Изобретение относится к конструкции бесстыкового железнодорожного пути, а именно к элементам рельсового скрепления.
Известна прокладка, устанавливаемая между подошвой рельса и подрельсовым основанием, представляющая собой прямоугольный лист из упругого материала, на двух противоположных сторонах которого выполнены вырезы для размещения крепежных элементов, а на двух других противолежащих сторонах прокладки верхние кромки срезаны под углом к нижней поверхности, образуя наклонные плоскости, сопрягающиеся с соответствующими боковыми поверхностями прокладки (1).
Известна также подрельсовая прокладка из упругого материала, взятая за прототип, верхняя поверхность которой выполнена плоской, а нижняя поверхность выполнена с выступами различной формы, причем выступы выполнены уменьшающимися по высоте от периметра к центру прокладки в продольном и поперечном направлениях (2).
Недостатком таких подрельсовых прокладок является то, что она целиком выполнена из резины, а верхняя поверхность прокладок выполнена плоской без рифления поверхности опирания "под рельс". Эти недостатки приводят к тому, что резиновая подрельсовая прокладка деформируется при эксплуатации от поездной нагрузки и полностью заполняет нишу рельсовой подкладки, в которой она размещена. Это приводит к тому, что атмосферная влага попадает в пространство между прокладкой и подошвой рельса, хорошо сохраняется в щели с малой поверхностью испарения и вызывает ускоренную коррозию основания подошвы рельса. Коррозии подошвы рельса под поездной нагрузкой приводит к образованию каверн с сеткой продольных и поперечных коррозионных трещин, по некоторым из которых развиваются поперечные усталостные трещины, которые в свою очередь приводят к излому рельсовой плети в пути под поездами (Изломы рельсов по дефектам 69 и 79).
Изобретение решает задачу по совершенствованию конструкции рельсового скрепления бесстыкового железнодорожного пути, в котором подрельсовая прокладка имеет меньшую остаточную деформацию и не заполняет полностью нишу подкладки при эксплуатации.
При попадании влаги под подошву рельса она по каналам отводится в сторону, а пространство под подошвой рельса проветривается для испарения оставшейся влаги, чем устраняются условия зарождения и развития коррозии по подошве рельса.
Предлагаемая подрельсовая прокладка имеет меньшую продольную и поперечную остаточную деформацию и при эксплуатации сохраняет первоначальные зазоры между прокладкой и ребордами подкладки, что способствует отводу воды в сторону и быстрому испарению оставшейся влаги под подошвой рельса.
Указанный технический результат достигается тем, что предлагаемая подрельсовая прокладка выполнена из нескольких слоев, по крайней мере не менее двух, состоящих из резины и обрезиненного корда, а сама подрельсовая прокладка имеет рифление по верхней поверхности. Рифление верхней поверхности прокладки может быть выполнено в виде продольных и поперечных канавок, в виде сквозных отверстий, в виде цилиндрических и конических выступов и так далее.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид подрельсовой прокладки, вид сбоку; на фиг. 2 - подрельсовая прокладка, вид сверху; на фиг. 3 - то же, вид спереди; на фиг. 4 - то же, вид снизу; на фиг. 5 и 6 представлены возможные варианты рифления верхней поверхности подрельсовых прокладок.
Подрельсовая прокладка 1 выполнена из нескольких слоев упругого материала, не менее двух, представляющих собой резину и резинокорд, или резину и резину с вяжущими добавками, причем верхняя поверхность 2 и нижняя поверхность 3 имеют рифление в виде поперечных канавок 4 и 5, которые могут иметь квадратное, прямоугольное или трапецеидальное поперечное сечение. Поперечные канавки 5 по нижней поверхности прокладки соединены между собой продольными канавками 6.
С двух противоположных сторон подрельсовая прокладка снабжена ребрами 7, расстояние между которыми несколько больше ширины рельсовой подкладки, а с двух других сторон прокладка снабжена фиксирующими упорами 8, закрепляющими прокладку 1 в нише металлической подкладки.
Рифление верхней поверхности подрельсовых прокладок может быть выполнено в виде квадратных или прямоугольных выступов 9, которые образуют продольные и поперечные канавки 10 с квадратным, или прямоугольным, или трапецеидальным поперечным сечением. Рифление может быть выполнено в виде цилиндрических или усеченно-конических выступов 11 со сферической головкой 12, которые также образуют поперечные и продольные каналы 10. Возможно рифление со сквозными отверстиями в прокладке с комбинацией различных канавок и выступов.
Подрельсовая прокладка 1 размещается в рельсовом скреплении под подошвой рельса в нише металлической рельсовой подкладки, причем упоры 8 обеспечивают зазор между подрельсовой прокладкой и ребордами металлической подкладки.
При эксплуатации железнодорожного пути атмосферная влага попадает под подошву рельса и через зазоры между прокладкой 1 и подкладкой стекает в продольные канавки 6, откуда уходит в сторону. Некоторая часть влаги попадает в пространство подошва рельса - подрельсовая прокладка и при проходе поездов выдавливается в поперечные канавки 4. Подрельсовая прокладка испытывает деформацию под каждой колесной парой с уменьшением объема продольных канавок 6 и поперечных канавок 4 и 5. При снятии нагрузки объем канавок увеличивается. Таким образом, при очередном нагружении и разгружении прокладки воздух совершает возвратно-поступательное перемещение в продольных и поперечных канавках, что обеспечивает быстрое удаление, проветривание и испарение влаги, попавшей под подошву рельса.
Предлагаемая подрельсовая прокладка с поперечными канавками при размещении в рельсовом скреплении использует подуклонку подрельсовых площадок железобетонных шпал, что облегчает отвод воды в сторону от зоны контакта подошвы рельса с подрельсовой прокладкой.
В связи с тем, что подрельсовая прокладка расположена между двумя металлическими деталями рельсового скрепления и воспринимает значительные нагрузки, то для снижения остаточных деформаций подрельсовая прокладка выполнена многослойной, где кроме слоев резины имеется слой резинкорда или слой резины с упрочняющими добавками.
Подрельсовые прокладки с другими видами рифления верхней поверхности, представленные в данном описании, работают аналогично и дают тот же эффект по отводу воды от подошвы рельса.
Таким образом, конструкция предлагаемой подрельсовой прокладки при ее размещении в рельсовом скреплении под подошвой рельса затрудняет попадание влаги на подрельсовую прокладку за счет улучшенного отвода воды в сторону.
Если же влага все-таки попадает под подошву рельса, то поперечные и продольные канавки обеспечивают ее сбор и отвод в сторону. Быстрое проветривание и испарение влаги под подошвой рельса достигается за счет периодической деформации подрельсовой прокладки и возвратно-поступательного перемещения воздуха под подошвой рельса.
Отвод влаги в сторону через зазоры между прокладкой и подкладкой, а также по продольным и поперечным канавкам, проветривание подошвы рельса и испарение влаги через систему канавок устраняют условия зарождения и развития коррозии по подошве рельса, замедляют появление и развитие коррозионных и усталостных трещин, что в итоге повышает рабочий ресурс рельсовых плетей по причине их усталостного разрушения. Введение слоя резинокорда в резиновую прокладку снижает ее остаточные деформации и увеличивает срок службы подрельсовых прокладок от капремонта пути до капремонта.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 587875, МКИ E 01 B 9/54.
2. Авторское свидетельство СССР N 323496, МКИ E 01 B 9/68.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕЛЬСОВОЕ КЛЕММНО-БОЛТОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ | 1997 |
|
RU2112823C1 |
РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ КБ-65 | 1998 |
|
RU2131954C1 |
Подрельсовая прокладка | 2015 |
|
RU2615606C1 |
РЕЛЬСОВОЕ КЛЕММНО-БОЛТОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ | 1996 |
|
RU2105095C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЗЛОМОВ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2153552C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ | 1999 |
|
RU2153551C1 |
ПРОКЛАДКА-АМОРТИЗАТОР ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2451123C2 |
ПОДРЕЛЬСОВАЯ НАШПАЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА-АМОРТИЗАТОР | 2008 |
|
RU2378439C1 |
СБОРНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1999 |
|
RU2155838C1 |
ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПРОКЛАДКА | 2005 |
|
RU2288314C1 |
Относится к конструкции железнодорожного пути, а именно к элементам рельсового скрепления. Подрельсовая прокладка выполнена из нескольких слоев упругого материала, по крайней мере из не менее двух слоев, состоящих из резины и резинокорда, причем верхняя и нижняя поверхности имеют рифления в виде поперечных канавок, которые могут иметь квадратное или трапецеидальное поперечное сечение. Поперечные канавки по нижней поверхности прокладки соединены между собой продольными канавками. С двух противоположных сторон прокладка снабжена ребрами, а с двух других - упорами для фиксации в нише металлической подкладки. Рифление верхней поверхности может быть в виде квадратных, или прямоугольных, или усеченно-конических выступов со сферическими головками, или в виде сквозных отверстий с комбинацией продольных и поперечных канавок. Решая задачу по совершенствованию конструкции рельсового скрепления, прокладка имеет меньшую остаточную деформацию. 5 з.п.ф-лы, 6 ил.
Подкладка | 1974 |
|
SU587875A3 |
ПОДРЕЛЬСОВАЯ ПРОКЛАДКА | 0 |
|
SU323496A1 |
Авторы
Даты
1998-10-27—Публикация
1997-12-18—Подача