Движительный комплекс плавучего средства Российский патент 2021 года по МПК B63H25/00 

Описание патента на изобретение RU2743261C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движительных комплексов, включающих как приводной двигатель, так и сам судовой движитель.

Известен движительный комплекс плавучего средства, содержащий приводной двигатель с двумя гребными винтами, установленными в гондоле на стойке обтекателей в сквозном канале (см. патент США №7789032, кл. 114/151, опубл. 07 сентября 2010 г.). Недостатком известной конструкции движительного комплекса является низкий к.п.д., обусловленный большими гидравлическими потерями в стойке обтекателей.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является движительный комплекс плавучего средства, включающий двигательно-движительный агрегат в виде неподвижной гондолы с размещенным в ней электрическим двигателем, содержащим статор и ротор, и ступицы с закрепленными на ней лопастями гребного винта, а также корпуса для размещения агрегата, в котором гондола соединена с этим корпусом силовыми элементами (см. патент РФ №2519610, МПК B63H 25/00, 2014 год). Недостатком известной конструкции движительного комплекса является повышенная сложность комплекса, обусловленная необходимостью введения узла для передачи крутящего момента с вала электродвигателя на ступицу гребного винта, что ведет к снижению к.п.д. комплекса, и повышенный уровень виброакустических колебаний, возникающих при его работе.

Цель настоящего изобретения - упрощение конструкции движительного комплекса, повышение егоКПД и снижение виброакустических колебаний.

Указанная цель достигается тем, что в известном движительном комплексе плавучего средства, включающего единый двигательно-движительный агрегат в виде неподвижной гондолы с размещенным в ней, по крайней мере, одним электрическим двигателем, содержащим статор и ротор, и ступицы с закрепленными на ней лопастями гребного винта, а также корпуса для размещения агрегата, в котором гондола соединена с этим корпусом силовыми элементами, в нем ротор электрического двигателя, установленный на наружной поверхности кольцевого статора, совмещен со ступицей, при этом, по крайней мере, один силовой элемент выполнен полым. Совмещение ротора электрического двигателя со ступицей позволяет исключить необходимость введения в конструкцию движительного комплекса узла для передачи крутящего момента с вала электродвигателя на ступицу гребного винта. Это существенно упрощает конструкцию движительного комплекса и соответственно повышает его КПД. Хотя бы один силовой элемент должен быть выполнен полым для передачи электроэнергии от внешнего источника к электрическому двигателю. Другие силовые элементы также могут быть выполнены пустотелыми, например, для передачи в гондолу смазывающих веществ или для прокладки кабелей регистрирующей аппаратуры.

Главный вид предлагаемой конструкции приведен на фигуре со следующими обозначениями:

1 - корпус движительного комплекса;

2 - гондола;

3 - лопасти гребного винта;

4 - силовые элементы;

5 - ротор электродвигателя;

6 - статор электродвигателя.

Предлагаемый движительный комплекс плавательного средства состоит из корпуса 1, в котором установлена гондола 2 с использованием силовых элементов 4. Количество этих элементов определяется прочностными требованиями к комплексу и необходимостью подведения внутрь гондолы электроэнергии и иных объектов. Допустим вариант с одним силовым элементом, выполненным в виде пилона, на котором подвешивается гондола 2. Внутри гондолы 2 размещен электродвигатель, состоящий из статора 6 и ротора 5, установленного на наружной поверхности статора 6. В этом случае ротор 5 выполняет роль ступицы гребного винта, на которой закреплены лопасти 3. На фигуре приведен вариант конструкции, когда в гондоле размещены два электрических двигателя, две ступицы, совмещенные с роторами 5 и два гребных винта с лопастями 3. Количество гребных винтов определяется тактико-техническими характеристиками разрабатываемого движительного комплекса, но в реальной конструкции количество гребных винтов варьируется в диапазоне от одного до пяти.

Движительный комплекс работает следующим образом. При включении электродвигателей (одного или нескольких) гребными винтами создается упор, обеспечивающий силу тяги для плавучего средства. Совмещение ступицы гребного винта с ротором электродвигателя существенно упрощает конструкцию движительного комплекса и повышает его КПД, а исключение из конструкции передаточных механизмом позволяет снизить уровень виброакустических колебаний, что обеспечивает малошумную работу движительного комплекса.

Похожие патенты RU2743261C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2017
  • Антонов Андрей Витальевич
  • Кулагин Юрий Александрович
RU2670341C1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 2017
  • Гельвер Федор Андреевич
RU2670364C1
СУДОВАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ С ДВУХВИНТОВЫМ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫМ МОДУЛЕМ С ДВИГАТЕЛЯМИ КОЛЬЦЕВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2012
  • Григорьев Андрей Владимирович
  • Глеклер Елена Алексеевна
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Зайнуллин Руслан Ринатович
RU2522733C1
ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2015
  • Вейконхеймо, Томи
RU2629812C1
СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГОНДОЛОЙ, УСТАНАВЛИВАЕМОЙ ПОД КОРПУСОМ СУДНА 2005
  • Годен Кристиан
RU2372246C2
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2583125C1
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ТИПА "ПОВОРОТНАЯ КОЛОНКА" 1996
  • Тогуняц А.Р.
  • Бедекер В.Ф.
RU2115588C1
СУДОВАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Штрамбранд Владимир Ильич
  • Григорьев Андрей Владимирович
  • Глеклер Елена Алексеевна
  • Тарица Георгий Васильевич
  • Суслов Александр Николаевич
  • Андрюшин Александр Владиславович
RU2519590C2
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ 2006
  • Соловьев Александр Петрович
  • Половинкин Валерий Николаевич
  • Турышев Борис Иванович
RU2323123C1
Комбинированный двигательно-движительный комплекс судна 2015
  • Бушковский Владимир Александрович
  • Ильин Вадим Петрович
  • Чалов Андрей Васильевич
  • Юрлов Владимир Михайлович
  • Кушнер Роман Игоревич
RU2617310C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 743 261 C1

Реферат патента 2021 года Движительный комплекс плавучего средства

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в конструкциях судовых движительных комплексов, включающих как приводной двигатель, так и сам судовой движитель. Движительный комплекс плавучего средства включает единый двигательно-движительный агрегат в виде неподвижной гондолы с размещенным в ней, по крайней мере, одним электрическим двигателем, содержащим статор и ротор, и ступицей с закрепленными на ней лопастями гребного винта, а также корпус для размещения агрегата, в котором гондола соединена с этим корпусом силовыми элементами. Ротор электрического двигателя, установленный на наружной поверхности кольцевого статора, совмещен со ступицей, при этом, по крайней мере, один силовой элемент выполнен полым. Достигается упрощение конструкции движительного комплекса, повышение его КПД и понижение виброакустических колебаний. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 743 261 C1

Движительный комплекс плавучего средства, включающий единый двигательно-движительный агрегат в виде неподвижной гондолы с размещенным в ней, по крайней мере, одним электрическим двигателем, содержащим статор и ротор, и ступицей с закрепленными на ней лопастями гребного винта, а также корпус для размещения агрегата, в котором гондола соединена с этим корпусом силовыми элементами, отличающийся тем, что ротор электрического двигателя, установленный на наружной поверхности кольцевого статора, совмещен со ступицей, при этом, по крайней мере, один силовой элемент выполнен полым.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2743261C1

ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 2012
  • Кушнир Александр Петрович
  • Авельчев Антон Евгеньевич
RU2519610C1
Движительный комплекс с кольцевым электродвигателем для подводных аппаратов большой автономности 2019
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Грызлова Елена Николаевна
  • Зверева Любовь Александровна
  • Трухин Яков Олегович
  • Аполлонов Евгений Михайлович
  • Клинцевич Вячеслав Юрьевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
RU2722873C1
US 1071042 A1, 26.08.1913
US 6062925 A1, 16.05.2000.

RU 2 743 261 C1

Авторы

Галайда Кирилл Александрович

Захаров Сергей Александрович

Горда Валентин Валерьевич

Соловьёва Яна Юрьевна

Даты

2021-02-16Публикация

2020-07-30Подача