УСТРОЙСТВО ТОКОСЪЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2021 года по МПК B60L5/28 

Описание патента на изобретение RU2748044C1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токосъемным устройствам, и может быть использовано в системах токосъема скоростного электроподвижного состава.

Наиболее близким к заявленному является устройство токосъема транспортного средства, содержащее разнесенные по длине транспортного средства токоприемники, которые снабжены блоками регулирования контактного нажатия, связанными между собой посредством элементов задержки по времени, соединенными с датчиком скорости движения транспортного средства, при этом силовая электрическая цепь каждого токоприемника снабжена контактором, цепь управления которого связана с пультом машиниста, а контактор первого по ходу движения транспортного средства токоприемника выполнен нормально разомкнутым (А. с. №1276536 SU, МПК B60L 5/00. Устройство токосъема для транспортного средства / Сидоров О.А., Михеев В.П. (SU) // Бюл., 1986, №46).

К недостаткам известного устройства можно ухудшение качества токосъема из-за повышенного электрического износа контактного провода и токосъемных элементов токоприемников, возникающего в результате отрывов полозов токоприемников от контактного провода при движении электроподвижного состава с высокой скоростью, когда эффекта от используемых блоков регулирования контактного нажатия недостаточно. Отрывы возникают в контакте «полоз токоприемника - контактный провод» при высокой скорости движения электроподвижного состава из-за того, что каретки токоприемника не успевают реагировать на изменения высоты подъема контактного провода, и приводят к ухудшению контакта, в результате чего уменьшается количество точек соприкосновения полоза с контактным проводом, увеличивается переходное сопротивление в зоне контакта, а также возникает искрение между полозом токоприемника и контактным проводом, что приводит к повышенному уровню нагрева контактных поверхностей, образованию на них различных дефектов и уменьшению срока службы.

Предлагаемое устройство позволяет устранить указанные выше недостатки.

Целью изобретения является повышение качества токосъема.

Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве токосъема транспортного средства, содержащем разнесенные по длине транспортного средства токоприемники, которые снабжены блоками регулирования контактного нажатия, связанными между собой посредством элементов задержки по времени, соединенными с датчиком скорости движения транспортного средства, при этом силовая электрическая цепь каждого токоприемника снабжена контактором, цепь управления которого связана с пультом машиниста, а контактор первого по ходу движения транспортного средства токоприемника выполнен нормально разомкнутым, первый по ходу движения транспортного средства токоприемник оснащен блоком смазки контактного провода электропроводящим смазочным веществом с регулятором подачи, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения транспортного средства.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства токосъема транспортного средства.

Устройство токосъема транспортного средства содержит разнесенные по длине транспортного средства 1 токоприемники 2, которые снабжены блоками регулирования контактного нажатия 3, связанными между собой посредством элементов задержки по времени 4, соединенными с датчиком скорости движения 5 транспортного средства 1, при этом силовая электрическая цепь каждого токоприемника 2 снабжена контактором 6, цепь управления которого связана с пультом машиниста 7, а контактор 6 первого по ходу движения транспортного средства 1 токоприемника 2 выполнен нормально разомкнутым. При этом первый по ходу движения транспортного средства 1 токоприемник 2 оснащен блоком смазки контактного провода 8 электропроводящим смазочным веществом с регулятором подачи 9, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения 5 транспортного средства 1.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства 1 и поднятых токоприемниках машинист со своего пульта 7 с помощью контактора 6 устанавливает режим, при котором передний по ходу движения токоприемник 2 отключен от силовой электрической цепи. Таким образом, под нагрузкой работают все токоприемники, кроме первого, обеспечивая подачу электрической энергии от токоприемников 2, разнесенных по длине транспортного средства 1, к электрическим тяговым двигателям. Первый по ходу движения транспортного средства 1 токоприемник 2 в данном случае выполняет функции датчика нажатия или высотного положения полоза для остальных токоприемников.

При изменении высотного положения полоза первого по ходу движения транспортного средства 1 токоприемника 2 за счет блока регулирования контактного нажатия 3 происходит изменение положения полозов следующих за ним токоприемников. Элементы задержки по времени 4, которые связаны с датчиком скорости движения 5 транспортного средства 1, обеспечивают задержку срабатывания блоков регулирования контактного нажатия 3 второго и последующих токоприемников 2. Задержка по времени меняет свое значение в зависимости от скорости движения транспортного средства 1 в рассматриваемый момент времени, обеспечивая срабатывание блока регулирования контактного нажатия 3 второго токоприемника 2 непосредственно перед участком, на котором сработал первый по ходу движения транспортного средства 1 токоприемник 2. При равных расстояниях между соседними токоприемниками элементы задержки по времени 4 могут быть настроены одинаково.

При повышенных скоростях движения транспортного средства 1, когда воздействия блоков регулирования контактного нажатия 3 токоприемников 2 недостаточно для обеспечения качественного токосъема, датчик скорости движения 5 транспортного средства 1 посылает сигнал на вход регулятора подачи 9 электропроводящего смазочного вещества (например, жидкой графитовой смазки) от блока смазки контактного провода 8 в зону контакта, тем самым в зоне взаимодействия полозов следующих за первым токоприемником с контактным проводом создается более устойчивый скользящий контакт, при котором увеличивается количество точек соприкосновения с контактным проводом. Интенсивность подачи токопроводящего смазочного вещества для смазки контактных проводов увеличивается при росте скорости движения транспортного средства 1.

Использование предлагаемого устройства токосъема транспортного средства позволит повысить качество токосъема при высоких скоростях движения за счет уменьшения электрического износа контактных проводов и токосъемных элементов токоприемников, а также позволит увеличить их срок службы.

Похожие патенты RU2748044C1

название год авторы номер документа
Устройство токосъема для транспортного средства 1985
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михеев Виктор Петрович
SU1276536A1
ТОКОПРИЁМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Маслов Алексей Викторович
  • Авербух Максим Евгеньевич
  • Клименко Оксана Валерьевна
  • Куликова Юлия Вадимовна
RU2800163C1
УСТРОЙСТВО ТОКОСЪЕМА ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Сидоров О.А.
  • Михеев В.П.
  • Маслов Г.П.
  • Емельянов А.Г.
RU2025313C1
Токоприемник для электропоезда 2022
  • Рыков Анатолий Аркадьевич
  • Рыков Сергей Анатольевич
RU2778163C1
Токоприемник 1989
  • Поздняков Олег Иванович
SU1749072A1
УПРАВЛЯЕМЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ТРОЛЛЕЙБУСА И КОНТАКТНАЯ СЕТЬ 2006
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2346830C2
Токоприемник транспортного средства 1987
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михеев Виктор Петрович
SU1463544A1
ТОКОПРИЕМНИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Чертков Михаил Евгеньевич
RU2296063C1
ТОКОПРИЕМНИК С АКТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПОДВИЖНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2001
  • Моисеев В.И.
  • Плакс А.В.
  • Комарова О.А.
  • Флоринский В.Ю.
RU2201355C1
Токоприемник электроподвижного состава 1979
  • Хван Виталий Енгирович
SU870212A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 748 044 C1

Реферат патента 2021 года УСТРОЙСТВО ТОКОСЪЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к токоприёмникам транспортных средств. Устройство токосъема транспортного средства содержит разнесенные по длине транспортного средства токоприемники, которые снабжены блоками регулирования контактного нажатия, связанными между собой посредством элементов задержки по времени, соединенными с датчиком скорости движения транспортного средства. При этом силовая электрическая цепь каждого токоприемника снабжена контактором, цепь управления которого связана с пультом машиниста, а контактор первого по ходу движения транспортного средства токоприемника выполнен нормально разомкнутым. При этом первый по ходу движения транспортного средства токоприемник оснащен блоком смазки контактного провода электропроводящим смазочным веществом с регулятором подачи, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения транспортного средства. Технический результат изобретения заключается в повышении качества токосъема. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 748 044 C1

Устройство токосъема транспортного средства, содержащее разнесенные по длине транспортного средства токоприемники, которые снабжены блоками регулирования контактного нажатия, связанными между собой посредством элементов задержки по времени, соединенными с датчиком скорости движения транспортного средства, при этом силовая электрическая цепь каждого токоприемника снабжена контактором, цепь управления которого связана с пультом машиниста, а контактор первого по ходу движения транспортного средства токоприемника выполнен нормально разомкнутым, отличающееся тем, что первый по ходу движения транспортного средства токоприемник оснащен блоком смазки контактного провода электропроводящим смазочным веществом с регулятором подачи, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2748044C1

Устройство токосъема для транспортного средства 1985
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михеев Виктор Петрович
SU1276536A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА 1991
  • Сидоров О.А.
  • Ступаков С.А.
  • Михеев В.П.
RU2025317C1
0
  • Реджинальд Леонард Баллард Англи
  • Иностранна Фирма
  • Беркшайр Прингинг Компани Лтд
SU196660A1
EP 3238976 A1, 01.11.2017.

RU 2 748 044 C1

Авторы

Сидоров Олег Алексеевич

Филиппов Виктор Михайлович

Чертков Иван Евгеньевич

Смердин Сергей Николаевич

Михайлов Михаил Сергеевич

Даты

2021-05-19Публикация

2020-07-17Подача