Способ повышения саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста Российский патент 2021 года по МПК A61B5/02 A61B5/372 A61B5/375 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2760385C1

Изобретение относится к области физиологии и профилактической медицины, в частности к нейрофизиологическим способам коррекции нарушений саморегуляции, и может найти применение в неврологии, психиатрии, психологии для обучения пациента навыкам осознанного контроля функционального состояния и профилактики нарушений адаптации. Способ обеспечивает повышение эффективности саморегуляции за счет определения и нормализации функционального состояния нервной системы.

Известно, что молодые люди в возрасте 18-25 лет представляют собой одну из групп, наиболее подверженных риску развития дезадаптивных расстройств, зачастую не обладая развитыми навыками саморегуляции и способностью экономично распоряжаться своими психофизиологическими ресурсами (Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №. 9. - С. 127-132). Адаптационные системы организма, и в особенности нервной системы молодых людей, испытывают перегрузки под воздействием информационных, эмоциональных и физических воздействий, что часто приводит к срыву регуляторных механизмов и развитию целого ряда психосоматических проявлений, таких как: депрессии, астенические состояния, раздражительность, рассеянность, головные боли, нарушение сна и пищевого поведения, вегето-сосудистая дистония и многое другое.

Коррекцию перечисленных проблем проводят с помощью различных методов и устройств, например, методов, направленных на снижение нервно-психического напряжения за счет обучения приемам релаксации, аутотренинга, дыхательной гимнастики, медитации, визуализации, самомассажа, групповой психотерапии (Карякина Т.Н., Голубь О.В. Методы саморегуляции функциональных состояний личности // Logos et Praxis. - 2006. - №. 5. С. 71-73; Мальков А.П. Повышение работоспособности студентов с использованием методов психологической саморегуляции // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. - 2016. - С. 82-87). Недостатком перечисленных методов служит высокая зависимость от субъективных факторов, таких как личностные особенности терапевта и пациента, отношение к терапии, принятие помощи и мотивация пациента. Кроме того они не всегда эффективны из-за невозможности объективной оценки пациентом своего психофизиологического состояния и его динамики.

Наиболее перспективным является направление, связанное с обучением навыкам саморегуляции с помощью инструментального биоуправления, основанного на принципах биологической обратной связи (БОС). С помощью биоуправления проводится обучение оптимальной психоэмоциональной саморегуляции в условиях действующего стресса (Штарк М.Б., Джафарова О.А. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития. // Медицинская техника, М., Медицина. - 2002. - С. 34-35). Данная технология имеет ряд преимуществ: практически полное отсутствие противопоказаний и побочных эффектов, отсутствие фармакологического и физиотерапевтического вмешательства, комфортность процедуры для пациента, доступность к применению в условиях образовательного учреждения.

Широко используется вариант биоуправления по управляющему параметру частоты сердечных сокращений и вариабельности ритма сердца (van der Zwan J.E. Physical activity, mindfulness meditation, or heart rate variability biofeedback for stress reduction: a randomized controlled trial / J.E. van der Zwan, W. de Vente, A.C. Huizink, E.I. de Bruin // Appl Psychophysiol Biofeedback. - 2015. - Vol. 40 (4). - P. 257-268). Однако конечный результат при таком подходе с позиции эффективности коррекции вегетативной регуляции сердечной деятельности и биоэлектрической активности головного мозга может быть различным, что во многом обусловлено индивидуальными отличиями пациентов (Сороко, С.И. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления / С.И. Сороко, В.В. Трубачев. - СПб: Изд-во Политехника-сервис, 2010. - 594 с.).

Установлено, что индивидуальные психофизиологические характеристики, такие как биоэлектрическая активность и энергетическое состояние головного мозга влияют на успешность овладения навыками релаксации и саморегуляции в процессе биоуправления (Горев А.С, Панова Е.Н. Эффективность БОС-тренинга регуляции функционального состояния в зависимости от индивидуальных психофизиологических характеристик // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. - №. 4. - С. 1-8; Мажирина К.Г., Покровский М.А., Резакова М.В., Савелов А.А., Соколов А.А., Петровский Е.Д., Левшакова Е.А., Ганенко Ю.А., Штарк М.Б. Биоуправление в магнитном поле (к стереотопографии когнитивных функций) // Бюллетень сибирской медицины. - 2013. - №2. - С. 7-20). Хотя параметры активности головного мозга обычно не учитываются при проведении тренингов биоуправления и оценке их эффективности.

В то же время, для определения функционального состояния головного мозга и организма в целом широко применяется метод динамической омегаметрии (Илюхина, В.А. Сверхмедленные информационно-управляющие системы в интеграции процессов жизнедеятельности головного мозга и организма (Обзор) / В.А. Илюхина // Физиология человека. - 2013. - Т. 39, №3. - С. 114-126). Считается, что величина омега-потенциала милливольтового диапазона, регистрируемый с поверхности головы, является интегральным параметром уровня активации головного мозга, текущего уровня бодрствования и адаптационных реакций организма (Депутат И.С., Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Большевидцева И.Л., Старцева Л.Ф. Анализ распределения уровня постоянного потенциала головного мозга в оценке функционального состояния организма (обзор) // Экология человека. 2015. - №10. - С. 27-36).

Измерение динамики омега-потенциала каждого полушария мозга проводят, например, в процессе сеанса психотерапии для прогнозирования успешности психотерапевтического лечения (RU 2207046 С2, А61В 5/04, опубл.: 27.06.2003 Бюл. №18). Этот способ позволяет дать качественную оценку терапии различных состояний, но не позволяет количественно оценить ее эффективность и сопоставить регистрируемые параметры с нормативными значениями.

Известен способ повышения психофизиологической устойчивости работающих к стрессогенным факторам производственной среды с использованием компьютерного биоуправления (RU 2408266 C1, А61В 5/16, опубл.: 10.01.2011 Бюл. №1). Согласно способу, для каждого работника подбираются индивидуальные способы саморегуляции на основании ранжирования стрессирующих факторов производственной среды и на разработанных моделях обучают и тренируют работающих, начиная с низкой и до самой высокой степени стрессогенности. Данный способ применим только в условиях производства.

Существует способ коррекции вегетативных дисбалансов, включающий спектральный анализ сердечного ритма (ВСР). Осуществляют возможность пациенту видеть графики движения параметров ВСР, отражающих состояние парасимпатической и симпатической регуляции ритма сердца. В течение 5 минут пациент сочетает спокойное глубокое дыхание с плавным выдохом не реже 9-10 дыхательных движений в минуту с мышечной релаксацией и формированием положительно окрашенных образов. Также ориентируясь на график спектра, пациент подбирает свое состояние таким образом, чтобы параметры ВСР, отражающие парасимпатическую регуляцию, были равны или выше параметров ВСР, отражающих симпатическую регуляцию. Затем пациент выполняет 20 приседаний за 30 секунд, и сеанс БОС продолжают в течение 5 минут (RU 2317771 С2, А61В 5/0452, А61М 21/00, опубл.: 27.02.2008 Бюл. №6). В данном способе отсутствует мотивирующая соревновательная ситуация и не оценивается функциональное состояние пациента.

Известен способ, включающий проведение комплекса из семи дыхательных проб, базирующихся на принципах биологической обратной связи, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций, влияющих на функциональное состояние организма, о чем судят по изменению под их воздействием показателей внешнего дыхания и газообмена, РАСО2, РАО2, пневмограммы, характеру и скорости появления изменений ЭКГ, АД, ЭЭГ, латентного периода двигательной реакции, скорости выработки условных рефлексов (RU 2218072 C1, А61В 5/02, опубл.: 10.12.2003 Бюл. №34). Данный способ позволяет точно выявлять и отслеживать реакции организма пациента на воздействие, но не предполагает индивидуализированного подхода к коррекции, имеет противопоказания и ограничения в применении.

При этом известен способ, согласно которому проводят регистрацию физиологических параметров (термограмма), предъявление их пациенту, сравнение с эталонными данными, в сочетании с проведением строгой последовательности психотерапевтических воздействий и контроля за состоянием пациента (RU 2012364 С1, А61М 21/0, А61В 5/0482, приор. 19.11.1993). Предложенный способ требует наличия дорогостоящего специфического оборудования, обученного специалиста-психотерапевта, что затрудняет его применение в образовательной организации.

К недостаткам приведенных способов можно отнести их недостаточную эффективность, обусловленную следующими факторами:

- отсутствие учета исходного функционального состояния нервной системы и самочувствия на момент проведения коррекции;

- отсутствие индивидуального подхода к пациенту;

- не предполагают оценки и коррекции функционального состояния организма;

- зависимость результата терапии от личности терапевта и его установок.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ обучения саморегуляции физиологических параметров на основе биологической обратной связи (RU 2124370 C1, А61М 21/00, А61В 5/16, опубл.: 10.01.1999).

Способ включает непрерывное измерение физиологического параметра у обучающегося, предъявление ему значения этого параметра на экране монитора в реальном масштабе времени одновременно с желаемым значением, которое нужно достичь в процессе обучения, выполнение обучающимся действий, направленных на достижение желаемого значения физиологического параметра. Значение физиологического параметра представляют на экране в виде скорости движения одной из фигур участников соревновательной игровой ситуации. Скорость движения участника (обучающегося) зависит от степени релаксации и соответствует степени достижения желаемого значения межпульсового интервала при оптимальном уровне релаксации. Недостатками данного способа является:

- отсутствие дифференциального подхода с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей пациента во время проведения обучения;

- отсутствие учета текущего функционального состояния организма и самочувствия на момент проведения обучения, что может значительно повлиять на эффективность занятий;

- в процессе занятий обучающийся не получает инструкции и подсказки как добиться результата тренировки и вынужден подбирать способы саморегуляции интуитивно;

- оценка эффективности обучения саморегуляции проводится на основании одного параметра - динамики межпульсового интервала, которая является малоинформативной для оценки общего состояния пациента.

Задачей изобретения является повышение эффективности профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на развитие саморегуляции и нормализацию функционального состояния лиц юношеского возраста за счет индивидуализированного тренинга биоуправления.

Технический результат заявленного способа выражается в повышении эффективности саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста за счет определения для каждого пациента индивидуальной программы коррекции с учетом функционального состояния головного мозга и параметров сердечного ритма, способствующей нормализации активационных процессов в коре головного мозга и оптимизации работы центральной и вегетативной нервной системы пациента.

Технический результат достигается тем, что в способе повышения саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста, осуществляемый на основе биологической обратной связи, включающий непрерывное измерение физиологического параметра у пациента, с предъявлением ему значения этого параметра на экране монитора в реальном масштабе времени одновременно с целевым значением, которое нужно достичь, выполнение обучающимся действий, направленных на достижение целевого значения физиологического параметра, согласно заявляемому решению пациент проходит курс биологической обратной связи, состоящий из 10-15 сеансов биоуправления общей продолжительностью 30 минут каждый, с проведением сеансов 3 раза в неделю; до начала и непосредственно после каждого сеанса биоуправления пациенту проводят омегаметрию с регистрацией следующих показателей: фонового уровня омега-потенциала левого и правого полушария головного мозга, межполушарной асимметрии омега-потенциала, времени стабилизации потенциалов, амплитуды сверхмедленных колебаний омега-потенциала, измерение частоты сердечных сокращений; по результатам исследования омегаметрии относят пациента к одной из четырех групп по уровню активации головного мозга, в соответствие с этим для каждого пациента подбирают параметры курса биологической обратной связи, с включением заданий и упражнений для повышения, понижения или балансировки уровня активации головного мозга, так пациент, отнесенный к I группе с низким уровнем активации и величиной омега-потенциала менее 20 мВ, в начале и в середине каждого сеанса биоуправления, в течение 3-5 минут, выполняет нейропсихологические упражнения на активизацию и повышение тонуса нервной системы: движения глазами во всех направлениях и по кругу; слежение глазами за перемещающимся предметом; пальчиковую гимнастику; самомассаж мочек ушей и пальцев; поиск чисел в таблицах Шульте; 3-5 глубоких вдохов и выдохов; пациент, отнесенный к III группе с высоким уровнем активации и величиной омега-потенциала более 40 мВ применяет нейропсихологические техники, направленные на релаксацию и снижение эмоционального напряжения: пациент выполняет диафрагмальное дыхание с частотой дыхательных движений 6-12 раз в минуту; дыхание с замедленным выдохом; дыхание со счетом вдохов и выдохов; попеременное напряжение и расслабление мышц тела; визуализация приятных воспоминаний; элементы аутогенной тренировки и медитации; пациент II группы с нормальным уровнем активации и величиной омега-потенциала от 20 до 40 мВ; применяет сочетание активирующих техник в начале каждой сессии с релаксирующими техниками в конце; пациент, отнесенный к IV группе с асимметричным уровнем активации головного мозга в начале и середине сеанса биоуправления выполняет задания на улучшение межполушарного взаимодействия: рисование 2-я руками одновременно простых геометрических фигур; дыхание попеременно через правую и левую ноздрю; перекрестные движения с пересечением центра тела; при этом для пациентов каждой из групп контролируемым физиологическим параметром выступает частота сердечных сокращений пациента, отражаемая на экране монитора в реальном времени на текущий момент с одновременным показом оптимального целевого значения данного показателя; коррекцию саморегуляции и адаптационных резервов считают эффективной, если при проведении омегаметрии через неделю и затем через месяц после завершения курса значения омега-потенциала левого и правого полушария головного мозга пациента находятся в пределах от 20 до 40 мВ, межполушарная асимметрия не превышает 2 мВ, время стабилизации потенциалов от 60 до 180 секунд, амплитуда сверхмедленных колебаний омега-потенциала не превышает 5 мВ., частота сердечных сокращений не превышает нормативных значений для данного возраста и пола; при отклонении этих значений курс биологической обратной связи повторяют.

Способ осуществляют следующим образом.

Для проведения курса биологической обратной связи используют компьютер, на экране монитора при проведении сеансов биоуправления отражается в реальном времени контролируемый параметр - частота сердечных сокращений пациента, регистрируемая при помощи фотоплезмографического датчика с одновременным показом оптимального целевого значения частоты сердечных сокращений для данного пациента.

Курс биологической обратной связи может быть реализован через аудиовизуальный игровой сюжет на экране монитора. При этом на экране также отражается оптимальная целевая частота сердечных сокращений пациента, и ее текущие значения, при этом, изменяющийся уровень частоты сердечных сокращений управляет сюжетом и параметрами игры.

Курс биологической обратной связи состоит из 10-15 сеансов общей продолжительностью 30 минут каждый. Занятия проводят в первой половине дня 3 раза в неделю в отдельном звукоизолированном помещении при температуре воздуха не менее 18 градусов Цельсия. Пациента размещают в кресле, в максимально удобном расслабленном положении.

Непосредственно до начала каждого сеанса биоуправления проводят регистрацию частоты сердечных сокращений, и омегаметрию с регистрацией следующих показателей: фонового уровня омега-потенциала левого и правого полушария головного мозга, межполушарной асимметрии омега-потенциала, времени стабилизации потенциалов, амплитуды сверхмедленных колебаний омега-потенциала. Регистрацию фонового уровня омега-потенциала проводят в положении сидя с открытыми в диапазоне значений от 0 до 100 мВ и частотой от 0 до 0,5 Гц, погрешность измерения напряжения не более 5% для правого и левого полушария головного мозга. Самоклеящиеся хлорсеребряные электроды размещают в отведениях Fp1 и Fp2 по системе «10-20» на поверхности головы пациента. Активные электроды (катоды) располагаются на 2 см выше центра надбровной дуги, на 3,5 см влево и вправо от сагиттальной линии, место прикрепления референтных электродов (анодов) в области мышцы возвышения большого пальца у его основания на противоположных кистях рук. Предварительно перед наложением электродов поверхность кожи обезжиривают 70% раствором этилового спирта. Данные по каналам левого (К1), и правого (К2) полушария дискретно с периодичностью 1 секунда выводятся на компьютер с помощью аналого-цифрового преобразователя. Общая продолжительность регистрации 5 минут. В дальнейшем полученная информация обрабатывается в программе Microsoft Excel, для наглядного отображения в виде графика и анализа численного значения омега-потенциала. По графику омегаграммы вычисляют величины омега-потенциала после установления стабильных значений, на последней минуте исследования, величину межполушарной асимметрии.

По результатам исследования относят пациента к одной из четырех групп по уровню активации головного мозга:

I (низкий) уровень активации - величина омега-потенциала (ОП) менее 20 мВ;

II (нормальный) уровень активации - величина ОП от 20 до 40 мВ;

III (высокий) уровень активации - величина ОП более 40 мВ;

IV (асимметричный) уровень активации - при ассиметричной активации полушарий, когда значения К1 (левого полушария) и К2 (правого полушария) находятся в пределах разных уровней.

В соответствие с уровнем активации головного мозга подбирают параметры каждого сеанса биоуправления:

1) I уровень активации: во время сеансов используют нейропсихологические упражнения на активизацию и повышение тонуса нервной системы, а именно: в начале и в середине каждого сеанса пациент в течение 3-5 минут выполняет упражнения: движения глазами во всех направлениях и по кругу; слежение глазами за перемещающимся предметом; пальчиковую гимнастику; самомассаж мочек ушей и пальцев; поиск чисел в таблицах Шульте; 3-5 глубоких вдохов и выдохов.

2) II уровень активации: используют сочетание активирующих техник в начале сеанса с релаксирующими в конце.

3) III уровень активации: во время всего сеанса пациент использует техники, направленные на релаксацию и снижение эмоционального напряжения: диафрагмальное дыхание с частотой дыхательных движений 6-12 раз в минуту; дыхание с замедленным выдохом; дыхание со счетом вдохов и выдохов; прогрессивная мышечная релаксация; визуализация приятных воспоминаний; элементы аутогенной тренировки и медитации.

4) IV уровень активации: в начале и середине сеанса используются задания на улучшение межполушарного взаимодействия: рисование 2-я руками одновременно простых геометрических фигур; дыхание попеременно через правую и левую ноздрю; перекрестные движения с пересечением центра тела.

Техники и задания для каждой группы пациентов во время проведения сеансов биоуправления может показывать врач, ориентируясь на текущие показатели пациента, и в соответствии с его состоянием.

Выполнение техник и заданий во время проведения сеанса пациент может осуществлять самостоятельно, без участия врача, зная свои физиологические параметры, уровень активации, и учитывая подбор упражнений, которые ему рекомендованы и позволяют корректировать параметры в сторону улучшения. При этом врач контролирует показатели вначале и в конце каждого сеанса и может вносить изменения и корректировки по подбору упражнений в рамках, рекомендуемых для пациента с определенным уровнем активации головного мозга.

Эффективность курса биоуправления определяют путем повторного проведения омегаметрии через неделю и месяц после его завершения. Для этого определяют величину омега-потенциала левого и правого полушария, величину межполушарной асимметрии (равную разнице потенциала в левом и правом полушарии), время стабилизации потенциала (выход на «плато»), максимальную амплитуду сверхмедленных колебаний потенциалов после стабилизации, частоту сердечных сокращений, после чего полученные значения сравнивают с нормативными: омега-потенциала левого и правого полушария головного мозга пациента находятся в границах от 20 до 40 мВ, межполушарная асимметрия не превышает 2 мВ, время стабилизации потенциалов от 60 до 180 секунд, амплитуда сверхмедленных колебаний омега-потенциала не превышает 5 мВ, ЧСС не превышает нормативных значений для данного возраста и пола. В случае нахождения показателей в границах нормы делают вывод об эффективности коррекции.

В экспериментальном обосновании предлагаемого способа приняли участие 32 человека в возрасте от 18 до 21 года, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе проводили курс биологической обратной связи с сеансами биоуправления по заявляемому способу с учетом уровня активации головного мозга и рекомендуемых для выполнения пациентом, в зависимости от уровня активации головного мозга техник и упражнений, в контрольной группе -рутинные сеансы биоуправления, во время которых пациент не получал заданий и подсказок, способствующих улучшению результата, его задачей было самостоятельно подобрать способы регуляции функционального состояния. Перед началом курса и по его окончанию испытуемые проходили полное психофизиологическое обследование, включающее омегаметрию головного мозга, анализ вариабельности сердечного ритма, анализ времени и стабильности зрительно-моторной реакции.

Результаты приведены в таблице 1.

Сравнение исходных параметров до проведения курса биологической обратной связи в выделенных группах не выявило значимых отличий, что говорит об их однородности. При этом после окончания курса в экспериментальной и контрольной группах имелись значимые изменения характеристик омега-потенциала. Отмечено снижение межполушарной асимметрии, нормализация параметров ОП и частоты сердечных сокращений. Однако в контрольной группе наблюдалось меньше положительных сдвигов, что выражалось в неоптимальных значениях омега-потенциала, больших значениях амплитуды волн и более медленной стабилизации колебательных процессов.

После проведения курса биологической обратной связи по заявленному способу отмечено значимое снижение представленности недостаточной и асимметричной активации ЦНС при отсутствии состояния гиперактивации в экспериментальной группе. У 90% испытуемых омега-потенциал соответствовал оптимальному уровню. При этом у 75% отмечено снижение межполушарной асимметрии, которая в среднем составила 1,6 мВ. В контрольной группе произошел сдвиг в сторону уменьшения уровня активации при сохранении высокой межполушарной асимметрии, у 40% выявлен низкий уровень активации, у 32% - асимметричный, что можно рассматривать как признак неоптимального состояния головного мозга и организма в целом.

Сравнение коэффициента эффективности управления сердечным ритмом показало, что в экспериментальной группе успешность освоения навыков саморегуляции была в среднем на 35-40% выше, чем в контрольной.

В целом можно заключить, что функциональное состояние участников из экспериментальной группы после прохождения курса характеризовалось более оптимальным уровнем активации головного мозга и сбалансированным влиянием вегетативной нервной системы на сердечный ритм, чем в контрольной группе.

Ниже приведены примеры осуществления способа, при реализации которого был использован аппаратно-программный комплекс игрового биоуправления «Бос-пульс профессиональный», разработанный Институтом Медицинской и Биологической Кибернетики СО РАМН ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН (Регистрационное удостоверение № ФСР 2011/11235; Сертификат соответствия № РОСС RU.A.Я79.B03820).

Обратная связь при проведении курса биологической обратной связи в данном случае реализовывалась через аудиовизуальный игровой сюжет на экране компьютера. Пациенту предъявлялся игровой сюжет, в котором добиться победы можно путем изменения частоты сердечных сокращений, то есть, управляя частотой сердечных сокращений, регистрируемой с помощью фотоплезмографического датчика, передающего сигнал в компьютер.

Сеансы биоуправления в данном случае, построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущей попытки, что позволяет совершенствовать навыки саморегуляции.

Пример 1. Татьяна К., 20 лет, студентка 3 курса. Жалобы на повышенную тревожность, плохой сон, потерю аппетита, невозможность сосредоточиться, особенно перед контрольными и экзаменами. По результатам омегаметрии получены следующие показатели: омега-потенциал левого полушария = 52,5 мВ, омега-потенциал правого полушария = 45,3 мВ, межполушарная асимметрия = 7,2 мВ, время стабилизации потенциала = 250 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 10 мВ. Исходная частота сердечных сокращений в покое 87 ударов в минуту, что превышает возрастную норму. Пациентка отнесена к группе с III высоким уровнем активации. Проведено 12 сеансов игрового биоуправления с использованием релаксационных техник: пациент выполняет диафрагмальное дыхание с частотой дыхательных движений 6-12 раз в минуту; дыхание с замедленным выдохом; дыхание со счетом вдохов и выдохов; попеременное напряжение и расслабление мышц тела; визуализация приятных воспоминаний; элементы аутогенной тренировки и медитации.

После окончания курса повторная регистрация показателей омега-потенциала показала нормализацию показателей: омега-потенциал левого полушария = 38,1 мВ, омега-потенциал правого полушария = 36,8 мВ, межполушарная асимметрия = 1,3 мВ, время стабилизации потенциала = 130 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 4 мВ, частота сердечных сокращений снизилась до 74 уд./мин., что соответствует возрастной норме. Пациентка отметила улучшение качества сна, повышение концентрации внимания, работоспособности и снижение тревоги перед контролем знаний. Через неделю и месяц после коррекции повторное исследование не выявило значимых изменений показателей. Сделан вывод об эффективном курсе коррекции.

Пример 2. Андрей П., 19 лет, студент 2 курса. Жалобы на повышенную утомляемость, сонливость во время занятий и выполнения домашней работы. По результатам омегаметрии получены следующие показатели: омега-потенциал левого полушария = 15,4 мВ, омега-потенциал правого полушария = 18,7 мВ, межполушарная асимметрия = -3,3, время стабилизации потенциала = 190 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 2 мВ. Пациент отнесен к группе с I низким уровнем активации. Изначальные значения ЧСС = 64 уд/мин, что соответствует возрастной норме. Проведено 10 сеансов с использованием в начале каждого сеанса упражнений на активизацию: поиск чисел в таблице Шульте, глазодвигательные упражнения, дыхательная гимнастика, включающая 3-5 глубоких вдохов и выдохов, самомассаж мочек ушей и пальцев рук. Через неделю после курса повторное измерение показало следующее: омега-потенциал левого полушария = 24,3 мВ, омега-потенциал правого полушария = 23,6 мВ, межполушарная асимметрия = 0,7 мВ, время стабилизации потенциала = 65 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 1 мВ, ЧСС = 62 уд./мин. Субъективно отмечено повышение активности студента, увеличение мотивации к обучению. Спустя месяц показатели изменились незначительно. Сделан вывод об эффективном курсе коррекции.

Пример 3. Марина Α., 21 год, студентка 4 курса. Жалобы на частую смену настроения, трудности в усвоении учебного материала, повышенную отвлекаемость. По результатам омегаметрии получены следующие показатели: омега-потенциал левого полушария = 17,3 мВ, омега-потенциал правого полушария = 28,4 мВ, межполушарная асимметрия = -11,1 мВ, время стабилизации потенциала = 200 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 10 мВ, ЧСС = 92 уд./мин, что превышает возрастную норму. Студентка отнесена к типу с IV асимметричным уровнем активации. Курс биологической обратной связи был сокращен и включал 8 сеансов биоуправления с использованием техник на балансировку межполушарного взаимодействия. Через неделю после окончания курса показатели пациентки следующие: омега-потенциал левого полушария = 18,9 мВ, омега-потенциал правого полушария = 24,3 мВ, межполушарная асимметрия = -5,4 мВ, время стабилизации потенциала = 180 сек, максимальная амплитуда сверхмедленных колебаний = 5 мВ, ЧСС = 85 уд/мин. Сокращенный курс биологической обратной связи не показал эффективных результатов, рекомендовано продолжить коррекцию.

Предложенный способ решает задачу повышения эффективности обучения навыкам саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста, что способствует улучшению функционального состояния, работоспособности и качества жизни широкого круга лиц за счет развития продуктивных стратегий саморегуляции и нормализации функционального состояния головного мозга.

Способ имеет преимущество перед известными, заключающееся в возможности учета индивидуальных психофизиологических особенностей и функционального состояния пациентов до, во время и после коррекции, качественной оценке результативности терапии, научной обоснованности.

Способ может быть применим как в целях профилактики, так и для коррекции нарушений физиологических показателей.

Похожие патенты RU2760385C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2011
  • Шилов Сергей Николаевич
  • Миронова Екатерина Викторовна
  • Игнатова Ирина Акимовна
RU2482884C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ 2001
  • Кожевников В.Н.
  • Кожевникова Т.А.
RU2207046C2
Способ нейрокоррекции легких когнитивных нарушений у лиц пожилого возраста 2022
  • Лисова Надежда Александровна
  • Черенева Елена Александровна
  • Шилов Сергей Николаевич
RU2806235C1
Способ реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста с когнитивными нарушениями после инфаркта головного мозга 2023
  • Шилов Сергей Николаевич
  • Черенева Елена Александровна
  • Дутова Светлана Вячеславовна
  • Никифорова Надежда Владимировна
RU2821780C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА 2013
  • Манжосова Галина Владимировна
RU2557695C2
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2009
  • Константинов Константин Викторович
RU2428927C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1993
  • Кабзаев Л.М.
  • Столяров В.С.
RU2012364C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 1998
  • Шанина Г.Е.
RU2139025C1
СПОСОБ ПРОГНОЗА УСПЕШНОСТИ БИОУПРАВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРАМИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИНТЕРЛЕЙКИНА-6 В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ 2014
  • Поскотинова Лилия Владимировна
  • Кривоногова Елена Вячеславовна
  • Дёмин Денис Борисович
  • Ставинская Ольга Александровна
  • Балашова Светлана Николаевна
RU2557536C1
Способ комплексной медико-психологической реабилитации пациентов в поздний восстановительный период после острого нарушения мозгового кровообращения 2019
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Рачин Андрей Петрович
RU2724284C1

Реферат патента 2021 года Способ повышения саморегуляции и адаптационных резервов у лиц юношеского возраста

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для повышения эффективности саморегуляции у лиц юношеского возраста. Способ осуществляют на основе биологической обратной связи. Курс биологической обратной связи состоит из 10-15 сеансов биоуправления общей продолжительностью 30 минут каждый с проведением сеансов 3 раза в неделю. До начала и непосредственно после каждого сеанса биоуправления проводят омегаметрию, на основании которой пациента относят к одной из четырех групп по уровню активации головного мозга. Для каждой из групп разработан специальный комплекс упражнений, техник и заданий, проводимых в течение курса биологической обратной связи, направленных на повышение саморегуляции. При этом для пациента контрольным параметром является непрерывное измерение частоты его сердечных сокращений с предъявлением значения этого параметра на экране монитора в реальном масштабе времени одновременно с целевым значением, которое нужно достичь в результате прохождения курса. Способ обеспечивает повышение эффективности саморегуляции за счет определения и нормализации функционального состояния нервной системы. 1 табл., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 760 385 C1

Способ повышения эффективности саморегуляции у лиц юношеского возраста, осуществляемый на основе биологической обратной связи, включающий непрерывное измерение физиологического параметра у пациента с предъявлением ему значения этого параметра на экране монитора в реальном масштабе времени одновременно с целевым значением, которое нужно достичь, выполнение обучающимся действий, направленных на достижение целевого значения физиологического параметра, отличающийся тем, что до начала курса биологической обратной связи пациенту проводят омегаметрию с регистрацией фонового уровня омега-потенциала левого и правого полушарий головного мозга, измерение частоты сердечных сокращений; далее относят пациента к одной из четырех групп по уровню активации головного мозга в соответствии с величиной омега-потенциала левого и правого полушарий головного мозга, а именно:

- к I группе - низкий уровень активации головного мозга при величине омега-потенциала менее 20 мВ,

- ко II группе - нормальный уровень активации головного мозга при величине омега-потенциала от 20 до 40 мВ;

- к III группе - высокий уровень активации головного мозга при величине омега-потенциала более 40 мВ;

- к IV группе - асимметричный уровень активации головного мозга при величине омега-потенциала для левого и правого полушарий, находящейся в пределах разных уровней;

далее пациент проходит курс биологической обратной связи, включающий аудиовизуальный игровой сюжет на экране монитора, одновременно при этом на экране монитора отражают в реальном времени контролируемый параметр - частота сердечных сокращений пациента, регистрируемая при помощи фотоплезмографического датчика, с одновременным показом целевого значения частоты сердечных сокращений в соответствии с нормативными значениями для данного возраста и пола, которое следует достичь к концу сеанса, курс биологической обратной связи состоит из 10-15 сеансов общей продолжительностью 30 минут каждый с проведением сеансов 3 раза в неделю:

- пациент, отнесенный к I группе с низким уровнем активации головного мозга, в начале и в середине каждого сеанса в течение 3-5 минут выполняет: движения глазами во всех направлениях и по кругу; слежение глазами за перемещающимся предметом; пальчиковую гимнастику; самомассаж мочек ушей и пальцев; поиск чисел в таблицах Шульте; 3-5 глубоких вдохов и выдохов;

- пациент, отнесенный ко II группе с нормальным уровнем активации головного мозга, применяет сочетание активирующих техник в начале каждого сеанса биоуправления с релаксирующими техниками в конце;

- пациент, отнесенный к III группе с высоким уровнем активации головного мозга, выполняет: диафрагмальное дыхание с частотой дыхательных движений 6-12 раз в минуту; дыхание с замедленным выдохом; дыхание со счетом вдохов и выдохов; попеременное напряжение и расслабление мышц тела; визуализацию приятных воспоминаний; элементы аутогенной тренировки и медитации;

- пациент, отнесенный к IV группе с асимметричным уровнем активации головного мозга, в начале и середине сеанса выполняет: рисование 2-мя руками одновременно геометрических фигур; дыхание попеременно через правую и левую ноздрю; перекрестные движения;

коррекцию саморегуляции считают эффективной, если при проведении омегаметрии через неделю и через месяц после завершения курса значения омега-потенциала левого и правого полушарий головного мозга пациента находятся в пределах от 20 до 40 мВ, межполушарная асимметрия не превышает 2 мВ, время стабилизации потенциалов - от 60 до 180 секунд, амплитуда сверхмедленных колебаний омега-потенциала не превышает 5 мВ, частота сердечных сокращений не превышает нормативных значений для данного возраста и пола; при отклонении этих значений курс биологической обратной связи повторяют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760385C1

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА ОСНОВЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 1996
  • Штарк М.Б.
  • Шульман Е.И.
  • Донская О.Г.
  • Иутин В.С.
RU2124370C1
ТРЕНАЖЕРЫ И СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ 2001
  • Штарк М.Б.
  • Джафарова О.А.
RU2192910C1
Подогреватель питательной воды для паровозов 1925
  • Ядов И.Ф.
SU19209A1
US 8012097 B1, 06.09.2011
ЛИСОВА Н.А
Саморегуляция лиц юношеского возраста с разным типом темперамента и уровнями активации лобной коры головного мозга
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
SHTARK М
Self-regulation Strategies and Heart Rate Biofeedback

RU 2 760 385 C1

Авторы

Лисова Надежда Александровна

Шилов Сергей Николаевич

Даты

2021-11-24Публикация

2020-11-23Подача