Изобретение относится к области усталостных испытаний металлических материалов для определения циклической долговечности, параметров кривой усталости и может быть использовано для определения усталостных характеристик в широких областях долговечности.
Известен способ ((Патент RU 2 619 480 C1 G01N 3/32 (2006/01). Бюл. №14. Опубликовано 16.05.2017 года)) прогнозирования циклической долговечности металлов, который заключается в установлении корреляции долговечности с размером зерна металла в зависимости от его технологической обработки. Одним из недостатков данного метода является то, что требуется специальная подготовка образцов с продольным клиновым профилем и оценка деформированного состояния металла. Такой способ не дает возможность изучать кинетику процесса разрушения, фиксировать начало макроразрушения, определять скорость роста трещины и, как следствие, нет возможности прогнозировать ремонтопригодность конструкции. Данный вид испытаний не дает возможность прогнозировать обнаружение и устранение усталостных повреждений во время проведения технического обслуживания автомобиля, что увеличивает вероятность автомобильных аварий по этой причине.
Технической задачей предлагаемого метода является снижение трудоемкости и повышения достоверности полученных результатов испытания для определения параметров усталостного разрушения. При жестких требованиях к снижению металлоемкости машин и технических устройств невозможно избежать появления в ответственных деталях усталостных трещин. Однако в некоторых материалах они возникают сравнительно рано и большую часть своей эксплуатации детали работают с трещинами, а в других появляются перед самым моментом разрушения, что делает проблематичным их обнаружение в процессе технического обслуживания техники. Поэтому для полной оценки работоспособности деталей необходимо знать, как параметры сопротивления усталости, так и максимальную информацию о деструкции на всех этапах их усталостного разрушения: стадии зарождения трещин и их развитие до полного разрушения.
Технический результат достигается тем, что в способе прогнозирования параметров усталостного разрушения листовых материалов, заключающемся в их циклическом нагружении до разрушения, определении числа циклов нагружения до разрушения при фиксируемом уровне напряжения и установлении корреляции между уровнем циклического напряжения и числом циклов до разрушения, испытания проводят по мягкой схеме чистого изгиба в одной плоскости на электромагнитной установке одновременно с записью информативных параметров кривых текущего прогиба, по которым регистрируют длительность периода до зарождения усталостных трещин, момент возникновения трещины и длительность работы материала с трещиной, испытания прекращают после выхода образца из режима резонанса, затем осуществляют монотонное растяжение испытываемого образца листового материала до разрушения, чтобы вскрыть поверхность возникшей трещины с целью определения её длины, и на ее основе определяют скорость роста трещины, а излом образца исследуют под электронным микроскопом и делают вывод о характере очага разрушения на поверхности материала.
С целью выполнения поставленной технической задачи по предлагаемому способу прогнозирования параметров усталостного разрушения с установлением циклической долговечности листовых металлов, выявлением количества циклов до разрушения при фиксируемом уровне нагружения и установлением корреляции долговечности усталостные испытания проводят по мягкой схеме чистого изгиба в одной плоскости на электромагнитной установке с использованием режима резонанса. Для измерения текущей амплитуды нагружения в установке усталостных испытаний предусмотрен индукционный датчик, который позволяет постоянно вести запись изменения текущего прогиба образца.
Предлагаемое изобретение поясняется следующим примером. Большинство деталей автомобильной техники испытывают циклические нагрузки, приводящие к деструкции материалов. Испытания на усталость максимально приближены к условиям эксплуатации материалов. Это обуславливает необходимость нахождения оптимальных конструкторских решений в части как выбора материалов, так и технологических процессов, обеспечивающих высокие эксплуатационные характеристики деталей и конструкций. Предложен способ прогнозирования параметров усталостного разрушения листовых металлических материалов для проведения усталостных испытаний листовых автомобильных материалов. Его суть состоит в том, что он позволяет изучать сопротивление усталостному разрушению листовых металлических материалов по схеме чистого изгиба в одной плоскости. Для полной оценки работоспособности листовых изделий необходимо знать не только параметры сопротивления усталости, но также иметь максимальную информацию о деструкции на всех этапах их усталостного разрушения: стадии зарождения трещин, их развития до полного разрушения. Важной характеристикой поведения материалов при циклическом нагружении являются кривые циклического упрочнения (разупрочнения), отражающиеся на кривых изменения текущего прогиба образца в процессе усталостных испытаний. Данная схема нагружения максимально приближенна к условиям реального нагружения несущих корпусных элементов конструкции автомобиля. Результаты исследования изменения кривых текущего прогиба образца в процессе циклического нагружения, полученные реализацией этого способа, дают возможность изучать кинетику процесса разрушения, фиксировать начало макроразрушения, скорость роста трещины и, как следствие, прогнозировать ремонтопригодность конструкции. Данный вид испытаний дает возможность прогнозировать обнаружение и устранение усталостных повреждений во время проведения технического обслуживания автомобиля. Были исследованы и получены важные характеристики сопротивления усталостному разрушению для ряда конструкционных сталей типа 10кп и 20кп: долговечность до полного разрушения, предел выносливости, длительность периода до зарождения усталостных трещин и скорость их последующего развития и, как следствие, по итогам испытаний анализировалась ремонтопригодность конструкции. На фиг. 1 приведена типичная кривая изменения прогиба при усталости плоских образцов из стали 10кп. Кривая изменения текущего прогиба образцов в процессе циклического нагружения строилась в координатах ∆f–N (∆f -величина прогиба, N- циклическая долговечность). Горизонтальный участок на кривой текущего прогиба показывает, что образец не подвергается усталостному разрушению и его прочностные свойства сохраняются. Точка перегиба кривой свидетельствует о зарождении усталостной макротрещины, которая растет и уже на последнем участке резкого увеличения амплитуды информирует о разрушении образца. При этом амплитуда нагружения образца меняется.
Соотношение параметров кривых текущего прогиба при испытании образцов различных марок сталей в процессе циклического нагружения с наблюдением момента зарождения усталостной трещины и фиксацией ее последующего развития заносятся в таблицы и сравниваются. Результаты сравнительных испытаний параметров усталостного разрушения сталей 10кп и 20кп при напряжении образца 265 МПа показаны в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительных испытаний параметров усталостного разрушения сталей 10кп и 20кп при напряжении 265 МПа
цикл.
цикл.
цикл.
мм
мм/цикл
% от Nр
% от Nр
где: Np –число циклов до разрушения образца;
nз.тр. – число циклов до появления трещины;
nроста тр. – число циклов роста усталостной трещины;
lтр. – полная длина трещины;
Vср. тр. – усредненная скорость роста трещины;
nз.тр. – процентная доля долговечности до зарождения трещины от полной долговечности;
nроста тр. – процентная доля долговечности роста трещины от полной долговечности;
На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что в стали 10кп усталостная макротрещина зарождается раньше и подрастает со значительно меньшей скоростью, поэтому есть возможность её раньше обнаружить и устранить.
Сталь 10кп может быть предпочтительней для ответственных деталей, чем сталь 20кп, так как появляется большая возможность обнаружения усталостных повреждений на стадии прохождения очередного технического обслуживания автомобиля, что снижает вероятность автомобильных аварий по этой причине.
По результатам испытаний усталостного разрушения плоских образцов сталей 10кп и 20кп по мягкой схеме чистого изгиба в одной плоскости выявлены полная циклическая долговечность, период зарождения усталостных трещин и скорости их последующего развития.
Аналогичные испытания проведены на плоских образцах сталей 08кп и 15сп. Результаты подтвердили достоверность данного способа и позволяют определить полную циклическую долговечность, период зарождения усталостных трещин и скорости их последующего развития.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КРИВОЙ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ МЕТАЛЛОВ | 2010 |
|
RU2461808C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ТРЕЩИНЫ В ДЕТАЛИ | 2000 |
|
RU2173842C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТИЧЕСКОЙ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ МАТЕРИАЛА ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ | 2000 |
|
RU2170917C1 |
Способ прогнозирования циклической долговечности металлов | 2016 |
|
RU2619480C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ МАТЕРИАЛОВ | 2021 |
|
RU2777863C1 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛА НА УСТАЛОСТЬ | 1990 |
|
RU2028602C1 |
Способ создания усталостной трещины заданной длины | 1989 |
|
SU1730562A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УСТАЛОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПРИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ДИНАМИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2011 |
|
RU2483290C2 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛОВ НА НЕОБРАТИМУЮ ПОВРЕЖДЕННОСТЬ | 2012 |
|
RU2498272C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРИАЛА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ | 1991 |
|
RU2019813C1 |
Изобретение относится к области усталостных испытаний металлических материалов для определения циклической долговечности, параметров кривой усталости и может быть использовано для определения усталостных характеристик в широких областях долговечности. Сущность: проводят циклическое нагружение до разрушения, определяют число циклов нагружения до разрушения при фиксируемом уровне напряжения и устанавливают корреляции между уровнем циклического напряжения и числом циклов до разрушения. Испытания проводят по мягкой схеме чистого изгиба в одной плоскости на электромагнитной установке одновременно с записью информативных параметров кривых текущего прогиба, по которым регистрируют длительность периода до зарождения усталостных трещин, момент возникновения трещины и длительность работы материала с трещиной. Испытания прекращают после выхода образца из режима резонанса. Осуществляют монотонное растяжение испытываемого образца листового материала до разрушения, чтобы вскрыть поверхность возникшей трещины с целью определения её длины, и на ее основе определяют скорость роста трещины, а излом образца исследуют под электронным микроскопом и делают вывод о характере очага разрушения на поверхности материала. Технический результат: возможность определить материал, который в наибольшей степени отвечает эксплуатационным требованиям и обеспечивает снижение аварийности металлоконструкций изделия. 1 ил., 1 табл.
Способ прогнозирования параметров усталостного разрушения листовых материалов, заключающийся в их циклическом нагружении до разрушения, определении числа циклов нагружения до разрушения при фиксируемом уровне напряжения и установлении корреляции между уровнем циклического напряжения и числом циклов до разрушения, отличающийся тем, что испытания проводят по мягкой схеме чистого изгиба в одной плоскости на электромагнитной установке одновременно с записью информативных параметров кривых текущего прогиба, по которым регистрируют длительность периода до зарождения усталостных трещин, момент возникновения трещины и длительность работы материала с трещиной, испытания прекращают после выхода образца из режима резонанса, затем осуществляют монотонное растяжение испытываемого образца листового материала до разрушения, чтобы вскрыть поверхность возникшей трещины с целью определения её длины, и на ее основе определяют скорость роста трещины, а излом образца исследуют под электронным микроскопом и делают вывод о характере очага разрушения на поверхности материала.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ДЕФОРМИРОВАННОГО ЛИСТОВОГО МАТЕРИАЛА | 2005 |
|
RU2298164C2 |
UA 17513 A, 06.05.1997 | |||
Способ прогнозирования циклической долговечности металлов | 2016 |
|
RU2619480C1 |
CN 102954974 A, 06.03.2013. |
Авторы
Даты
2020-12-21—Публикация
2020-06-25—Подача