Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс Советский патент 1992 года по МПК C10M169/04 C10M161/00 C10M161/00 C10M103/02 C10M129/24 C10M129/08 C10M129/70 C10M145/18 C10N30/06 

Описание патента на изобретение SU1752189A3

Изобретение относится к твердым смазкам на основе графита, предназначенным для защиты гребней колесных пар и рельсов от износа.

Известно, что наиболее эффективным путем защиты гребней колесных пар и рельсов от износа является использование смазочных материалов в контакте трения колесо-рельс Для этой цели предлагались различные типы смазочных материалов: жидкие масла, пластичные смазки, пасты и твердые смазки, которые рекомендовалось наносить в зону контакта колесо- рельс посредством лубрикаторов различного вида4 локомотивных, путевых а также размещенных на специальных транспортных единицах.

Однако использование известных путей решения задачи снижения износа гребней

колесных пар и рельсов оказалось затруднительным в условиях СССР. Уникальная протяженность пути, интенсивность движения, перепады температур от -60 до i 60°C делают практически невозможным использование и эксплуатацию путевых лубрикаторов, наносящих жидкие смазочные материалы на рельсы.

Наиболее простым решением этой проблемы является использование твердых смазочных материалов, выполняемых в виде стержней, устанавливаемых на локомотивах и подающих смазку на гребень колеса.

Известны твердые смазочные материалы (смазочные стержни), предназначенные для использования в указанных локомотивных лубрикаторах.

Одним из известных технических решений является смазочный стержень МЭ-22

(ТУ 32 ЦТ 558-83). Данный стержень выполнен на основе молибденового концентрата (85 мас.%), отвержденного эпоксидиаиовой смолой ЭД-5 и малеиновым ангидридом.

Известное техническое решение оказалось практически неприменимым на железнодорожном транспорте по причине неудовлетворительных смазочных свойств: молибденовый концентрат, составляющий основу этих стержней, примерно на 50% состоит из песка являющегося абразивным материалом, что стимулфует абразивный износ гребней колес и рельсов, Вариант создания подобных стержней на чистом дисульфиде молибдена не рассматривался по причине его дефицитности и высокой стоимости.

Прототипом предлагаемого изобретения является твердая смазка на основе графита, содержащая мас.%: графит марки ТГ-60; мочевиноформальдегидная смола МФ-11-30; осевое масло ,0; дибути- ловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0.

Смазочные стержни, выполненные из указанной смазки, характеризуются хорошими смазывающими свойствами, снижают износ гребня колеса в 1,5-3,0 раза.

Однако эти стержни не были внедрены на железнодорожном транспорте: при широких эксплуатационных испытаниях были выявлены существенные недостатки, делающие их практически неприменимыми, а именно: не обеспечивалась их бесперебойная подача на гребень колеса (в зимний период стержень примерзает к направляющему цилиндру пбдающего устройства), по причине повышенной хрупкости смазывающие стержни разрушаются под воздействием вибрации при движении локомотивов.

Целью изобретения является обеспечение бесперебойной подачи смазки к паре трения и повышение противоизносных свойств.

Для достижения этой цели твердая смазка содержит следующие компоненты, мас.%: эпоксидиановая смола 20-30; мзле- иновый ангидрид 3-6; дибутилфталат 1-2; пропиленггшколь-1,2 1,5-3,0; графит остальное до 100.

Рекомендуется использовать предназначенные для приготовления смазок графит ГС или П (ГОСТ 889-76), зпоксидиановую смолу марки ЭД-5 (ГОСТ 10587-76), малеи- новый ангидрид по ГОСТ 8728-77, дибутилфталат по ГОСТ 5894-78, или ГОСТ 11153-75, пропиленгликопь-1,2 по ТУ 6-01- 929-79.

Предлагаемый твердый смазочный материал может быть приготовлен общеизвестным для специалистов в данной области техники способом, заключающимся в перемешивании до образования однородной массы ингредиентов, добавляемых в последовательности: графит, пропиленгликоль- 1,2; дибутилфталат, смесь эпоксидиановой смолы с малеиновым ангидридом, нагретая

0 до 60°С, Полученная смесь может быть сформована путем прессования в стержень, например, диаметром 20 мм, длиной 200 мм или в брусок, например, квадратного сечения 20 мм х 20 мм х 200 мм. Завершающей

5 операцией является нагрев бруска или стержня до температуры 140-150°С с последующей выдержкой в течение 24 ч с целью отверждения эпоксидной смолы.

Рецептура твердых смазочных материа0 лов приведена в табл.1.

В соответствии с описанной технологией готовят в форме стержней цилиндрических основанием 20 мм, высотой 200 мм ряд образцов твердого смэзочмого материала,

5 содержащих различные количества указанных ингредиентов. Приготовленные смазочные материалы подвергают следующим испытаниям.

Смазывающие свойства исследуют на

0 машине трения СМЦ-2, узел трения которой представляет собой два ролика из бандажной и рельсовой стали. Нижний ролик вращается, верхний неподвижный. Смазку наносят на нижний ролик в течение 1 мин

5 путем прижатия к нему стержня. При скорости вращения 500 об/мин и нагрузке 70 Н в течение 10 мин производится приработка с образованием на верхнем ролике базового пятна. После чего нагрузка увеличивается

0 до 700 Н и эксперимент продолжается до резкого роста момента трения. Смазочный материал считается прошедшим испытания, если он проработал не менее 30 мин без задира, а площадь пятна износа верхнего

5 ролика не превышает 0,040 см2. При выполнении Этого условия возможно снижение износа гребня колеса при использовании смазочного материала не менее чем в 1,5- 2,0 раза Выполнение этого требования не0 обходимо для эффективной защиты гребней колес в эксплуатации от износа.

Устойчивость смазочных стержней к разрушению под действием вибрации определяют на вибрационном стенде. При этом

5 подающее устройство натурного локомотивного гребнесмазыЁателя помещают на вибростенд. Испытания производят на частоте 100 Гц и амплитуде 1,5 мм в течение 45 мин. Оценку состояния стержней после испытаний производят визуально При этом

стержень не должен иметь следов разрушения поверхность его должна быть гладкой без трещин и сколов.

Адгезию твердого смазочного материала ко льду определяют по усилиям смеще- ния металлической пластинки, на поверхность которой нанесен смазочный материал по специально подготовленной ледяной поверхности, ч

Исходя из максимальной поверхности примерзания стержня к поверхности подающего устройства и минимального усилия прижатия стержня к гребню колеса рассчитывают усил ие смещения пластинки с твердым смазоч ным материалом по ледяной поверхности. При этом оно не должно превышать 0,02 Н/см2.

Ресурс работы одного смазочного стержня при непрерывном нанесении смазки должен быть рассчитан не менее, чем на тяговое плечо локомотива, т.е. порядка 1000 км. С учетом габаритных размеров кузова и ходовых частей локомотива длина смазочного стержня не должна быть более 200-220 мм, т.е. расход стержня не должен превы- шать 6 мм/100 км пути. Ресурс работы смазочного стержня оценивают на лабораторном трибометре МТ-ЦНИИ, где в качестве узла трения используют образующую стального ролика ( 35 мм) и основание твердого смазочного стержня (dnan 8 мм), который прижимается к ролику пружиной с усилием 2 Н. Шероховатость ролика 0,7 мкм, скорость вращения ролика 400 об/мин, общее время испытаний 30 мин. В течение первых 5 мин через каждую минуту производят остановку ролика и съем смазочного материала с помощью ватного тампона, смазочного бензином. Аналогичную операцию производят в течение последую- щих 10 мин через каждые 2 мин и в течение последних 15 мин через каждые 3 мин.

Величину износа стержня определяют весовым методом. Стержень считается прошедшим испытания, если величина его из- носа не превышает 0,0020 г.

Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Как следует из данных, представленных в табл. 2, предъявленным требованиям от- вечают образцы смазочных материалов № 1. № 2, Ms 3, т.е. содержащие следующие компоненты, мас.%: эпоксидная смола ЭД-5 20-30; малеиновый ангидрид 3,0-6,0; дибу- тилфталат 1-2, пропиленгликоль-1,2 1,5- 3,0 и графит. Образец Isb 4, содержащий эпоксидную смолу ЭД-5 сверх указанной нормы, характеризуется неудовлетворительными смазывающими свойствами. Образец № 5, содержащий эпоксидную смолу

ниже указанных пределов не формируется вследствие недостатка связующего Образцы № 6 и NS 7 с содержанием малеино- вого ангидрида ниже и выше указанных пределов не проходят по ресурсу работы стержня и смазывающим свойствам соответственно. Образцы № 8 и № 9 с содержанием дибутилфталата ниже и выше указанных пределов не соответствуют требованиям по стойкости стержня противостоять разрушению под воздействием вибрации и смазывающим свойствам Образцы № 10 и № 11 с содержанием пропи- ленг/гиколя-1,2 ниже и выше указанных пределов не соответствуют по антиобледенительным свойствам и ресурсу работы стержня соответственно. Образец N 12 (прототип) не отвечает требованиям эксплуатации по стойкости к разрушению под действием вибрации и антиобледенительным свойствам Образец № 13 (серийно выпускаемый стержень на основе молибденового концентрата) не отвечает требованиям по смазывающим свойствам и антиобледенительным свойствам, ресурсу работы и вибростойкости, Образец № 15, не содержащий пропиленгликоль-1,2, не отвечает требова- эксплуатации по вибростойкости и антиобледенительным свойствам. Образец Мг 16, не содержащий дибутилфталат, не прошел испытания на вибройтойкость.

Таким образом, только при введении в графит следующих компонентов, мас.%: эпоксидная смола 20-30, дибутилфталат 1-2 и пропиленгликоля - 1.2 1,5-3,0 достигаются необходимые смазывающие свойства, стойкость к разрушению при вибрации, антиоб- леденительные характеристики и требуемый ресурс работы. Предлагаемые твердые смазочные стержни ГФ 1, № 2, № 3 превосходят прототип (образец Nfc 12) по стойкости, к разрушению под действием вибрации и антиобледенительным свойствам Формула изобретения Твердая смазка для пары трения гребень колеса-рельс, содержащая графит и полимерную смолу, Отличающаяся тем, что, с целью повышения противоизносных свойств смазки и обеспечения ее подачи к паре трения, смазк а в качестве полимерной смолы содержит эпоксидиановую смолу и дополнительно содержит мзлеиновый ангидрид, дибутилфталат и пропиленгликоль- 1,2 при следующем соотношении компонентбв, мас.%:

Эпоксидиановая смола20-30

Малеиновый ангидридЗ-б

Дибутилфталат1-2

Пропиленгликоль-1,21,5-3,0

ГрафитОстальное

Т а б л и

Похожие патенты SU1752189A3

название год авторы номер документа
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
Смазочная композиция 1991
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1752190A3
СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2278893C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СМАЗОЧНОГО СТЕРЖНЯ 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Литвиненко Валерий Григорьевич
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Бугаев Алексей Иванович
RU2271385C1
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС 2008
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2383585C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1988
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Заикин Георгий Иванович
  • Неглинский Всеволод Владимирович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Лозовский Борис Алексеевич
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1583437A1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО 2000
  • Мукминов В.В.
  • Бачурин С.Е.
  • Литвиненко В.Г.
  • Редькин В.И.
  • Егиазарян А.В.
  • Прохоров И.С.
RU2198204C2

Реферат патента 1992 года Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс

Сущность изобретения: смазка содержит, мае % эпоксидиановэя смола 20-30, малеиновый ангидрид 3-6; дибутилфталат 1-2; пропиленгликоль-1,2 1,5-3,0; графит остальное 2 табл.

Формула изобретения SU 1 752 189 A3

й

73,0

61

бб;

59: 73:

7,0 61,5 68.0 59,0 73,0 66,0

69,0 68,0

20,0 30,0 25,0 31,0 19,0 20,0 28,0 25,0 30,0 20,0 25,0

25,0 25,0

Образец N° 12 (прототип) имеет следующий состав, %: графит марки ТГ 60,0, мочевиноформальдегидная смола НФ-1 7 30,0, осевое масло Л 9,0, дибутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0. Образец N° 13 (серийные твердые смазочные стержни) имеет следующий состав, %: молибденовый концентрат 85,0, эпоксидная смола 12,0, малеиновым ангидрид 3,0.

2,0 1,0 1,5 1,5 2,0 1,0 2,0 0,5 2,5 2,0 2,0

2,0 1,5 3,0 2,0 1,5 2,5 2,0 3,0 2,5 1,0

М

2,0 О

о

3,0

Т а б л и ц а

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1752189A3

Сб
Путь и строительство железных дорог
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции 1920
  • Шенфер К.И.
SU42A1
и др
Смазочные материалы на железнодорожном транспорте, М.: Транспорт, 1985, с 130
Мелентьев Л П
и др
Труды ВНИИЖТ
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей 1925
  • Карнеджи А.К.
  • Кук С.С.
  • Ч.А. Парсонс
SU1965A1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ 1920
  • Травников В.А.
SU292A1
Прибор для массовой выработки лекал 1921
  • Масленников Т.Д.
SU118A1

SU 1 752 189 A3

Авторы

Перекрестова Вера Владимировна

Нестеров Александр Викторович

Бараш Юрий Исаакович

Елисеев Леонид Сергеевич

Серебрякова Валентина Ильинична

Гавриленков Анатолий Иванович

Голованов Юрий Михайлович

Бельдей Валентин Васильевич

Азаренко Валентин Алексеевич

Даты

1992-07-30Публикация

1990-04-13Подача