Определения:
«Вытяжная рея» - жесткая конструкция в форме дуги окружности, внутри которой парус намотан на гибкий вал;
«Приемная рея» - жесткая конструкция идентичная по форме рее вытяжной, предназначенная для закрепления поставленного паруса.
Изобретение поясняется чертежами:
Фигура 1 - общий вид яхты, оснащенной парусным вооружением;
Фигура 2 - общий вид вытяжной и приемной реи;
Фигура 3 - вид сзади левой законцовки вытяжной реи;
Фигура 4 - вид сверху механизма узла, обозначенного на фиг. 3;
Фигура 5 - вид сверху центральной части реи; привод ремня, вынос реи;
Фигура 6 - вид сверху правой части вытяжной реи (симметрично левой части /фиг. 4/);
Фигура 7 - вид сбоку механизма приводов левой части вытяжной и приемной реи;
Фигура 8 - вид правой части вытяжной и приемной реи; работа механизмов привода уборки и постановки паруса (симметрично фиг. 7);
Фигура 9, 10, 11 - варианты приводов уборки и постановки паруса.
Обозначения на фигурах:
1 - гибкий вал на который наматывается парус;
2 - приводной ремень;
3 - направляющая приводного ремня;
4 - зубчатое колесо ременной передачи;
5 - винт червячной передачи (червяк), основание которого жестко закреплено в зубчатом колесе (4);
6 - корпус вытяжной реи;
7 - червячное колесо. Жестко соединено на одной оси с (1), приводится в действие (5);
8 - парус;
9 - корпус приемной реи;
10 - жесткий профиль, в котором закреплена нижняя шкаторина (кромка) паруса, повторяющая форму дуги окружности (6) и (9);
11 - механизм закрепления (10) в (9) с помощью замка (12);
12 - замок (10), жестко фиксирует положение нижней шкаторины в приемной рее;
13 - обводные, натяжные ролики приводного ремня (2) 4 шт. на рею;
14 - приводное зубчатое колесо ремня (2);
15 - червячное колесо, жестко закреплено с (14);
16, 17 - винт червячной передачи (червяк), основание которого жестко закреплено в электродвигателе (17);
18 - консоль, жестко закрепленная к мачте (19) и рее («вынос реи»);
19 - поворотная мачта;
20 - механизм привода мачты (регулировка установочного угла мачты);
21, 23 - электродвигатель;
22 - вал;
24 - направляющий трос от вытяжной к приемной рее, по которому перемещается жесткий профиль нижней шкаторины (10);
25 - трос, - тянет профиль (10) в (9) и запирает (9) в (12).
Парусное вооружение эксплуатируется следующим образом.
Перед движением судна, оснащенного парусным вооружением подобной конструкции, выставляется установочный угол мачты (19) с помощью электродвигателя (20) в зависимости от скорости и направления ветра. Электродвигатель (17) посредством червячной передачи (16)-(15) вращает приводное зубчатое колесо (14), которое вращает зубчатый ремень (2). При этом (2) находится в натянутом состоянии, которое поддерживается обводными и натяжными роликами (13). Далее ремень входит в направляющий профиль, т.к. рея выполнена в форме дуги окружности, и вращает зубчатое колесо (4), которое жестко закреплено по центру с винтом (червяком) (5). Узел (5)-(7) образует между собой вторую червячную передачу. Червяное колесо (7) жестко закреплено с гибким валом (1), на который намотан парус (8). Парус начинает «разматываться ».
Парус (8) своей нижней шкаториной закреплен в жестком профиле (10), который повторяет форму вытяжной реи и при выставлении паруса полностью убирается в приемную рею с помощью троса (25) по направляющей (24). Тросы (25) /слева, по центру и справа профиля (10)/ наматываются на барабан (катушку) с помощью электромотора (не показано на фигурах) и обеспечивает натяжение паруса в момент постановки/уборки, что необходимо для равномерного наматывания паруса (8) на гибкий вал (1). Далее профиль (10) закрепляется в приемной рее (9) с помощью замка (11)-(12), что необходимо для жесткой фиксации нижней шкаторины паруса в рее (9), распределения нагрузок, вызванных силой ветра на парус (8). После постановки паруса, его фиксации в приемной рее с помощью замка (11)-(12) можно его натянуть /если, например, постановка паруса осуществляется в сильный ветер или из-за установочного угла мачты парус (8) «полощет»/ переключив электромотор (17) в обратную сторону (режим уборки паруса). В этом случае, гибкий вал (1) начнет наматывать парус, который закреплен замком (12) в (9) и парус (8) натягивается.
Уборка паруса осуществляется в обратной последовательности.
Варианты конструкции реи, постановки и уборки паруса (фиг. 9, 10, 11).
На фиг. 9, 10 постановка/уборка паруса осуществляется с помощью двух идентичных электродвигателей (23), которые расположены на левой и правой кромки реи, на оси которых расположены винты червячной передачи (5) в паре с колесами (7). Синхронная работа электромоторов осуществляется путем электроники: датчиками положения вала каждого электродвигателя, счетчика оборотов, применения сервоприводов и шаговых электромоторов.
На фиг. 11 постановка и уборка паруса выполняется с помощью электромотора 21, на валу которого расположены шестерни зубчатой передачи, соединенные с зубчатым колесом 7, которые жестко соединены с гибким валом (1), на который наматывается парус.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовой аэродинамический движитель | 1980 |
|
SU931587A1 |
Ветросиловая установка судна | 1980 |
|
SU1084187A1 |
Парусное вооружение | 1986 |
|
SU1652186A1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2048386C1 |
Прямое парусное вооружение | 1987 |
|
SU1444239A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2145291C1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАРУСНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1999 |
|
RU2148524C1 |
Парусное вооружение | 1981 |
|
SU982968A1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к парусному вооружению. Прямое парусное вооружение содержит мачту с приводом и реи. Постановка или уборка паруса осуществляется путем разматывания или наматывания полотнища паруса с помощью гибкого вала, расположенного внутри реи. Кромки гибкого вала вращаются синхронно с одинаковой угловой скоростью и силой натяжения, обеспечиваемой механической или электромеханической передачей с возможностью жесткого крепления полотнища паруса в следующей рее. Достигается обеспечение повышенной безопасности эксплуатации парусного судна. 11 ил.
Прямое парусное вооружение, содержащее мачту с приводом, реи, отличающееся тем, что постановка (уборка) паруса осуществляется путем разматывания (наматывания) полотнища паруса с помощью гибкого вала, расположенного внутри реи, при этом кромки гибкого вала вращаются синхронно с одинаковой угловой скоростью и силой натяжения, обеспечиваемой механической или электромеханической передачей с возможностью жесткого крепления полотнища паруса в следующей рее.
Прямое парусное вооружение | 1987 |
|
SU1449454A2 |
Прямое парусное вооружение | 1987 |
|
SU1444239A1 |
Многолопастный судовой винт | 1929 |
|
SU19477A1 |
СПОСОБ ПАСТЕРИЗАЦИИ ВИШНЕВОГО СОКА С МЯКОТЬЮ | 2007 |
|
RU2341164C1 |
Авторы
Даты
2020-11-12—Публикация
2019-12-30—Подача