Сверхпроводящее электромагнитное устройство Российский патент 2021 года по МПК B60L13/04 B61B13/08 

Описание патента на изобретение RU2746072C1

Изобретение относится к области электротехники и транспортного машиностроения и может быть использовано для создания систем левитации и боковой стабилизации магнитолевитационных транспортных средств.

Известно сверхпроводящее электромагнитное устройство, которое внедрено на магнитолевитационном транспортном средстве в Японии (Kazuo S. Technological Divelopment of the Superconducting magnetically Levitatid Train // Japanese Railway Engineering. 2008. №160. P. 2-5). Сверхпроводящее электромагнитное устройство состоит из одиночной сверхпроводящей электрической обмотки в коробчатом криостате.

Недостатками данного технического решения являются низкие энергетические характеристики: 1) одиночная сверхпроводящая электрическая обмотка обеспечивает выход в режим левитации при высокой скорости транспортного средства - на практике порядка 100 км/ ч; 2) имеют место повышенные магнитные поля рассеяния - более 40 мТл; 3) магнитные поля рассеяния вследствие высокой интенсивности трудно экранировать пассивными экранами из-за насыщения ферромагнитных элементов конструкции пассивного экрана; 4) активное экранирование, например, сверхпроводящими электрическими обмотками снижает магнитное поле в левитационном зазоре и одновременно создает собственные магнитные поля рассеяния высокой интенсивности; 5) для работы сверхпроводящей электрической обмотки активного магнитного экрана на борту транспортного средства требуется установка дополнительного криостата и мощность на захолаживание и криостатирование.

Известно сверхпроводящее электромагнитное устройство (RU 2566507, B60L 13/04; B60L 13/08, 27.10.2015), содержащее электрические обмотки, расположенные в криостате, причем часть электрических обмоток расположена в горизонтальной плоскости с зазором, равным полюсному шагу, вторая часть электрических обмоток расположена в зазорах между электрическими обмотками первой части таким образом, что они создают магнитные поля с магнитными моментами не коллинеарными магнитным моментам, создаваемым электрическими обмотками первой части, которое принято в качестве прототипа.

Это техническое решение имеет низкие энергетические характеристики, поскольку магнитные поля, создаваемые электрическими обмотками второй части не увеличивают магнитную индукцию в вертикальном направлении ввиду отсутствия вертикальной составляющей магнитной индукции поля, создаваемого электрическими обмотками первой части, что существенно снижает эффективность левитации (подвеса) транспортного средства.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение энергетической эффективности сверхпроводящего электромагнитного устройства за счет увеличения магнитной индукции в вертикальном направлении и снижения магнитных полей рассеяния.

Технический результат достигается тем, что сверхпроводящее электромагнитное устройство содержит сверхпроводящие электрические обмотки, расположенные в криостате, причем первая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена в горизонтальной плоскости с зазором, равным полюсному шагу, вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части так, что вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена попарно в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части таким образом, что они создают встречно направленные магнитные поля с магнитными моментами под острым углом к магнитным моментам, создаваемым сверхпроводящими электрическими обмотками первой части.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид сверхпроводящего электромагнитного устройства.

Сверхпроводящее электромагнитное устройство содержит криостат 1 со сверхпроводящими электрическими обмотками, при этом одна часть сверхпроводящих электрических обмоток 2 расположена в горизонтальной плоскости, а вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток 3 расположена попарно в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части 2 таким образом, чтобы создавать встречно направленные магнитные поля с магнитными моментами под острым углом к магнитным моментам, создаваемым сверхпроводящими электрическими обмотками первой части 2.

Сверхпроводящее электромагнитное устройство работает следующим образом. Выполняется захолаживание сверхпроводящего электромагнитного устройства. Для захолаживания сверхпроводящего электромагнитного устройства криостат 1 заполняется охлаждающей жидкостью, которая обеспечивает сверхпроводящим электрическим обмоткам 2, 3 сверхпроводящее состояние. В каждую сверхпроводящую электрическую обмотку 2, 3 заводится ток. Во время работы сверхпроводящего электромагнитного устройства обеспечивается его криостатирование. Основное магнитное поле в рабочем левитационном зазоре создают сверхпроводящие электрические обмотки первой части 2. Магнитный момент направлен вертикально. Поскольку сверхпроводящие электрические обмотки второй части 3 создают встречно направленные магнитные поля и магнитный момент направлен под острым углом к магнитному моменту сверхпроводящих электрических обмоток первой части 2, то наряду с горизонтальной составляющей магнитного момента имеется вертикальная составляющая магнитного момента, которая увеличивает вертикально направленный магнитный момент сверхпроводящих электрических обмоток первой части 2. При этом обеспечиваются малые магнитные поля рассеяния. В результате, по сравнению с прототипом, повышается энергетическая эффективность сверхпроводящего электромагнитного устройства.

Похожие патенты RU2746072C1

название год авторы номер документа
Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства 2016
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Морозова Евгения Игоревна
RU2647784C1
КАТАЛЬНАЯ ГОРА С МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2525796C1
МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС ИЗ ОБЪЕМНЫХ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВЕРХПРОВОДНИКОВ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Антонов Юрий Федоровичч
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Морозова Евгения Игоревна
RU2573431C1
СВЕРХПРОВОДЯЩАЯ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 2022
  • Терентьев Юрий Алексеевич
  • Суслов Дмитрий Алексеевич
  • Коледов Виктор Викторович
  • Карпухин Денис Александрович
  • Петров Александр Олегович
RU2782548C1
СВЕРХПРОВОДНИКОВОЕ ЛЕВИТАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2021
  • Антонов Юрий Фёдорович
RU2761157C1
Транспортная система 2016
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
RU2643900C1
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ПОДВЕСА И ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГНИТОЛЕВИТАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ С КОМБИНИРОВАННЫМ ПОДВЕСОМ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИМ В СООТВЕТСТВИИ С ТАКИМ СПОСОБОМ 2022
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Ламзин Евгений Анатольевич
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2782389C1
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЛЕВИТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2539304C2
ГИБРИДНЫЙ МАГНИТ БЕЗ ПОЛЕЙ РАССЕЯНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ МАГЛЕВ 2020
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Ламзин Евгений Александрович
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2743753C1
УСТРОЙСТВО МАГНИТНОЙ ЛЕВИТАЦИИ И ПОПЕРЕЧНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Занин Валентин Петрович
  • Корчагин Александр Дмитриевич
RU2523875C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 746 072 C1

Реферат патента 2021 года Сверхпроводящее электромагнитное устройство

Изобретение относится к магнитным подвескам для транспортных средств. Сверхпроводящее электромагнитное устройство содержит сверхпроводящие электрические обмотки, расположенные в криостате. Причем первая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена в горизонтальной плоскости с зазором, равным полюсному шагу. Вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена попарно в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части таким образом, что они создают встречно направленные магнитные поля с магнитными моментами под острым углом к магнитным моментам, создаваемым сверхпроводящими электрическими обмотками первой части. Технический результат изобретения заключается в повышении энергетической эффективности сверхпроводящего электромагнитного устройства. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 746 072 C1

Сверхпроводящее электромагнитное устройство, содержащее сверхпроводящие электрические обмотки, расположенные в криостате, причем первая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена в горизонтальной плоскости с зазором, равным полюсному шагу, вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части, отличающееся тем, что вторая часть сверхпроводящих электрических обмоток расположена попарно в зазорах между сверхпроводящими электрическими обмотками первой части таким образом, что они создают встречно направленные магнитные поля с магнитными моментами под острым углом к магнитным моментам, создаваемым сверхпроводящими электрическими обмотками первой части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2746072C1

Система магнитной левитации и боковой стабилизации магнитолевитационного транспортного средства 2016
  • Антонов Юрий Федорович
  • Зайцев Анатолий Александрович
  • Морозова Евгения Игоревна
RU2647784C1
СВЕРХПРОВОДЯЩЕЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ УСТРОЙСТВО, МАГНИТНЫЙ ПОДВЕС И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННЫЕ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ 2014
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Беляков Валерий Аркадьевич
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Коротков Владимир Александрович
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Ламзин Евгений Анатольевич
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Филатов Олег Геннадиевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2566507C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ УСТРОЙСТВО, ПУТЕПРОВОД И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СНАБЖЕННЫЕ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ 2014
  • Амосков Виктор Михайлович
  • Арсланова Дарья Николаевна
  • Белов Александр Вячеславович
  • Беляков Валерий Аркадьевич
  • Васильев Вячеслав Николаевич
  • Капаркова Марина Викторовна
  • Коротков Владимир Александрович
  • Кухтин Владимир Петрович
  • Ламзин Евгений Анатольевич
  • Ларионов Михаил Сергеевич
  • Михайлов Валерий Михайлович
  • Неженцев Андрей Николаевич
  • Родин Игорь Юрьевич
  • Сычевский Сергей Евгеньевич
  • Филатов Олег Геннадиевич
  • Фирсов Алексей Анатольевич
  • Шатиль Николай Александрович
RU2579416C1
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КРУПНОГАБАРИТНОГО И ТЯЖЕЛОВЕСНОГО ОБЪЕКТА И СПОСОБ ЕГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПОПЕРЕЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ 2008
  • Сундуков Евгений Юрьевич
RU2385239C1
WO 2015121507 A2, 20.08.2015.

RU 2 746 072 C1

Авторы

Антонов Юрий Федорович

Даты

2021-04-06Публикация

2020-08-19Подача