ПРИЦЕПНАЯ СЦЕПКА Российский патент 2021 года по МПК A01B23/00 A01B59/04 

Описание патента на изобретение RU2740104C1

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для соединения почвообрабатывающих орудий, например зубовых борон, с трактором.

Известна тракторная сцепка, несущий брус которой в рабочем положении опирается на четыре колеса и состоит из трех частей, соединенных между собой вертикальными шарнирами (А.с. №118420 СССР, МКИ А01В 59/04, 1958). При переводе ее в транспортное положение оба концевых участка несущего бруса поворачивают вместе с соответствующими колесами вперед и фиксируют на снице, уменьшая, таким образом, поперечный габарит до приемлемой величины, позволяющей осуществлять переезд к очередному месту работы. Недостатком указанного технического решения является то, что, при такой компоновке поперечный габарит агрегата не позволяет осуществлять безопасный выезд на дороги общего назначения.

Указанные недостатки частично устранены в конструкции сцепки для борон, в которой перевод концевых частей несущего бруса в транспортное положение осуществляется посредством поворота их вокруг осей вертикальных шарниров назад (Патент РФ №2546176, МПК7 А01В 23/04, А01В 19/00, А01В 19/04, 2014). Недостатком данной конструкции является то, что для осуществления перевода в транспортное положение и обратно она должна быть снабжена достаточно сложной рычажно-шарнирной системой, вспомогательными колесами и гидроцилиндрами, что существенно усложняет и удорожает оборудование.

В предлагаемом изобретении проблема упрощения конструкции при сохранении возможности наименее трудоемкого уменьшения поперечного габарита сцепки решается за счет того, что стойки вспомогательных колес смонтированы в отверстиях прямоугольного сечения вертикальных держателей, закрепленных по обе стороны от несущего бруса на горизонтальной поперечине, которая размещена асимметрично по отношению к центру несущего бруса и составляет между своей передней половиной и его короткой частью острый угол, а на противоположном конце несущего бруса между вертикальным шарниром и колесом смонтирована горизонтальная консоль, снабженная на свободном конце крепежным устройством, причем вспомогательные колеса имеют возможность для изменения высоты по отношению к несущему брусу, а плоскости их вращения не перпендикулярны плоскостям вращения основных колес, при этом раскос сницы, обращенный в сторону вспомогательных колес, соединен с ней посредством вертикального шарнира. В результате в транспортном положении несущий брус располагается под острым углом к оси симметрии трактора, а основные колеса практически не выходят за разрешенные габариты.

Таким образом, именно совокупность признаков изобретения, отличающих его от прототипа, обеспечивает достижение технического результата: упрощение конструкции при сохранении функциональных возможностей, заключающихся в наименее трудоемком алгоритме перевода сцепки в транспортное положение.

Следовательно, отличительные признаки изобретения по сравнению с прототипом соответствуют критерию «существенные отличия».

Поскольку в других технических решениях совокупность отличительных признаков изобретения не обнаружена, то оно соответствует критерию «новизна».

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена сцепка на виде сверху, а на фиг. 2 представлен вид А на фиг. 1, поясняющий конструкцию вспомогательных колес.

Прицепная сцепка (фиг. 1) включает несущий брус 1, снабженный поводками для присоединения борон (на схеме не показаны), и опирающийся на основные колеса 2 и 3. Симметрично по отношению к своему центру несущий брус 1 снабжен вертикальными шарнирами 4 и 5, каждый из которых представляет собой двойную проушину со штырем, посредством которых с ним соединена перпендикулярная к нему сница 6. Один из раскосов 7 сницы 6 соединен с ней посредством вертикального шарнира 8. Асимметрично по отношению к центру несущего бруса 1 на нем смонтирована горизонтальная поперечина 9, сориентированная вперед (в сторону сницы 6) часть которой составляет с частью несущего бруса, на которой закреплено колесо 2, угол α<90°. На концах поперечины 9 (фиг. 1, 2) смонтированы вертикальные держатели 10 с отверстиями, имеющими прямоугольное сечение, в которых посредством стоек 11 установлены два вспомогательных колеса 12 и 13. При этом плоскости их вращения перпендикулярны поперечине 9. Ближе к основному колесу 3 на несущем брусе 1 смонтирована сориентированная вперед горизонтальная консоль 14, снабженная на конце крепежным устройством 15.

Прицепная сцепка работает следующим образом. В рабочем положении вспомогательные колеса 12 и 13 подняты максимально вверх, то есть обеспечена минимальная величина h (фиг. 2). При необходимости правое колесо 12 может быть установлено так, что окажется выше поперечины 9, то есть будет сориентировано зеркально по отношению к положению, изображенному на фиг. 2. Для этого стойка 11 должна войти в отверстие держателя 10 не снизу вверх, как изображено на фиг. 2, а сверху вниз. Сница 6 в рабочем положении соединена с несущим брусом 1 двумя вертикальными шарнирами 4 и 5, вследствие чего сцепка вместе с боронами (на схеме не показаны) может перемещаться по направлению стрелки 16, то есть, перпендикулярно к несущему брусу 1. При переводе сцепки в транспортное положение сницу 6 опирают на стояночную опору (на схеме не показана) и отсоединяют от трактора, который перемещается к основному колесу 2 и поднимает один конец сцепки за колесо 2 вверх своей навесной системой. После этого опускают вниз на максимальную величину сначала левое вспомогательное колесо 13, а затем правое 12. При опускании навесной системы первым поверхности почвы касается вспомогательное колесо 13 и только затем - колесо 12. В результате передняя часть сницы 6 поднимается и стояночная опора (на схеме не показана) отрывается от поверхности почвы. После этого удаляют штырь из вертикального шарнира 4, убирают стояночную опору и поворачивают сницу 6 относительно оси вертикального шарнира 5 в положение, изображенное на фиг.1 пунктирными линиями, то есть до ее контакта с консолью 14, на конце которой и закрепляют сницу 6 посредством крепежного устройства 15. Раскос 7 поворачивают относительно оси шарнира 8 до упора и фиксируют в этом положении. При перемещении трактора по направлению стрелки 17 линия тяги 18 оказывается параллельной плоскостям вращения вспомогательных колес 12 и 13, то есть повернутой относительно несущего бруса 1 на угол 90°-α, что обеспечивает устойчивость движения на дороге общего назначения. При этом поперечные габариты агрегата B1 и В2 не превышает допустимой величины, что, позволяет не создавать проблем при движении по дорогам общего назначения.

Источники информации

1. А.с. №118420 СССР, МКИ А01В 59/04, 1958.

2. Патент РФ №2546176, МПК7 А01В 23/04, А01В 19/00, А01В 19/04, 2014.

Похожие патенты RU2740104C1

название год авторы номер документа
Сцепка навесного оборудования для обработки почвы 2021
  • Ряполов Анатолий Николаевич
  • Гришаков Николай Сергеевич
  • Пестерев Александр Сергеевич
RU2763176C1
Тракторная сцепка 1990
  • Начев Константин Викторович
  • Богомолов Игорь Дмитриевич
  • Громов Владимир Геннадьевич
  • Колобов Леонид Алексеевич
SU1766290A1
Устройство для составления многомашинных шеренговых агрегатов 1990
  • Попко Владимир Иосифович
SU1794338A1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ 2006
  • Салдаев Александр Макарович
RU2329629C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОГО АГРЕГАТА 2003
  • Клейн В.Ф.
  • Сергеев А.В.
  • Некрасов А.А.
RU2243635C1
СПОСОБ ПЕРЕВОДА СЕКЦИЙ ШИРОКОЗАХВАТНОГО ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ ИЗ РАБОЧЕГО В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Салдаев Александр Макарович
RU2339204C2
КУЛЬТИВАТОР СПЛОШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ 2009
  • Леоненко Сергей Николаевич
RU2388200C2
СЦЕПКА ПРИЦЕПНАЯ ДВУХРЯДНАЯ ДЛЯ БОРОН 2013
  • Богатырев Владимир Иванович
  • Гетманский Сергей Владимирович
  • Лазарев Алексей Андреевич
RU2535259C1
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2009
RU2397631C2
АКТИВНЫЙ ПРОПАШНОЙ АГРЕГАТ 2009
  • Кущенко Виктор Анатольевич
RU2400036C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 740 104 C1

Реферат патента 2021 года ПРИЦЕПНАЯ СЦЕПКА

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для соединения почвообрабатывающих орудий с трактором. Прицепная сцепка включает несущий брус, опирающийся на колеса, и сницу, представляющую собой перпендикулярную несущему брусу тягу с двумя раскосами, соединенными с несущим брусом вертикальными шарнирами. Шарниры симметричны по отношению к центру несущего бруса, который снабжен также двумя вспомогательными колесами. Стойки вспомогательных колес смонтированы в отверстиях прямоугольного сечения вертикальных держателей, закрепленных по обе стороны от несущего бруса на горизонтальной поперечине, которая размещена асимметрично по отношению к центру несущего бруса и составляет между своей передней половиной и его короткой частью острый угол. На противоположном конце несущего бруса между вертикальным шарниром и колесом смонтирована горизонтальная консоль, снабженная на свободном конце крепежным устройством. Вспомогательные колеса имеют возможность для изменения высоты по отношению к несущему брусу, а плоскости их вращения не перпендикулярны плоскостям вращения основных колес. Раскос сницы, обращенный в сторону вспомогательных колес, соединен с ней посредством вертикального шарнира. Упрощается конструкция сцепки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 740 104 C1

Прицепная сцепка, включающая несущий брус, опирающийся на два перпендикулярных ему колеса, и сницу, представляющую собой перпендикулярную несущему брусу тягу с двумя раскосами, соединенными с несущим брусом вертикальными шарнирами, каждый из которых выполнен в виде двойной проушины с вертикальным штырем, при этом шарниры симметричны по отношению к центру несущего бруса, который снабжен также двумя вспомогательными колесами, отличающаяся тем, что стойки вспомогательных колес смонтированы в отверстиях прямоугольного сечения вертикальных держателей, закрепленных по обе стороны от несущего бруса на горизонтальной поперечине, которая размещена асимметрично по отношению к центру несущего бруса и составляет между своей передней половиной и его короткой частью острый угол, а на противоположном конце несущего бруса между вертикальным шарниром и колесом смонтирована горизонтальная консоль, снабженная на свободном конце крепежным устройством, причем вспомогательные колеса имеют возможность для изменения высоты по отношению к несущему брусу, а плоскости их вращения не перпендикулярны плоскостям вращения основных колес, при этом раскос сницы, обращенный в сторону вспомогательных колес, соединен с ней посредством вертикального шарнира.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2740104C1

ШИРОКОЗАХВАТНАЯ ПРУЖИННАЯ БОРОНА 2014
  • Геер Владимир Альбертович
  • Ильичев Александр Борисович
  • Геер Сергей Владимирович
RU2546176C1
Тракторная сцепка для борон 1958
  • Крылов Н.А.
  • Сафаров Р.Р.
  • Султанов М.С.
SU118420A1
Тракторная сцепка 1980
  • Землянский Борис Андреевич
  • Пантюхов Валентин Григорьевич
  • Ковалев Николай Иванович
  • Суворов Владимир Ильич
  • Хорунженко Валентин Ефимович
  • Колесников Юрий Николаевич
  • Панов Иван Михайлович
  • Беляев Евгений Александрович
  • Родичев Вячеслав Александрович
SU940670A1
Способ получения производных диарил [имидазолил-4(5)]карбинолов 1979
  • Тертов Борис Андреевич
  • Бессонов Виктор Владимирович
  • Кощиенко Юрий Владимирович
SU891664A1
DE 3937124 A1, 16.05.1991.

RU 2 740 104 C1

Авторы

Ожерельев Виктор Николаевич

Гринь Александр Михайлович

Ожерельева Марина Викторовна

Ожерельев Павел Викторович

Даты

2021-01-11Публикация

2020-07-22Подача