Шина медицинская Российский патент 2020 года по МПК A61F5/58 

Описание патента на изобретение RU2738860C1

Изобретение относится к медицинскому имуществу, входит в состав сумки медицинской войсковой, сумки первой помощи (для оказания первой помощи санитарными инструкторами), комплекта войскового фельдшерского, сумки фельдшера войсковой (для оказания доврачебной помощи фельдшерами взводов, батарей).

Современный бой в настоящее время представляет собой локальный конфликт с применением диверсионных групп, снайперов и подрывом инженерных сооружений. Основной особенностью получения ранений является боевая травма. Как говорил Н.И.Пирогов: «Война есть не что иное, как травматическая эпидемия». Поэтому своевременное и качественное оказание первой помощи при травмах (ушибах, растяжениях, переломах, вывихах) является значимой и актуальной задачей.

При боевых травмах используется ряд технических решений, позволяющих зафиксировать конечность в случае оказания первой и доврачебной помощи при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов, т.е. создать состояние покоя поврежденной части тела на время транспортировки (эвакуации) пострадавшего с поля боя (места получения травмы) на последующие этапы оказания помощи.

Одним из технических решений, обеспечивающих фиксацию конечностей, стала разработка деревянной транспортной шины Дитерихса [1] для нижних конечностей, которая обеспечивала полное обездвиживание всей нижней конечности с одновременным ее вытяжением по оси (фиг. 1). Шина Дитерихса применяется при переломах бедра, повреждениях на уровне тазобедренного и коленного суставов. Шина Дитерихса в сложенном виде имеет длину 115 см, вес 1,6 кг, состоит из двух раздвижных дощатых бранш (наружной - позиция 1 фиг. 1 и внутренней - позиция 2 фиг. 1), фанерной подошвы (позиция 3 фиг. 1) и палочки-закрутки (позиция 4 фиг. 1).

Недостатками шины Дитерихса являются:

объемность конструкции, требующая участия двух медицинских работников, имеющих опыт в правильном ее наложении;

значительные временные затраты при наложении шины в связи со сложностью конструкции и способа ее наложения;

невозможность использования при переломах голени, костей стопы и повреждениях в голеностопном суставе.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению при выполнении иммобилизации является проволочная шина Крамера для фиксации верхних и нижних конечностей.

Проволочная шина Крамера [2] представляет собой спаянные между собой металлические куски проволоки (позиции 5, 6 фиг. 2). По сути, шина является набором проволочных решеток. Материал каркаса - сплав алюминия, легкий и гибкий. Это позволяет зафиксировать пострадавшую конечность практически в любом положении. Внутренние перемычки каркаса изготовлены из стали, что обеспечивает достаточную жесткость фиксации.

Как следует из [2], каркас шины Крамера имеет диаметр 5 мм. На каркас в поперечном направлении с интервалами 3 см натянуты параллельные тонкие проволочки толщиной 2 мм. Такие шины выпускаются длиной 120 см, шириной 11 см, весом 0,5 кг для нижних конечностей, а также длиной 80 см, шириной 8 см, весом 0,4 кг для верхних конечностей.

Шина легко дезинфицируется, обладает высокой пластичностью. Снаружи проволочный каркас покрывается чехлом (используют вату и марлю либо ткань), что уменьшает дискомфортные ощущения, связанные с жесткостью конструкции и теплопроводностью материалов.

Недостатками проволочной шины Крамера являются:

достаточно громоздкая конструкция, которая затрудняет использование данного изделия в условиях боевой обстановки в составе штатных средств медицинского обеспечения;

ограниченность применения при обширных поражениях конечностей;

необходимость дополнительного обертывания ватой и бинтами с целью профилактики пролежней от непосредственного давления на мягкие ткани, а также предотвращения местного обморожения при иммобилизации в условиях низких температур;

невозможность доступа к поврежденной области без демонтажа шины в связи с особенностями ее конструкции [1, 2].

Задачей заявляемого изобретения является усовершенствование конструкции медицинской шины в интересах обеспечения ускоренного выполнения транспортной иммобилизации раненого при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов.

При разработке усовершенствованного варианта медицинской шины необходимо обеспечить выполнение следующих требований:

компактность совершенствуемой медицинской шины, которая позволит укомплектовать данными шинами сумку медицинскую войсковую, сумку первой помощи (для оказания первой помощи санитарными инструкторами), комплект войсковой фельдшерский, сумку фельдшера войсковую (для оказания доврачебной помощи фельдшерами взводов, батарей);

относительно невысокая стоимость; простота изготовления; универсальность применения;

возможность доступа к ране при выполнении оперативных вмешательств без демонтажа шины.

Для решения поставленной задачи предлагается с целью повышения надежности конструкции шины каркас выполнить из алюминиевого профиля, который позволяет облегчить вес конструкции и минимизировать повреждение шины при ее использовании.

В отличие от ранее рассмотренных шин Дитерихса и Крамера шину предлагается изготовить из трех секций, которые последовательно соединяются между собой поворотными соединениями шарнирного типа. Применение подобных поворотных соединений позволит складываться крайним секциям относительно центральной секции в продольном направлении по принципу «гармошки», что позволит обеспечить компактность шины в собранном состоянии.

Каждую секцию шины медицинской предлагается выполнить в виде двух параллельно расположенных алюминиевых трубок квадратного профиля длиной 30 см и шириной стороны 15 мм (позиция 7, фиг. 3). На алюминиевых трубках в поперечном направлении с интервалом 8 см соосно вмонтированы четыре пары вставленных друг в друга алюминиевые трубки круглой формы диаметром 6 и 8 мм (позиции 8, 9 фиг. 3). Такое соединение в поперечном направлении позволяет жестко соединить две параллельно расположенные алюминиевые трубки квадратного профиля и тем самым сформировать секцию и изменять ее геометрические размеры в поперечном направлении в интервале 10-18 см, сохраняя при этом жесткость конструкции.

Секции (позиция 11 фиг. 4) последовательно соединены между собой поворотными соединениями шарнирного типа (позиция 10 фиг. 3, позиция 12 фиг. 4), которые позволяют складываться крайним секциям относительно центральной секции в продольном направлении по принципу «гармошки» для придания конструкции компактных размеров при транспортировке шины (фиг. 4).

Шина медицинская в разложенном состоянии имеет длину 920 мм (три секции в сборе), одна секция имеет длину 300 мм, ширину 130 мм в разобранном виде (фиг. 3) и высоту 65 мм в сложенном виде (фиг. 6). Вес шины медицинской составляет 0,5 кг. В сложенном состоянии размеры шины составляют 300×65×130 мм (фиг. 6), что позволяет укомплектовать ею сумку медицинскую войсковую, сумку первой помощи, комплект войсковой фельдшерский, сумку фельдшера войсковую.

В поперечных стержнях трубчатой формы каждой секции предусмотрены отверстия для фиксации стержней в различных по ширине положениях в поперечном направлении (позиция 15 фиг. 7). Они предназначены для закрепления трубок между собой в промежуточных положениях в продольном направлении с помощью винтов.

Для фиксации шины в собранном положении и придания ей компактных размеров применяются два фиксатора (позиция 13 фиг. 5, позиция 14 фиг. 6).

Шина легко моделируется по форме тела пострадавшего и дезинфицируется.

Стержни трубчатой формы каждой секции обтянуты силиконовыми трубками (позиция 16 фиг. 7), а алюминиевые трубки квадратного профиля обтянуты поролоновой трубкой (позиция 17 фиг. 7) для предотвращения контакта металла с телом и предотвращения обморожения в условиях низких температур.

Шина медицинская предназначена для оснащения сумки медицинской войсковой, сумки первой помощи (для оказания первой помощи санитарными инструкторами); комплекта войскового фельдшерского, сумки фельдшера войсковой (для оказания доврачебной помощи фельдшерами взводов, батарей) при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов, т.е. создании покоя поврежденной конечности на время эвакуации с поля боя (места получения травмы) на этап медицинской помощи.

Основным предназначением разработанной шины является транспортная иммобилизация. Наложение шины возможно при переломах верхних и нижних конечностей, повреждениях связок и мышц.

Разработанная шина обладает рядом преимуществ перед другими разработками, среди которых можно выделить следующие.

1. Компактность, которая позволит укомплектовать данными шинами сумку медицинскую войсковую, сумку первой помощи - для оказания первой помощи санитарными инструкторами, комплект войсковой фельдшерский, сумка фельдшера войсковая - для оказания доврачебной помощи фельдшерами взводов, батарей. В собранном виде длина шины не превышает 300 мм.

2. Относительно невысокая стоимость. Стоимость комплектующих деталей для изготовления опытного образца составляет порядка 900 рублей в ценах 2019 г.

3. Простота изготовления. При необходимость данную шину можно изготовить в полевых условиях, без применения специальных станков и сварочных аппаратов, тогда как изготовление лестничной шины Крамера, шины Дитерихса, пневматической шины требует специального дорогостоящего оборудования.

4. Универсальность применения. Благодаря телескопическому раздвижению трубок возникает возможность более плотной фиксации нескольких областей при множественных повреждениях опорно-двигательного аппарата.

5. Доступность к ране. Благодаря усиленной прочности трубок расстояние между ними увеличено до 8 см, что позволяет при необходимости, не демонтируя шину, приступить к манипуляциям на ране.

Оказание первой помощи на поле боя при огнестрельных, открытых и закрытых переломах, обширных повреждениях мягких тканей, повреждениях суставов, сосудов и нервных стволов, т.е. создании покоя поврежденной части тела, выполняется санитарным инструктором или фельдшером, которые имеют возможность применить данную конструкцию непосредственно на поле боя благодаря ее компактности.

Санитарный инструктор или фельдшер на поле боя извлекает шину из сумки, подгоняет ее размеры по длине и ширине в соответствии с поврежденной конечностью благодаря возможности трансформации. Процесс трансформации шины не требует специальной медицинской подготовки. Фиксация смоделированной шины на поврежденную конечность производится традиционным способом (фиксация медицинскими бинтами).

За счет профильного построения каркаса и наличия телескопических трубок, которые позволяют обеспечить необходимую жесткость конструкции, увеличено расстояние между поперечными трубками. Благодаря этому возможен доступ к ране без демонтажа шины, при проведении дальнейших манипуляций на ране на последующих этапах медицинской помощи.

Шину медицинскую целесообразно использовать для выполнения задач медицинского обеспечения в бою и операции. Это позволит личному составу при выполнении само- и взаимопомощи качественно оказывать первую помощь на поле боя.

Источники информации

1. Вельских А. Н. Указания по военно-полевой хирургии. Учебник. - Москва, 2013. С. 174-176 (аналог).

2. Бисенков Л. Н. Хирургия проникающих ранений груди: руководство для врачей. - СПб.: Гиппократ, 2000. С. 112-114 (прототип).

Похожие патенты RU2738860C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ПОДВИЖНОГО МЕДИЦИНСКОГО КОМПЛЕКСА 1996
  • Жиляев Е.Г.
  • Перерва И.И.
  • Козловский Ю.И.
  • Литвинов А.М.
  • Макаров Н.И.
  • Шидловский Н.П.
  • Беленький В.М.
RU2144812C1
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА 2003
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Дятлов Е.Е.
  • Бесчастнов В.В.
  • Подушкина И.В.
  • Рябков М.Г.
RU2251384C2
КОМПАКТНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШИНА 2003
  • Голубев В.А.
RU2266723C2
САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ "АКАДЕМИК ЛИТВИНОВ" 2002
  • Литвинов А.М.
RU2254115C2
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИЗМА 2007
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Мурашев Николай Владимирович
RU2351377C1
ШИНА ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИОННАЯ СКЛАДНАЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Мамджян Гарегин Григорьевич
  • Мурадян Акоп Тамразович
  • Будже Михаил Константинович
RU2482820C1
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СКЛАДНАЯ ШИНА ПЕТРУШИНА - ШУТАКА 1998
  • Петрушин Г.Г.
  • Шутак О.С.
RU2140232C1
УКЛАДКА МЕДИЦИНСКАЯ СО СКЛАДНЫМИ НОСИЛКАМИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЭВАКУАЦИИ РАНЕНЫХ С ПОЛЯ БОЯ 2022
  • Орлов Владимир Петрович
RU2811794C1
ЖГУТ КРОВООСТАНАВЛИВАЮЩИЙ 2018
  • Смирнов Николай Петрович
RU2706142C1
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 2008
  • Мурашев Николай Владимирович
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Антонов Андрей Андреевич
RU2365515C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 738 860 C1

Реферат патента 2020 года Шина медицинская

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинским шинам. Шина представляет собой конструкцию из двух параллельно расположенных металлических толстых стержней, жестко соединенных между собой короткими поперечными тонкими стержнями, составляющими с толстыми стержнями прямой угол. Конструкция шины состоит из трех секций. Каждая из секций представляет собой две алюминиевые трубки квадратного профиля, соединенные между собой в поперечном направлении четырьмя парами вставленных друг в друга соосных коротких стержней трубчатой формы, жестко закрепленных одним концом в алюминиевых трубках квадратного профиля. Стержни трубчатой формы каждой секции обтянуты силиконовыми трубками. Алюминиевые трубки квадратного профиля обтянуты поролоновой трубкой. В поперечных стержнях трубчатой формы предусмотрены отверстия для фиксации стержней в различных по ширине положениях в поперечном направлении. Секции последовательно соединены между собой поворотными соединениями шарнирного типа, которые позволяют складываться крайним секциям относительно центральной секции в продольном направлении по принципу «гармошки». В сложенном состоянии секции фиксируются двумя фиксаторами. Достигается возможность доступа к ране при выполнении оперативных вмешательств без демонтажа шины при обеспечении компактности медицинской шины. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 738 860 C1

Шина медицинская, представляющая собой конструкцию из двух параллельно расположенных металлических толстых стержней, жестко соединенных между собой несколькими короткими поперечными тонкими стержнями, составляющими с толстыми стержнями прямой угол, отличающаяся тем, что конструкция шины состоит из трех секций, каждая из секций представляет собой две алюминиевые трубки квадратного профиля длиной 30 см, составляющие противоположные грани прямоугольника, соединенные между собой в поперечном направлении четырьмя парами вставленных друг в друга соосных коротких стержней трубчатой формы длиной 10 см, жестко закрепленных одним концом в алюминиевых трубках квадратного профиля, что позволяет при раздвижении секции в поперечном направлении изменять геометрические размеры секции и сохранять при этом жесткость конструкции, причем стержни трубчатой формы каждой секции обтянуты силиконовыми трубками, а алюминиевые трубки квадратного профиля обтянуты поролоновой трубкой, при этом в поперечных стержнях трубчатой формы каждой секции предусмотрены отверстия для фиксации стержней в различных по ширине положениях в поперечном направлении, при этом секции последовательно соединены между собой поворотными соединениями шарнирного типа, которые позволяют складываться крайним секциям относительно центральной секции в продольном направлении по принципу «гармошки», а также изменять форму конструкции шины в продольном направлении в соответствии с формой поврежденной конечности при использовании шины по назначению, при этом в сложенном состоянии секции фиксируются двумя фиксаторами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2738860C1

ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ДЛЯ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ 1971
SU418180A1
Шина для транспортной иммобилизации 1974
  • Эпштейн Геннадий Григорьевич
  • Покровский Владимир Иванович
SU511078A1
ИММОБИЛИЗАЦИОННАЯ ШИНА 1992
  • Дедушкин В.С.
  • Шаповалов В.М.
  • Голуб В.И.
  • Овденко А.Г.
RU2050843C1
ЛАЗЕРНЫЙ ГИРОСКОП С КВАРЦЕВЫМ РЕЗОНАТОРОМ 0
SU172400A1
US 20190224033 A1, 25.07.2019
US 9226841 B1, 05.01.2016.

RU 2 738 860 C1

Авторы

Нустафаев Расул Сайдулаевич

Купреев Андрей Владимирович

Митрофанов Дмитрий Геннадьевич

Фролова Ксения Игоревна

Мусиенко Александр Владимирович

Даты

2020-12-17Публикация

2019-12-24Подача