МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА Российский патент 2005 года по МПК A61B5/01 A61B17/08 

Описание патента на изобретение RU2251384C2

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам для остановки наружного кровотечения и иммобилизации конечностей.

Опыт мировой хирургии свидетельствует, что на практике проблема открытого перелома, особенно огнестрельного, продолжает оставаться актуальной. Происходит нарастание не только частоты, но и степени загрязнения и тяжести открытой травмы, а также усложнение путей эвакуации пострадавших (при экстремальных обстоятельствах тем более). В основе этого находится “индустриализация” жизни человечества. Слабым звеном в системе обеспечения раненых является прежде всего первый этап - первой помощи с самопомощью. Правила предусматривают остановку кровотечения и транспортную иммобилизацию, что чаще всего осуществляют с помощью жгута и одной из табельных шин. Конструкции известных шин (Крамера, Дитерихса и др.), аппаратов для внеочагового остеосинтеза (Илизарова, Калнберза и др.) неприменимы для одновременною стабильного обездвиживания обломков и остановки кровотечения при открытых переломах костей (1).

Известна транспортная лестничная шина, состоящая из параллельно расположенных образующих, соединенных в поперечном направлении жесткими стяжками, образующими фигуру в виде лестницы (1, 2). Недостатком данной шины, взятой нами за прототип, является невозможность остановки кровотечения при иммобилизации конечностей, одновременная необходимость которой возникает при открытых переломах костей, а также при сочетанных травмах конечностей: перелом костей - раны, сопровождающиеся сильным кровотечением. Обычно в таких случаях одновременно используют для остановки кровотечения и иммобилизации несколько специальных устройств и подручных средств (жгуты, закрутки, давящие повязки и т.д.), стандартных и импровизированных шин, других устройств.

Кроме того, недостатками прототипа является то. что не исключается дополнительное травмирование мягких тканей при наложении устройств на рану - здесь травма может быть нанесена острыми краями шины; при транспортировке возможно соскальзывание наложенных устройств для остановки кровотечения, развитие вторичного, позднего кровотечения из раны и из дополнительно поврежденных сосудов, что обусловлено сохранением подвижности в ближайших суставах конечности. Имеется постоянная опасность вторичного инфицирования раны, а также развития анаэробной микрофлоры.

Известные спицестержневые аппараты для своей установки требуют специального инструментария (дрели и др.), что делает их неприменимыми на догоспитальном этапе (3).

Шина имеет прямоугольную форму, что ведет к неравномерному охвату конечности, ввиду конической формы последней.

Таким образом, для надежной иммобилизации и остановки кровотечения при открытых переломах, сочетанных или множественных травмах с открытой раной мягких тканей целесообразно наложение транспортной шины с закрепленным на ней устройством для остановки кровотечения.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение надежности иммобилизации и одновременной остановки кровотечения из раны и ее закрытие.

Поставленная цель достигается тем, что медицинская транспортная шина снабжена сближающим устройством, выполненным из 2-х бранш с шипами, соединенными между собой двумя перекрещивающимися планками, причем сближающее устройство подвижно относительно фиксирующего элемента. В вариантах фиксирующий элемент может быть выполнен в виде телескопических трубок или из пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами.

При этом возможно одновременное наложение иммобилизирующей шины и остановка кровотечения только из поврежденного сосуда, без пережатия других неповрежденных сосудов, что обеспечивает увеличение максимального срока возможной дохирургической остановки кровотечения, так как не происходит нарушения кровотечения в конечности в целом. Снижение кислородной недостаточности в зоне повреждения компенсируется за счет рефлекторного усиления регионарного кровотока. Одномоментная полноценная иммобилизация конечности и поврежденных мягких тканей путем сближения их краев, остановка кровотечения создают условия “консервации” раны, что позволяет продлить оптимальное время для радикальной отсроченной первичной хирургической обработки. Кроме того, облегчается динамическое наблюдение за состоянием раны и тканей поврежденной конечности. Устройство но лечебному эффекту превосходит все известные подобные устройства. Следовательно, оно может быть использовано как самостоятельное средство транспортного шинирования и остановки кровотечения на догоспитальном этапе в массовом порядке.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где представлено на:

фиг.1 - общий вид устройства сверху;

фиг.2 - вид А на фиг.1;

фиг.3 - вид устройства на операционном поле в разрезе;

фиг.4 - вариант выполнения устройства:

фиг.5 - второй вариант выполнения устройства.

Медицинская транспортная шина (фиг.1-3) состоит из сближающего устройства и фиксирующего элемента. Сближающее устройство состоит из 2-х бранш 1 с шипами 2, соединенными между собой двумя перекрещивающимися планками 3 из эластического материала. Планки между собой фиксируются винтом 4. Бранши 1 соединены с планками 3 подвижно. Фиксирующий элемент состоит из эластичной пористой гигроскопической ленты 5 с пропущенными внутри продольными спицами 6. По краям лента по всей длине имеет выступы 7 с пазами 8 (в форме ласточкиного хвоста), посредством которого фиксирующий элемент соединяется со сближающим устройством. При этом соединение получается подвижным.

Отличие второго варианта медицинской транспортной шины в том, что в качестве фиксирующего элемента выступают телескопические трубки 9, по которым перемещается сближающее устройство. На телескопических трубках выполнены пружины 10, с помощью которых они фиксируются ремнями или бинтами.

В третьем варианте в качестве фиксирующего элемента используется шина “Крамера” 11, которая крепится со сближающим устройством посредством ремней, стяжек пружины или резины 12.

Устройством работают следующим образом: раздвигают бранши 1 и устанавливают их так, чтобы концы шипов 2 касались кожного покрова на расстоянии 3-4 см от краев раны. Далее на участке повреждения сегмента конечности, на поверхности, противоположной поверхности раны, укладывают фиксирующие элементы и соединяют их между собой. Затем вручную соединяют бранши до остановки кровотечения, при этом шипы внедряются в мягкие ткани 13 и в обломки кости 14. Длина рабочей части каждого шипа регулируется ограничительной шайбой в зависимости от толщины мягких тканей, т.е. расстояние от поверхности кожи до обломков кости. После гемостаза производят дополнительную регулировку длины каждого шипа с тем, чтобы он внедрился в костную ткань обломка. Дополнительно шины фиксируют ремнями и бинтом.

Во время транспортировки пострадавшего производят ослабление или усиление компрессионного эффекта в области раны.

Таким образом, предложенное устройство является надежным внешним фиксатором, создающим оптимальные условия достаточной стабильности перелома и неподвижности конечности, остановки кровотечения, являющихся одними из основных условий быстрой ликвидации осложнений: шока, инфекции. При этом нет необходимости внедрения в поврежденную кость крупных инородных тел для остеосинтеза, применения кровоостанавливающего жгута и травматизации мягких тканей. Сохраняется гемоциркуляция в поврежденной области и ее кровоснабжение. При наличии инфекции предоставляется возможность прямого доступа к ране, перманентного контроля и лечения.

На этапе квалифицированной медицинской помощи возможно проведение первичной хирургической обработки, не ослабляя фиксации обломков. Система фиксации обломков кости и гемостаза может быть дополнена, изменена или усложнена в зависимости от состояния раны, положения костных фрагментов и других особенностей течения патологического процесса.

Источники информации

1. В.И.Стручков “Общая хирургия”. М., Медицина, 1986.

2. Медицинская шина. А.с. №1717132, 1992 г.

3. А.А.Корж, В.Г.Рыденко. Открытые переломы и их этапное лечение // Хирургия. - 1988. - №8.

Похожие патенты RU2251384C2

название год авторы номер документа
РАНОАДАПТАЦИОННО-ДИСТРАКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РАН 2003
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Киселев М.Н.
  • Осмоловский С.В.
  • Измайлов А.Г.
  • Бесчастнов В.В.
  • Измайлова Т.С.
  • Гараев В.Н.
RU2257861C2
ГЕМОСТАТИЧЕСКАЯ КОМПРЕССИРУЮЩАЯ ПОВЯЗКА И ЛЕКАРСТВЕННАЯ ГЕМОСТАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2005
  • Измайлов Сергей Геннадьевич
  • Измайлов Геннадий Алексеевич
  • Резник Владимир Савич
  • Доброквашин Сергей Васильевич
  • Бесчастнов Владимир Викторович
  • Измайлов Александр Геннадьевич
  • Лазарев Вячеслав Михайлович
  • Чиркин Александр Александрович
  • Кудыкин Максим Николаевич
  • Семенов Андрей Геннадьевич
  • Логинов Валерий Иванович
RU2331443C2
РЕТРАКТОР ДЛЯ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ 2003
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Дятлов Е.Е.
  • Аверьянов М.Ю.
  • Кудыкин М.Н.
  • Бесчастнов В.В.
  • Аверьянов Ю.А.
RU2255680C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБЛИЖЕНИЯ КРАЕВ РАНЫ 2001
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Бесчастнов В.В.
  • Лазарев В.М.
  • Зельдин Б.В.
  • Дятлов Е.Е.
RU2234865C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБЛИЖЕНИЯ КРАЕВ РАНЫ КОНЕЧНОСТЕЙ 2001
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Дятлов Е.Е.
  • Аверьянов М.Ю.
  • Карпов М.А.
  • Бесчастнов В.В.
  • Измайлов А.Г.
RU2234867C2
РАНОКОРРЕКТОР 1998
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Дятлов Е.Е.
  • Гараев В.Н.
  • Лазарев В.М.
RU2133106C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБЛИЖЕНИЯ КРАЕВ РАНЫ 2001
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Бодров А.А.
  • Дятлов Е.Е.
  • Бесчастнов В.В.
  • Измайлов А.Г.
RU2234866C2
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА 2011
  • Гафаров Хайдар Зайнуллович
  • Гафаров Ильдар Хайдарович
RU2480184C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБЛИЖЕНИЯ КРАЕВ РАНЫ В ОБЛАСТИ СУСТАВОВ 2004
  • Измайлов Сергей Геннадьевич
  • Измайлов Геннадий Алексеевич
  • Дятлов Евгений Емельянович
  • Бесчастнов Владимир Викторович
  • Ботяков Артем Анатольевич
  • Измайлов Александр Геннадьевич
  • Измайлова Таисия Сергеевна
  • Аверьянов Михаил Юрьевич
  • Аверьянов Юрий Александрович
RU2292849C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРИТОНИТА И ПРОФИЛАКТИКИ ОСЛОЖНЕНИЙ 2003
  • Измайлов С.Г.
  • Измайлов Г.А.
  • Киселев М.Н.
  • Грачев Д.В.
  • Измайлов А.Г.
  • Резник В.С.
  • Рябков М.Г.
  • Гусев М.Ю.
RU2255681C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 251 384 C2

Реферат патента 2005 года МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА

Изобретение относится к медицинской технике, в частности, к устройствам для остановки наружного кровотечения и иммобилизации конечностей. Технический результат выражается в расширении функциональных возможностей за счет обеспечения одновременной надежной иммобилизации и остановки кровотечения из раны и ее закрытии. Медицинская транспортная шина содержит фиксирующий элемент, выполненный пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами, при этом шина снабжена сближающим устройством, соединенным подвижно с фиксирующим элементом и выполненным из двух бранш с шипами, при этом бранши соединены между собой с возможностью перемещения двумя перекрещивающимися планками. Шипы на браншах установлены с возможностью изменения длины рабочей части для наиболее надежной фиксации обломков кости. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 251 384 C2

1. Медицинская транспортная шина, содержащая фиксирующий элемент, отличающаяся тем, что фиксирующий элемент выполнен из пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами, шина снабжена сближающим устройством, соединенным подвижно с фиксирующим элементом и выполненным из двух бранш с шипами, при этом бранши соединены между собой с возможностью перемещения двумя перекрещивающимися планками.2. Медицинская транспортная шина по п.2, отличающаяся тем, что шипы на браншах установлены с возможностью изменения длины рабочей части для наиболее надежной фиксации обломков кости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2251384C2

Медицинская шина 1989
  • Сергеев Сергей Сергеевич
SU1717132A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ ТЕПЛИЦЫ 1998
  • Кудинов А.А.
RU2150818C1
ШИНА ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 1992
  • Сергеев Сергей Сергеевич
RU2063196C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШИНЫ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ КОСТЕЙ ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ 1994
  • Сергеев Сергей Сергеевич
RU2102040C1
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СКЛАДНАЯ ШИНА ПЕТРУШИНА - ШУТАКА 1998
  • Петрушин Г.Г.
  • Шутак О.С.
RU2140232C1
УНИФИЦИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА 2001
  • Грачева М.А.
RU2197922C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАСТЕНИЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В НЕМ СРЕДСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ И СПОСОБ ЕГО ПРОИЗВОДСТВА 2001
  • Квасенков О.И.
RU2200407C2

RU 2 251 384 C2

Авторы

Измайлов С.Г.

Измайлов Г.А.

Дятлов Е.Е.

Бесчастнов В.В.

Подушкина И.В.

Рябков М.Г.

Даты

2005-05-10Публикация

2003-07-08Подача