на чистом дисульфиде молибдена не рассматривался по причине его дефицитности и высокой стоимости.
Прототипом предлагаемого изобретения является твердая смазка на основе графита, содержащая мас.%: графит марки ТГ-60; мочевиноформальдегидная смола МФ-11-30; осевое масло ,0; дибути- ловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0.
Смазочные стержни, выполненные из указанной смазки, характеризуются хорошими смазывающими свойствами, снижают износ гребня колеса в 1,5-3,0 раза.
Однако эти стержни не были внедрены на железнодорожном транспорте: при широких эксплуатационных испытаниях были выявлены существенные недостатки, делающие их практически неприменимыми, а именно: не обеспечивалась их бесперебойная подача на гребень колеса (в зимний период стержень примерзает к направляющему цилиндру пбдающего устройства), по причине повышенной хрупкости смазывающие стержни разрушаются под воздействием вибрации при движении локомотивов.
Целью изобретения является обеспечение бесперебойной подачи смазки к паре трения и повышение противоизносных свойств.
Для достижения этой цели твердая смазка содержит следующие компоненты, мас.%: эпоксидиановая смола 20-30; мзле- иновый ангидрид 3-6; дибутилфталат 1-2; пропиленггшколь-1,2 1,5-3,0; графит остальное до 100.
Рекомендуется использовать предназначенные для приготовления смазок графит ГС или П (ГОСТ 889-76), зпоксидиановую смолу марки ЭД-5 (ГОСТ 10587-76), малеи- новый ангидрид по ГОСТ 8728-77, дибутилфталат по ГОСТ 5894-78, или ГОСТ 11153-75, пропиленгликопь-1,2 по ТУ 6-01- 929-79.
Предлагаемый твердый смазочный материал может быть приготовлен общеизвестным для специалистов в данной области техники способом, заключающимся в перемешивании до образования однородной массы ингредиентов, добавляемых в последовательности: графит, пропиленгликоль- 1,2; дибутилфталат, смесь эпоксидиановой смолы с малеиновым ангидридом, нагретая
0 до 60°С, Полученная смесь может быть сформована путем прессования в стержень, например, диаметром 20 мм, длиной 200 мм или в брусок, например, квадратного сечения 20 мм х 20 мм х 200 мм. Завершающей
5 операцией является нагрев бруска или стержня до температуры 140-150°С с последующей выдержкой в течение 24 ч с целью отверждения эпоксидной смолы.
Рецептура твердых смазочных материа0 лов приведена в табл.1.
В соответствии с описанной технологией готовят в форме стержней цилиндрических основанием 20 мм, высотой 200 мм ряд образцов твердого смэзочмого материала,
5 содержащих различные количества указанных ингредиентов. Приготовленные смазочные материалы подвергают следующим испытаниям.
Смазывающие свойства исследуют на
0 машине трения СМЦ-2, узел трения которой представляет собой два ролика из бандажной и рельсовой стали. Нижний ролик вращается, верхний неподвижный. Смазку наносят на нижний ролик в течение 1 мин
5 путем прижатия к нему стержня. При скорости вращения 500 об/мин и нагрузке 70 Н в течение 10 мин производится приработка с образованием на верхнем ролике базового пятна. После чего нагрузка увеличивается
0 до 700 Н и эксперимент продолжается до резкого роста момента трения. Смазочный материал считается прошедшим испытания, если он проработал не менее 30 мин без задира, а площадь пятна износа верхнего
5 ролика не превышает 0,040 см2. При выполнении Этого условия возможно снижение износа гребня колеса при использовании смазочного материала не менее чем в 1,5- 2,0 раза Выполнение этого требования не0 обходимо для эффективной защиты гребней колес в эксплуатации от износа.
Устойчивость смазочных стержней к разрушению под действием вибрации определяют на вибрационном стенде. При этом
5 подающее устройство натурного локомотивного гребнесмазыЁателя помещают на вибростенд. Испытания производят на частоте 100 Гц и амплитуде 1,5 мм в течение 45 мин. Оценку состояния стержней после испытаний производят визуально При этом
стержень не должен иметь следов разрушения поверхность его должна быть гладкой без трещин и сколов.
Адгезию твердого смазочного материала ко льду определяют по усилиям смеще- ния металлической пластинки, на поверхность которой нанесен смазочный материал по специально подготовленной ледяной поверхности, ч
Исходя из максимальной поверхности примерзания стержня к поверхности подающего устройства и минимального усилия прижатия стержня к гребню колеса рассчитывают усил ие смещения пластинки с твердым смазоч ным материалом по ледяной поверхности. При этом оно не должно превышать 0,02 Н/см2.
Ресурс работы одного смазочного стержня при непрерывном нанесении смазки должен быть рассчитан не менее, чем на тяговое плечо локомотива, т.е. порядка 1000 км. С учетом габаритных размеров кузова и ходовых частей локомотива длина смазочного стержня не должна быть более 200-220 мм, т.е. расход стержня не должен превы- шать 6 мм/100 км пути. Ресурс работы смазочного стержня оценивают на лабораторном трибометре МТ-ЦНИИ, где в качестве узла трения используют образующую стального ролика ( 35 мм) и основание твердого смазочного стержня (dnan 8 мм), который прижимается к ролику пружиной с усилием 2 Н. Шероховатость ролика 0,7 мкм, скорость вращения ролика 400 об/мин, общее время испытаний 30 мин. В течение первых 5 мин через каждую минуту производят остановку ролика и съем смазочного материала с помощью ватного тампона, смазочного бензином. Аналогичную операцию производят в течение последую- щих 10 мин через каждые 2 мин и в течение последних 15 мин через каждые 3 мин.
Величину износа стержня определяют весовым методом. Стержень считается прошедшим испытания, если величина его из- носа не превышает 0,0020 г.
Результаты испытаний представлены в табл. 2.
Как следует из данных, представленных в табл. 2, предъявленным требованиям от- вечают образцы смазочных материалов № 1. № 2, Ms 3, т.е. содержащие следующие компоненты, мас.%: эпоксидная смола ЭД-5 20-30; малеиновый ангидрид 3,0-6,0; дибу- тилфталат 1-2, пропиленгликоль-1,2 1,5- 3,0 и графит. Образец Isb 4, содержащий эпоксидную смолу ЭД-5 сверх указанной нормы, характеризуется неудовлетворительными смазывающими свойствами. Образец № 5, содержащий эпоксидную смолу
ниже указанных пределов не формируется вследствие недостатка связующего Образцы № 6 и NS 7 с содержанием малеино- вого ангидрида ниже и выше указанных пределов не проходят по ресурсу работы стержня и смазывающим свойствам соответственно. Образцы № 8 и № 9 с содержанием дибутилфталата ниже и выше указанных пределов не соответствуют требованиям по стойкости стержня противостоять разрушению под воздействием вибрации и смазывающим свойствам Образцы № 10 и № 11 с содержанием пропи- ленг/гиколя-1,2 ниже и выше указанных пределов не соответствуют по антиобледенительным свойствам и ресурсу работы стержня соответственно. Образец N 12 (прототип) не отвечает требованиям эксплуатации по стойкости к разрушению под действием вибрации и антиобледенительным свойствам Образец № 13 (серийно выпускаемый стержень на основе молибденового концентрата) не отвечает требованиям по смазывающим свойствам и антиобледенительным свойствам, ресурсу работы и вибростойкости, Образец № 15, не содержащий пропиленгликоль-1,2, не отвечает требова- эксплуатации по вибростойкости и антиобледенительным свойствам. Образец Мг 16, не содержащий дибутилфталат, не прошел испытания на вибройтойкость.
Таким образом, только при введении в графит следующих компонентов, мас.%: эпоксидная смола 20-30, дибутилфталат 1-2 и пропиленгликоля - 1.2 1,5-3,0 достигаются необходимые смазывающие свойства, стойкость к разрушению при вибрации, антиоб- леденительные характеристики и требуемый ресурс работы. Предлагаемые твердые смазочные стержни ГФ 1, № 2, № 3 превосходят прототип (образец Nfc 12) по стойкости, к разрушению под действием вибрации и антиобледенительным свойствам Формула изобретения Твердая смазка для пары трения гребень колеса-рельс, содержащая графит и полимерную смолу, Отличающаяся тем, что, с целью повышения противоизносных свойств смазки и обеспечения ее подачи к паре трения, смазк а в качестве полимерной смолы содержит эпоксидиановую смолу и дополнительно содержит мзлеиновый ангидрид, дибутилфталат и пропиленгликоль- 1,2 при следующем соотношении компонентбв, мас.%:
Эпоксидиановая смола20-30
Малеиновый ангидридЗ-б
Дибутилфталат1-2
Пропиленгликоль-1,21,5-3,0
ГрафитОстальное
Т а б л и
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс | 1990 |
|
SU1752188A3 |
Смазочная композиция | 1991 |
|
SU1752190A3 |
СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" | 2004 |
|
RU2278893C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СМАЗОЧНОГО СТЕРЖНЯ | 2004 |
|
RU2271385C1 |
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ | 2018 |
|
RU2669802C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС | 2008 |
|
RU2383585C2 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2014 |
|
RU2552111C1 |
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения | 1988 |
|
SU1583437A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2001 |
|
RU2196807C2 |
ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО | 2000 |
|
RU2198204C2 |
Сущность изобретения: смазка содержит, мае % эпоксидиановэя смола 20-30, малеиновый ангидрид 3-6; дибутилфталат 1-2; пропиленгликоль-1,2 1,5-3,0; графит остальное 2 табл.
й
73,0
61
бб;
59: 73:
7,0 61,5 68.0 59,0 73,0 66,0
69,0 68,0
20,0 30,0 25,0 31,0 19,0 20,0 28,0 25,0 30,0 20,0 25,0
25,0 25,0
Образец N° 12 (прототип) имеет следующий состав, %: графит марки ТГ 60,0, мочевиноформальдегидная смола НФ-1 7 30,0, осевое масло Л 9,0, дибутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0. Образец N° 13 (серийные твердые смазочные стержни) имеет следующий состав, %: молибденовый концентрат 85,0, эпоксидная смола 12,0, малеиновым ангидрид 3,0.
2,0 1,0 1,5 1,5 2,0 1,0 2,0 0,5 2,5 2,0 2,0
2,0 1,5 3,0 2,0 1,5 2,5 2,0 3,0 2,5 1,0
М
2,0 О
о
3,0
Т а б л и ц а
Сб | |||
Путь и строительство железных дорог | |||
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
и др | |||
Смазочные материалы на железнодорожном транспорте, М.: Транспорт, 1985, с 130 | |||
Мелентьев Л П | |||
и др | |||
Труды ВНИИЖТ | |||
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей | 1925 |
|
SU1965A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ | 1920 |
|
SU292A1 |
Прибор для массовой выработки лекал | 1921 |
|
SU118A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-04-13—Подача