Подрельсовая прокладка Российский патент 2021 года по МПК E01B9/68 

Описание патента на изобретение RU2742441C1

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути на щебеночном основании и используется в качестве подрельсовой прокладки, устанавливаемой между подошвой рельса и подрельсовым основанием.

Известна подрельсовая нашпальная прокладка-амортизатор, содержащая несколько горизонтально расположенных слоев, образованных из разных материалов: основа выполнена из мягкой резины, верхняя часть и основание армированы прорезиненными тканевыми слоями, два крайних, противоположно расположенных тканевых слоя по обе стороны прокладки обрезинены смесью с добавкой порошкообразного сверхвысокомолекулярного полиэтилена. (Патент RU №2378439 С1, МПК Е01В 9/68, Е01В 9/54, опубл. 10.01.2010, бюл. №1).

Недостатком данного изобретения является отсутствие возможности снижения динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление с целью увеличения его усталостной долговечности.

Известна подрельсовая прокладка из многослойного упругого материала, включающая слои резины прямоугольной формы с кордом и рифлением по верхней поверхности резины в виде продольных и поперечных канавок со смещением относительно друг друга, причем верхние слои резины содержат корд из металлической проволоки, направление которой в смежных слоях выполнено под углом друг к другу, нижние слои прокладки содержат корд из текстиля с параллельным расположением нитей, а с торцов прокладки между верхними и нижними слоями резины введены элементы треугольной формы с увеличением сечения по направлению к торцу, причем слои резины выполнены симметрично изогнутыми от середины к краям. (Патент RU №2615606 С1, МПК Е01В 9/68, опубл. 05.04.2017, бюл. №10).

Недостатком данного изобретения является отсутствие возможности снижения динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление с целью увеличения его усталостной долговечности.

Известна подрельсовая амортизирующая прокладка, имеющая разную по своей поверхности жесткость, принятая за прототип, выполненная из эластичного материала и содержащая на верхней поверхности рифления в виде канавок, причем канавки имеют U-образную форму и расположены с двух сторон симметрично. Для сглаживания неравномерности, обусловленной невозможностью укладки шпал на одном уровне, и достижения равноупругости пути прокладка имеет более низкие показатели жесткости при накатывании колеса на шпалу и более высокие показатели в зоне опирания клемм на рельсы, что уменьшит рабочий ход клемм скрепления и увеличит их усталостную долговечность. (Патент RU №193955 U1, МПК Е01В 9/68, опубл. 21.11.2019, бюл. №33).

Недостатком данного изобретения является отсутствие возможности снижения динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление с целью увеличения его усталостной долговечности из-за равномерного распределения нагрузки от подошвы рельса на прокладку, что исключает целесообразность применения разной по поверхности прокладки жесткости.

Техническим результатом настоящего изобретения является конструкция подрельсовой прокладки, обеспечивающая возможность снижения динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление с целью увеличения его усталостной долговечности.

Указанный технический результат достигается тем, что подрельсовая прокладка, состоящая из слоев упругого материала разной жесткости, выполнена из двух слоев, причем верхний слой выполнен цельным из упругого материала меньшей жесткости, а нижний слой выполнен из упругого материала большей жесткости и в нижнем слое выполнены сквозные отверстия для их заполнения упругим материалом секторов верхнего слоя при увеличении нагрузки на рельс.

На фиг. 1 схематично изображена подрельсовая прокладка под нагрузкой P1 от колесной пары пассажирского вагона.

На фиг. 2 схематично изображена подрельсовая прокладка под нагрузкой Р2 от колесной пары груженого грузового вагона.

На фиг. 3 представлен график изменения амплитуды вертикального перемещения рельсового скрепления.

Подрельсовая прокладка состоит из слоев упругого материала разной жесткости, выполнена из двух слоев, причем верхний слой 1 выполнен цельным из упругого материала меньшей жесткости, а нижний слой 2 выполнен из упругого материала большей жесткости и в нижнем слое 2 выполнены сквозные отверстия 3 для их заполнения упругим материалом секторов 4 верхнего слоя 1 при увеличении нагрузки на рельс.

На фиг. 3 цифрой 5 обозначен график изменения амплитуды вертикального перемещения рельсового скрепления (на фиг. не показано) со штатной подрельсовой прокладкой, цифрой 6 - с патентуемой подрельсовой прокладкой.

Подрельсовая прокладка работает следующим образом. При воздействии колеса колесной пары пассажирского вагона (на фиг. не показано) на рельс в месте установки подрельсовой прокладки напряжения верхнего слоя 1 распределены почти равномерно за счет его жесткости, и амплитуда А вертикального перемещения рельсового скрепления (на фиг. не показано) будет минимальна (отрезок 0-Б фиг. 3), а амплитуда А вертикального перемещения рельсового скрепления со штатной подрельсовой прокладкой при тех же условиях будет больше (отрезок 0-В фиг. 3). При воздействии колеса колесной пары груженого грузового вагона (на фиг. не показано) на рельс в месте установки подрельсовой прокладки наступает момент, когда напряжения верхнего слоя 1 вырастают до такого значения, когда верхний слой 1 секторами 4 будет продавливаться в сквозные отверстия 3 нижнего слоя 2. При этом жесткость верхнего слоя 1 подрельсовой прокладки снизится за счет исключения из процесса передачи вертикальной нагрузки от рельса на шпалу площадей секторов 4, а рельсовое скрепление будет работать с амплитудой А вертикальных перемещений, как и со штатными подрельсовыми прокладками (отрезок 0-Г фиг. 3).

Таким образом, амплитуда вертикального перемещения рельсового скрепления с патентуемой подрельсовой прокладкой минимальна при проходе пассажирского вагона и соответствует амплитуде вертикальных перемещений рельсовых скреплений с штатной подрельсовой прокладкой при проходе груженого грузового вагона.

Данная конструкция подрельсовой прокладки позволяет обеспечить возможность снижения динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление с целью увеличения его усталостной долговечности.

Похожие патенты RU2742441C1

название год авторы номер документа
ПОДРЕЛЬСОВАЯ НАШПАЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА-АМОРТИЗАТОР 2008
  • Кисилева Лариса Александровна
  • Лазуткин Владимир Михайлович
  • Юрханов Владислав Борисович
  • Дариенко Ирина Николаевна
RU2378439C1
Подрельсовая прокладка 2015
  • Шакиров Радик Ильясович
  • Лашков Вячеслав Александрович
  • Вавилов Юрий Григорьевич
RU2615606C1
ПРОКЛАДКА-АМОРТИЗАТОР ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ 2010
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
  • Зубарев Андрей Михайлович
RU2451123C2
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ТОННЕЛЕ 2020
  • Смирнов Владимир Александрович
  • Крамской Борис Викторович
RU2733595C1
ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПРОКЛАДКА 1997
  • Иванов П.С.
  • Кулемин В.Н.
  • Малов Е.В.
  • Русин А.Н.
RU2121029C1
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ 2007
  • Бикбау Марсель Янович
  • Мирошников Алексей Иванович
  • Лёвин Борис Алексеевич
RU2352706C1
УПРУГАЯ ПРОКЛАДКА 2005
RU2287038C2
Безбалластный железнодорожный путь для грузопассажирского высокоскоростного движения и способ его сооружения 2020
  • Дорот Евгений Вячеславович
  • Романчева Татьяна Геннадьевна
  • Никитин Сергей Владимирович
  • Дорошкевич Антон Андреевич
RU2755804C1
ШПАЛА 2009
  • Стасюлевич Фердинанд Иренеушевич
  • Андреев Андрей Витальевич
  • Назаренко Владимир Анатольевич
RU2413047C1
ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РЕЛЬСА С РАСШИРИТЕЛЕМ ЕГО ПОДОШВЫ 2008
  • Нежданов Алексей Кириллович
  • Нежданов Кирилл Константинович
  • Кузьмишкин Алексей Александрович
RU2383488C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 742 441 C1

Реферат патента 2021 года Подрельсовая прокладка

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути. Подрельсовая прокладка состоит из двух слоев упругого материала разной жесткости. Верхний слой выполнен цельным из упругого материала меньшей жесткости. Нижний слой выполнен из упругого материала большей жесткости и имеет сквозные отверстия для их заполнения упругим материалом секторов верхнего слоя при увеличении нагрузки на рельс. Достигается снижение динамической циклической нагрузки на упругое рельсовое скрепление. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 742 441 C1

Подрельсовая прокладка, состоящая из слоев упругого материала разной жесткости, отличающаяся тем, что выполнена из двух слоев, причем верхний слой выполнен цельным из упругого материала меньшей жесткости, а нижний слой выполнен из упругого материала большей жесткости и в нижнем слое выполнены сквозные отверстия для их заполнения упругим материалом секторов верхнего слоя при увеличении нагрузки на рельс.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2742441C1

ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПРОКЛАДКА 1997
  • Иванов П.С.
  • Кулемин В.Н.
  • Малов Е.В.
  • Русин А.Н.
RU2121029C1
Машина для чесания волокнистых материалов, например, хлопка или штапельного волокна 1953
  • Алянчиков Л.Н.
SU99006A1
CN 208981031 U, 14.06.2019
US 3936661 A1, 03.02.1976
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПЕРЛИТНЫХ СТАЛЕЙ 2000
  • Гусаров В.И.
  • Слепоконь Ю.И.
  • Лысенко А.А.
  • Прозоров В.В.
  • Ряхин В.М.
RU2182192C1

RU 2 742 441 C1

Авторы

Панин Юрий Алектинович

Матях Дмитрий Игоревич

Панин Андрей Юрьевич

Храпова Ирина Витальевна

Дисветов Максим Леонидович

Даты

2021-02-05Публикация

2020-08-31Подача